Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Программа элективного курса
«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ»
Выполнил: магистрант 2 курса М
Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа Художественное образование (изобразительное искусство)
Панина Марина Викторовна
Художественно-графический факультет
Очная форма обучения
Курск
2015
Пояснительная записка
Элективный курс «Развитие художественно-образного мышления в процессе работы над портретом» рассчитан на учащихся ДХШ и направлен на предпрофессиональную подготовку учащихся по изобразительному искусству. Он является предметно ориентированным, даёт учащимся возможность расширения знаний по основам портрета (конструкция, этапы построения, раскрытие образа человека), помогает оценить свои возможности в области изобразительного творчества и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Цель курса: развитие художественно-образного мышления через знакомство с портретом, процессом его создания и выполнением обучающимися объемных и живописных портретов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала, а также заложить у обучающихся основы культуры цветового восприятия как важной составляющей художественной культуры человека, развивать художественный вкус, способствовать их творческому самовыражению и процессу их профессионального самоопределения.
Актуальность данного курса определяется тем, что в современном мире, построенном зачастую на логике, символике, рациональности, постоянно совершенствующихся технологиях и техники, в мире электроники и глобальных сетей интернета, нужно говорить о необходимости развития художественно-образного мышления у детей. Ведь художественно-образное мышление помогает ребёнку выстроить целостную картину мира, мыслить шире, глубже, оперировать целыми категориями знаний и образов. Художественно-образное мышление помогает развитию многих нравственно-психологических качеств, сопереживанию и чувствительности к образам природы, искусства, действительности. Развитое художественно-образное мышление, включает в себя развитые на высоком уровне воображение, фантазию, память; данному виду мышления свойственны и вариативность, оригинальность, ассоциативность ˗ всё это создаёт условия для «полёта мысли, фантазии» ребёнка, для создания чего-то нового, не виданного до сегодняшнего дня, творчества в любых видах его деятельности, а в будущем и в его профессиональной деятельности. Ведь любой работодатель помимо исполнительности и профессиональных качеств ценит ещё и возможность создания, предложения новых нестандартных решений, проектов и проч., а это невозможно без образного мышления, которое нужно развивать с детства.
Средством развития художественно-образного мышления мы определили именно портрет, процесс работы над ним. В работе над портретом необходимо видеть и воспринимать модель-натуру так, чтобы можно было трансформировать увиденное для создания художественного образа. Ведь портрет - это целостный облик конкретного человека, которому присущи как характерные и индивидуальные черты, так и типические, которые складываются из взаимодействия процессов восприятия, воображения, мышления художника-творца в процессе выполнения творческой работы при использовании общих и специфических внутрижанровых, композиционных, живописных и других изобразительно выразительных средств.
Таким образом, именно в процессе работы над портретом развиваются все компоненты художественно-образного мышления: гностический, эмоционально-ценностный, технологический и творческий компоненты
В ДХШ портреты рисуют и пишут не так часто, и должного внимания созданию художественного образа в портрете не уделяют. Поэтому курс «Развитие художественно-образного мышления в процессе работы над портретом» углубляя содержание основного курса изобразительного искусства, предоставляет учащимся возможность системного овладения основами портрета, создания художественного образа в нём.
В задачи курса входит:
- углубление и расширение представлений учащихся о портрете;
- совершенствование умений последовательного и конструктивного ведения портрета;
- совершенствование практических умений и навыков использования выразительных возможностей линии и цвета;
- углубление и расширение представлений учащихся о художественном образе и о средствах его создания (правила и законы композиции; средства выразительности; колорит и т.д.)
- освоение способов достижения цветовой гармонии и приёмов колористического решения композиции;
Содержание программы элективного курса «Развитие художественно-образного мышления в процессе работы над портретом» рассчитана на 44 часа и имеет в основном практический характер. Она предполагает творческое воплощение и допускает возможность корректирования количества часов, отводимых на изучение основных разделов курса.
На занятиях элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, практикумы, диалоги, цветовые эксперименты, погружения в картину и др. Практика показывает, что с большой пользой проходят диалоги, в ходе которых учащиеся общаются с искусством и по поводу искусства, высказывают свою точку зрения, рассуждают о художественном образе, предают им свое значение, о возможностях цвета как средства художественного выражения, обсуждают различные варианты цветового решения собственных и чужих композиций.
