СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе"Теория и практика сочинений разных жанров"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров" направлен на развитие у обучающихся коммуникативных и учебно-познавательных компетенций. Задача курса - подготовить к сдаче ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе"Теория и практика сочинений разных жанров"»

Содержание программы

  1. Коммуникативные и общекультурные компетенции. Виды речевой деятельности. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.


  1. Работа над художественным текстом при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.



  1. Теоретико-литературные понятия.


  1. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Зависимость структуры от его типа.



  1. Структура сочинения. Вступительная часть. Виды вступлений. Заключительная часть сочинения.


  1. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ сочинения.





Учебно-методическое обеспечение


  1. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично». В помощь школьникам и абитуриентам. СПб – Паритет, 2000.

  2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: «Просвещение», 1982.

  3. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1981.

  4. Ладыженская Т.А., Зеналова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». Издание четвертое, исправленное. М.: Просвещение,1990г.

  5. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М.: Издательство МГУ, 1994.

  6. Лимонад Т.В. «С сочинением на «ты»: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М: Школьная пресса, 2001.







Тематическое планирование

элективного курса по русскому языку в X классе

«Теория и практика сочинений разных жанров»

№ урока

тема урока

дата провед.

фактич.


примечание

1.

Введение. Коммуникативные и общекультурные компетенции.




2.

Виды речевой деятельности




3.

Тема и основная мысль сочинения




4.

«Маршрут» сочинения. Составление плана




5.

Движение авторской мысли в сочинении. Как работать с текстом




6.

Анализ различных тем, составление к ним планов




7.

Работа с текстом сочинений на указанные темы




8.

Цитаты




9.

Подбор цитат из художественной литературы на заданную тему




10.

Совершенствуем свою речь




11.

Классификация речевых ошибок и недочетов




12.

Классификация грамматических ошибок




13.

Редактирование текста




14.

Анализ лирического стихотворения




15.

Теоретические понятия, литературоведческие термины




16.

О самой эффективной композиции, или что такое жанр эссе




17

Отличительные признаки эссе




18.

Сочинение-эссе. Проектная работа




19.

Написание сочинения-эссе




20.

Учимся анализировать эпизод




21.

Определение роли эпизода в идейном строе произведения




22.

Сочинение на свободную тему. Проектная работа




23.

Композиционная форма сочинения определенного жанра




24.

Сравнительная характеристика




25.

Сравнительная характеристика. Особенности сочинения данного жанра




26.

Написание сочинения, предусматривающего сравнительную характеристику




27.

Отзыв как разновидность сочинений




28.

Отзыв. Особенности сочинения данного жанра




29.

Написание отзыва




30.

О трудном жанре рецензии




31.

Написание рецензии на ученические сочинения




32.

Лучшее сочинение. Проектные работы




33.

Написание сочинений на указанные темы и в соответствующих жанрах




34.

Рецензия на сочинение




35.

Заключительное занятие






Учебно-тематический план



п/п

тема

кол-во часов

виды деятельности

формы контроля

1

Введение. Коммуникативные и общекультурные компетенции.

2

Лекция с элементами беседы

Устный ответ

2

Тема и основная мысль сочинения

8

Анализ различных тем, составление к ним планов

Проверка умения самостоятельно определять тему и основную мысль

3

Классификация ошибок

3

Редактирование текста

Устный

4

Анализ лирического стихотворения


2

Самостоятельная работа

Устный и письменный


5

Жанр эссе

6

Написание сочинения-эссе

Отличительные признаки эссе

6

Сочинения определенного жанра

5

Написание сочинений

Письменный

7

Отзыв как разновидность сочинений


3

Написание отзыва на сочинение

Письменный

8

Жанр рецензии

5

Написание рецензии

Письменный

9

Заключительное занятие

1

Проектные работы

Устный и письменный

итого


35



















Пояснительная записка


Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» направлен на развитие у обучающихся коммуникативных и учебно-познавательных компетенций.

Устное или письменное сочинение, изложение, комплексный анализ текста – наиболее распространенные виды речевой деятельности, направленные на развитие основных видов компетентности школьников: социальной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной, а также саморазвития, самовоспитания, самообразования и продуктивной творческой деятельности.


Программа элективного курса содержит:

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся;

- сведения об основных нормах русского литературного языка;

- теоретические понятия, литературоведческие термины;

- знакомство с жанром рецензии;

- этнокультуроведческий компонент.


Задачи элективного курса:

- расширять и углублять запас знаний, создавать условия для подготовки к сдаче ЕГЭ;

- формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения;

- вырабатывать умение собирать материал для сочинения; подбирать эпиграф, цитаты;

- развивать интерес к русскому языку, творческие способности.


Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного получения знаний и использует наиболее эффективные методы обучения. Знания, полученные на элективе, помогут выпускнику свободно ориентироваться на рынке труда и пригодятся в любой профессии: журналиста, историка, учителя, ведущего, бизнесмена.

Данный элективный курс разработан на основе программы

«Электив – 10,11». Методическое пособие для учителей 9,10,11 классов – Анна: Межшкольный районный медиацентр на базе МОУ Аннинская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов, 2007.







Требования к уровню подготовки обучающихся


В процессе обучения предполагается овладение конкретными умениями и знаниями:


- умение определять (осмысливать) объем содержания т границы темы сочинения;

- умение подчинять сочинение основной мысли;

- умение собирать материал для сочинения;

- систематизировать собранный материал, приводить его в порядок, т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении;

- строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения);

- выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм;

- использовать образные средства и стилистические приемы;

- знать специфические средства жанрово-ситуативных стилей;

- знать теоретико-литературные понятия;

- уметь анализировать образцы публицистической и ораторской речи;

- писать развернутую рецензию на сочинение;

- знать отличительные признаки эссе;

- совершенствовать написанное


Виды деятельности


- лекция с элементами эвристической беседы;

- практикум;

- сочинение;

- аналитическая беседа;

- сочинение-рецензия;

- практическая работа в группах;



Формы контроля


- опрос по материалам лекции;

- устный ответ;

- практический анализ текста;

- творческая письменная работа учащихся



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!