СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

прграмма элективного курса "Практикум по русскому языку. работа с текстом"

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района Оренбургской области


Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №___ от


«_____» _______________ 2018г.

Согласовано

Замдиректора по УВР

_______/Абдреева М.П./

«___»__________2018 г.

Утверждаю

Директор школы



«______»_______________2018г.










Рабочая программа

элективного курса

«Практикум по русскому языку:

работа с текстом»








Класс: 6

Уровень: основная

Вид: общеобразовательная

Учитель: Елисеева Елена Анатольевна






2018-2019 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)

  • Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312», от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  •  На основании Приказа Министерства образования и науки Российской от 29.12.2017 г. N 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Р Ф от 31.03.2014года №253»

  • Приказ МО Оренбургской области № 01-21/1450 от 31.07.2018 «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях Оренбургской области в 2018-2019 учебном году».

  • Устав МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа» с.Благовещенка, Тюльганский район, Оренбургской области.

  • Образовательная программа МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа» с.Благовещенка, Тюльганский район, Оренбургской области.

  • Положение МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа» с.Благовещенка, Тюльганский район, Оренбургской области. «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».

  • Учебный план МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа» с.Благовещенка, Тюльганский район, Оренбургской области. на 2018- 2019 учебный год.











Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Работа с текстом» составлена на основе Программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности»

Цели и задачи обучения предмету:

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у обучающихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами текстов.

К задачам элективного курса относятся:

Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).

Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.

Учить ребят создавать собственный текст.

Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.

Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.

Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.

Содержание программы элективного курса составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по элективному курсу - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по элективному курсу - прежде всего как явление искусства слова.

Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова - и есть специфический предмет изучения на уроках элективного курса. Иными словами, программа данного курса предусматривает рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка - всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.

Программа «Работа с текстом» предлагает последовательное освоение материала соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. Место элективного курса в учебном плане: 1 час в неделю. Количество учебных недель 34.

Результаты обучения. Формирование основ художественной культуры. Формировать потребность в общении с художественными произведениями. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. Формирование основ художественной культуры

Метапредметные

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

П. критически оценивать содержание и форму текста. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения

Предметные

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития


В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада , умение аргументировать свой ответ и т.д.).

Контролируемость программы:

  • практическое выполнение упражнений;

  • практикумы;

  • аргументированный устный ответ;

  • сообщение, доклад.

Методы преподавания: индивидуальный подход, системно-деятельностный, дифференцированное, ТРКМ и др.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Употребление языковых средств .

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.

Средства художественной изобразительности

Понятие о средствах художественной изобразительности.

Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Юмор в произведениях словесности

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

Значение употребления средств создания юмора в произведении.

/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

Произведения устной народной словесности

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Легенда как создание народной фантазии.

Предание о реальных событиях.

/// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.

Эпическое произведение, его особенности

Что такое эпическое произведение.

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

Герой произведения и автор произведения.

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.

/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Лирическое произведение, его особенности

Что такое лирическое произведение.

Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза.

/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

Драматическое произведение, его особенности

Что такое драматическое произведение.

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу курса обучающиеся должны:

  • уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;

  • понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;

  • уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;

  • уметь отличать произведения различных жанров друг от друга .



































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Предметные результаты

Дата плановая/фактическая

Тип занятия

Содержание

Деятельность учащихся

Планируемые результаты: метапредметные, личностные

1-2

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.






Формирование основ художественной культуры


03.09

10.09

комбинированное

Слово как единица языка.

анализируют текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,

проводят лексический анализ слова;

Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

3-4

Средства художественной изобразительности.


Опознавать различные выразительные средства языка;

17.09

24.09

комбинированное

Сравнение, аллегория. Основные особенности языка художественной литературы

Анализируют текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,


Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

П. критически оценивать содержание и форму текста

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

5-8

Основные особенности языка художественной литературы








владение навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета


01.10

08.10

15.10

22.10

комбинированное

Метафора.


Опознают различные выразительные средства языка;

Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

0-10

Олицетворение. Основные особенности языка художественной


владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета

09.11

16.11

комбинированное

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Опознают различные выразительные средства языка;


Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

11-12

Гипербола.












Основные особенности языка художественной литературы

23.11

30.11

комбинированный

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Опознают различные выразительные средства языка;


Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

13-14

Риторический вопрос и риторическое восклицание.










Основные особенности языка художественной литературы

07.12

14.12

комбинированный

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Опознают различные выразительные средства языка; анализируют текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,


Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

15-16

Антитеза

Основные особенности языка художественной литературы

21.12

28.12

комбинированный

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Опознают различные выразительные средства языка; анализируют текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,


Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

П. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

К. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

17-18

Эпитет

Основные особенности языка художественной литературы

18.01

25.01

комбинированный

выразительные средства языка;

Анализируют текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития


Р. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

П. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

19-

20

Юмор в жизни и в произведениях.






