СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по литературе "Лингвистический анализ художественного текста" в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметом курса является практика лингвистического анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отделных глав, стихотворений). Основные задачи курса: обогащение содержательного наполнения учебного предмета "Литература", углубление и систематизация знаний по теории литературы.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе "Лингвистический анализ художественного текста" в 11 классе»

Программа элективного курса в 11 классе

«Лингвистический анализ художественного текста»


Пояснительная записка


Предметом курса является практика лингвистического анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений). Содержание курса опирается на методические разработки и рекомендации Л.Г.Бабенко, Ю.В.Казарина, Н.А.Николиной и сочетает два подхода к анализу текстов – интертекстуальный и имманентный.

В имманентном анализе по методике М.Л.Гаспарова выделяется несколько уровней: верхний (идейно-образный) – идеи и эмоции, образы и мотивы; средний (композиция и стиль) – поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство; нижний (фоника) – метрика, ритмика, строфика, звукопись (аллитерация и ассонанс). Ведущим в данной методике признается верхний уровень – идеи и образы, воспринимаемые читателем.

Интертекстуальный подход к анализу поэтического произведения позволяет разомкнуть границы стихотворения, связать его с многообразием других литературных текстов, с мифологией, символикой, культурологией, историей, философией.

С учетом избранных методик анализ текста осуществляется по пути концентрического расширения «круга понимания», перехода от внешних, формальных, элементов стихотворного произведения к его содержательно-смысловой и символической стороне.

Основные задачи курса: обогащение содержательного наполнения учебного предмета «Литература», углубление и систематизация знаний по теории литературы, совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей, обучение учащихся анализу поэтического текста, развитие речевой культуры, расширение культурного кругозора, развития литературно-творческих способностей, подготовка к экзаменационному сочинению.

Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса по литературе «Филологический анализ художественного текста» для учащихся X класса. Автор-составитель И.В.Арисова. Волгоград, издательство «Учитель», 2007г.

Программа рассчитана на 35 часов.


Содержание программы распределяется в соответствии со следующими разделами:

I. Введение.

Текст как объект лингвистического анализа (1час)

II.Анализ поэтического текста (18 часов)

1.Жанровое разнообразие поэтических произведений (1час)

2. Основные виды тропов и их функции в стихотворной речи (4 часа)

3. Стилистические фигуры и их роль в создании образной выразительности(3 часа)

4. Фоника и методика поэтического языка (2 часа)

5. Словесно-образная организация поэтического текста (2 часа)

6. Интерпретация поэтических произведений (6 часов)

III. Анализ литературных эпизодов и художественных произведений малой формы (15 часов)

1. Художественное произведение как система (3 часа)

2. Стилевое единство художественного текста (4 часа)

3. Пространственно- временная организация художественного текста

(4 часа)

4. Культурологический аспект анализа литературных произведений (2 ч)

5. Текстовые доминанты художественного текста (2 часа)

Обобщение изученного (1 час)



Содержание программы



Анализ поэтического текста.

  1. М.Ю.Лермонтов «Молитва».

  2. Н.А.Некрасов «Тройка».

  3. И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака».

  4. А.К.Толстой «Средь шумного бала».

  5. И.А.Бунин « В Альпах» (сонет на льдине).

  6. И.А.Бунин «Вечер».

  7. И.А.Бунин «Последний шмель».

  8. А.А.Блок «Русь».

  9. С.А.Есенин «Мы теперь уходим понемногу...».

  10. С.А.Есенин «Заметался пожар голубой...».

  11. С.А.Есенин «Пускай ты выпита другим...».

  12. С.А.Есенин «Русь».

  13. Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги...».

  14. В.Я.Брюсов «Сонет в форме».

  15. А.А.Ахматова «Мне ни к чему одические рати...».

  16. Б.Пастернак «Любить иных – тяжелый крест...».

  17. В.В.Маяковский «Скрипка и немножко нервно».

  18. В.В.Маяковский «Лиличка!».

  19. В.В.Маяковский «Сергею Есенину».

