СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Швейное дело" (для особых детей) 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Швейное дело" (для особых детей) расчитана на учащихся 5 класса. Объём учебного времени элективного курса - 16 часов. В программу включены разделы: "Основы материаловедения", "Швейная машина и машинные работы", "Ручные работы", "Технология изготовления изделия".

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Швейное дело" (для особых детей) 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г.Тамбов



Утверждена приказом директора № _______-од от _________



Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом школы протокол №1 от _________





Рабочая программа

элективного курса

по профессионально-трудовому обучению

«Швейное дело» (16 часов)

(для особых детей)















Рабочую программу составила

учитель технологии МАОУ СОШ №30

Оболенкина Наталия Владимировна





Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена, на основе программы В.В. Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина.

Программа предназначена для преподавания швейного дела в 5 классе как одного из профилей трудового обучения в общеобразовательных учебных заведениях для особых детей рассчитана на 16 часов. В процессе обучения учащиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения.

В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у особых детей приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация - одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка. Формирование положительной мотивации к обучению способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со здоровыми сверстниками.

Цель профессионально-трудового обучения – дать учащимся знания, умения и навыки по предпрофильной подготовке к овладению профессией швеи (портной) по пошиву легкой одежды


В процессе занятий по швейному делу решаются следующие задачи:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда; 

овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального обучения 



Учащиеся на занятиях осваивают компетенции- коммуникативную, ценностно-смысловую, культурно-эстетическую, социально-трудовую.

При изучении тем из раздела «Оборудование» рассматриваются, и обсуждается бытовая швейная машина с электроприводом. Ознакомительное изучение материала проходит по таблицам, учебникам и практическими работами.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 5 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазви­тие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения жизненными компетенциями, что имеет особую значимость в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:


- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;
- сведения о конструировании, технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;
- знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.


Планируемый результат изучения элективного курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)


Учащиеся должны знать:

-правила поведения и работы в мастерской;
- организацию рабочего места при выполнении ручных и машинных работ;
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
- правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине;
- устройство швейной машины;
- терминологию швейных работ и влажно- тепловой обработки.

Учащиеся должны уметь: 

-  рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
-  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-  соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали)
- подготавливать универсальную швейную машину к работе;
- наматывать нить на шпульку;
- разбирать и собирать челночное устройство;
- регулировать длину и ширину стежка на универсальной швейной машине;
- выполнять ручные стежки и строчки прямых стежков
- изготавливать мешочек для хранения работ
- выполнять машинные швы: стачной, двойной, шов вподгибку с закрытым срезом.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Раздел

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

2

Элементы материаловедения.

2

3

Ручные работы.

2

5

Швейная машина.

4

6

Машинные работы.

2

8

Изготовление изделий: «Мешочек для хранения изделий».

4

9

Итоговое занятие

1


Итого

16 часов






Содержание изучаемого курса.

Раздел, тема

Кол-во часов

Содержание темы

Требования к уровню подготовки учащихся (знать, уметь).

Вводное занятие.

1

Ознакомление с задачами и планом работы на год. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования.

Знать: задачи на предстоящий учебный год. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования.

Элементы материаловедения.


Растительные волокна

(хлопок). Получение пряжи из волокон

хлопка.

Лицевая и изнаночная стороны ткани, долевая и поперечная нити в ткани.

2

Растительные волокна

(хлопок).

Общее представление о прядении.

Получение пряжи из волокон

хлопка.

Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани.

Знать: Общее представление о

хлопчатнике. Получение пряжи из волокон хлопка. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. Растительные волокна.

Ручные работы.


Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах.

Сведения о ручных стежках и строчках. Выполнение прямых стежков.

2

Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах.

Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом.

Сведения о ручных стежках и строчках.

Знать: ТБ при ручных работах.

Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом.

Сведения о ручных стежках и строчках.


Уметь: Производить подготовку к выполнению ручных швейных работ. Соблюдать технику безопасности при ручных работах.

Выполнять строчки прямых стежков.