Специфика художественного текста

01.02

08.02


комбинированный

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев;

Излагают содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

П. критически оценивать содержание и форму текста

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

21-26

Специфика художественного текста Основные особенности языка художественной литературы


Владение навыками различных видов чтения, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития

15.02

22.02

01.03

09.03

15.03

22.03


комбинированный

Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в художественном произведении.

Анализ текстов

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

П. критически оценивать содержание и форму текста

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;


27-30

Практикум: составление текстов.

Составление текстов различных типов речи

05.04

12.04

19.04.

26.04

практикум

Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в художественном произведении.

Составление текстов

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

П. критически оценивать содержание и форму текста

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;


31-32

Редактирование написанного

Редактирование написанного

03.05

10.05

рефлексивный



Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

П. критически оценивать содержание и форму текста

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

33-34

Итоговая контрольная работа

Анализ текста

17.05

24.05

Контрольный














 Методическое обеспечение курса

1.С.И.Львова ГИА 2009 Русский язык Сборник заданий. Гл. «Текстоведение» стр.200-290. М.Эксмо 2009.

2.Л.И.Величко Работа над текстом на уроках русского языка. М.Просвещение 1983.

3.В.Я.Коровина От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. М. Мнемозина 1996

4.Г.К.Лидман-Орлова Учимся писать изложения. М.Дорфа 2003

5.Статьи журнала «Русский язык в школе»

  • И.Г.Милославский Как научиться вычленять оценочный компонент в чужом тексте и включать его в свой. №№ 1,2 2006г.

  • Т.М.Пахнова От предложения - к тексту. От текста – к слову. №№ 2,3 2006г.

  • Г.А.Бакулина Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями.

№ 3 2005г.

  • Е.В.Бунеева Как читают текст наши ученики? № 6 1995г.

  • П.Ф.Ивченков Учимся редактировать № 6 1995г.

  • В.И.Стативка Предупреждение текстовых ошибок при подготовке к сочинению

№ 5 1993г.

  • В.А.Сидоренков Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроках русского языка. №» 1997г.

  • Л.С.Степанова Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 9 классе общеобразовательной школы.№1 2004г.

  • Л.М.Корчагина Подготовка к сочинению-рассуждению №2 2007г.

  • И.А.Сотова Мотивация самоконтроля над качеством письменного текста. №4 2007г.

  • И.Н.Добротина Упражнения по трасформации и моделированию текста. № 4 2007г.

  • С.А.Арефьева Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текста.№5 2007г.

  • Т.Н.Сокольницкая Текстовые ошибки и их классификация №7 2007г.

  • В.Ю.Башашкина Формирование навыка понимания текста. №6 2008г.

  • Т.Н.Соловьёва На пути к изложению. № 8 2008г.

  • Т.В.Зотина Работа над ошибками в изложениях учащихся №8 2008г.


Литература для учащихся:


1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М, 1998.

2. Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка – М., 1995.

3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1998.

4. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2003.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

7. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М., 2005.

8. Никитина Е.Н. Русская речь 5–9 кл. – М. "Дрофа" 2009.

9. КИМы к ГИА по русскому языку различных авторов 2010г.























Итоговая контрольная работа

1.Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.

А. Фотограф приготовил фиксаж.

Б. Солдаты атаковали форт.

В. Маляр размешал палитру в ведре.

2.Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

А. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

Б. Вяленую обувь в Сибири называют пимами.

В. Употребление синонимов делает нашу речь более выразительной.

3.Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.

А. На мшарах растет много клюквы.

Б. Стрелы лежали в колчане.

В. Хирург сделал надрез скальпом.

4.Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:

1) сравнение 2) эпитет 3) метонимия 4) метафора

5.Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:

1) метафора 2) литота 3) олицетворение 4) эвфемизм

6. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

1) сравнение 2) синекдоха 3) метонимия 4) метафора

7.Художественное, образное определение- это ...

1) эпитет 2) метафора 3) анафора 4) олицетворение

8. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления столетия.

2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Сквозь дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

9. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.

1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того были неблестящими, стала проигрывать.

2) Мы ходили по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.

3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

10. В каком предложении средством выразительности речи является метафора?

1) Горе людское собралось сюда и слушает мою песню.

2) Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать.

3) Вот так штука!

4) Рюрик, по-моему, человек неистребимый.

11.Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.

1) Студент ушёл огорчённый.

2) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги - в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, - этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.

3) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем тайна его музыкального гения.

4) Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги.

12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя