8
Николо-Погореловская сельская библиотека-филиал № 23
Эколого-краеведческий клуб
«Добрый след»
Программа
по экологическому просвещению читателей
на 2019 год
Паспорт программы
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУК «Сафоновская РЦБС»
Название эко-краеведческого клуба: «Добрый след»
Адрес: 21556 Николо-Погорелое, ул. Днепровская, 13
Регулярность занятий-встреч: 1 раз в месяц
Количество участников: 8 человек
Проблема: Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к природе. Для решения этой проблемы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля, начиная с дошкольного возраста, необходимо овладевать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы поведение было экологически осмысленным. Экологическое образование и воспитание приобретает ведущую роль в решении проблем выживания человечества.
Обоснование необходимости программы
В настоящее время взаимоотношения человека и природы очень сложные и напряжённые. Мы ощущаем, как меняется наш климат, меньше остаётся чистых, нетронутых лесов, озёр и рек. Тяжело дышится от выхлопных газов на улицах наших городов. Мы постоянно слышим об озоновых дырах, о загрязнении мирового океана, о страшных последствиях радиационных катастроф. Люди встревожены и понимают, что природа не безгранична. Мы поднимаем и бьём тревогу, потому что в отношении с природой человек переступил нравственный рубеж.
Все мы – дети одного большого царства Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира. Экология учит понимать тонкие взаимоотношения в мире Природы, сохранять её, жить с ней в согласии с самого детства, раскрывая свои секреты от А до Я.
Возникла необходимость создания программы, направленной на становление начал экологической культуры, начиная с дошкольного возраста, через познание закономерностей природы.
Роль библиотеки в воспитании экологической грамотности и культуры неоспорима, поскольку она выполняет информационную, воспитательную, методическую функции. Библиотека располагает уникальными возможностями черпать экологические знания из книг, периодических изданий и других носителей информации.
Библиотека совершенствует свой справочный аппарат, создавая картотеки, продолжает пополнять тематические папки, подборки экологической тематики. Новые источники информации позволяют вносить разнообразие в традиционные формы работы библиотеки, в систему справочно-библиографического обслуживания.
Для продвижения экологической информации к читателю организуются книжные выставки, беседы, обзоры, громкие чтения, утренники, викторины, праздники, игры. Мероприятия развивают интерес к окружающему миру, ответственность за мир растений и животных, знакомят с правилами поведения в природе.
Библиотека может сыграть значительную роль в экологическом просвещении детей дошкольного возраста, где они могут получить широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни людей, увидеть красоту мира и родного края, научиться его любить и беречь.
Наша программа направлена на формирование экологической грамотности и культуры детей дошкольного возраста. Программа приурочена к Году экологии в Российской Федерации.
Основание для разработки
Цель программы: Формирование начал экологического сознания, экологической культуры детей дошкольного возраста, первоначальных практических навыков рационального природопользования, активной позиции через их приобщение к духовным ценностям природы и культуры.
Программа предусматривает решение следующих задач:
прививать детям навыки природоохранной деятельности, знакомить их с основами экологии;
формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, учить размышлять над экологическими проблемами;
расширять экологический кругозор;
пробуждать интерес к родной планете, своему краю, познакомить детей с экологическими проблемами своей малой родины.
привлекать к чтению книг экологической тематики;
способствовать развитию творческих способностей через участие в литературных конкурсах, конкурсах рисунков и поделок и др.;
воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, потребность в общении с природой.
Формы и методы
Выставки, часы информации, экологические конкурсы, викторины, акции, экологические сказки, игры, беседы, праздники, использование видео и аудиозаписей, электронной презентации.
Основные целевые группы, на которые направлена программа
Воспитанники дошкольной группы, младшие школьники, подростки , педагоги, , родители.
Инициатор программы
Николо-Погореловская сельская библиотека-филиал № 23
Партнеры в реализации программы
В тесном контакте с Николо-Погореловской сельской библиотекой-филиал № 23 сотрудничают:
МКОУ «Николо-Погореловская СОШ»
Николо-Погореловский СДК
Администрация Николо-Погореловского сельского поселения
Сроки реализации программы: январь-2018 г. – декабрь 2018 г.
