Календарно-тематическое планирование
элективного учебного курса
по информатике и ИКТ
«Основы инженерной графики»
на _________ учебный год
среднее общее образование, 10 класс
| Разработал: Гараев К.Р. учитель первой квалификационной категории |
Учебная программа элективных курсов
«Основы инженерной графики»
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся профильных физико-математических классов (9-10 классы) общеобразовательных школ.
Основная концепция курса заключается в компетентностном подходе, результатом которого является способность и готовность осуществлять определенный вид деятельности. Базовой деятельностью для будущего инженера является проектно-конструкторская деятельность. Использование современной технологии создания конструкторской документации позволяет учащимся создавать современные трехмерные компьютерные геометрические модели, которые обладают свойствами не только геометрической, а также математической и физической моделей, носят интегративный характер.
Современное производство остро нуждается именно в таких специалистах, владеющих технологиями трех- и четырехмерного геометрического моделирования.
Однако во многих вузах обучение «Инженерной графике» не соответствует современным требованиям современных высокотехнологичных производств и современному уровню развития науки и техники.
Учебная деятельность кафедры «Инженерная графика» КГЭУ направлена на формирование у студентов базовых геометро-графических компетенций, соответствующих самым высоким требованиям современных высокотехнологичных производств и современному уровню развития науки и техники. Разработанная программа элективных курсов «Основы инженерной графики» предполагает использование современной технологии создания конструкторской документации – системы геометрического моделирования корпорации Autodesk – Autodesk Inventor Professional, в связи с ее преимуществами использования в учебных целях.
Уроки должны проводиться с использованием компьютерных презентаций в специальных аудиториях, обеспеченных мультимедийными средствами и персональными компьютерами с современными версиями систем геометрического моделирования.
В начале урока (10-15 минут) учитель с помощью мультимедийных средств показывает (демонстрирует) технологию выполнения заданий, особенности системы геометрического моделирования.
Каждый учащийся получает индивидуальное задание и выполняет его на компьютере. Задания индивидуальных работ предоставляется учащимся в электронной или бумажной форме. Задания выдаются в соответствии с номером варианта по журналу.
В процессе урока в интерактивном режиме учитель контролирует и направляет работу индивидуально или демонстрирует на экране примеры выполнения работы для всех учащихся.
Самостоятельная работа включает: подготовку к урокам, практическим занятиям, выполнение индивидуальных графических работ, выполнение рефератов.
Использование межпредметных связей, таких как связь данного элективного курса, с курсом информатики, а также истории, рисования, геометрии, математики повышают интерес учащихся к изучению школьных предметов и качество обучения.
Цели и задачи курса
Основная цель курса – сформировать готовность и способность учащихся на основе полученных знаний, умений и личностных качеств создавать современную конструкторскую документацию технических объектов (изделий).
Задачи курса:
Развить логическое и образное мышление, пространственное представление;
Развить инженерное мышление у учащихся, усилить физико-математическую направленность обучения;
Освоить современную технологию построения 2D и 3D объектов;
Освоить правила оформления современной конструкторской документации в соответствии со стандартами ЕСКД.
Цель курса в 10 классе – сформировать готовность и способность учащихся на основе полученных знаний, умений и личностных качеств создавать 2D и 3D геометрические модели формальных геометрических тел (элементов);
Задачами для достижения данной цели являются:
Изучить правила оформления конструкторских документов (чертежа);
Освоить технологию геометрических построений;
Изучить технологию построения 2D и 3D геометрических моделей формальных геометрических тел;
Освоить последовательность выполнения чертежа;
Освоить технологию нанесения размеров на чертеже;
Уметь осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения геометрических моделей формальных геометрических тел.
Цель курса в 10 классе – сформировать готовность и способность учащихся на основе полученных знаний, умений и личностных качеств создавать 2D и 3D конструкторские документы технических изделий.
Задачами для достижения данной цели являются:
Уметь правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;
Освоить правила выполнения и обозначения разрезов и сечений;
Сформировать навыки выполнения необходимых разрезов и сечений на чертежах;
Изучить условности изображения и обозначения резьбы;
Изучить типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;
Освоить технологию выполнения чертежей основных типовых соединений деталей;
Анализировать форму детали по сборочному чертежу;
Пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебниками.
Изучить правила оформления сборочного чертежа;
Освоить условности и упрощения, применяемые на сборочных чертежах;
Планируемый результат
Учащийся, готовый и способный на основе полученных знаний, умений и личностных качеств создавать конструкторскую документацию технических объектов (изделий) на современном уровне;
Повышение уровня учебной мотивации учащихся;
Осознанный выбор профильного класса у учащихся.