Швейная машина.


Сведения о швейных машинах.

Устройство швейной машины.

Подготовка швейной машины к работе.

Регулятор строчки.

4

Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине.

Устройство швейной машины.

Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель.

Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки.

Регулятор строчки. Машинная закрепка.

Знать: Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине.

Устройство швейной машины.

Заправку верхней нитки; заправку нижней нитки.

Регулятор строчки.

Уметь: Правильно сесть за швейную машину. Соблюдать правила безопасной работы на швейной машине. Производить заправку верхней нитки; заправку нижней нитки.

Выполнять машинную закрепку.

Машинные работы.


Выполнение стачного шва вразутюжку, шва вподгибку с закрытым срезом,

двойного шва.

2

Стачной шов.

Двойной шов.

Шов вподгибку с закрытым срезом.

Знать: технологию выполнения стачного, двойного, шва вподгибку с закрытым срезом.

Уметь: Выполнять стачной, двойной и шов вподгибку с закрытым срезом.

Пошив изделия: « Мешочек для хранения работ».

Построение чертежа и изготовление выкройки.

Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке.

Пошив изделия.




4



















Построение чертежа и изготовление выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.

Ткани для изготовления. Правила подготовки ткани к раскрою. Раскрой. Технологическая последовательность изготовления швейного изделия «Мешочек для хранения работ».

ВТО готового изделия.


Знать:

Правила построения чертежа и изготовления выкройки изделия. Правила подготовки выкройки к раскрою.

Правила раскроя швейного изделия.

Технологическую последовательность изготовления швейного изделия.

Уметь: Воспроизводить построение чертежа изделия и изготовление выкройки. Проводить подготовку выкройки к раскрою; подготовку ткани к раскрою; производить раскрой. Выполнять технологические операции по изготовлению швейного изделия.

Итоговое занятие

1















Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

По факту

1

Вводное занятие

1



Элементы материаловедения – 2 часа


2

Растительные волокна

(хлопок). Получение пряжи.

1



3

Лицевая и изнаночная стороны ткани, долевая и поперечная нити в ткани.

1



Ручные работы – 2 часа


4

Сведения о ручных стежках и строчках.

1



5

Выполнение строчек прямых стежков




Швейная машина – 4 часа

6

Сведения о швейных машинах.

Устройство швейной машины.

1



7

Подготовка швейной машины к работе.

1



8

Назначение и устройство регулятора строчки.

1



9

Отработка навыков работы на швейной машине

1



Машинные работы – 2 часа


10

Выполнение стачного шва вразутюжку, шва вподгибку с закрытым срезом

1



11

Выполнение двойного шва.

1



Пошив изделия: « Мешочек для хранения работ» - 4 часа


12


Построение чертежа и изготовление выкройки.

1



13

Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке.

1



14-15

Пошив изделия. ВТО готового изделия.

2



16

Итоговое занятие – 1 час





Ресурсное обеспечение программы.



  1. Технология. Швейное дело:учеб.для 5 кл. /Г.Б.Картушина Г.Г. Мозговая 10-е издание-М.: Прсвещение,2017г.

  2. Технология. 5 класс. Швейное дело: разработки уроков / Л.В.Боброва. - Волгоград: Учитель, 2010г.



Демонстрационный материал.

Таблицы.

    1. Стежок и строчка

    2. Классификация машинных швов.

    3. Правильная посадка за швейной машиной

Технологические карты.

  1. Технологическая карта: « Обработка мешочка для хранения изделий».

  2. Инструкционная карта: «Построение чертежа мешочка для хранения изделий ».

  3. Технологическая карта: «Технологическая последовательность выполнения стачного шва».

  4. Технологическая карта: «Технологическая последовательность выполнения двойного шва».

  5. Технологическая карта: «Технологическая последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом».



Медиаресурсы.

Презентация «Волокна растительного происхождения»

Презентация «История возникновения и развития швейной машины»

DVD Фильм: « Производство х/б ткани».

Презентация: « Выполнение вышивки крючком».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!