СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса для учащихся 8-9 классов.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс поможет расширить знания учащихся не только по физике, но и биологии. Темы курса, предложенные проекты  помогут в проведении бинарных уроков по физике, биологии, естествознанию.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для учащихся 8-9 классов.»

Урок элективного курса

9 класс

«Парообразование и конденсация» - защита творческих проектов учащихся по теме элективного курса.

(Урок комплексного применения знаний и способов действий),повторение и углубление знаний учащихся по теме.

Цель урока: обобщить, систематизировать закрепить знания учащихся по теме, расширить их кругозор на основе межпредметных связей изучаемых явлений ,показать большую практическую значимость изучаемых вопросов, что способствует формированию у учащихся творческого мышления , интереса, положительной мотивации в учении.

Развивать коммуникативные способности учащихся, творческую и умственную самостоятельность, общеучебные умения и навыки (при работе с дополнительной литературой , справочниками интернет ресурсами и др.),художественные ( оформление , размещение рисунков),

социальные (коллективная деятельность).

Воспитывать уверенность в своих возможностях , чувство социальной ответственности

за порученное дело.

Девиз урока:»…Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись,

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь предела для знания нет».

Фирдоуси ( персидский поэт, 960-1030 г.)

В период подготовки к уроку школьникам были предложены темы творческих проектов:

1.Разработать один из способов определения удельной теплоты парообразования воды. Изобразить схематически эксперимент, доказать математическими расчетами, провести необходимые измерения.


2Роль воды в природе в процессах парообразования и конденсации , влияние их на жизнь растений и животных.


3 Парообразование. и конденсация на кухне.

Все темы проектов содержат творческую проблему, требующую знаний не только в области физики, но и в биологии, географии, математике. В проектах, присутствует практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, то есть результат проектной деятельности учащихся имеет определённую ценность:

Первый проект можно использовать в качестве практикума в 10 классе.

Второй проект объяснение многих природных явлений, пословиц, поговорок, примет.

Третий проект создание книги полезных советов для домашних хозяек.

Самостоятельная и творческая работа над проектами создаёт положительную мотивацию для самообразования учащихся, учит их работать в коллективе, отвечать за порученное дело.

Первая группа предложила определение удельной теплоты парообразования воды на основе уравнения теплового баланса.

Была предложена установка


вторая группа учащихся показала ,как используя знания ,полученные на уроках физики ,,химии , биологии можно объяснять народные приметы, предсказывать погоду, подготовила проекты, сняли видеофильм.




  1. При безоблачном небе утром выпадает больше росы, чем при пасмурном. При сильной облачной погоде часть теплового излучения Земли отражается от облаков к почве и не допускает сильного понижения температуры данной поверхности, листьев, воздуха. В результате не наблюдается конденсации водяного пара ( температура пара приблизительно равна температуре листьев, если нет облаков, то всё наоборот . Если муравьи начинают таскать свои «куколки» ,то дождя не будет.Муравьиные яйца , находятся в специальных «детских комнатах», в муравейниках они находятся ближе к поверхности, а ещё у них есть особые хранилища с сухими семенами. После дождей все запасы сухих семян приходится вытаскивать на воздух для просушки, а для успешного развития будущие муравьи должны хорошо прогреваться солнцем. Муравьи реагируя на солнце и на влажность тащат «куколок» и семена наружу.

  2. Реагирует на хорошую освещённость петух, он кукарекует после дождя.

  3. Паук сворачивает паутину перед дождем , также реагируя на влажность.

  4. Перед дождём давление и влажность меняется. Насекомые , в том числе и кузнечики, очень чувствительны к малейшим их изменениям. Если они не проявляют беспокойства, а миролюбиво стрекочут, то явных предвестников дождя нет.

  5. «…Ходит чайка по песку,

Моряку сулит тоску

И пока не лезет в воду

Штормовую жди погоду!»

При большой влажности намокают сильно крылья мошек, на них происходит конденсация водяных паров, они высоко подняться не могут, а ласточки, чайки тут

как тут.

  1. Перед дождем влажность воздуха изменяется, а вода вымывает из листьев растений

сахар, кислоту и другие питательные вещества .Листья растений воспринимают это особенно. Неравномерный нагрев, смачивание поверхностей растений приводит к тому, что они плотно закрывают свои устьица ,пытаясь сохранить в них питательные вещества.(Перед дождем лепестки цветов закрываются.).


  1. Наблюдая за растениями ,люди замечали, что одни цветы являются вестниками восходящего солнца, а .другие вестниками заходящего .В 4-5 часов раскрываются цветки мака, цикория, шиповника, а спустя 2- 3 часа при ясной погоде цветки мать- и-мачехи.

Так в Голландии есть парк с цветочными часами. Цветы открывают и закрывают свои лепестки в разное время суток реагируя на освещенность, температуру и влажность .Цветок закрывается ,это предохраняет его от переохлаждения и излишней влаги, т .к. испарение

сопровождается понижением температуры. Днем цветы раскрываются ,это создает условия для их лучшего опыления.

Испарение воды лесом оказывает большое влияние на климат. Над лесом скорее

образуются облака . Сильнее испарение бывает в верхнем ярусе леса ,где листья быстрее нагреваются солнцем и продуваются ветром. Под пологом крон деревьев сумрачно, влажно, прохладно, поэтому и испарение замедленное. В тропических лесах ,где особенно влажно, тепло и темно, некоторые растения имеют оригинальные приспособления, увеличивающие испарение. У одних вода собирается каплями по краям

листьев, у других красный цвет листьев способствует большему нагреванию.