Оценка знаний и умений по курсу
Текущий контроль знаний проводится во время сдачи практически-графических работ после каждой изучаемой темы, согласно рабочей программе. Критерии оценок следующие:
Оценка «5» ставится, если учащийся:
Создает 2D и 3D конструкторские документы геометрических моделей формальных геометрических тел (элементов) и технических изделий вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь; ошибок в изображении не делает, но может допускать незначительные неточности в построении.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
Создает 2D и 3D конструкторские документы геометрических моделей формальных геометрических тел (элементов) и технических изделий вполне самостоятельно, но с некоторыми затруднениями и аккуратно ведет рабочую тетрадь; при выполнении конструкторских документов допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений. При устной проверке знаний владеет программным материалом, но при построении испытывает небольшие трудности из-за недостаточно развитого пространственного воображения.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
В процессе создания 2D и 3D конструкторских документов допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с наводящими вопросами учителя. Графические работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно. Рабочую тетрадь ведет небрежно. При устной проверке знаний программный материал знает нетвердо, но большинство изученных правил построения 2D и 3D конструкторских документов усвоил.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
Не выполняет графические работы, не ведет рабочую тетрадь, при построении 2D и 3D конструкторских документов систематически допускает существенные ошибки. При устной проверке знаний обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Рубежный контроль проводится по окончанию изучения некоторых разделов и тем в виде контрольных работ.
Итоговый контроль по курсу «Основы инженерной графики» проводится в форме зачета.
Примерный тематический план
Изучение курса «Основы инженерной графики» рассчитано на два года обучения. Количество часов: всего 68 часа, в неделю – 1 час, в год 34 часа.
10 класс | Тема | Часы |
Введение в курс | 2 |
Раздел 1.Теоретические основы геометрических построений | |
Тема 1.1.Основные сведения по оформлению чертежей | 4 |
Тема 1.2. Геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей | 10 |
Раздел 2. Основы 3D – моделирования | |
Тема 2.1. Технология построения трехмерных геометрических моделей | 5 |
Тема 2.2. Поверхности и тела | 11 |
Контрольная работа | 2 |
Итого | 34 |
Зачетная работа | 1 |
Итого | 34 |
Содержание учебного курса
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
| Введение в курс | 8.09 | |
| Современные технологии создания конструкторской документации | 8.09 | |
| Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись. Шрифты чертежные. Масштабы | 15.09 | |
| Линии чертежа | 22.09 | |
| Создание геометрических объектов | 29.09 | |
| Правила нанесения размеров на чертеже | 6.10 | |
| Чертеж плоской детали | 13.10 | |
| Простановка размеров на чертеже плоской детали | 20.10 | |
| Выполнение чертежа плоской детали по индивидуальным заданиям | 27.10 | |
| Простановка размеров на чертеже плоской детали | 8.11 | |
| Сопряжение | 15.11 | |
| Сопряжение | 22.11 | |
| Методы проецирования | 29.11 | |
| Аксонометрические проекции | 6.12 | |
| Построение плоского контура с элементами сопряжений | 13.12 | |
| Построение плоского контура с элементами сопряжений | 20.12 | |
| Построение трехмерных геометрических моделей на основе построенных ранее плоских контуров | 10.01 | |
| Построение чертежа плоского контура по трехмерной геометрической модели | 17.01 | |
| Построение чертежа плоского контура по трехмерной геометрической модели | 24.01 | |
| Построение плоского контура с элементами сопряжений и трехмерных геометрических моделей по индивидуальным заданиям | 31.01 | |
| Построение плоского контура с элементами сопряжений и трехмерных геометрических моделей по индивидуальным заданиям | 7.02 | |
| Поверхности и тела | 14.02 | |
| Создание трехмерных электронных моделей формальных тел и получение их чертежей. Многогранники | 21.02 | |
| Многогранники | 28.02 | |
| Поверхности вращения | 7.03 | |
| Поверхности вращения | 14.03 | |
| Группа геометрических тел | 21.03 | |
| Группа геометрических тел | 4.04 | |
| Создание трехмерных геометрических моделей, содержащих основные базовые формы | 11.04 | |
| Создание трехмерной геометрической модели, содержащей основные базовые формы | 18.04 | |
| Создание трехмерной геометрической модели, содержащей основные базовые формы по индивидуальным заданиям | 25.04 | |
| Создание чертежа по трехмерной геометрической модели | 25.04 | |
| Создание чертежа по трехмерной геометрической модели | 16.05 | |
| Контрольная работа | 23.05 | |
| Подведение итогов | 30.05 | |
Литература, использованная при подготовке программы
Черчение: Учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений/ Ч-50 В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Кудрявцева, А.И.Шершевская; Под. ред. В.В.Степаковой.-М.:Просвещение, 2001.-206 с
Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере: Учеб.пособие /Б.Г.Миронов, Р.С.Миронова, Д.А.Пяткина, А.А.Пузиков – 3-е изд.,испр. И доп. – М.: Высш.шк., 2004. – 355 с.: ил.
Проектирование элективных курсов для профильной школы и требования к их оформлению./Составители: В.Ф.Габдулхаков, О.В.Мартьянова./ Под.ред.И.Г.Хадиуллина.// Метод. пособие для экспертов. – Казань: РИЦ «Школа», 2005. – 32 с.
Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. – 2 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.
Задания по курсу черчения: Учеб. Пособие для машиностроит и приборостроит. техникумов. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 1984. – 279 с., ил.