СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Деловой немецкий"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Деловой немецкий"»







Пояснительная записка



Данный элективный курс предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных школ и может быть предложен для профильного обучения. Курс рассчитан на 34 часа (при одном часе в неделю). Процесс обучения строится на основе учебного пособия- Т.П.Суховой «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. Элективный бизнес – курс».

«Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка». (Примерные программы по иностранным языкам). Таким образом, иностранные языки способствуют развитию культуры общения и формированию экономического кругозора учащихся 10-х классов средствами немецкого языка. Данный элективный курс интересен тем, что немецкий язык здесь используется в своей прикладной функции, как составная часть другой предметной области (экономики), тем самым, готовя учащихся к будущей профессиональной деятельности, связанной со сферой экономики и финансов. Данный курс может быть использован в системе дополнительного школьного и внешкольного образования или на курсах делового немецкого языка для учащихся 9, 10, 11-х классов.



Цель курса



Основной целью данного элективного курса является формирование сверхбазового (углубленного) уровня коммуникативной компетенции учащихся в сфере повседневного и делового общения в устных и письменных формах.



Задачи курса



Обучающие задачи

  1. Целенаправленное ознакомление учащихся с основами их предполагаемой профессиональной деятельности посредством расширения обязательными для изучения основ этой профессии материалами делового общения в устной и письменной формах в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, устройство на работу, деловая встреча, командировка, заказ билета и номера в гостинице, ресторан, магазин, ведение деловых переговоров, обсуждение и подписание контракта, коммерческая корреспонденция (письмо, факс, телекс, электронная почта, запрос, заказ, счет, рекламации и др.)

  2. Формирование коммуникативных навыков учащихся в сфере делового общения во всех видах речевой деятельности – чтении, письме, переводе, аудировании, говорении:

  • умения работать в группах, вести дискуссию, излагать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы;

  • умения выбирать нужную информацию из разных источников, касающуюся детальной характеристики быта и деловой жизни в основных немецкоязычных странах;

  • анализировать, систематизировать и обобщать ее в соответствии с поставленной целью и задачами;

  • интерпретировать и логично излагать, соблюдая культуру письменной иноязычной речи.

3. Развитие умения пользоваться речевыми формулами,

грамматическими структурами и лексическими единицами в

соответствии с коммуникативными задачами.

4. Формирование у учеников интереса к изучению немецкого языка,

умения самостоятельно приобретать и применять на практике

полученные знания в рамках делового общения и ведения переписки

на немецком языке.

5. Создание у школьников мотивации для углубленного изучения

немецкого языка и достижения цели обучения.

6. Формирование интереса к профессиональному общению и

деятельности с целью осознанного профессионального

самоопределения.

7. Развитие умения ориентироваться в повседневном языковом

окружении и извлекать информацию вербального и невербального

характера: из газет, теле- и радиопрограмм, инструкций, объявлений.

8. Подготовка учащихся к освоению предмета на высоком уровне.

Воспитательные задачи

  1. Формирование экономического кругозора и экономической культуры школьников, понимания сущности современных экономических явлений и воспитание качеств, помогающих эффективно трудиться.

  2. Совершенствование культуры общения (устного и письменного) с различными целевыми направлениями и коммуникативными намерениями.

Развивающие цели

  1. Развитие личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности в выполнении заданий.

  2. Формирование потребности у учащихся в самопознании и саморазвитии.



Прогнозируемые результаты

Школьники учатся:

  • Понимать основное содержание аутентичных текстов, содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться на основе контекста, словообразования, сходства с родным языком

  • Разграничивать существенные и второстепенные факты при работе с чтением и аудированием текстов профессионального плана

  • Выражать свое отношение к поднятой проблеме



К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  1. особенности экономических отношений в России и немецкоязычных странах;

  2. о социокультурном портрете страны изучаемого языка в сопоставлении с родной культурой;



К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. оперировать изученной лексикой и применять грамматические структуры в ситуациях реального общения;

  2. понимать и поддерживать беседу в рамках содержания изученных тем;

  3. письменно излагать свои мысли согласно поставленной проблеме.

