СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по русскому языку. "Искусство красноречия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива по русскому языку (8 класс). "Искусство красноречия"

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по русскому языку. "Искусство красноречия"»

Пояснительная записка

Работа по развитию культуры речи учащихся – это не только работа над правильностью, ведь кроме этого в хорошей речи предъявляется множество требований: простоты, ясности, богатства, разнообразия и интонационной выразительности. Неслучайно кто-то из «великих» сказал: «В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному».

В повседневной жизни мы идём не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложениями и сочинениями с языковым заданием, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что-то доказать, в чём-то убедить, утешить собеседника, посоветовать и др. Человек должен уметь общаться, и тому нужно учить.

Речевые ошибки и недочёты отрицательно сказываются на результативности общения, так как они свидетельствуют о недостаточном уровне образования, культуры коммуниканта, тем самым вызывая к нему недоверие.

Нам могут возразить: на всех уровнях дети тренируются в умении связно говорить, когда они отвечают на проблемные вопросы учителя, пересказывают текст учебника, выступают с докладами, сообщениями и т.д., но, наверное, многие согласятся с тем, что далеко не всегда учитель бывает удовлетворён как будто неплохим ответом ученика, котрый в целом усвоил материал, но «ушёл от темы», не выделил главного, излагал материал нелогично, «потерял аргументы» и т.д.

И такие недочёты в ответах учеников не случайны, ведь у учеников нет тех необходимых знаний и умений, которые важны для успешного речевого общения.

Мы должны развивать у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Для этого в данном курсе мы попытались раскрыть само понятие общения, его значение в жизни, познакомить учеников с правилами успешного общения. Важно, чтобы будущие ученики владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с коллегами, партнёрами по общению и т.д. Безусловно, необходимо, чтобы они были готовы пополнять свои знания, опираясь на приобретённые общеучебные знания.

Владение русским языком, речью, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения школьника практически во всех областях жизни, способствуют его адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык и родная речь обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развивают абстрактное мышление, память, воображение, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Культура речи – речевое мастерство. С элементарными понятиями о культуре речи дети знакомятся дома, в детском саду и начальной школе; правила этикета – экспозиция в системе формирования культуры речевого общения.

Навыки употребления речевых фигур в спонтанной речи способствуют повышению общей культуры речи, умению ёмкими, лаконичными средствами придать высказыванию дополнительную экспрессию, обогащая синтаксический строй речи школьника, помогая говорящему характеризовать предмет, обращая внимание на его существенные качества и свойства, создавая яркий образ в художественном описании.

Конечно же, немаловажное значение имеет изучение речевого этикета. Этикет как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда – составляет часть внешней культуры общества. В него входят те требования, которые приобретают характер строго регламинтированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определённая форма поведения и, конечно же, речевой этикет.

При изучении иностранных языков и в процессе освоения своего собственного, русского, школьники узнают специфику международного общения. И обучать этому необходимо с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе да и в вузе, уже профессионально ориентируя в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека.

Ведущее место по развитию речи занимает словесное творчество учащихся. Наиболее подходящим видом литературных произведений будут письма и небольшие рассказы, сказки, детективы, стихотворные послания, сатира и т.д. Работа не только над содержанием, но и над оформлением сочинений придётся по душе ребятам и станет достойной мотивацией к их дальнейшей творческой деятельности.

Надеемся, что знания, которые школьники почерпнут в ходе изучения материала, представленного в данном элективном курсе, будут им интересны и помогут в дальнейшем найти своё место в жизни, адаптироваться к её быстро изменяющимся условиям и, следовательно, быть социально активными личностями. Именно в решении задач современного общения мы видим актуальность данного элективного курса, создающего базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений школьников.

Цель курса:

- Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

- Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения.

- Овладение умениями опознавать, анализировать, квалифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.

В результате учащиеся должны знать/понимать:

- Связь языка истории, речевой культуры русского народа и других народов.