Механизм реализации программы основывается на подготовке документации, планировании мероприятий, проводимых в его рамках, соотношении результатов реализации с целями и задачами программы.
I этап (предпрограммный): подготовка документации по программе.
II этап (практический): разработка комплекса мероприятий по программе. Реализация основных мероприятий.
III этап (итоговый): соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей работы Николо-Погореловской сельской библиотеки-филиала № 23 по экологическому просвещению и воспитанию детей.
IV этап (аналитический): обобщение опыта инновационной деятельности по программе.
Ожидаемые результаты программы
Совершенствование работы по экологическому воспитанию в Николо-Погореловской сельской библиотеке-филиале № 23
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.
Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Формирование положительного имиджа библиотеки.
Теоретическая значимость программы: теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в ней основные тенденции экологического просвещения и воспитания детей могут стать важным ориентиром для создания программ другими библиотечными системами в данной сфере.
Практическая значимость программы: предложенные формы и методы работы по экологического просвещению и воспитанию детей могут быть использованы библиотеками с целью повышения качества работы в этом направлении.
Куратор программы: библиотекарь Салимова М.Г.
Программа содержит три раздела мероприятий. Каждый раздел программы имеет свою цель.
Раздел 1. «Человек и природа». Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.
В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление детей с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.
Темы:
«Экологические опасности в окружающем мире» и «Экологическая безопасность в детском саду и дома, в природной среде: учусь предосторожности».
«Экономное потребление: учусь быть взрослым» (энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях).
Раздел 2. «Природа - вечный источник красоты». Главные задачи этого раздела - с помощью разнообразных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.
Темы:
Царство животных
Царство растений
Природные стихии
Раздел 3. «Милая Родина моя». Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.
План-график работ по Программе
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения |
1. | Подготовка документации по программе | До 01.01.2018 |
2. | Разработка комплекса мероприятий по программе | До 01.01.2018 |
3. | Пополнение книжного фонда, информационных ресурсов по экологическому просвещению и воспитанию | В течение всего срока |
Раздел 1. «Человек и природа» |
1.1. | Беседа «Земля - наш общий дом» Книжная выставка «Земля - наш общий дом» | Январь |
1.2. | Час размышления «Экологические опасности в окружающем мире» Книжная выставка «Чистая экология – здоровая жизнь» Экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки» | Февраль Февраль Март |
1.3. | Урок-предупреждение «Жалобная книга природы» Выставка, обзор «Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету» Конкурс рисунков «Природа просит о помощи» | Март |
Раздел 2. «Природа - вечный источник красоты» |
2.1. | Конкурс знатоков «По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?» | 04.10.2018 |
2.2. | Литературный час о творчестве К. Паустовского «С природой одной он жизнью дышал» | Ноябрь |
2.3. | Литературно-экологическая развлекательная программа «Забавы зимушки – Зимы» | Декабрь |
2.4. | Час информации «Что мы знаем о собаках?» Конкурс рисунков «Ребята о любимых зверятах» | Январь |
2.5. | Познавательный час «Живут на свете кошки» Выставка «Мордочка, хвост и четыре ноги» | Март |
2.6. | День птиц «На крыльях весну принесли» Выставка, обзор «Страна пернатых» | Апрель |
2.7. | Выставка цветов «Природы милое творенье» Урок-общение «Цветы - бесценный дар природы» Книжная выставка, игра «Щедрое лето» | Июнь |
2.8. | Экопутешествие «Деревья - украшение земли» (по книге В. Морозова «Рассказы о русском лесе») | Октябрь |
2.9. | Экологический праздник ко Дню Зиновия Синичкина «Синичкин день» | Ноябрь |
2.10. | Умные часы «Экологические уроки сороки Варвары» | Декабрь |
Раздел 3. «Милая Родина моя» |
3.1 | Акция по уборке мусора на участке «Жить приятней в чистоте» | Апрель 2018 |
3.2. | Лекарственный эко-час «Кладовая здоровья. Лекарственные травы Смоленского края» | Май 2018 |