Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных школ и может быть предложен для профильного обучения. Курс рассчитан на 34 часа (при одном часе в неделю). Процесс обучения строится на основе учебного пособия- Т.П.Суховой «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. Элективный бизнес – курс».
«Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка». (Примерные программы по иностранным языкам). Таким образом, иностранные языки способствуют развитию культуры общения и формированию экономического кругозора учащихся 10-х классов средствами немецкого языка. Данный элективный курс интересен тем, что немецкий язык здесь используется в своей прикладной функции, как составная часть другой предметной области (экономики), тем самым, готовя учащихся к будущей профессиональной деятельности, связанной со сферой экономики и финансов. Данный курс может быть использован в системе дополнительного школьного и внешкольного образования или на курсах делового немецкого языка для учащихся 9, 10, 11-х классов.
Цель курса
Основной целью данного элективного курса является формирование сверхбазового (углубленного) уровня коммуникативной компетенции учащихся в сфере повседневного и делового общения в устных и письменных формах.
Задачи курса
Обучающие задачи
Целенаправленное ознакомление учащихся с основами их предполагаемой профессиональной деятельности посредством расширения обязательными для изучения основ этой профессии материалами делового общения в устной и письменной формах в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, устройство на работу, деловая встреча, командировка, заказ билета и номера в гостинице, ресторан, магазин, ведение деловых переговоров, обсуждение и подписание контракта, коммерческая корреспонденция (письмо, факс, телекс, электронная почта, запрос, заказ, счет, рекламации и др.)
Формирование коммуникативных навыков учащихся в сфере делового общения во всех видах речевой деятельности – чтении, письме, переводе, аудировании, говорении:
умения работать в группах, вести дискуссию, излагать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы;
умения выбирать нужную информацию из разных источников, касающуюся детальной характеристики быта и деловой жизни в основных немецкоязычных странах;
анализировать, систематизировать и обобщать ее в соответствии с поставленной целью и задачами;
интерпретировать и логично излагать, соблюдая культуру письменной иноязычной речи.
3. Развитие умения пользоваться речевыми формулами,
грамматическими структурами и лексическими единицами в
соответствии с коммуникативными задачами.
4. Формирование у учеников интереса к изучению немецкого языка,
умения самостоятельно приобретать и применять на практике
полученные знания в рамках делового общения и ведения переписки
на немецком языке.
5. Создание у школьников мотивации для углубленного изучения
немецкого языка и достижения цели обучения.
6. Формирование интереса к профессиональному общению и
деятельности с целью осознанного профессионального
самоопределения.
7. Развитие умения ориентироваться в повседневном языковом
окружении и извлекать информацию вербального и невербального
характера: из газет, теле- и радиопрограмм, инструкций, объявлений.
8. Подготовка учащихся к освоению предмета на высоком уровне.
Воспитательные задачи
Формирование экономического кругозора и экономической культуры школьников, понимания сущности современных экономических явлений и воспитание качеств, помогающих эффективно трудиться.
Совершенствование культуры общения (устного и письменного) с различными целевыми направлениями и коммуникативными намерениями.
Развивающие цели
Развитие личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности в выполнении заданий.
Формирование потребности у учащихся в самопознании и саморазвитии.
Прогнозируемые результаты
Школьники учатся:
Понимать основное содержание аутентичных текстов, содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться на основе контекста, словообразования, сходства с родным языком
Разграничивать существенные и второстепенные факты при работе с чтением и аудированием текстов профессионального плана
Выражать свое отношение к поднятой проблеме
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
особенности экономических отношений в России и немецкоязычных странах;
о социокультурном портрете страны изучаемого языка в сопоставлении с родной культурой;
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оперировать изученной лексикой и применять грамматические структуры в ситуациях реального общения;
понимать и поддерживать беседу в рамках содержания изученных тем;
письменно излагать свои мысли согласно поставленной проблеме.
применять на практике общеучебные навыки и умения (умение работать в разных режимах, взаимодействовать, сотрудничать, владеть приемами самоконтроля)
грамотно пользоваться словарем, реферировать, аннотировать и конспектировать, составлять план
Продолжительность курса
Курс состоит из 12 тематических модулей, на которые отводится от 2 до 3 часов на каждый, начиная с первого полугодия в 10 классе. Курс рассчитан на 34 часа в год и предполагает изучение материала по одному часу в неделю.
Содержание курса
Содержание профильно-ориентированного обучения немецкому языку в рамках социально - экономического профиля составляет процесс формирования коммуникативной компетенции требуемого уровня. Результатом ее формирования являются навыки в основных видах речевой деятельности: говорении, чтении, письме, аудировании, переводе.
Содержание экономического профиля отражает тематику и сферы общения, наиболее значимые для формирования необходимых предметно - и профессионально-направленных речевых навыков, а также общеэкономических знаний при обучении немецкому языку.