В качестве формы итогового контроля программа предусматривает собеседование, выполнение обучающимися портрета с натуры.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Форма занятия | Форма контроля/ продукт деятельности обучающихся |
1 | Введение. Введение в изучаемый предмет. Содержание программы. Правила внутреннего распорядка. Материалы, инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Первоначальная диагностика | 1 | Беседа | - |
2 | Вступительная беседа о портрете. Портрет в технике акварель | 2 | Мастер-класс | Рисунок головы человека с натуры |
3 | Конструктивный рисунок гипсовой обрубовочной головы | 2,5 | Практическое занятие | Рисунок обрубовочной головы (конструкция, лёгкий тональный рисунок) |
4 | Рисунок гипсовой головы - Аполлона | 2,5 | Практическое занятие | Конструктивный рисунок с лёгким введением тона гипсовой головы Аполлона. |
5 | Наброски и зарисовки человека карандашом, фломастером, мягкими материалом (уголь, соус, сангина и т.д.) Выразительные возможности линии, пятна, силуэта. | 2,5 | Практическое занятие | Наброски и зарисовки человека карандашом, фломастером, мягкими материалом (уголь, соус, сангина и т.д.) |
6 | Краткосрочные этюды и наброски акварелью, гуашью человека (гризайль и в цвете, приём акварели «по-сырому») | 2,5 | Практическое занятие | Краткосрочные этюды и наброски акварелью, гуашью человека (гризайль и в цвете, приём акварели «по-сырому») |
7 | Посещение молодёжной выставки «Калейдоскоп» | 1,5 | Посещение выставки | Беседа |
8 | Портрет-образ по представлению (на выбор: портрет-профессия (врач, шахтёр, композитор), портрет военного, портрет-образ родственника, брата ит.д.) | 7,5 | Практическое занятие | Композиционные поиски портретов-образов по представлению (на выбор: портрет-профессия (врач, шахтёр, композитор), портрет военного, портрет-образ родственника, брата ит.д.) Портрет в цвете. |
9 | Встреча с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры живописи, членом Союза художников России Н. П. Меньшиковым. | 2,5 | Встреча с интересным человеком | Беседа |
19 | Портрет по представлению (образ человека, составленный на основе предоставленных предметов быта и туалета (павлопосадский платок, жемчужных бус, кавказский кувшин и т.д. ) | 7,5 | Практическое занятие | Композиционные поиски в цвете, портрет в цвете. |
11 | Диспут с элементами просмотра выставки «Страны портрет». Из фондов галереи им. Дейнеки было отобрано 45 произведений, | 2 | Диспут с элементами просмотра выставки. | Беседа |
12 | Итоговая контрольная работа: Портрет-образ с натуры (поясной, живопись). | 10 | Практическое занятие | Композиционные поиски. Портрет в цвете. |
Итого: | 44 часа | |
| |
Методические рекомендации:
Принципы, лежащие в основе успешного преподавания данного курса:
научности, наглядности, фундаментальности, культуросообразности , связи теории с практикой, доступности, сознательности и творческой активности , систематичности и последовательности, прочности полученных результатов обучения.
Подходы, лежащие в основе успешного преподавания данного курса: системный, личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический.
Педагогические условия: системность, последовательность, дифференциация, междисциплинарная интеграция.
Образовательные технологии: проблемного обучения, контекстное обучение, педагогика сотрудничества, программированное обучение.
Формы организации учебного процесса: урок, беседа, экскурсии, выполнение практических заданий, самостоятельная работа учащихся, организация выставочной деятельности учащихся, посещение выставок и мастерских художников, мастер-классы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический (частично поисковый), исследовательский, ролевая игра, коллективная деятельность.
Планируемые результаты по окончанию курса:
- способность осознавать потенциал искусства в познании человека, в формировании отношения к нему;
- способность выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
- способность применять основные средства выразительности живописи в собственных работах для создания образа;
- способность создавать художественные образы человека в собственных работах;
- способность осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений.
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- внесение учащимися необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения задания);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- гармонично развитые социальные чувства и качества;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
Критерии развития художественно-образного мышления:
1) Эмоциональная чувствительность, восприимчивость к образам природы и искусства;
2) Композиционные знания, умения, навыки (практические и теоретические);
3) Умение передавать форму и объём (светотеневую моделировку) предметов в пространстве;
4) Ведение последовательной, поэтапной работы;
5)Владение различными техниками и материалами;
6)Умение композиционно видеть и интерпретировать натуру;
7) Вариативность, оригинальность, ассоциативность мышления;
8) Знание теоретической базы жанра портрет.
Требования к уровню усвоения курса
Окончившие курс должны знать:
- содержание курса, цель и задачи его изучения;
- содержание понятий: портрет, художественный образ;
- поэтапное выполнение портрета в цвете;
- содержание понятий цветовая гамма, колорит, насыщенность цвета, цветовой контраст;
- основные средства выразительности живописи и графики для создания образа;
- роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений.
Учащиеся должны уметь (научиться):
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
- применять основные средства выразительности живописи в собственных работах для создания образа;
-создавать художественные образы человека в собственных работах;
- вести последовательную и конструктивную работу над портретом;
- творчески использовать выразительные возможности цвета;
- создавать композиции, разные по цветовой гамме и эмоциональному звучанию;
- участвовать в диалогах по поводу искусства;
- производить анализ художественных произведений с точки зрения их цветового решения.
Программа предусматривает следующие виды самостоятельной работы учащихся:
- выполнение упражнений на закрепление полученных знаний;
- рисование с натуры;
- составление композиционных поисков в графике и цвете, образных импровизаций, этюдов на передачу настроения, характера, образа человека и т. п.;
- рисование по представлению;
- анализ художественного произведения с точки зрения его колористического решения, средств выразительности, композиции;
- рецензирование творческих работ, выполненных товарищами;
Критерии оценки работ учащихся:
устное и письменное сообщение должны соответствовать теме и целям изучаемого;
оно должно быть логически законченным;
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Принципы отбора материала: доступность, научность, аутентичность.
Используемые ресурсы:
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Андронникова М. Об искусстве портрета. М., «Искусство», 1975. - 326 с. с ил.
Беда Г. В. Живопись и её изобразительные средства. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1977. - 188 с. с ил.; 8 л. ил.
Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 200 с.
Ельшевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете.— М.: Советский художник, 1984.—216 с. ил.
Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобраз. Искусство, 1986.- 328 е., ил.
Толстых Е.Л. Образность живописного портрета (на примере шедевров портретного жанра): учеб.-методическое пособие. – Курск.гос. ун-т, 2010. – 53 с.
Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.