СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: развитие художественно-образного мышления через знакомство с портретом, процессом его создания и выполнением обучающимися объемных и живописных портретов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала, а также  заложить у обучающихся основы культуры цветового восприятия как важной составляющей художественной культуры человека, развивать художественный вкус, способствовать их творческому самовыражению и процессу их профессионального самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ»»

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»


Программа элективного курса


«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ»




Выполнил: магистрант 2 курса М

Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа Художественное образование (изобразительное искусство)

Панина Марина Викторовна


Художественно-графический факультет

Очная форма обучения






Курск

2015


Пояснительная записка

Элективный курс «Развитие художественно-образного мышления в процессе работы над портретом» рассчитан на учащихся ДХШ и направлен на предпрофессиональную подготовку учащихся по изобразительному искусству. Он является предметно ориентированным, даёт учащимся возможность расширения знаний по основам портрета (конструкция, этапы построения, раскрытие образа человека), помогает оценить свои возможности в области изобразительного творчества и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Цель курса: развитие художественно-образного мышления через знакомство с портретом, процессом его создания и выполнением обучающимися объемных и живописных портретов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала, а также заложить у обучающихся основы культуры цветового восприятия как важной составляющей художественной культуры человека, развивать художественный вкус, способствовать их творческому самовыражению и процессу их профессионального самоопределения.

Актуальность данного курса определяется тем, что в современном мире, построенном зачастую на логике, символике, рациональности, постоянно совершенствующихся технологиях и техники, в мире электроники и глобальных сетей интернета, нужно говорить о необходимости развития художественно-образного мышления у детей. Ведь художественно-образное мышление помогает ребёнку выстроить целостную картину мира, мыслить шире, глубже, оперировать целыми категориями знаний и образов. Художественно-образное мышление помогает развитию многих нравственно-психологических качеств, сопереживанию и чувствительности к образам природы, искусства, действительности. Развитое художественно-образное мышление, включает в себя развитые на высоком уровне воображение, фантазию, память; данному виду мышления свойственны и вариативность, оригинальность, ассоциативность ˗ всё это создаёт условия для «полёта мысли, фантазии» ребёнка, для создания чего-то нового, не виданного до сегодняшнего дня, творчества в любых видах его деятельности, а в будущем и в его профессиональной деятельности. Ведь любой работодатель помимо исполнительности и профессиональных качеств ценит ещё и возможность создания, предложения новых нестандартных решений, проектов и проч., а это невозможно без образного мышления, которое нужно развивать с детства.

Средством развития художественно-образного мышления мы определили именно портрет, процесс работы над ним. В работе над портретом необходимо видеть и воспринимать модель-натуру так, чтобы можно было трансформировать увиденное для создания художественного образа. Ведь портрет - это целостный облик конкретного человека, которому присущи как характерные и индивидуальные черты, так и типические, которые складываются из взаимодействия процессов восприятия, воображения, мышления художника-творца в процессе выполнения творческой работы при использовании общих и специфических внутрижанровых, композиционных, живописных и других изобразительно выразительных средств.

Таким образом, именно в процессе работы над портретом развиваются все компоненты художественно-образного мышления: гностический, эмоционально-ценностный, технологический и творческий компоненты

В ДХШ портреты рисуют и пишут не так часто, и должного внимания созданию художественного образа в портрете не уделяют. Поэтому курс «Развитие художественно-образного мышления в процессе работы над портретом» углубляя содержание основного курса изобразительного искусства, предоставляет учащимся возможность системного овладения основами портрета, создания художественного образа в нём.



В задачи курса входит:

- углубление и расширение представлений учащихся о портрете;

- совершенствование умений последовательного и конструктивного ведения портрета;

- совершенствование практических умений и навыков использования выразительных возможностей линии и цвета;

- углубление и расширение представлений учащихся о художественном образе и о средствах его создания (правила и законы композиции; средства выразительности; колорит и т.д.)

- освоение способов достижения цветовой гармонии и приёмов колористического решения композиции;

Содержание программы элективного курса «Развитие художественно-образного мышления в процессе работы над портретом» рассчитана на 44 часа и имеет в основном практический характер. Она предполагает творческое воплощение и допускает возможность корректирования количества часов, отводимых на изучение основных разделов курса.

 На занятиях элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, практикумы, диалоги, цветовые эксперименты, погружения в картину и др. Практика показывает, что с большой пользой проходят диалоги, в ходе которых учащиеся общаются с искусством и по поводу искусства, высказывают свою точку зрения, рассуждают о художественном образе, предают им свое значение, о возможностях цвета как средства художественного выражения, обсуждают различные варианты цветового решения собственных и чужих композиций.

В качестве формы итогового контроля программа предусматривает собеседование, выполнение обучающимися портрета с натуры.





Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

Форма занятия

Форма контроля/ продукт

деятельности

обучающихся

1

Введение.

Введение в изучаемый предмет. Содержание программы. Правила внутреннего распорядка. Материалы, инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Первоначальная диагностика

1

Беседа

-

2

Вступительная беседа о портрете. Портрет в технике акварель

2

Мастер-класс

Рисунок головы человека с натуры

3

Конструктивный рисунок гипсовой обрубовочной головы

2,5

Практическое занятие

Рисунок обрубовочной головы (конструкция, лёгкий тональный рисунок)

4

Рисунок гипсовой головы - Аполлона

2,5

Практическое занятие

Конструктивный рисунок с лёгким введением тона гипсовой головы Аполлона.

5

Наброски и зарисовки человека карандашом, фломастером, мягкими материалом (уголь, соус, сангина и т.д.) Выразительные возможности линии, пятна, силуэта.