- Смысл понятий: общение, язык, речевое общение (официальное и неофициальное, публичное и непубличное, непосредственное и опосредственное, диалогическое и монологическое, их особенности), речевая ситуация и их компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства), литературный язык, языковая норма, культура речи, вербальные и невербальные средства общения.

- Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Уметь:

- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать и устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

- Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.

- Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

- Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

- Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

- Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.

-Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Учебно-тематическое планирование


Раздел/тема

Кол-во часов

Планируемый результат


Раздел 1. Общение, язык, речь

17


1

Вводный урок. Умеете ли вы общаться?

3

Знать: смысл понятий: общение, язык, речевое общение, речевая ситуация и её компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

2

Язык – орудие культуры

1

Задачи: осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Знать: смысл понятия «язык – средство общения», связь языка и истории, речевой культуры русского и других народов.

3

Словарное и фразеологическое богатство русского языка

3

Задачи: расширение словарного запаса и используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

4

Слово – меткий выстрел (урок – сообщение)

3

Задачи: активизация познавательной деятельности, формирование учебной компетенции, формирование общенаучных и коммуникационных навыков.

Уметь: работать с различными источниками, анализировать и систематизировать материал, формулировать самостоятельные выводы, ярко представлять слушателям своё сообщение.

5

Виды и функции речи. Культура речи.

2

Задачи: сформировать у учащихся представление о культуре речи. Дать понятие видов и функции речи.

Знать: смысл понятий «литературный язык», «языковая норма», «культура речи», «вербальные» и «невербальные» средства общения.

Уметь: создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

6

Ораторское мастерство.

3

Знать: функциональные задачи оратора, особенности публичного выступления и методы взаимодействия с аудиторией.

Уметь: самостоятельно строить публичное выступление, устанавливать контакт с аудиторией слушателей непосредственно в процессе выступления.

7

Комплексная контрольная работа по культуре речи

2

Задачи: закрепление полученных знаний, проверка умений и навыков, их практическое применение в спонтанной речи.


Раздел 2. Этикет

17


8

Вводный. Что за странное слово?

2

Знать: понятие «этикет», историю возникновения и развития, основные требования этичного общения и поведения в обществе.

9

История этикета

2


10

Международный этикет (творческая работа, проект)

3

Задачи: активизация познавательной деятельности, формирование учебной компетенции, формирование общенаучных и коммуникативных навыков (дискуссии, совместная работа, преодоление конфликтных ситуаций), инициирование самостоятельных выводов.

11

Речевой этикет

2

Задачи: определить социальные сущностные признаки речевого этикета, убедить в необходимости исполнения неписаных требований общества, соответствующих ритуалов поведения и общения.

Задачи: познакомить с системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.

Уметь: соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.


12

Этикетные формулы

2

Задачи: совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию.

Знать: общеупотребительные этикетные формулы и ситуации их уместного применения.

Уметь: использовать в повседневном общении и учебной деятельности этикетные формулы в соответствии с речевой ситуацией.

13

Светский этикет

2

Задачи: показать и привить необходимость соблюдения правил общения и поведения в обществе.

Знать: общепринятые правила поведения, манеры общения в высоком обществе, требования светского этикета, предъявляемые к одежде, переписке и т.д.

Уметь: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, использовать этикетные нормы в повседневном общении и учебной деятельности.

14

Человек в обществе

1


15

Исследовательская работа или проект

3

Задачи: приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование специфических навыков и умений посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Непосредственное вовлечение в активный познавательный процесс, самостоятельное формулирование проблемы, осуществление сбора необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, анализ своей деятельности, получение нового знания и приобретение нового учебного и жизненного опыта.

Уметь: использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста; анализировать, приводить примеры, моделировать ситуации, формулировать обоснованные выводы. Использовать различные формы представления презентации.


Итого:

34





Список используемой литературы

  1. Элективный курс. Умеете ли вы общаться? Русский язык. 8 класс./Сост. Н.Н. Куцман. Волгоград: ИТД «Корифей».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!