  4. применять на практике общеучебные навыки и умения (умение работать в разных режимах, взаимодействовать, сотрудничать, владеть приемами самоконтроля)

  5. грамотно пользоваться словарем, реферировать, аннотировать и конспектировать, составлять план



Продолжительность курса

Курс состоит из 12 тематических модулей, на которые отводится от 2 до 3 часов на каждый, начиная с первого полугодия в 10 классе. Курс рассчитан на 34 часа в год и предполагает изучение материала по одному часу в неделю.



Содержание курса



Содержание профильно-ориентированного обучения немецкому языку в рамках социально - экономического профиля составляет процесс формирования коммуникативной компетенции требуемого уровня. Результатом ее формирования являются навыки в основных видах речевой деятельности: говорении, чтении, письме, аудировании, переводе.

Содержание экономического профиля отражает тематику и сферы общения, наиболее значимые для формирования необходимых предметно - и профессионально-направленных речевых навыков, а также общеэкономических знаний при обучении немецкому языку.

Элективный курс «Деловой немецкий » предусматривает формирование и совершенствование языковых и речевых умений в типичных ситуациях делового общения.



Формы проведения занятий:



- уроки практики делового общения и ведения переписки на немецком языке;

- уроки - ролевые игры;

- уроки – пресс- конференции;

- посещение торгового предприятия, составление презентации и защита проектов по итогам экскурсии.



Формы контроля



- проверка лексики по изучаемой теме;

- тестирование;

- составление и проигрывание ситуаций по основным темам курса;

- оформление деловой документации;

- устная презентация темы с последующим обсуждением;

- защита проектов.





















Учебно-тематический план



Урок

Тема

Количество часов


1

Die Visitkarte eines Geschäftsmannes

Визитка бизнесмена


3


2

Die Bewerbung um die Arbeitsstelle

Устройство на работу


3


3

Die Dienstreise

Командировка


3


4

Die Ankunft

Прибытие в страну



3


5

Der Alltag und der Service

Быт и сервис


3


6

Die Besuchung einer Firma

На фирме


3


7


Die Geschäftsleute in Deutschland

Деловые люди в Германии


3


8


Die Freizeit und Hobby

Свободное время и хобби


2


9


Das Geld

Деньги


3


10


Der Vertrag

Контракт


2


11


Die Vorbereitung auf die Abfahrt

Подготовка к отъезду


2


12


Die Reklamation und die Ansprüche

Рекламация и претензии


2


13


Заключительные занятия


2


Итого



34 часа



Содержание программы



Тема № 1. Die Visitkarte eines Geschäftsmannes

Визитка бизнесмена



Введение в ситуацию общения. Ролевая игра по диалогам этикетного характера.

1.1 Деловое общение на темы: знакомство, встреча в аэропорту, в офисе, в

машине; профессии, приветствия, благодарности, прощание, формы

обращения.

  • Языковой комментарий.

Введение новых лексических единиц по теме.

1.2 Лингвокоммерческий комментарий.

Классификация типов взаимоотношений в организациях.

  • Лингвострановедческий комментарий.

Наиболее распространенные фразы, повседневные формы обращения

в немецкоязычных странах (приветствия, прощание, благодарности и

ответы на них, вопросы о профессии, должности и имени человека,

вопросы о месте работы и месте жительства человека)

1.3 Грамматический комментарий.

Порядок слов в немецком предложении. Имя существительное.

Артикли. Практическое использование лексики урока.

  • Оформление визитной карточки.



Тема № 2. Die Bewerbung um die Arbeitsstelle

Устройство на работу.



Анкета, порядок устройства на работу в Германии. Требования к менеджеру.

2.1 Диалог. Собеседование с работодателем.

  • Языковой комментарий. Новые лексические единицы по теме.

2.2 Лингвокоммерческий комментарий.