Элективный курс «Деловой немецкий » предусматривает формирование и совершенствование языковых и речевых умений в типичных ситуациях делового общения.
Формы проведения занятий:
- уроки практики делового общения и ведения переписки на немецком языке;
- уроки - ролевые игры;
- уроки – пресс- конференции;
- посещение торгового предприятия, составление презентации и защита проектов по итогам экскурсии.
Формы контроля
- проверка лексики по изучаемой теме;
- тестирование;
- составление и проигрывание ситуаций по основным темам курса;
- оформление деловой документации;
- устная презентация темы с последующим обсуждением;
- защита проектов.
Учебно-тематический план
Урок | Тема | Количество часов |
1 | Die Visitkarte eines Geschäftsmannes Визитка бизнесмена | 3 |
2 | Die Bewerbung um die Arbeitsstelle Устройство на работу | 3 |
3 | Die Dienstreise Командировка | 3 |
4 | Die Ankunft Прибытие в страну | 3 |
5 | Der Alltag und der Service Быт и сервис | 3 |
6 | Die Besuchung einer Firma На фирме | 3 |
7 | Die Geschäftsleute in Deutschland Деловые люди в Германии | 3 |
8 | Die Freizeit und Hobby Свободное время и хобби | 2 |
9 | Das Geld Деньги | 3 |
10 | Der Vertrag Контракт | 2 |
11 | Die Vorbereitung auf die Abfahrt Подготовка к отъезду | 2 |
12 | Die Reklamation und die Ansprüche Рекламация и претензии | 2 |
13 | Заключительные занятия | 2 |
Итого | | 34 часа |
Содержание программы
Тема № 1. Die Visitkarte eines Geschäftsmannes
Визитка бизнесмена
Введение в ситуацию общения. Ролевая игра по диалогам этикетного характера.
1.1 Деловое общение на темы: знакомство, встреча в аэропорту, в офисе, в
машине; профессии, приветствия, благодарности, прощание, формы
обращения.
Введение новых лексических единиц по теме.
1.2 Лингвокоммерческий комментарий.
Классификация типов взаимоотношений в организациях.
Наиболее распространенные фразы, повседневные формы обращения
в немецкоязычных странах (приветствия, прощание, благодарности и
ответы на них, вопросы о профессии, должности и имени человека,
вопросы о месте работы и месте жительства человека)
1.3 Грамматический комментарий.
Порядок слов в немецком предложении. Имя существительное.
Артикли. Практическое использование лексики урока.
Тема № 2. Die Bewerbung um die Arbeitsstelle
Устройство на работу.
Анкета, порядок устройства на работу в Германии. Требования к менеджеру.
2.1 Диалог. Собеседование с работодателем.
2.2 Лингвокоммерческий комментарий.
Пример анкеты.
Пример написания автобиографии.
Письменный отказ от предложенной работы. Резюме
2.3 Лингвострановедческий комментарий.
Что нужно и что не нужно делать в поисках работы
Тема № 3 Die Dienstreise
Командировка
Телефонный разговор с компанией, заказ места в гостинице, покупка
билета на самолет. Факс, электронная почта. Сокращения в деловой
корреспонденции. Глобальная компьютерная сеть Internet
3.1 Диалогическая речь. Телефонный разговор с немецкой компанией.
Использование разговорных клише в ситуации общения.
Новые лексические единицы по теме.
3.2 Лингвокоммерческий комментарий.
Современные средства передачи информации: факс, электронная почта.
Список основных сокращений, используемых в деловой
корреспонденции.
3.3 Лингвострановедческий комментарий.
Структура делового письма.
Тема № 4. Die Ankunft
Прибытие в страну
Таможенный и паспортный контроль, в аэропорту, на вокзале, расписание, городской транспорт.
4.1 Диалогическая речь (в аэропорту, у стола таможенного и паспортного
контроля, поездка в автобусе, общение с водителем, на вокзале).
Лексические единицы по теме.
4.2 Лингвокоммерческий комментарий.
Надписи и объявления (аэропорт, таможня, в городе, дорожные указатели, виды городского транспорта)
4.3 Грамматический комментарий.
Предлоги (предлоги места, направления, времени)
Тема № 5 Der Alltag und der Service
Быт и сервис.
Гостиничный сервис, питание, рестораны, закусочные. Письмо - запрос.
5.1 Диалогическая речь. В гостинице, в ресторане.
5.2. Лингвокоммерческий комментарий.
Письмо-запрос. Образец письма – запроса. Клише и выражения писем - запросов.
5.3 Лингвострановедческий комментарий.
Гостиничный сервис.
Питание. Рестораны. Закусочные.
Тема № 6. Die Besuchung einer Firma
На фирме.
Знакомство с фирмой, обсуждение планов дальнейшей работы, дух
организации. Формы организации бизнеса. Письмо - предложение.
6.1 Диалогическая речь. Ведение переговоров.
