МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Управление образования и молодежной политики
администрации Уссурийского городского округа
МБОУ "Гимназия № 29 г. Уссурийск" Уссурийского городского округа
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры гуманитарных наук ______________ Дружинина И.В. Протокол №2 от "14" сентября 2022 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ______________ Танская В.Л. от "14" сентября 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО директор ______________Нижник И.В. Приказ № 55-а от "14" сентября 2022 г. |
Рабочая программа
элективного курса
основного общего образования
«Активизации профессионального самоопределения»
для учащихся 8-х классов
Составитель: Танская Вера Леонидовна
педагог-психолог
Уссурийск 2022
Пояснительная записка
Выбор профессии может оказаться очень трудным для подростков, особенно для учащихся с низкой самооценкой и трудностями при обучении в школе. Однако каждый в душе надеется хорошо устроиться в жизни и найти любимое дело, а как этого добиться, многие плохо понимают.
Очень мало учащихся знают о мире профессий, как традиционных, так и новых. У современных школьников отсутствует представление о том, что же такое профессиональная пригодность, и они надеются, что их жизненный выбор может решить специалист-психолог. За этим стоит распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, не берется в расчет то, что интересы и пристрастия человека могут меняться в жизни очень часто.
Такая ситуация вызвала острую потребность создания программы для подростков по активизации профессионального самоопределения.
Главная цель программы: активизация размышлений учащихся над проблемами, связанными с выбором профессии.
Задачи:
Ознакомление подростков с миром профессий;
Диагностика личностных особенностей и анализ интересов учащихся;
Формирование активной позиции в выборе своей профессии, тренировка навыка постановки целей;
Создание благоприятного климата для самоопределения в будущей жизни.
При построении программы, мы опирались на следующие принципы:
- единства диагностики и коррекции;
- деятельностный принцип коррекции;
- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- опоры на разные уровни организации психических процессов;
- возрастания сложности;
- учета объема и степени разнообразия материала;
- учета эмоциональной окрашенности материала.
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Объем программы рассчитан на 34 часа работы по 40 минут раз в неделю.
Форма работы: индивидуально – групповая.
Условия проведения занятий:
- возрастной диапазон детей, участвующих в занятиях: от 14 до 16 лет;
- оптимальное число участников занятия: 5-7 человек;
- ведущая занятия – психолог;
- продолжительность каждого занятия: 40 минут.
Структура занятий: каждое занятие проводится в стандартной форме:
Ритуал приветствия
Разминка
Основное содержание
Ритуал прощания
Методы работы:
В ходе работы используются беседы, дискуссии, ролевые игры, поведенческие тренинги, лекционные объяснения, анализ ситуаций.
Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Всего уроков | Форма работы |
Ориентировочные занятия | 2 | Индивидуально-групповая |
1 | Вводное занятие | 1 | Индивидуально-групповая |
2 | Общение | 1 | Индивидуально-групповая |
Коррекционно-развивающие | 28 | Индивидуально-групповая |
3 | Кем быть? | 1 | Индивидуально-групповая |
4 | Мир профессий | 2 | Индивидуально-групповая |
5 | Мир профессий | | Индивидуально-групповая |
6 | Профессия и специальность | 2 | Индивидуально-групповая |
7 | Профессия и специальность | | Индивидуально-групповая |
8 | Анализ профессий | 1 | Индивидуально-групповая |
9 | Цепочка профессий | 1 | Индивидуально-групповая |
10 | Интересы и способности | 1 | Индивидуально-групповая |
11 | Тест интересов | 1 | Индивидуально-групповая |
12 | Мои предпочтения | 1 | Индивидуально-групповая |
13 | Мои способности | 1 | Индивидуально-групповая |
14 | Особенности внимания | 1 | Индивидуально-групповая |
15 | Память и ее значение | 1 | Индивидуально-групповая |
16 | Мышление и его особенности | 1 | Индивидуально-групповая |
17 | Профессия и творчество | 1 | Индивидуально-групповая |
18 | Темперамент и профессия | 1 | Индивидуально-групповая |
19 | Характер и эмоции | 1 | Индивидуально-групповая |
20 | Что спрятано за новым названием? | 1 | Индивидуально-групповая |
21 | Карьера | 1 | Индивидуально-групповая |
22 | Будь готов! | 2 | Индивидуально-групповая |
23 | Будь готов! | | Индивидуально-групповая |
24 | Перекресток | 2 | Индивидуально-групповая |
25 | Перекресток | | Индивидуально-групповая |
26 | Звездный час | 1 | Индивидуально-групповая |
27 | Взгляд в будущее | 2 | Индивидуально-групповая |
28 | Взгляд в будущее | | Индивидуально-групповая |
29 | Научиться ставить цели | 1 | Индивидуально-групповая |
30 | Итоговая игра «Перспектива» | 1 | Индивидуально-групповая |
Оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия | 2 | Индивидуально-групповая |
31 | Диагностика удовлетворенности предметом | 1 | Индивидуально-групповая |
32 | Заключительное занятие | 1 | Индивидуально-групповая |