Пример анкеты.

Пример написания автобиографии.

Письменный отказ от предложенной работы. Резюме

2.3 Лингвострановедческий комментарий.

Что нужно и что не нужно делать в поисках работы



Тема № 3 Die Dienstreise

Командировка



Телефонный разговор с компанией, заказ места в гостинице, покупка

билета на самолет. Факс, электронная почта. Сокращения в деловой

корреспонденции. Глобальная компьютерная сеть Internet

3.1 Диалогическая речь. Телефонный разговор с немецкой компанией.

Использование разговорных клише в ситуации общения.

  • Языковой комментарий.

Новые лексические единицы по теме.

3.2 Лингвокоммерческий комментарий.

Современные средства передачи информации: факс, электронная почта.

Список основных сокращений, используемых в деловой

корреспонденции.

3.3 Лингвострановедческий комментарий.

Структура делового письма.

  • Практика. Глобальная компьютерная сеть Internet.



Тема № 4. Die Ankunft

Прибытие в страну

Таможенный и паспортный контроль, в аэропорту, на вокзале, расписание, городской транспорт.

4.1 Диалогическая речь (в аэропорту, у стола таможенного и паспортного

контроля, поездка в автобусе, общение с водителем, на вокзале).

  • Языковой комментарий.

Лексические единицы по теме.

4.2 Лингвокоммерческий комментарий.

Надписи и объявления (аэропорт, таможня, в городе, дорожные указатели, виды городского транспорта)

4.3 Грамматический комментарий.

Предлоги (предлоги места, направления, времени)

  • Практика. Тесты. Активизация лексических и грамматических единиц в ситуациях реального общения.



Тема № 5 Der Alltag und der Service

Быт и сервис.



Гостиничный сервис, питание, рестораны, закусочные. Письмо - запрос.

5.1 Диалогическая речь. В гостинице, в ресторане.

  • Языковой комментарий. Лексические единицы по теме.

5.2. Лингвокоммерческий комментарий.

Письмо-запрос. Образец письма – запроса. Клише и выражения писем - запросов.

5.3 Лингвострановедческий комментарий.

Гостиничный сервис.

Питание. Рестораны. Закусочные.

  • Практика. Использование лексических единиц в ситуациях реального общения.



Тема № 6. Die Besuchung einer Firma

На фирме.



Знакомство с фирмой, обсуждение планов дальнейшей работы, дух

организации. Формы организации бизнеса. Письмо - предложение.

6.1 Диалогическая речь. Ведение переговоров.

  • Языковой комментарий. Новые лексические единицы по теме.

6.2 Лингвокоммерческий комментарий.

Письмо – предложение. Образец письма – предложения. Клише и выражения письма - предложения.

Дух организации.

6.3 Лингвострановедческий комментарий.

Формы организации бизнеса.

Индивидуальное предпринимательство.

Товарищество.

Корпорация.



Тема № 7. Die Geschäftsleute in Deutschland

Деловые люди в Германии



Подготовка и порядок проведения пресс-конференции.

7.1 Диалогическая речь.

  • Языковой комментарий. Введение новых лексических единиц по теме.

7.2 Лингвокоммерческий комментарий.

Заказ. Подтверждение и отклонение заказов.

Образец заказа.

Клише и выражения писем - заказов.

Клише и выражения писем - подтверждений заказов

7.3 Лингвострановедческий комментарий.

Виды компаний в Германии.

Товарищества.

Компании с ограниченной ответственностью и совместные

Предприятия.

Аббревиатуры, включаемые в названия компаний с ограниченной

ответственностью, в различных странах мира.



Тема № 8. Die Freizeit und Hobby

Свободное время и хобби



Как немцы проводят свободное время, отпуск, каникулы, сколько они тратят на свое хобби?

8.1 Диалогическая речь.

  • Языковой комментарий. Новые лексические единицы по теме.

8.2 Лингвокоммерческий / лингвострановедческий комментарий.

