СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса ''.Юный филолог''

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

эта разработка хорошо доступна учащимся

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса ''.Юный филолог''»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Татильская СОШ



Рабочая программа

Внеурочной деятельности 8 класс

«Юный филолог»

Направление «Общекультурное»

Срок реализации 1 год

(возраст 13-14 лет)

Учитель:Гюлова З.Д.





Назначение программы - программа «Юный филолог» предназначена для углубленной подготовки учащихся в той области русского языка, которая связана с практической лингвистикой. Курс также поможет школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию работы над пониманием художественного текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания, а также на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 7 классы (орфография, пунктуация, культура речи, лексика, морфемика и т.д.).


Обоснование актуальности курса.

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.

Кроме того, без хорошего знания русского языка как учебного предмета не получить высокого балла при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Именно поэтому данный курс предназначен в первую очередь как вспомогательный и планомерно подготавливающий учеников к итоговой аттестации по русскому языку, неотъемлемой частью которой является комплексная работа с текстом.

Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:

  • отрабатывать не только новый, но и повторять пройденный материал,

  • отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи,

  • оперативно проверять свои знания, поэтапно готовиться к экзамену.


Содержание программы полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Предлагаемая образовательная программа «Юный филолог» для работы с учащимися 8 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.

Программа «Юный филолог» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.

Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников 8 классов, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста (13-14 лет), содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.

Занятия проводятся с постоянным составом детей в 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия –45 минут.

Программа рассчитана на 35 часов на 1 год обучения.


Цель программы:

  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;

  • планомерная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ;

  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи программы.


- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок;

- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

- развитие способности критически относиться к услышанному;

- формирование профессионального интереса к лингвистике;

-формирование социально активной личности.


Формы организации работы:


тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; подготовка сообщений, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщения.





Содержание программы



Раздел программы

Кол-во часов

Перечень личностных и метапредметных результатов

Формы и виды орга-низации внеурочнойной де-ятельности

Регулятивные

Познавательные (Коммуникатив-ные)

Личностные


1.

Введение. Что мы знаем о правилах русского языка.

2

Проектировать маршрут преодо-ления затрудне-ний.


Использовать адекватные язы-ковые средства, устанавливать рабочие отноше-ния


Формирование устойчивого интереса к исследователь-ской деятельности

Комплекс-ная работа с текстом, ин-терактивная викторина

2.

От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении.

5

Проектировать траектории раз-вития через включение в но-вые виды деят-ельности


Формировать навыки речевых действий, уметь формулировать собственное мнение. объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений


Формирование устойчивого интереса к деятельности по алгоритму выполнения задачи

Комплекс-ная работа с текстом, подвижная ролевая игра, постановка и решение проблемных вопросов

3.

Интересный мир звуков и букв.

3

Проектировать маршрут преодо-ления затрудне-ний в обучении через включение в новые формы сотрудничества.


Уметь искать нужную информацию, меть делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование навыков взаи-модействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультатив-ной помощи учителя

Комплекс-ная работа с текстом, анализ оли-мпиадных заданий

4.

Лексическое богатство русского языка.


5

Формировать ситуацию саморегуляции


Уметь ставить вопросы и обра-щаться за помощью к учебной литературе, объяснять языковые явления, выявляемые в ходе «открытия» нового знания

Формирование мотивации к самосоверше-нствованию

Комплекс-ная работа с текстом, бе-седа, викто-рина, работа над словом, со справочной литературой

5.

Загадки русского словообразова-ния.

5

Выбирать дей-ствия в соответ-ствии с поставленной задачей

Уметь строить монологические высказывания, уметь узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием

Формирование устойчивого интереса к аналитической деятельности

Комплекс-ная работа с текстом, бе-седа, редак-тирование предложе-ний, написа-ние сочине-ний – мини-атюр

6.

Секреты морфологии.

5

Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности

Уметь искать нужную информа-цию, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Формирование устойчивой мо-тивации к ин-теграции кол-лективной и

индивидуаль-ной учебно-

познавательной

деятельности


Комплекс-ная работа с текстом, беседа, составление ребусов, диалогов, выполнение тестов, постановка и решение проблемных вопросов

7.

Орфографичес-кие особенности текста.

7

Применять ме-тоды информаци-онного поиска


Уметь искать нужную информацию, устанавливать аналогии, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


Формирование устойчивой мотивации

к анализу

Комплекс-ная работа с текстом, беседа, ролевые игры, грамматиче-ский турнир, выполнение тестов

8.

Творческая мастерская.

2

Проектировать маршрут преодо-ления затрудне-ний.


Устанавливать рабочие отношения,

объяснять языковые явления в ходе творческой работы

Формирование устойчивой мотивации

к творческой деятельности

Создание лингвистических сказок на основе орфографии-ческих правил

9.

В мире словарей.

1

Применять методы информа-ционного поиска

Уметь синте-зировать инфор-ацию для состав-ления ответа, выделять и формулировать познавательную цель

Формирование навыков иссле-довательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонима-ния

Комплекс-ная работа с текстом, беседа, работа со словарем





Календарно-тематическое планирование



занятия

Тема занятия


Дата

План

Факт.

1

Введение. Что мы знаем о правилах русского языка

Что мы знаем о правилах русского языка



2

Что мы знаем о правилах русского языка



3

От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении

Из чего состоит предложение



4

Украшаем предложение



5

Украшаем предложение



6

Как правильно обратиться к окружающим?



7

Конструируем предложения: простые и сложные



8

Интересный мир звуков и букв

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова



9

Звуковые повторы в речи



10

Ох уж эта интонация!




Лексическое богатство русского языка

Словарный состав русского языка




Особенность употребления слова в художественном тексте




Особенность употребления слова в художественном тексте




О чем рассказывают фразеологизмы




Фразеология в художественных произведениях




Загадки русского словообразования

Исторические изменения в структуре




Морфемный состав слова




Морфемный состав слова




Морфемный состав слова




Выразительные средства словообразования




Секреты морфологии

Самостоятельные и служебные части речи




В художественной галерее: самостоятельные части речи




В художественной галерее: самостоятельные части речи




В мире служебных частей речи




В мире служебных частей речи




Орфографические особенности текста

Правила и исключения из правил (гласные в корне слова)




Правила и исключения из правил (окончания разных частей речи)




Правила и исключения из правил (разные виды приставок)




Правила и исключения из правил




Правила и исключения из правил (н и нн в суффиксах разных частей речи)




Дружба не и ни с разными частями речи




Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно?




Творческая мастерская

Создание лингвистических сказок га основе орфографических правил




Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил




В мире словарей

В мире словарей




Предполагаемая результативность курса:



Учащиеся научатся:

- языковым нормы грамотного письма и грамотной речи,

нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- приёмам работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.


Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами.


Личностные результаты:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.




Скачать

© 2019, 234 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!