Аннотация к программе
элективного курса по русскому языку
для 11 класса
«Тайны словесного мастерства»
Владение русским языком в настоящее время является общественным приоритетом. Отношение к знанию языка основывается на понимании его как базовой образовательной компетенции. К сожалению, современная социокультурная ситуация оставляет желать лучшего. Язык средств массовой информации, телевидения часто не является образцом речевой культуры, а порой даже способствует проявлению негативных процессов (например, жаргонизации, вульгаризации речи, неконтролируемому заимствованию и др.). Названные процессы усугубляются бесконтрольностью и вседозволенностью речевого поведения в Интернете. Происходит обеднение словарного запаса учащихся, что снижает свободу коммуникации. Кроме этого, проявляется кризис читательской культуры: количество читающих детей уменьшается, снижается качество чтения.
В настоящее время школьникам необходима побудительная мотивация к изучению и соблюдению норм русского языка, которые должны формироваться в процессе всей учебной деятельности, а особенно на уроках русского языка, на занятиях факультативных и элективных курсов. Одной из такой мотивации для ребёнка становится государственная итоговая аттестация.
В старшей школе большое внимание уделяется речевому и интеллектуальному развитию обучающихся, что необходимо для получения дальнейшего образования выпускников и осуществления их будущей профессиональной деятельности. Формирование таких компетенций является преобладающей идеей федерального компонента государственного стандарта образования.
ЕГЭ по русскому языку в 11 классе полностью соответствует требованиям, предъявляемым выпускнику, заканчивающему основную школу. Но из-за недостатка времени на уроке не всегда есть возможность хорошо отработать необходимые навыки. Некоторые ученики, в силу индивидуальных особенностей, сталкиваются с проблемой систематизации и обобщения изученного, проблемой создания собственного письменного высказывания. Многие школьники испытывают стрессовое состояние перед экзаменом, так как не всегда психологически готовы к формату ГИА, где необходимо выполнить тестовую часть, быстро и без ошибок заполнить бланк и, конечно, написать сочинение, хорошо зная основные требования к данному виду работы. Помочь ученику в такой ситуации может элективный курс, направленный на подготовку школьников к ЕГЭ.

Программа элективного курса для 11 класса
«Тайны словесного мастерства»
Актуальность и значимость
Программа элективного курса «Тайны словесного мастерства»
отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного образования по русскому языку и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классах, что свидетельствует о её актуальности.
Главные принципы курса традиционны: доступность, системность, научность. Проанализировав экзаменационные работы предыдущих лет, можно сделать вывод: многие выпускники испытывают затруднения при выполнении большей части видов заданий ЕГЭ. Это объясняется, на наш взгляд, преимуществом информационного принципа преподавания над деятельностным подходом. Статистика результатов сдачи ЕГЭ в 2017 году была учтена при подготовке учебного материала элективного курса «Тайны словесного мастерства».
Предложенный в программе материал сочетается с деятельностным подходом. Это даёт возможность совершенствовать и развивать ключевые компетенции (коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные), а также создавать условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. Деятельностный подход позволяет перейти от усвоения знаний, умений и навыков к совершенствованию умения учиться, к целенаправленной организации учебной деятельности, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Для достижения целей обучения на занятиях элективного курса используются разнообразные формы и методы организации работы, позволяющие раскрыть субъективный характер деятельности учащихся, создать атмосферу заинтересованности ученика в работе группы, класса, что способствует естественному самовыражению каждого ребёнка.
I Раздел
«Пояснительная записка»
Программа элективного курса «Тайны словесного мастерства» развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне. В отдельных разделах она ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку на профильном уровне, направленного в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Программа элективного курса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Элективный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Программа элективного курса составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).

II Раздел
«Общая характеристика учебного курса
Элективный курс «Тайны словесного мастерства» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА:
Освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
III Раздел
«Место учебного предмета в учебном плане»
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения элективного курса в 11 классе отводится 34 часа.

Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися.
Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции; - уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные); - уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств зыка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Методическое обеспечение программы
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают мультимедийный проектор, компьютер.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты.

