СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по математике для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Логические задачи»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставляемый элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9  классов (1-е полугодие, 18 часов) ориентирован на развитие  учащихся способов умственной деятельности средствами специальных задач, содержание которых отражает и житейские, и  сказочные, и математические ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по математике для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Логические задачи»»



Программа элективного курса по математике для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса

«Логические задачи»



Пояснительная записка

На данном этапе развития общества важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности по решению «логических задач» в совокупность приемов человеческого мышления включаются анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и конкретизация и т.п. Вообще, решение задач – основная учебная деятельность на уроках математики, при этом развиваются как прикладная, так и творческая стороны мышления. К тому же, изучение нестандартных задач включает в себя мотивационный компонент учения, повышает интерес, как к задачам обозначенного типа, так и к математике в целом, то есть создаются предпосылки для расширения круга учеников, для которых математика становится личностно-значимым предметом.

Предоставляемый элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов (1-е полугодие, 18 часов) ориентирован на развитие учащихся способов умственной деятельности средствами специальных задач, содержание которых отражает и житейские, и сказочные, и математические ситуации.

Включение личностно-ориентированного элективного курса «Логические задачи» в систему предпрофильной подготовки дополняет базовую программу, не нарушая её целостности, и будет способствовать развитию вероятностного мышления.

Предлагаемые материалы содержат программу и методические рекомендации с дидактическим обеспечением по организации и проведению элективного курса, причем дидактическое обеспечение включает разработку каждого занятия и пакет логических задач с ответами и указаниями к их решению.

Настоящий элективный курс по обучению решению логических задач призван реализовать следующие цели

образовательно-содержательная цель: обучить учащихся решению 5 блоков логических задач;

развивающая цель: через решение логических задач развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать;

воспитательная цель: посредством организации занятий воспитывать усидчивость, настойчивость к достижению цели, интерес к математике.

Занятия элективного курса проводить по классно-урочной системе. Для того, чтобы реализовать цели курса целесообразно использовать проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Немаловажным аспектом эффективности учебно-воспитательного процесса является подбор разнообразных форм учебной деятельности, так, например, занятие может проходить в форме урока-практикума, урока-консультации, урока «обобщающей задачи», урока с использованием компьютерной техники. Занятия курса рекомендуется завершить выполнением учащимися контрольной работы.

Учебно-математический план курса(18ч)

п/п

Тема

Всего

часов

Форма контроля


1

Задачи, решаемые с

конца


2

Диагностическая самостоятельная работа


2

Задачи, решаемые с помощью таблиц

истинности


2

Творческая

самостоятельная работа

3

Задачи, решаемые на

основе осознания исходных данных



4


Обучающая самостоятельная работа

4

Задачи на числа

7

Тестирование

5

Задачи на раскраску

3

Контрольная работа









Основное содержание курса

Тема 1. Задачи, решаемые с конца

Понятие «логическая задача». История возникновения логических задач. Значение логических задач в развитии мышления и приемы мыслительной деятельности, способствующие развитию умения решать логические задачи. Задачи, решаемые с помощью преобразования требования к условию задачи и алгоритмы их решения.

Тема 2.Задачи, решаемые с помощью таблиц истинности

Сущность приемов сопоставления и обобщения. Таблицы истинности. Задачи, решаемые с помощью таблиц истинности и алгоритмы их решения.

Тема 3. Задачи, решаемые на основе осознания исходных данных

Три типа задач, решаемых указанным способом. Задачи о правдолюбцах и алгоритм их решения. Задачи на взвешивание монет и мешков, алгоритм их решения. Задачи на переливание, алгоритм их решения.

Тема 4. Задачи на числа

Шесть типов задач на числа. Математические ребусы и обобщённый алгоритм их решения. Задачи на части и обобщённый приём их решения. Задачи о возрасте и способ их решения. Задачи на дроби, на свойства 0 и 1. Задачи с 1 и -1. Задачи на упорядочивание. Обобщенный алгоритм решения задач на числа.

Тема 5 Задачи на раскраску

Четыре типа задач на раскраску. Задачи, в которых дана раскраска и использование метода частичного поиска для их решения. Задачи, в которых требуется найти раскраску и общий приём их решения. Задачи на установление способа раскраски и приёмы их решения. Задачи, в которых раскраска - метод решения. Общая схема решения задач на раскраску.

Планируемые результаты обучения

В результате элективного курса учащиеся должны:

  • понимать сущность понятия «логическая задача»;

  • уметь определять тип логической задачи;

  • знать алгоритмы решения алгоритмических логических задач и уметь применять их на практике;

  • знать алгоритм творческой деятельности по поиску решения неалгоритмических логических задач и уметь применять его на практике.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!