Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
“ Татильская СОШ”
Рабочая программа
Внеурочной деятельности 8 класс
«Юный филолог»
Направление «Общекультурное»
Срок реализации 1 год
(возраст 13-14 лет)
Учитель:Гюлова З.Д.
Назначение программы - программа «Юный филолог» предназначена для углубленной подготовки учащихся в той области русского языка, которая связана с практической лингвистикой. Курс также поможет школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию работы над пониманием художественного текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания, а также на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 7 классы (орфография, пунктуация, культура речи, лексика, морфемика и т.д.).
Обоснование актуальности курса.
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Кроме того, без хорошего знания русского языка как учебного предмета не получить высокого балла при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Именно поэтому данный курс предназначен в первую очередь как вспомогательный и планомерно подготавливающий учеников к итоговой аттестации по русскому языку, неотъемлемой частью которой является комплексная работа с текстом.
Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:
отрабатывать не только новый, но и повторять пройденный материал,
отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи,
оперативно проверять свои знания, поэтапно готовиться к экзамену.
Содержание программы полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Предлагаемая образовательная программа «Юный филолог» для работы с учащимися 8 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Программа «Юный филолог» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.
Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников 8 классов, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста (13-14 лет), содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
Занятия проводятся с постоянным составом детей в 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия –45 минут.
Программа рассчитана на 35 часов на 1 год обучения.
Цель программы:
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
планомерная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ;
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи программы.
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок;
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному;
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
-формирование социально активной личности.
Формы организации работы:
тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; подготовка сообщений, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщения.
Содержание программы
Раздел программы
Кол-во часов
Перечень личностных и метапредметных результатов
Формы и виды орга-низации внеурочнойной де-ятельности
Регулятивные
Познавательные (Коммуникатив-ные)
Личностные
1.
Введение. Что мы знаем о правилах русского языка.
2
Проектировать маршрут преодо-ления затрудне-ний.
Использовать адекватные язы-ковые средства, устанавливать рабочие отноше-ния
Формирование устойчивого интереса к исследователь-ской деятельности
Комплекс-ная работа с текстом, ин-терактивная викторина
2.
От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении.
5
Проектировать траектории раз-вития через включение в но-вые виды деят-ельности
Формировать навыки речевых действий, уметь формулировать собственное мнение. объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений
Формирование устойчивого интереса к деятельности по алгоритму выполнения задачи
Комплекс-ная работа с текстом, подвижная ролевая игра, постановка и решение проблемных вопросов
3.
Интересный мир звуков и букв.
3
Проектировать маршрут преодо-ления затрудне-ний в обучении через включение в новые формы сотрудничества.
Уметь искать нужную информацию, меть делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Формирование навыков взаи-модействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультатив-ной помощи учителя
Комплекс-ная работа с текстом, анализ оли-мпиадных заданий
4.
Лексическое богатство русского языка.
5
Формировать ситуацию саморегуляции
Уметь ставить вопросы и обра-щаться за помощью к учебной литературе, объяснять языковые явления, выявляемые в ходе «открытия» нового знания
Формирование мотивации к самосоверше-нствованию
Комплекс-ная работа с текстом, бе-седа, викто-рина, работа над словом, со справочной литературой
5.
Загадки русского словообразова-ния.
5
Выбирать дей-ствия в соответ-ствии с поставленной задачей
Уметь строить монологические высказывания, уметь узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием
Формирование устойчивого интереса к аналитической деятельности
Комплекс-ная работа с текстом, бе-седа, редак-тирование предложе-ний, написа-ние сочине-ний – мини-атюр
6.
Секреты морфологии.
5
Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности
Уметь искать нужную информа-цию, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Формирование устойчивой мо-тивации к ин-теграции кол-лективной и
индивидуаль-ной учебно-
познавательной
деятельности
Комплекс-ная работа с текстом, беседа, составление ребусов, диалогов, выполнение тестов, постановка и решение проблемных вопросов
7.
Орфографичес-кие особенности текста.
7
Применять ме-тоды информаци-онного поиска
Уметь искать нужную информацию, устанавливать аналогии, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Формирование устойчивой мотивации
к анализу
Комплекс-ная работа с текстом, беседа, ролевые игры, грамматиче-ский турнир, выполнение тестов
8.
Творческая мастерская.
2
Проектировать маршрут преодо-ления затрудне-ний.
Устанавливать рабочие отношения,
объяснять языковые явления в ходе творческой работы
Формирование устойчивой мотивации
к творческой деятельности
Создание лингвистических сказок на основе орфографии-ческих правил
9.
В мире словарей.
1
Применять методы информа-ционного поиска
Уметь синте-зировать инфор-ацию для состав-ления ответа, выделять и формулировать познавательную цель
Формирование навыков иссле-довательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонима-ния
Комплекс-ная работа с текстом, беседа, работа со словарем
Календарно-тематическое планирование
занятия
Тема занятия
Дата
План
Факт.
1
Введение. Что мы знаем о правилах русского языка
Что мы знаем о правилах русского языка
2
Что мы знаем о правилах русского языка
3
От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении
Из чего состоит предложение
4
Украшаем предложение
5
Украшаем предложение
6
Как правильно обратиться к окружающим?
7
Конструируем предложения: простые и сложные
8
Интересный мир звуков и букв
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова
9
Звуковые повторы в речи
10
Ох уж эта интонация!
Лексическое богатство русского языка
Словарный состав русского языка
Особенность употребления слова в художественном тексте
Особенность употребления слова в художественном тексте
О чем рассказывают фразеологизмы
Фразеология в художественных произведениях
Загадки русского словообразования
Исторические изменения в структуре
Морфемный состав слова
Морфемный состав слова
Морфемный состав слова
Выразительные средства словообразования
Секреты морфологии
Самостоятельные и служебные части речи
В художественной галерее: самостоятельные части речи
В художественной галерее: самостоятельные части речи
В мире служебных частей речи
В мире служебных частей речи
Орфографические особенности текста
Правила и исключения из правил (гласные в корне слова)
Правила и исключения из правил (окончания разных частей речи)
Правила и исключения из правил (разные виды приставок)
Правила и исключения из правил
Правила и исключения из правил (н и нн в суффиксах разных частей речи)
Дружба не и ни с разными частями речи
Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно?
Творческая мастерская
Создание лингвистических сказок га основе орфографических правил
Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил
В мире словарей
В мире словарей
Предполагаемая результативность курса:
Учащиеся научатся:
- языковым нормы грамотного письма и грамотной речи,
нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- назначение лингвистических словарей;
- приёмам работы с текстом;
- художественно – выразительные средства языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами.
Личностные результаты:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.