  20. А.Т.Твардовский «Вся суть – в одном-единственном завете».

Анализ произведений малой формы.

  1. И.А.Бунин «Антоновские яблоки».

  2. И.А.Бунин «Холодная осень».

  3. И.А.Бунин «Качели».

  4. В.В.Набоков «Тяжелый дым».

Анализ эпизода художественного произведения.

  1. А.С.Пушкин. Сон Татьяны (V глава романа «Евгений Онегин»).

  2. И.А.Гончаров. Сон Обломова ( IX глава романа «Обломов»).

  3. Л.Н.Толстой. Совет в Филях ( из романа «Война и мир»6 т.3, ч.3, гл.4).

  4. И.С.Тургенев. Сцена дуэли в романе «Отцы и дети».

  5. М.Булгаков. Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (13 глава романа «мастер и Маргарита»).

  6. М.Булгаков. Допрос во дворце царя Ирода (2 гл. «Мастер и Маргарита»)

  7. М.Горький. Легенда о Ларре (из рассказа «Старуха Изергиль»).

  8. М.Шолохов. Кошевой в доме Мелеховых («Тихий Дон»: т.4, ч.8, гл.18)

  9. М.Шолохов. Возвращение Григория на хутор («Тихий Дон»: т.4,ч.8,гл.18).











Учебно-методическое обеспечение


  1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста. М., 2002.

  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.

М., 1981.

3. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. Теория стиха. Л., 1975.

4. Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика. Л. 1997.

5. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.

6. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.. 1988.

7. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

8. Маслов В.А. Лингвокультурология. М.: Издат. Центр «Академия», 2002.

9. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. педагог. учебн. заведений. М.: Издат. центр «Академия»,2003.

10. Тюпа В.И. Аналитика художественного. М., 2001.

11.Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.,1970.

12. Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии: Проза И.А.Бунина 1930-1940-х годов. Омск, 1997.

































Тематическое планирование


  1. Введение (1час)

Художественный текст как объект лингвистического анализа.


2.Анализ поэтического текста (18часов)

Жанровое разнообразие поэтических произведений.

3. Основные виды тропов и их роль в поэтической речи.

4. Метафоры в поэтическом тексте.

5. Разновидности метафор. В.Брюсов «Сонет к форме».

6. Метонимия, синекдоха, перифраз.

7. Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности.

8. Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом тексте.

9. Узнавание стилистических фигур в произведении.

  1. Фоника и мелодика стихотворения.

  2. Интонационная канва стихотворения.

  3. Словесно-образная организация поэтического текста.

  4. Морфологический анализ текста.

  5. Интерпретация поэтического произведения. Содержательно-смысловой характер произведения.

  6. Анализ образной структуры текста. А.Ахматова «Мне ни к чему...».

  7. Стихотворения в прозе.

  8. Сравнительный анализ поэтических текстов.

  9. Индивидуальные особенности поэтического стиля.

  10. Практикум: С.Есенин «Запели тесаные дроги»; А.Блок «Россия».


  1. Анализ эпизодов и художественных произведений малой формы (15 часов)

Художественное произведение как система.

  1. Жанровые и композиционные особенности текста.

  2. Словарная работа; практикум: М.Горький «Старуха Изергиль».

  3. Стилевое единство художественного текста.

  4. Тропы и стилистические фигуры.

  5. Работа с текстом: И.Бунин «Качели», «Тишина».

  6. Анализ эпизода художественного текста. (Дуэль в «Отцах и детях»).

  7. Пространственно-временная организация текста.

  8. Типологические разновидности художественного пространства.

  9. Практикум: И.Бунин «Холодная осень», «Антоновские яблоки».

  10. Пространственно-временные отношения (в текстах по выбору).

  11. Культурологический аспект анализа художественного текста.

  12. Культурологический анализ музыкальных фрагментов в «Дворянском гнезде».

  13. Текстовые доминанты художественного произведения.

  14. Комплексный анализ текста. В.Набоков «Музыка», «Тяжелый дым».


