СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА элективного курса «Мой город на карте России» для учащихся 9-х классов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс рассчитан на 14 часов.

I.Статус курса: Элективный курс по выбору учащихся.

 

II.Вид курса: Межпредметный. Имеет тесную связь с курсами обществознания, истории, географии.

   В основу построения курса положены хронологический и тематико - проблемный принципы.

Данная программа составлена для предпрофильного обучения учащихся 9 классов.

 

III.Актуальность курса: программа включает новые для девятиклассников знания о малой Родине,

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА элективного курса «Мой город на карте России» для учащихся 9-х классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Г.УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ



Программа Утверждаю

рассмотрена на заседании ШМО директор МОУ СОШ№2

учителей гуманитарного цикла Л.М. Кузнецова

проведена экспертиза

в управлении образования





ПРОГРАММА


элективного курса

«Мой город на карте России»

для учащихся 9-х классов










Учитель истории,

обществознания,

краеведения

Лаврова Г.М.













Углегорск

Пояснительная записка.

Курс рассчитан на 14 часов.

I.Статус курса: Элективный курс по выбору учащихся.


II.Вид курса: Межпредметный. Имеет тесную связь с курсами обществознания, истории, географии.

В основу построения курса положены хронологический и тематико - проблемный принципы.

Данная программа составлена для предпрофильного обучения учащихся 9 классов.


III.Актуальность курса: программа включает новые для девятиклассников знания о малой Родине, Углегорском районе и городе Углегорске, привлечет предметным содержанием, создаст условия для формирования целостного личностно обусловленного образа окружающего мира у подростков, поможет сделать обоснованной выбор профиля в старшей школе. Для элективного курса «Мой город на карте России» характерны: Принцип плюрализма регионального своеобразия культур, готовность к конструктивному диалогу и взаимодействию внутри локального сообщества;

Этой темы не содержится в базовой программе «Краеведение» 9 классов.


IV.Цели: Курс призван обеспечить:

  • Овладение основами знаний о природе, историческом пути и культурном развитии Углегорского района и города Углегорска с древнейших времен до наших дней;

  • Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе полученных знаний;

  • Преемственность исторической памяти и исторического опыта поколений;

  • Воспитание патриотизма;

  • Изучение курса призвано помочь школьникам постич скрытые смыслы повседневной культуры и жизни сахалинцев;

  • Развитие самостоятельного исследовательского навыка;

  • Овладение технологий написания реферата, публичного выступления.


Курс предполагает использование таких современных форм учебных занятий и отчетности как проектные работы, творческие эссе на основе исследовательской деятельности в библиотеках, архивах и музее, участие в дискуссиях, конференциях, олимпиадах, игровых ситуациях.


VI. Гипотеза: В результате изучения курса «Мой город на карте Росси» подростки будут с большим уважением относиться к людям, живущим рядом с ними, гордиться своим городом, беречь природу и с достоинством носить звание – САХАЛИНЕЦ.



Программа курса.


Введение: (1ч) Мой город на карте России.


Тема 1 (2ч) Физико – экономико-географическое положение Углегорского района и города Углегорска.

    1. Местоположение района на карте Сахалинской области. Климат, растительный и животный мир, обитатели Татарского пролива.

    2. Понятие топонимика. История в названиях на карте Углегорского района.


Тема 2 (1ч.) История Углегорского района с древнейших времен.

2.1 Памятники археологии. Стоянки древних людей, быт, культура (праздники); тончи, айны и др., жители Углегорского района.


Тема 3 (2ч.) История города в 20е – нач. 40х г.г.

3.1 Архитектурные памятники Японского периода. Синтоистские храмы.

3.2 Округ Эсутору периода Карафуто.


Тема 4 (2ч.) История города в 40е г. ХХ века.

4.1 Падение Эсутору в сентябре 1945 года.

4.2 Освобождение города, и освободители. Углегорск советский. Указ о присвоении названия г. Углегорску.


Тема 5 История Углегорского района 1940е – 2006г.

5.1 Где эта улица, где этот дом. Строительство в городе. Культурные, административные здания. История в названиях улиц.

5.2 Дорогие мои земляки. Судьбы тех, кто живет рядом с нами.


Тема 6 (2ч) Развитие культуры образования, медицина Углегорского района и города Углегорска. Архитектурные памятники советского периода. Краеведческий музей.

6.1 Дома культуры, художественная самодеятельность. Углегорск литературный, поэзия и проза углегорских авторов.

6.2 Становление школьного образования. История моей школы.


Тема 7 Итоговые занятия.

7.1 Экскурсия в музей.

7.2 Защита проектов.











Учебно-тематический план.


п /п

Тема

Час

Содержание

1 ч.


2 ч.



