Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г.Тамбов
Утверждена приказом директора № _______-од от _________
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом школы протокол №1 от _________
Рабочая программа
элективного курса
по профессионально-трудовому обучению
«Швейное дело» (16 часов)
(для особых детей)
Рабочую программу составила
учитель технологии МАОУ СОШ №30
Оболенкина Наталия Владимировна
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена, на основе программы В.В. Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина.
Программа предназначена для преподавания швейного дела в 5 классе как одного из профилей трудового обучения в общеобразовательных учебных заведениях для особых детей рассчитана на 16 часов. В процессе обучения учащиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения.
В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у особых детей приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация - одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка. Формирование положительной мотивации к обучению способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со здоровыми сверстниками.
Цель профессионально-трудового обучения – дать учащимся знания, умения и навыки по предпрофильной подготовке к овладению профессией швеи (портной) по пошиву легкой одежды
В процессе занятий по швейному делу решаются следующие задачи:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального обучения
Учащиеся на занятиях осваивают компетенции- коммуникативную, ценностно-смысловую, культурно-эстетическую, социально-трудовую.
При изучении тем из раздела «Оборудование» рассматриваются, и обсуждается бытовая швейная машина с электроприводом. Ознакомительное изучение материала проходит по таблицам, учебникам и практическими работами.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 5 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения жизненными компетенциями, что имеет особую значимость в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:
- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;
- сведения о конструировании, технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;
- знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.
Планируемый результат изучения элективного курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)
Учащиеся должны знать:
-правила поведения и работы в мастерской;
- организацию рабочего места при выполнении ручных и машинных работ;
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
- правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине;
- устройство швейной машины;
- терминологию швейных работ и влажно- тепловой обработки.
Учащиеся должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали)
- подготавливать универсальную швейную машину к работе;
- наматывать нить на шпульку;
- разбирать и собирать челночное устройство;
- регулировать длину и ширину стежка на универсальной швейной машине;
- выполнять ручные стежки и строчки прямых стежков
- изготавливать мешочек для хранения работ
- выполнять машинные швы: стачной, двойной, шов вподгибку с закрытым срезом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Элементы материаловедения. | 2 |
3 | Ручные работы. | 2 |
5 | Швейная машина. | 4 |
6 | Машинные работы. | 2 |
8 | Изготовление изделий: «Мешочек для хранения изделий». | 4 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 16 часов |
| | |
Содержание изучаемого курса.
Раздел, тема | Кол-во часов | Содержание темы | Требования к уровню подготовки учащихся (знать, уметь). |
Вводное занятие. | 1 | Ознакомление с задачами и планом работы на год. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. | Знать: задачи на предстоящий учебный год. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. |
Элементы материаловедения. Растительные волокна (хлопок). Получение пряжи из волокон хлопка. Лицевая и изнаночная стороны ткани, долевая и поперечная нити в ткани. | 2 | Растительные волокна (хлопок). Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. | Знать: Общее представление о хлопчатнике. Получение пряжи из волокон хлопка. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. Растительные волокна. |
Ручные работы. Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах. Сведения о ручных стежках и строчках. Выполнение прямых стежков. | 2 | Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом. Сведения о ручных стежках и строчках. | Знать: ТБ при ручных работах. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом. Сведения о ручных стежках и строчках. Уметь: Производить подготовку к выполнению ручных швейных работ. Соблюдать технику безопасности при ручных работах. Выполнять строчки прямых стежков. |
Швейная машина. Сведения о швейных машинах. Устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Регулятор строчки. | 4 | Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине. Устройство швейной машины. Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель. Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки. Регулятор строчки. Машинная закрепка. | Знать: Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине. Устройство швейной машины. Заправку верхней нитки; заправку нижней нитки. Регулятор строчки. Уметь: Правильно сесть за швейную машину. Соблюдать правила безопасной работы на швейной машине. Производить заправку верхней нитки; заправку нижней нитки. Выполнять машинную закрепку. |
Машинные работы. Выполнение стачного шва вразутюжку, шва вподгибку с закрытым срезом, двойного шва. | 2 | Стачной шов. Двойной шов. Шов вподгибку с закрытым срезом. | Знать: технологию выполнения стачного, двойного, шва вподгибку с закрытым срезом. Уметь: Выполнять стачной, двойной и шов вподгибку с закрытым срезом. |
Пошив изделия: « Мешочек для хранения работ». Построение чертежа и изготовление выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Пошив изделия. | 4 | Построение чертежа и изготовление выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Ткани для изготовления. Правила подготовки ткани к раскрою. Раскрой. Технологическая последовательность изготовления швейного изделия «Мешочек для хранения работ». ВТО готового изделия. | Знать: Правила построения чертежа и изготовления выкройки изделия. Правила подготовки выкройки к раскрою. Правила раскроя швейного изделия. Технологическую последовательность изготовления швейного изделия. Уметь: Воспроизводить построение чертежа изделия и изготовление выкройки. Проводить подготовку выкройки к раскрою; подготовку ткани к раскрою; производить раскрой. Выполнять технологические операции по изготовлению швейного изделия. |
Итоговое занятие | 1 | | |
| | | |
| | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | Вводное занятие | 1 | | |
Элементы материаловедения – 2 часа |
2 | Растительные волокна (хлопок). Получение пряжи. | 1 | | |
3 | Лицевая и изнаночная стороны ткани, долевая и поперечная нити в ткани. | 1 | | |
Ручные работы – 2 часа |
4 | Сведения о ручных стежках и строчках. | 1 | | |
5 | Выполнение строчек прямых стежков | | | |
Швейная машина – 4 часа |
6 | Сведения о швейных машинах. Устройство швейной машины. | 1 | | |
7 | Подготовка швейной машины к работе. | 1 | | |
8 | Назначение и устройство регулятора строчки. | 1 | | |
9 | Отработка навыков работы на швейной машине | 1 | | |
Машинные работы – 2 часа |
10 | Выполнение стачного шва вразутюжку, шва вподгибку с закрытым срезом | 1 | | |
11 | Выполнение двойного шва. | 1 | | |
Пошив изделия: « Мешочек для хранения работ» - 4 часа |
12 | Построение чертежа и изготовление выкройки. | 1 | | |
13 | Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. | 1 | | |
14-15 | Пошив изделия. ВТО готового изделия. | 2 | | |
16 | Итоговое занятие – 1 час | | |
Ресурсное обеспечение программы.
Технология. Швейное дело:учеб.для 5 кл. /Г.Б.Картушина Г.Г. Мозговая 10-е издание-М.: Прсвещение,2017г.
Технология. 5 класс. Швейное дело: разработки уроков / Л.В.Боброва. - Волгоград: Учитель, 2010г.
Демонстрационный материал.
Таблицы.
Стежок и строчка
Классификация машинных швов.
Правильная посадка за швейной машиной
Технологические карты.
Технологическая карта: « Обработка мешочка для хранения изделий».
Инструкционная карта: «Построение чертежа мешочка для хранения изделий ».
Технологическая карта: «Технологическая последовательность выполнения стачного шва».
Технологическая карта: «Технологическая последовательность выполнения двойного шва».
Технологическая карта: «Технологическая последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом».
Медиаресурсы.
Презентация «Волокна растительного происхождения»
Презентация «История возникновения и развития швейной машины»
DVD Фильм: « Производство х/б ткани».
Презентация: « Выполнение вышивки крючком».