СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Активизации профессионального самоопределения»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень мало учащихся знают о мире профессий, как традиционных, так и новых. У современных школьников отсутствует представление о том, что же такое профессиональная пригодность, и они надеются, что их жизненный выбор может решить специалист-психолог. За этим стоит распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, не берется в расчет то, что интересы и пристрастия человека могут меняться в жизни очень часто.

Такая ситуация вызвала острую потребность создания программы для подростков по активизации профессионального самоопределения.

Главная цель программы: активизация размышлений учащихся над проблемами, связанными с выбором профессии.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Активизации профессионального самоопределения»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Приморского края

Управление образования и молодежной политики

администрации Уссурийского городского округа

МБОУ "Гимназия № 29 г. Уссурийск" Уссурийского городского округа



РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры гуманитарных наук

______________ Дружинина И.В.

Протокол №2

от "14" сентября 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР

______________ Танская В.Л.



от "14" сентября 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор

______________Нижник И.В.

Приказ № 55-а

от "14" сентября 2022 г.






Рабочая программа

элективного курса

основного общего образования

«Активизации профессионального самоопределения»

для учащихся 8-х классов






Составитель: Танская Вера Леонидовна


педагог-психолог











Уссурийск 2022

Пояснительная записка


Выбор профессии может оказаться очень трудным для подростков, особенно для учащихся с низкой самооценкой и трудностями при обучении в школе. Однако каждый в душе надеется хорошо устроиться в жизни и найти любимое дело, а как этого добиться, многие плохо понимают.

Очень мало учащихся знают о мире профессий, как традиционных, так и новых. У современных школьников отсутствует представление о том, что же такое профессиональная пригодность, и они надеются, что их жизненный выбор может решить специалист-психолог. За этим стоит распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, не берется в расчет то, что интересы и пристрастия человека могут меняться в жизни очень часто.

Такая ситуация вызвала острую потребность создания программы для подростков по активизации профессионального самоопределения.

Главная цель программы: активизация размышлений учащихся над проблемами, связанными с выбором профессии.

Задачи:

  • Ознакомление подростков с миром профессий;

  • Диагностика личностных особенностей и анализ интересов учащихся;

  • Формирование активной позиции в выборе своей профессии, тренировка навыка постановки целей;

  • Создание благоприятного климата для самоопределения в будущей жизни.

При построении программы, мы опирались на следующие принципы:

- единства диагностики и коррекции;

- деятельностный принцип коррекции;

- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

- опоры на разные уровни организации психических процессов;

- возрастания сложности;

- учета объема и степени разнообразия материала;

- учета эмоциональной окрашенности материала.

Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Объем программы рассчитан на 34 часа работы по 40 минут раз в неделю.

Форма работы: индивидуально – групповая.

Условия проведения занятий:

- возрастной диапазон детей, участвующих в занятиях: от 14 до 16 лет;

- оптимальное число участников занятия: 5-7 человек;

- ведущая занятия – психолог;

- продолжительность каждого занятия: 40 минут.

Структура занятий: каждое занятие проводится в стандартной форме:

  1. Ритуал приветствия

  2. Разминка

  3. Основное содержание

  4. Ритуал прощания

Методы работы:

В ходе работы используются беседы, дискуссии, ролевые игры, поведенческие тренинги, лекционные объяснения, анализ ситуаций.



Учебный план

п/п

Тема занятия

Всего уроков

Форма работы

Ориентировочные занятия

2

Индивидуально-групповая

1

Вводное занятие

1

Индивидуально-групповая

2

Общение

1

Индивидуально-групповая

Коррекционно-развивающие

28

Индивидуально-групповая

3

Кем быть?

1

Индивидуально-групповая

4

Мир профессий

2

Индивидуально-групповая

5

Мир профессий


Индивидуально-групповая

6

Профессия и специальность

2

Индивидуально-групповая

7

Профессия и специальность


Индивидуально-групповая

8

Анализ профессий

1

Индивидуально-групповая

9

Цепочка профессий

1

Индивидуально-групповая

10

Интересы и способности

1

Индивидуально-групповая

11

Тест интересов

1

Индивидуально-групповая

12

Мои предпочтения

1

Индивидуально-групповая

13

Мои способности

1

Индивидуально-групповая

14

Особенности внимания

1

Индивидуально-групповая

15

Память и ее значение

1

Индивидуально-групповая

16

Мышление и его особенности

1

Индивидуально-групповая

17

Профессия и творчество

1

Индивидуально-групповая

18

Темперамент и профессия

1

Индивидуально-групповая

19

Характер и эмоции

1

Индивидуально-групповая

20

Что спрятано за новым названием?

1

Индивидуально-групповая

21

Карьера

1

Индивидуально-групповая

22

Будь готов!

2

Индивидуально-групповая

23

Будь готов!