  1. Обобщение изученного(1час).









Требования к уровню подготовки обучающихся


В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:

- определение жанра произведения;

- определение тропов и стилистических фигур;

- знание их функций в поэтической речи;

- освоение литературоведческой терминологии;

- знание основных стихотворных размеров.

Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:

- узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;

- выявление их функции в художественном произведении;

- определение особенностей художественной формы;

- самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;

- определение композиционных особенностей текста;

- анализ лексического строя произведения;

- определение ведущих мотивов произведения;

- анализ синтаксических конструкций;

- понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя.


Содержание курса включает опыт целостного анализа, основанного на единстве лингвистического, литературоведческого, культурологического аспектов.

Алгоритм лингвистического анализа текста:

  1. определение стилевой принадлежности текста;

  2. анализ семантического пространства;

  3. выявление ключевых слов;

  4. анализ художественного времени и способов его текстового воплощения;

  5. анализ художественного пространства;

  6. выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение);

  7. своеобразие лексических единиц;

  8. особенности синтаксических структур;

  9. использование образных средств и стилистических приемов; обобщение результатов лингвистического анализа.



















Учебно-тематический план



№ п/п

тема

кол-во часов

виды деятельности

формы контроля

1

Введение.

Текст как объект лингвистического анализа

1

Лекция с элементами беседы

Устный ответ

2

Анализ поэтического текста

18

Работа с художественными средствами выразительности. Анализ поэтического текста

Проверка умения самостоятельно анализировать поэтический текст

3

Анализ литературных эпизодов и художественных произведений малой формы

15

Работа с произведениями малой формы. Анализ литературных эпизодов. Алгоритм лингвистического анализа текста


3

Обобщение изученного


1

Самостоятельная работа






























Тематическое планирование

элективного курса по литературе «Лингвистический анализ художественного текста»


№ п/п

тема

дата проведения (по плану)

дата проведения (фактически)

примечание

1

Введение. Художественный текст как объект лингвистического анализа

(20 час.)




2

Анализ поэтического текста. Жанровое разнообразие поэтических произведений




3

Основные виды тропов и их роль в поэтической речи




4

Метафоры в поэтическом тексте.




5

Разновидности метафор. В.Брюсов «Сонет к форме»




6

Метонимия, синекдоха, перифраз.




7

Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности




8

Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом тексте




9

Узнавание стилистических фигур в произведении




10

Фоника и мелодика стихотворения




11

Интонационная канва стихотворения.




12

Словесно-образная организация поэтического текста




13

Морфологический анализ текста.




14

Интерпретация поэтического произведения. Содержательно-смысловой характер произведения.




15

Анализ образной структуры текста. А.Ахматова «Мне ни к чему...»




16

Стихотворения в прозе




17

Сравнительный анализ поэтических текстов




18

Индивидуальные особенности поэтического стиля




19

Практикум: С.Есенин «Запели тесаные дроги»; А.Блок «Россия»




20

Анализ эпизодов и художественных произведений малой формы

(15 часов)

Художественное произведение как система




21

Жанровые и композиционные особенности текста




22

Словарная работа; практикум: М.Горький «Старуха Изергиль»





23

Стилевое единство художественного текста.




24

Тропы и стилистические фигуры




25

Работа с текстом: И.Бунин «Качели», «Тишина»




26

Анализ эпизода художественного текста. (Дуэль в «Отцах и детях»).




27

Пространственно-временная организация текста.




28

Типологические разновидности художественного пространства.




29

Практикум: И.Бунин «Холодная осень», «Антоновские яблоки».





30

Пространственно-временные отношения (в текстах по выбору).





31

Культурологический аспект анализа художественного текста.





32

Культурологический анализ музыкальных фрагментов в «Дворянском гнезде».





33

Текстовые доминанты художественного произведения.





34

Комплексный анализ текста. В.Набоков «Музыка», «Тяжелый дым».






35

Обобщение изученного(1час).
























№ п/п

тема

кол-во часов по плану

проведено фактически

примечание


















































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!