Увеличение отпуска и уменьшение рабочей недели в ФРГ



Тема № 9. Das Geld

Деньги

Формы оплаты, денежные средства, валюты. Платеж как важнейшее звено внешнеторговой операции. Письма об оплате и письма - напоминания. Денежные средства в Германии.

9.1 Диалогическая речь.

  • Языковой комментарий. Введение новых лексических единиц по

теме.

  • Лингвокоммерческий комментарий.

Платеж как важнейшее звено внешнеторговой операции.

Пример аккредитива. Пример инструкции о переводе аккредитива.

9.2 Письма о платежах и письма – напоминания. Пример письма - напоминания об оплате.

Напоминание и продление кредита.

9.3 Лингвострановедческий комментарий.

Денежные единицы в Германии

Тема № 10. Der Vertrag

Контракт.



Предмет контракта, сроки поставки, условия оплаты, отгрузочная документация, гарантии, упаковка и маркировка, страхование, санкции, форс - мажор, арбитраж.

10.1 Условия контракта.

  • Языковой комментарий. Новые лексические единицы по теме.

10.2 Лингвокоммерческий и лингвострановедческий комментарий.

Базисные условия поставки, используемые при заключении

контрактов.

Различия в русской и немецкой деловой терминологии



Тема № 11. Die Vorbereitung auf die Abfahrt

Подготовка к отъезду.



Изменение заказа, сборы домой, магазины. Встречный заказ. Отзыв заказа. Изменение условий. Поглощение фирмы. Защита прав потребителей

11.1 Диалогическая речь.

  • Языковой комментарий. Новые лексические единицы по теме.

11.2 Лингвокоммерческий и лингвострановедческий комментарии.

Встречный запрос. Отзыв заказа. Изменение условий.

Клише и выражения письма - отзыва заказа.

Поглощение фирм.

Магазины.

Защита прав потребителя.



Тема № 12. Die Reklamation und die Ansprüche

Рекламация и претензии



Претензии и жалобы: недопоставка, задержка в поставке, нарушение условий контракта. Письмо - рекламация и ответ на него. Малый бизнес в Германии

12.1 Диалогическая речь. Телефонный разговор.

  • Языковой комментарий. Новые лексические единицы по теме.

12.2 Лингвокоммерческий комментарий.

Письмо - рекламация. Ответ на письмо – рекламацию. Образец письма - рекламации. Образец ответа. Клише и выражения писем - рекламаций.

Малый бизнес в Германии





Тема № 13. Презентация виртуальной фирмы, составление портфолио фирмы, ее персонала и продукта производства этой фирмы.

Заключительные занятия.

14.1 Творческий проект.

14.2 Деловая игра.

















Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса



Основная литература.



1Немецкий язык.10-11 классы: элективный бизнес-курс/авт.-сост. Т.П. Сухова.-Волгоград: Учитель, 2007



2. Немецкий язык. Профильный уровень: Примерные программы по иностранным языкам. М., МИОО, 2005 год



Дополнительная литература



3. Н.Ф.Бориско. Бизнес-курс немецкого языка. Киев,2000

4.Е.И.Гутрова, И.А.Сухова. Немецкий язык сегодня и завтра. М. Просвещение,2000.

5. Л. Антонова и др.Hallo, Nachbarn, ч.1 Eschborn,1997.

6. Л. Антонова и др.Hallo,Nachbarn, ч.2 Eschborn,1997.

7. Deutsch-warum nicht?, Bonn, 1998.

8. Иностранные языки в школе. №2, 1989.

9. Иностранные языки в школе. №5, 2000.

10. . Иностранные языки в школе. №3, 2003.



Обеспечение учебными и вспомогательными материалами:



  • Справочная и учебная литература, имеющаяся в учебном кабинете

  • Видеофрагменты и аудиозаписи для иллюстрации общения

  • Раздаточный материал

  • Грамматические таблицы, карта Германии

  • Тесты и тестовые задания



Перечень оборудования: компьютер, диапроектор, магнитофон.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!