Календарно – тематическое планирование занятий
№ | Тема | Методы и методики | Кол. часов | Предполагаемый результат |
Ориентировочные занятия | 2 | |
1 | Вводное занятие | Игра, беседа. | 1 | Создание доверительной обстановки; настрой на активную совместную работу. |
2 | Общение | Игра, беседа. | 1 | Создание доверительной обстановки; настрой на активную совместную работу; сообщение цели курса. |
Коррекционно-развивающие | 28 | |
3 | Кем быть? | Игра, беседа. | 1 | Активизация размышлений учащихся о мире профессий и о том, от чего зависит выбор профессии. |
4 | Мир профессий | Беседа, лекция, игра. | 1 | Ознакомление с миром профессий и классификацией профессий по предмету труда. |
5 | Мир профессий | Беседа, лекция, игра. | 1 | Ознакомление с миром профессий и классификацией профессий по предмету труда. |
6 | Профессия и специальность | Лекция, беседа, игра. | 1 | Информирование о многообразии профессионального труда и о понятиях профессия и специальность. |
7 | Профессия и специальность | Лекция, беседа, игра. | 1 | Информирование о многообразии профессионального труда и о понятиях профессия и специальность. |
8 | Анализ профессий | Лекция, беседа, игра. | 1 | Ознакомление учащихся со схемой профессий. |
9 | Цепочка профессий | Беседа, игра. | 1 | Выделение общего в различных видах трудовой деятельности. |
10 | Интересы и способности | Беседа, дискуссия, игра. | 1 | Активизация размышлений о том, что лежит в основе выбора профессии: способности человека или его интересы. |
11 | Тест интересов | Беседа, игра, диагностика. | 1 | Изучение предпочтений различных видов деятельности. |
12 | Мои предпочтения | Беседа, игра. | 1 | Изучение и интерпретация интересов учащихся. |
13 | Мои способности | Лекция, беседа, игра. | 1 | Формирование понятия о способностях и возможностях их формирования. |
14 | Особенности внимания | Лекция, беседа, игра. | 1 | Определение понятия «внимание» и изучение особенностей внимания учащихся |
15 | Память и ее значение | Лекция, беседа, игра. | 1 | Определение понятия «память» и изучение индивидуальных особенностей памяти учащихся. |
16 | Мышление и его особенности | Лекция, беседа, игра. | 1 | Определение понятия «мышление», изучение особенностей мышления у учащихся. |
17 | Профессия и творчество | Лекция, беседа, игра. | 1 | Определение понятия «творчество», развитие осознания о необходимости творчества в профессии. |
18 | Темперамент и профессия | Лекция, беседа, игра. | 1 | Формирование представления о предпочтении профессионального выбора при различных типах темперамента. |
19 | Характер и эмоции | Лекция, игра, беседа. | 1 | Определение понятия «характер» и формирование навыков саморегуляции. |
20 | Что спрятано за новым названием? | Лекция, беседа, игра. | 1 | Представление о мире новых профессий. |
21 | Карьера | Лекция, беседа, игра. | 1 | Определение понятия «карьера», развитие ценностно-нравственного самоопределения. |
22 | Будь готов! | Игра, беседа. | 1 | Активизация профессионального самоопределения. |
23 | Будь готов! | Игра, беседа. | 1 | Активизация профессионального самоопределения. |
24 | Перекресток | Игра, беседа. | 1 | Активизация профессионального самоопределения. |
25 | Перекресток | Игра, беседа. | 1 | Активизация профессионального самоопределения. |
26 | Звездный час | Игра, беседа. | 1 | Закрепление понятий и осознание личностного смысла профессиональной деятельности. |
27 | Взгляд в будущее | Игра, беседа. | 1 | Моделирование будущей жизни. |
28 | Взгляд в будущее | Игра, беседа. | 1 | Моделирование будущей жизни. |
29 | Научиться ставить цели | Беседа, диспут. | 1 | Формирование способности ставить цели, расставлять приоритеты. |
30 | Итоговая игра «Перспектива» | Игра, беседа. | 1 | Подведение итогов. |
Оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия | 1 | |
31 | Диагностика удовлетворенности предметом | Анкетирование | 1 | Изучение уровня эффективности курса |
32 | Заключительное занятие | Игра, беседа | 1 | Создание положительной обстановки, выводы по проделанной работе. |
Список литературы для педагогов и психологов
Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции/ О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 443с.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королшева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер,2008. – 304 с.
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении : практ. Пособие / Н.П. Слободяник. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 256с.
Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А. Аркадьев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 272с.
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.
Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб. – метод. Пособие. – М.: Глобус, 2006. – 256с.
Список литературы для родителей
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось – 89», 2007. – 272с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 4-е, стереотипное. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005. – 240с.
Орлова Т.Г. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 263с.
6