2,5

Практическое занятие

Наброски и зарисовки человека карандашом, фломастером, мягкими материалом (уголь, соус, сангина и т.д.)

6

Краткосрочные этюды и наброски акварелью, гуашью человека (гризайль и в цвете, приём акварели «по-сырому»)

2,5

Практическое занятие

Краткосрочные этюды и наброски акварелью, гуашью человека (гризайль и в цвете, приём акварели «по-сырому»)

7

Посещение молодёжной выставки «Калейдоскоп»

1,5

Посещение выставки

Беседа

8

Портрет-образ по представлению (на выбор: портрет-профессия (врач, шахтёр, композитор), портрет военного, портрет-образ родственника, брата ит.д.)

7,5

Практическое занятие

Композиционные поиски портретов-образов по представлению (на выбор: портрет-профессия (врач, шахтёр, композитор), портрет военного, портрет-образ родственника, брата ит.д.) Портрет в цвете.

9

Встреча с кандидатом педагогических наук,

доцентом кафедры живописи,

членом Союза художников России Н. П. Меньшиковым.

2,5

Встреча с интересным человеком

Беседа

19

Портрет по представлению (образ человека, составленный на основе предоставленных предметов быта и туалета (павлопосадский платок, жемчужных бус, кавказский кувшин и т.д. )

7,5

Практическое занятие

Композиционные поиски в цвете, портрет в цвете.

11

Диспут с элементами просмотра выставки «Страны портрет». Из фондов галереи им. Дейнеки было отобрано 45 произведений,

2

Диспут с элементами просмотра выставки.

Беседа

12

Итоговая контрольная работа: Портрет-образ с натуры (поясной, живопись).

10

Практическое занятие

Композиционные поиски. Портрет в цвете.

Итого:


44 часа






Методические рекомендации:

Принципы, лежащие в основе успешного преподавания данного курса: 

научности, наглядности, фундаментальности, культуросообразности , связи теории с практикой, доступности, сознательности и творческой активности , систематичности и последовательности, прочности полученных результатов обучения.

Подходы, лежащие в основе успешного преподавания данного курса: системный, личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический.

Педагогические условия: системность, последовательность, дифференциация, междисциплинарная интеграция.

Образовательные технологии: проблемного обучения, контекстное обучение, педагогика сотрудничества, программированное обучение.

Формы организации учебного процесса: урок, беседа, экскурсии, выполнение практических заданий, самостоятельная работа учащихся, организация выставочной деятельности учащихся, посещение выставок и мастерских художников, мастер-классы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический (частично поисковый), исследовательский, ролевая игра, коллективная деятельность.

Планируемые результаты по окончанию курса:

  • Предметные:

- способность осознавать потенциал искусства в познании человека, в формировании отношения к нему;

- способность выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

- способность применять основные средства выразительности живописи в собственных работах для создания образа;

- способность создавать художественные образы человека в собственных работах;

- способность осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений.

  • Метапредметные:

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- внесение учащимися необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения задания);

- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.



Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Личностные:

- гармонично развитые социальные чувства и качества;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.

Критерии развития художественно-образного мышления:

1) Эмоциональная чувствительность, восприимчивость к образам природы и искусства;

2) Композиционные знания, умения, навыки (практические и теоретические);

3) Умение передавать форму и объём (светотеневую моделировку) предметов в пространстве;

4) Ведение последовательной, поэтапной работы;

5)Владение различными техниками и материалами;

6)Умение композиционно видеть и интерпретировать натуру;

7) Вариативность, оригинальность, ассоциативность мышления;

8) Знание теоретической базы жанра портрет.


Требования к уровню усвоения курса

Окончившие курс должны знать:

- содержание курса, цель и задачи его изучения;

- содержание понятий: портрет, художественный образ;

- поэтапное выполнение портрета в цвете;

- содержание понятий цветовая гамма, колорит, насыщенность цвета, цветовой контраст;

- основные средства выразительности живописи и графики для создания образа;

- роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений.

  Учащиеся должны  уметь (научиться):

- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

- применять основные средства выразительности живописи в собственных работах для создания образа;

-создавать художественные образы человека в собственных работах;

- вести последовательную и конструктивную работу над портретом;

- творчески использовать выразительные возможности цвета;

- создавать композиции, разные по цветовой гамме и эмоциональному звучанию;

- участвовать в диалогах по поводу искусства;

- производить анализ художественных произведений с точки зрения их цветового решения.

Программа предусматривает следующие виды самостоятельной  работы  учащихся:

- выполнение упражнений на закрепление полученных знаний;

- рисование с натуры;

- составление композиционных поисков в графике и цвете, образных импровизаций, этюдов на передачу настроения, характера, образа человека и т. п.;

- рисование по представлению;

- анализ художественного произведения с точки зрения его колористического решения, средств выразительности, композиции;

- рецензирование творческих работ, выполненных товарищами;

Критерии оценки работ учащихся: 

  • устное и письменное сообщение должны соответствовать теме и целям изучаемого; 

  • оно должно быть логически законченным; 


Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Принципы отбора материала: доступность, научность, аутентичность.

Используемые ресурсы: 

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

  2. Андронникова М. Об искусстве портрета. М., «Искусство», 1975. - 326 с. с ил.

  3. Беда Г. В. Живопись и её изобразительные средства. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1977. - 188 с. с ил.; 8 л. ил.

  4. Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 200 с.

  5. Ельшевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете.— М.: Советский художник, 1984.—216 с. ил.

  6. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобраз. Искусство, 1986.- 328 е., ил.

  7. Толстых Е.Л. Образность живописного портрета (на примере шедевров портретного жанра): учеб.-методическое пособие. – Курск.гос. ун-т, 2010. – 53 с.

  8. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!