Бывают выпуклые клетки кожицы, как лупы собирающие скудный свет . Бывает ,что ,листья и стебли покрыты выростами ,увеличивающими испаряющуюся поверхность. Интересно, что самые большие листья ( D=2 м и более)

имеют толстые жилки , в углублениях между которыми задерживаются пузырьки воздуха. Еще у растений есть небольшие отверстия-устицы (подсолнух),которые помогают испарению.


9. Живые барометры и гигрометры.


Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях.. Прекрасный синоптик – лягушка. При желании можно сделать такой» барометр – лягушка» самому. Устройство его не хитрое.

Сначала нужно сделать маленькую деревянную лесенку и опустить ее в стеклянную банку с водой. Затем посадить лягушку в банку .Через некоторое время ,когда она придет в себя ,можно начинать наблюдения. Если лягушка поднимается вверх по лесенке ,ждите плохой погоды, спускается- погода будет переменной, барахтается на поверхности воды –тепло ,солнечно и сухо. Предсказания всегда точны. Дело в том ,что у лягушки кожа очень легко испаряет влагу. В сухой атмосфере кожа быстро обезвоживается, поэтому лягушка перед сухой погодой сидит в воде. В сырую погоду ,когда собирается дождь, она вылезает на поверхность- обезвоживание ей теперь не грозит.

Чудесными синоптиками являются многие птицы. Постоянно находясь в атмосфере, непосредственно испытывая на себе воздействие всех происходящих в воздушном океане изменений, птицы приобрели высокую чувствительность к изменению атмосферного давления, к уменьшению освещенности(тонкие прозрачные облака, ослабляющие солнечный свет ,-предвестники ненастья).И, что особенно важно, птицы реагируют на все метеорологические изменения заранее. Это находит отражение в их пении, криках, поведении.

О приближении дождя заблаговременно сигнализируют человеку муравьи и пчелы. Первые старательно закрывают входы в муравейники, вторые сидят в ульях и гудят. Мухи и осы перед ненастьем стремятся залететь в помещение, даже в кабины автомобилей. Хорошо предчувствуют грозу бабочки –крапивницы. Если в ясную погоду они ищут укрытия в защищенных от ветра местах ,в пучках сухих веток, дуплах деревьев, то это значит, что через несколько часов можно ожидать грозу. Но если поздно вечером сильно трещат кузнечики, наутро наступит хороший день.

Все эти наблюдения ребята отразили в своих рисунках и поговорках, создали фильм « Живые барометры и гигрометры» ( Видеофильм прилагается)


В процессе работы над проектом учащиеся продолжали совершенствовать общеучебные умения и навыки(например ,работа со справочной и учебной литературой.)


При подготовке была использована следующая литература:

!.И.Б.Литинецкий. Бионика.

2.В.И.Елькин.Физика в походе и на природе.

3.Гурский .Элементарая физика.

4.Тульчинский .Сборник качественных вопросов по физике.

5.Громов ,Родина .Физика .Учебник для 8 класса.

И др.














Ученики третьей группы провели исследования:

1.Выяснили, как быстро закипает вода в кастрюле с шероховатым дном.

2.Установили зависимость скорости испарения влаги у фруктов от площади их поверхности.

3.Исследовали зависимость температуры кипения жидкости от концентрации соли в ней.

4.Предложипи один из способов уменьшения температуры кипения воды при данном атмосферном давлении.

5.Установили ,что вода в пробирке ,опущенной в сосуд с кипящей водой ,имеет температуру 100 градусов по шкале Цельсия ,но не кипит.

6.Выяснили ,что с помощью крышки или налив на поверхность кипящей жидкости подсолнечного масла можно замедлить процесс ее испарения.

В результате проведенных исследований ребята разработали книгу полезных советов для домохозяек, красочно ее оформили. Подготовили компьютерную презентацию. Предложили интересные рецепты различных блюд.


Некоторые рекомендации хозяйкам.

1.С целью экономии топлива можно уменьшить температуру кипения жидкости при необходимости, добавив в нее немного соли, а солить суп нужно в конце варки, чтобы мясо и другие продукты прошли достаточную термическую обработку. Можно также уменьшить температуру кипения, используя посуду с шероховатым дном.

При варке первых блюд после того как вода закипит ,можно порекомендовать уменьшить подачу газа т. о. сэкономить топливо ,т.к. температура воды все равно не повышается.

2.Для получения лекарственных отваров и осуществления стеарилизации необходима «мягкая» термическая обработка для сохранения питательных веществ и витаминов .Обыкновенное кипение здесь не подойдет .Для этой цели используют «водяную» баню. На »водяной» бане можно готовить каши ,тушеные блюда и др.

3.В домашних условиях можно изготовить самим холодильник .Для зтой цели сосуд, в котором охлаждается жидкость накрывают влажной марлей ,концы которой опускают в

другой сосуд с водой. Происходит испарение и температура жидкости понижается.

4.»Сидит дед ,во сто шуб одет.

Кто его раздевает ,тот слезы проливает.» Это о чистке лука.

Чтобы этого не произошло ,нужно смочить нож водой и хорошо подуть.

5.Все крупы имеют небольшую удельную теплоемкость, поэтому без воды они быстро пригорают .Чтобы избежать этого необходимо добавить нужное количество воды.(Рецепт приготовления риса по-китайски):(3+7+3)минут на сильном огне ,медленном и соотношении воды и риса 2;3 ч.

6.Чтобы приготовить сухарики, хлеб нарезают тонкими ломтиками ,ставят на слегка подогретую сковородку, а потом в духовку. По такому же принципу сушат овощи и фрукты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!