Основные формы и методы работы:
Составление кластеров, обобщающих интерактивных таблиц, плакатов и схем;
Работа с различными источниками информации для создания проектов (Например, проект «Портрет текста»);
Индивидуальная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала для обобщения и составления собственных КИМов для работы в группе;
On-line тестирование;
Работа с бланками и пакетами КИМов;
Использование таких приёмов, как идеальное сочинение, приём эксперта и др.;
Написание сочинений;
Работа над речевым оформлением сочинения.
Представленные формы и методы работы подчинены комплексной задаче –
созданию условий для развития речи, созданию условий для формирования
практической грамотности – и составляют единую методическую систему.
В результате реализации элективного курса
обучающийся должен:
Проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений и фактов;
Осуществлять речевой самоконтроль;
Проводить лингвистический анализ научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
Извлекать информацию из различных источников;
Владеть основными приёмами информационной переработки текста;
Создавать письменные высказывания и редактировать собственный текст;
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы СРЯ;
Использовать в собственной практике синонимические ресурсы русского языка;
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы СРЯ.
Данный перечень умений представлен в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Документ подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
Использование различных видов деятельности при прохождении программы элективного курса «Тайны словесного мастерства» даёт возможность создать условия для предварительной проверки и корректировки следующих умений учащихся:
умение точно и полно понимать содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение выделять главную проблему прочитанного текста;
умение комментировать поставленную в прочитанном тексте проблему;
умение определять авторскую позицию в прочитанном тексте;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прочитанном тексте, аргументировать его с привлечением информации жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота, находить и устранять лексические ошибки;
умение находить и устранять ошибки в образовании формы слова;
умение классифицировать грамматические ошибки;
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения;
умение применять знания по орфоэпии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису.
Формы контроля достижений обучающихся
В настоящее время, когда оценивание работы обучающихся на занятиях элективного курса не производится, в некоторых классах существует проблема посещения. Если ученики в сильном классе ориентированы на получение знаний и стараются не пропускать занятий, то ученики слабого класса просто набирают необходимое количество часов, чтобы получить зачёт. Кроме этого, не все обучающиеся (их родители) могут самостоятельно проследить уровень роста знаний. Поэтому, на наш взгляд, необходимо ввести определённую форму контроля достижений обучающихся.
Основной формой контроля может являться выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия или тематического блока проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: каждый ученик заполняет лист самоконтроля, где указываются темы, количество выполненных заданий, набранные баллы и т.д.

IV Раздел
«Содержание учебного предмета»
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических иакцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.