6.2 Лингвокоммерческий комментарий.
Письмо – предложение. Образец письма – предложения. Клише и выражения письма - предложения.
Дух организации.
6.3 Лингвострановедческий комментарий.
Формы организации бизнеса.
Индивидуальное предпринимательство.
Товарищество.
Корпорация.
Тема № 7. Die Geschäftsleute in Deutschland
Деловые люди в Германии
Подготовка и порядок проведения пресс-конференции.
7.1 Диалогическая речь.
7.2 Лингвокоммерческий комментарий.
Заказ. Подтверждение и отклонение заказов.
Образец заказа.
Клише и выражения писем - заказов.
Клише и выражения писем - подтверждений заказов
7.3 Лингвострановедческий комментарий.
Виды компаний в Германии.
Товарищества.
Компании с ограниченной ответственностью и совместные
Предприятия.
Аббревиатуры, включаемые в названия компаний с ограниченной
ответственностью, в различных странах мира.
Тема № 8. Die Freizeit und Hobby
Свободное время и хобби
Как немцы проводят свободное время, отпуск, каникулы, сколько они тратят на свое хобби?
8.1 Диалогическая речь.
8.2 Лингвокоммерческий / лингвострановедческий комментарий.
Увеличение отпуска и уменьшение рабочей недели в ФРГ
Тема № 9. Das Geld
Деньги
Формы оплаты, денежные средства, валюты. Платеж как важнейшее звено внешнеторговой операции. Письма об оплате и письма - напоминания. Денежные средства в Германии.
9.1 Диалогическая речь.
теме.
Платеж как важнейшее звено внешнеторговой операции.
Пример аккредитива. Пример инструкции о переводе аккредитива.
9.2 Письма о платежах и письма – напоминания. Пример письма - напоминания об оплате.
Напоминание и продление кредита.
9.3 Лингвострановедческий комментарий.
Денежные единицы в Германии
Тема № 10. Der Vertrag
Контракт.
Предмет контракта, сроки поставки, условия оплаты, отгрузочная документация, гарантии, упаковка и маркировка, страхование, санкции, форс - мажор, арбитраж.
10.1 Условия контракта.
10.2 Лингвокоммерческий и лингвострановедческий комментарий.
Базисные условия поставки, используемые при заключении
контрактов.
Различия в русской и немецкой деловой терминологии
Тема № 11. Die Vorbereitung auf die Abfahrt
Подготовка к отъезду.
Изменение заказа, сборы домой, магазины. Встречный заказ. Отзыв заказа. Изменение условий. Поглощение фирмы. Защита прав потребителей
11.1 Диалогическая речь.
11.2 Лингвокоммерческий и лингвострановедческий комментарии.
Встречный запрос. Отзыв заказа. Изменение условий.
Клише и выражения письма - отзыва заказа.
Поглощение фирм.
Магазины.
Защита прав потребителя.
Тема № 12. Die Reklamation und die Ansprüche
Рекламация и претензии
Претензии и жалобы: недопоставка, задержка в поставке, нарушение условий контракта. Письмо - рекламация и ответ на него. Малый бизнес в Германии
12.1 Диалогическая речь. Телефонный разговор.
12.2 Лингвокоммерческий комментарий.
Письмо - рекламация. Ответ на письмо – рекламацию. Образец письма - рекламации. Образец ответа. Клише и выражения писем - рекламаций.
Малый бизнес в Германии
Тема № 13. Презентация виртуальной фирмы, составление портфолио фирмы, ее персонала и продукта производства этой фирмы.
Заключительные занятия.
14.1 Творческий проект.
14.2 Деловая игра.
Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса
Основная литература.
1Немецкий язык.10-11 классы: элективный бизнес-курс/авт.-сост. Т.П. Сухова.-Волгоград: Учитель, 2007
2. Немецкий язык. Профильный уровень: Примерные программы по иностранным языкам. М., МИОО, 2005 год
Дополнительная литература
3. Н.Ф.Бориско. Бизнес-курс немецкого языка. Киев,2000
4.Е.И.Гутрова, И.А.Сухова. Немецкий язык сегодня и завтра. М. Просвещение,2000.
5. Л. Антонова и др.Hallo, Nachbarn, ч.1 Eschborn,1997.
6. Л. Антонова и др.Hallo,Nachbarn, ч.2 Eschborn,1997.
7. Deutsch-warum nicht?, Bonn, 1998.
8. Иностранные языки в школе. №2, 1989.
9. Иностранные языки в школе. №5, 2000.
10. . Иностранные языки в школе. №3, 2003.
Обеспечение учебными и вспомогательными материалами:
Справочная и учебная литература, имеющаяся в учебном кабинете
Видеофрагменты и аудиозаписи для иллюстрации общения
Раздаточный материал
Грамматические таблицы, карта Германии
Тесты и тестовые задания
Перечень оборудования: компьютер, диапроектор, магнитофон.