Индивидуально-групповая

24

Перекресток

2

Индивидуально-групповая

25

Перекресток


Индивидуально-групповая

26

Звездный час

1

Индивидуально-групповая

27

Взгляд в будущее

2

Индивидуально-групповая

28

Взгляд в будущее


Индивидуально-групповая

29

Научиться ставить цели

1

Индивидуально-групповая

30

Итоговая игра «Перспектива»

1

Индивидуально-групповая

Оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия

2

Индивидуально-групповая

31

Диагностика удовлетворенности предметом

1

Индивидуально-групповая

32

Заключительное занятие

1

Индивидуально-групповая











Календарно – тематическое планирование занятий

Тема

Методы и методики

Кол. часов

Предполагаемый результат

Ориентировочные занятия

2


1

Вводное занятие

Игра, беседа.

1

Создание доверительной обстановки; настрой на активную совместную работу.

2

Общение

Игра, беседа.

1

Создание доверительной обстановки; настрой на активную совместную работу; сообщение цели курса.

Коррекционно-развивающие

28


3

Кем быть?

Игра, беседа.

1

Активизация размышлений учащихся о мире профессий и о том, от чего зависит выбор профессии.

4

Мир профессий

Беседа, лекция, игра.

1

Ознакомление с миром профессий и классификацией профессий по предмету труда.

5

Мир профессий

Беседа, лекция, игра.

1

Ознакомление с миром профессий и классификацией профессий по предмету труда.

6

Профессия и специальность

Лекция, беседа, игра.

1

Информирование о многообразии профессионального труда и о понятиях профессия и специальность.

7

Профессия и специальность

Лекция, беседа, игра.

1

Информирование о многообразии профессионального труда и о понятиях профессия и специальность.

8

Анализ профессий

Лекция, беседа, игра.

1

Ознакомление учащихся со схемой профессий.

9

Цепочка профессий

Беседа, игра.

1

Выделение общего в различных видах трудовой деятельности.

10

Интересы и способности

Беседа, дискуссия, игра.

1

Активизация размышлений о том, что лежит в основе выбора профессии: способности человека или его интересы.

11

Тест интересов

Беседа, игра, диагностика.

1

Изучение предпочтений различных видов деятельности.

12

Мои предпочтения

Беседа, игра.

1

Изучение и интерпретация интересов учащихся.

13

Мои способности

Лекция, беседа, игра.

1

Формирование понятия о способностях и возможностях их формирования.

14

Особенности внимания

Лекция, беседа, игра.

1

Определение понятия «внимание» и изучение особенностей внимания учащихся

15

Память и ее значение

Лекция, беседа, игра.

1

Определение понятия «память» и изучение индивидуальных особенностей памяти учащихся.

16

Мышление и его особенности

Лекция, беседа, игра.

1

Определение понятия «мышление», изучение особенностей мышления у учащихся.

17

Профессия и творчество

Лекция, беседа, игра.

1

Определение понятия «творчество», развитие осознания о необходимости творчества в профессии.

18

Темперамент и профессия

Лекция, беседа, игра.

1

Формирование представления о предпочтении профессионального выбора при различных типах темперамента.

19

Характер и эмоции

Лекция, игра, беседа.

1

Определение понятия «характер» и формирование навыков саморегуляции.

20

Что спрятано за новым названием?

Лекция, беседа, игра.

1

Представление о мире новых профессий.

21

Карьера

Лекция, беседа, игра.

1

Определение понятия «карьера», развитие ценностно-нравственного самоопределения.

22

Будь готов!

Игра, беседа.

1

Активизация профессионального самоопределения.

23

Будь готов!

Игра, беседа.

1

Активизация профессионального самоопределения.

24

Перекресток

Игра, беседа.

1

Активизация профессионального самоопределения.

25

Перекресток

Игра, беседа.

1

Активизация профессионального самоопределения.

26

Звездный час

Игра, беседа.

1

Закрепление понятий и осознание личностного смысла профессиональной деятельности.

27

Взгляд в будущее

Игра, беседа.

1

Моделирование будущей жизни.

28

Взгляд в будущее

Игра, беседа.

1

Моделирование будущей жизни.

29

Научиться ставить цели

Беседа, диспут.

1

Формирование способности ставить цели, расставлять приоритеты.

30

Итоговая игра «Перспектива»

Игра, беседа.

1

Подведение итогов.

Оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия

1


31

Диагностика удовлетворенности предметом

Анкетирование

1

Изучение уровня эффективности курса

32

Заключительное занятие

Игра, беседа

1

Создание положительной обстановки, выводы по проделанной работе.















Список литературы для педагогов и психологов


  1. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции/ О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 443с.

  2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королшева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер,2008. – 304 с.

  3. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении : практ. Пособие / Н.П. Слободяник. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 256с.

  4. Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А. Аркадьев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 272с.

  5. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.

  6. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб. – метод. Пособие. – М.: Глобус, 2006. – 256с.


















Список литературы для родителей

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось – 89», 2007. – 272с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 4-е, стереотипное. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005. – 240с.

  3. Орлова Т.Г. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 263с.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!