1.1





1.2

Вводный урок: Мой город на карте России

Тема 1. Физико-экономико- географическое положение города и района

Местоположение района на карте сахалинской области. Климат, растительный и животный мир, обитатели Татарского пролива.


Понятие топонимика. История в названиях на карте углегорского района.

















Положение на карте. Протяжённость.




Географические названия - драгоценный памятник прошлого

1 ч


2.1

Тема 2. История углегоского района с древнейших времён.

Памятники археологии. Стоянки древних людей, быт, культура. Тончи, айны и др. жители района





Стоянки, вещественные источники. Религия.

2 ч


3.1



3.2

Тема 3. История города в 20-е-40-е гг.

Архитектурные памятники японского периода. Синтоистские храмы.

Округ Эсутору периода Карафуто.







Видео урок



Работа в архиве.

2 ч


4.1


4.2

Тема 4. История города в 40-е гг. xx века.

Падение Эсутору в сентябре 1945г.

Освобождение города и освободители. Углегорск советский. Указ о присвоении названия городу.






Боевые действия с 11 по 17 августа на территории современного Углегорска.

2 ч


5.1




5.2

Тема 5. История Углегорска и района с 1945 г до наших дней.

Где эта улица, где этот дом. Строительство в городе культурно - административные здания. История названия улиц.

Дорогие мои земляки









Экскурсия в порт.



Урок-встреча за «круглым столом»





6.1





6.2

Тема 6. Развитие культы, медицины, образования Углегорского района, Архитектурные памятники Советского периода.

Дома культуры, художественная самодеятельность, Углегорск литературный. Поэзия и проза углегорских авторов.


Становление школьного образования. История моей школы.















Встреча с работниками библиотеки.

2 ч

7.1

7.2

Тема 7.Итоговые занятия. Экскурсия в музей.

Защита проектов.








Практическая часть к элективному курсу в 9 классе «Мой город на карте»


Вводный урок.

Тема 1.

Занятие № 1. Работа с картой. Определение координат крайних точек Углегорского района.


Тема 1.

Занятие №1.1. Работа с контурными картами. Обозначить на карте населенные пункты, исчезнувшие с лица земли.


Тема №1.

Занятие 1.2. Чтение климатической карты Сахалинской области, составление диаграмм, графиков климата своей местности.


Тема№1.

Занятие 1.3. Работа с атласом (картой, топонимическим словарём).


Тема №2.

Занятие 2.1. Составление схемы «Коренные жители Углегорского района» Найди общие черты, найди особенности.


Тема №3.

Занятие 3.1. Правила ведения конспекта. Формы и методы конспектирования. Работа с опорным конспектом.


Тема №3.

Занятие 3.2. Работа с документами в архиве. Правила ведения конспекта. Формы и методы конспектирования. Работа с опорным конспектом.


Тема №4.

Занятие 4.1. Составление хронологической таблицы «Боевые действия на суше и на море».


Тема №5.

Занятие 5.1. Составление простого и сложного плана в помощь написания реферата.


Тема №6.

Занятие 6.1 и 6.2. Работа в библиотеках, поиск нужной литературы при помощи каталогов и библиотечно – библиографических пособий.


Тема №7.

Занятие 7.1. Экскурсия в краеведческий музей. Написание эссе.


Тема 7.2. Разработка и презентация проекта. Оформление списка используемой литературы.




Список рекомендуемой литературы.


1. Атлас Сахалинской области. - М.-1967. 136с.

2. Василевский А.А. Небесный огонь.- Южно-Сахалинск. 1995г.-95с.

3. Василевский Р.С., Голубев В.А.- Древние поселенцы на Сахалине.- Новосибирск., 1976.

4. Пальцев-Безюк С.Д. Топонимический словарь.- Южно-Сахалинск.- 1992.- 224с.

5. Данилов Н. На берегу Татарского пролива. Рассказы, Стихи.- Южно-Сахалинск,- 2000.- 112с.

6. История Сахалинской области с древних времен до наших дней./ под ред. Высокова М.С.- Южно-Сахалинск.- 1995- 272с.

7. Материалы к своду памятников истории и культуры Сахалинской области.- Южно-Сахалинск.- 1983.- 144с.

8. Самарин И.А. Синтоистские храмы Карафуто.// Вестник Сахалинского музея. 1999 г.

9. Светлов Г.Е. Путь богов: Синто в истории Японии. М.- 1985 г.

10. Таксами Ч.М., Косарев Д.Д. Кто вы, айны. Очерк истории и культуры. – М., 1990 г.

http://uglegorsk.ru/hist/esutoru.htm, - Эсутору: историческая справка.

http://uglegorsk.ru/hist/victoru.htm, - Падение Эсутору.

Приложение

Образцы рефератов слушателей элективного курса.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!