Раздел V
«Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Тайны словесного мастерства»
№ | Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | | Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией. | Структура и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификация, бланки ответов, правила их заполнения. | Знать структуру и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификацию, правила заполнения бланков ответов. Уметь ориентироваться в тестовом задании, заполнять бланки ответов. |
2 | | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. ЕГЭ 4 | Основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных). | Знать основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных). Уметь ставить ударение в наиболее часто встречающихся словах, работать с орфоэпическим словарем. |
3 | | Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы. ЕГЭ 5 | Лексикология, лексика, характеристика русской лексики, лексическое значение слова, слова – синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. | Знать определения понятий. Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенную лексику (разговорную, книжную), лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечную лексику), работать с толковы словарем, словарями синонимов, антонимов, паронимов. |
4 | | Лексические выразительные средства. Тропы. ЕГЭ 24 | Лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм. | Знать лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм. Уметь находить тропы в тексте. |
5 | | Синтаксические средства выразительности. ЕГЭ 24 | Синтаксические средства выразительности: анафора, инверсия, синтаксический параллелизм, антитеза | Знать синтаксические средства выразительности.Уметь находить синтаксические средства в тексте Выполнение задания ЕГЭ 24, анализ текста |
6 | | Лексические средства, синтаксические средства выразительности | Лексические средства, синтаксические средства выразительности | Знать лексические и синтаксические средства выразительности. Уметь находить синтаксические и лексические средства в тексте |
7 | | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. ЕГЭ 13, 23 | Морфология как раздел науки о русском языке. Классификация частей речи, их морфологические признаки. | Знать определение частей речи, их морфологические признаки. Уметь определять принадлежность слова к части речи. |
8 | | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 6 | Трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов. | Знать трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов. Уметь определять ошибочное образование формы слова. |
9 | | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 7 | Распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. | Знать распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Уметь находить предложения с нарушением синтаксических норм. |
10 | | Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. ЕГЭ 15 | Синтаксис как раздел науки о русском языке. Предложение. Виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству ГО, по характеру основы, по наличию второстепенных членов, структурно необходимых элементов, по степени осложнения. Типы сложных предложений. | Знать виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству ГО, по характеру основы, по наличию второстепенных членов, структурно необходимых элементов, по степени осложнения, типы сложных предложений. Уметь характеризовать предложение, находить предложения указанной характеристики в тексте, производить синонимическую замену СПП с придаточным определительным на простое предложение с причастным оборотом. |
11 | | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. ЕГЭ 24 | Синтаксические выразительные средства: парцелляция, параллелизм, инверсия, бессоюзие. Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, антитеза, оксюморон, риторический вопрос, обращение. | Знать синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры. Уметь находить синтаксические выразительные средства, стилистические фигуры в тексте. |
12 | | Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. ЕГЭ 15, 16 | Правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. | Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. |
13 | | Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. ЕГЭ 19 | Правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. | Знать, что такое сложносочиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. |
14 | | Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Правила постановки знаков препинания в БСП | Знать, что такое бессоюзное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. Уметь определять условия постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. |
15 | | Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. ЕГЭ 18,19 | Правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. | Знать, что такое сложноподчиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. |
16 | | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. ЕГЭ 19 | Правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Уметь определять условия постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. |
17 | | Тестирование. | Выполнений тестовых заданий | Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании. |
18 | | Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. ЕГЭ 1, 20-23 | Текст. Смысловой анализ текста. Текст. Основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы. | Знать, что такое текст, основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы. Уметь выделять основную информацию в тексте, определять средства связи предложений в тексте. |
19 | | Текст. Стили и типы речи. Задания ЕГЭ 21 | Текст. Стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. | Знать стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный; типы речи: повествование, описание, рассуждение. Уметь определять принадлежность текста к стилю и типу речи. |
20 | | Задание 25. Композиция сочинения. Критерии оценивания задания 25 | Композиция сочинения ( проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргумент 1, аргумент 2, вывод). | Уметь строить сочинение-рассуждение по стандартной трёхчастной схеме: вступление – основная часть – заключение. |
21 | | Виды вступлений к сочинению | Виды и формы вступления. (Проблемный вопрос; общие сведения о проблеме, ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме; создание определённого эмоционального настроя, описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста; цитата из исходного текста; обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям) | Знать виды вступлений к сочинению и уметь использовать эти знания при написании сочинения- рассуждения |
22 | | Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. | Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические). | Знать, как писать сочинение, раскрывая его проблему. Уметь формулировать проблему текста |
23 | | Комментарий к сформулированной проблеме | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. (Текстовый комментарий, концептуальный комментарий). | Знать об основных требованиях к сочинениям. Уметь комментировать сформулированную проблему |
24 | | Позиция автора | Позиция автора. Способы выражения автора | Уметь увидеть в тексте сформулированную автором позицию |
25 | | Аргументация собственного мнения по проблеме | Аргументация собственного мнения по проблеме | Аргументация собственной позиции. Как выражать и аргументировать свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. |
26 | | Способы аргументации собственного мнения. | Аргументы: рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет. Типичные ошибки. | Знать типы аргументов. Уметь аргументировать собственное мнение. |
27 | | Типы аргументов | Типы аргументов (рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет). | Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме |
28 | | Создание банка данных аргументов | Типы аргументов | Знать, как писать сочинение, раскрывая свою собственную позицию и своё мнение в сочинении. Уметь правильно подбирать аргументы к проблеме |
29 | | Виды заключений к сочинению | Виды заключений к сочинению | Знать и уметь составлять заключение к сочинению в разных вариантах |
30 | | Написание сочинения-рассуждения | Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения | Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь применять знания при выполнении заданий |
31 | | Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения | Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания 25 | Знать критерии оценивания задания С. Уметь анализировать свою письменную работу. |
32 | | Речевое оформление сочинения. | Речевое оформление сочинения. Типы ошибок (грамматические, речевые, логические, фактические). | Знать типы ошибок, уметь их исправлять. |
33 | | Выполнение контрольного тестирования. | Выполнений тестовых заданий | Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании. |
34 | | Выполнение задания 25 | Написание сочинения-рассуждения. | Уметь составлять текст сочи- нения, исходя из требований |
VI Раздел
«Результаты освоения элективного курса
«Тайны словесного мастерства»
для 11 класса
и система его оценки»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
VII Раздел
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Литература для учителя:
1. ЕГЭ 2017 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2017.
2. ЕГЭ 2017 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2017.
2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций «Экзамен», 2017.
3. Коршунова М.В. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. – Саратов: Лицей, 2017.

Литература для обучающихся:
Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2017
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2016
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2015.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2015.
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2017. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2015 .
Единый государственный экзамен. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 384 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)
Различные виды лингвистических словарей.