Пояснительная записка
Работа по развитию культуры речи учащихся – это не только работа над правильностью, ведь кроме этого в хорошей речи предъявляется множество требований: простоты, ясности, богатства, разнообразия и интонационной выразительности. Неслучайно кто-то из «великих» сказал: «В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному».
В повседневной жизни мы идём не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложениями и сочинениями с языковым заданием, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что-то доказать, в чём-то убедить, утешить собеседника, посоветовать и др. Человек должен уметь общаться, и тому нужно учить.
Речевые ошибки и недочёты отрицательно сказываются на результативности общения, так как они свидетельствуют о недостаточном уровне образования, культуры коммуниканта, тем самым вызывая к нему недоверие.
Нам могут возразить: на всех уровнях дети тренируются в умении связно говорить, когда они отвечают на проблемные вопросы учителя, пересказывают текст учебника, выступают с докладами, сообщениями и т.д., но, наверное, многие согласятся с тем, что далеко не всегда учитель бывает удовлетворён как будто неплохим ответом ученика, котрый в целом усвоил материал, но «ушёл от темы», не выделил главного, излагал материал нелогично, «потерял аргументы» и т.д.
И такие недочёты в ответах учеников не случайны, ведь у учеников нет тех необходимых знаний и умений, которые важны для успешного речевого общения.
Мы должны развивать у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Для этого в данном курсе мы попытались раскрыть само понятие общения, его значение в жизни, познакомить учеников с правилами успешного общения. Важно, чтобы будущие ученики владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с коллегами, партнёрами по общению и т.д. Безусловно, необходимо, чтобы они были готовы пополнять свои знания, опираясь на приобретённые общеучебные знания.
Владение русским языком, речью, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения школьника практически во всех областях жизни, способствуют его адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык и родная речь обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развивают абстрактное мышление, память, воображение, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Культура речи – речевое мастерство. С элементарными понятиями о культуре речи дети знакомятся дома, в детском саду и начальной школе; правила этикета – экспозиция в системе формирования культуры речевого общения.
Навыки употребления речевых фигур в спонтанной речи способствуют повышению общей культуры речи, умению ёмкими, лаконичными средствами придать высказыванию дополнительную экспрессию, обогащая синтаксический строй речи школьника, помогая говорящему характеризовать предмет, обращая внимание на его существенные качества и свойства, создавая яркий образ в художественном описании.
Конечно же, немаловажное значение имеет изучение речевого этикета. Этикет как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда – составляет часть внешней культуры общества. В него входят те требования, которые приобретают характер строго регламинтированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определённая форма поведения и, конечно же, речевой этикет.
При изучении иностранных языков и в процессе освоения своего собственного, русского, школьники узнают специфику международного общения. И обучать этому необходимо с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе да и в вузе, уже профессионально ориентируя в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека.
Ведущее место по развитию речи занимает словесное творчество учащихся. Наиболее подходящим видом литературных произведений будут письма и небольшие рассказы, сказки, детективы, стихотворные послания, сатира и т.д. Работа не только над содержанием, но и над оформлением сочинений придётся по душе ребятам и станет достойной мотивацией к их дальнейшей творческой деятельности.
Надеемся, что знания, которые школьники почерпнут в ходе изучения материала, представленного в данном элективном курсе, будут им интересны и помогут в дальнейшем найти своё место в жизни, адаптироваться к её быстро изменяющимся условиям и, следовательно, быть социально активными личностями. Именно в решении задач современного общения мы видим актуальность данного элективного курса, создающего базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений школьников.
Цель курса:
- Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения.
- Овладение умениями опознавать, анализировать, квалифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.
В результате учащиеся должны знать/понимать:
- Связь языка истории, речевой культуры русского народа и других народов.
- Смысл понятий: общение, язык, речевое общение (официальное и неофициальное, публичное и непубличное, непосредственное и опосредственное, диалогическое и монологическое, их особенности), речевая ситуация и их компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства), литературный язык, языковая норма, культура речи, вербальные и невербальные средства общения.
- Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Уметь:
- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать и устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
- Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.
- Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
- Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
- Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
- Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
-Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел/тема | Кол-во часов | Планируемый результат |
| Раздел 1. Общение, язык, речь | 17 | |
1 | Вводный урок. Умеете ли вы общаться? | 3 | Знать: смысл понятий: общение, язык, речевое общение, речевая ситуация и её компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. |
2 | Язык – орудие культуры | 1 | Задачи: осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Знать: смысл понятия «язык – средство общения», связь языка и истории, речевой культуры русского и других народов. |
3 | Словарное и фразеологическое богатство русского языка | 3 | Задачи: расширение словарного запаса и используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. |
4 | Слово – меткий выстрел (урок – сообщение) | 3 | Задачи: активизация познавательной деятельности, формирование учебной компетенции, формирование общенаучных и коммуникационных навыков. Уметь: работать с различными источниками, анализировать и систематизировать материал, формулировать самостоятельные выводы, ярко представлять слушателям своё сообщение. |
5 | Виды и функции речи. Культура речи. | 2 | Задачи: сформировать у учащихся представление о культуре речи. Дать понятие видов и функции речи. Знать: смысл понятий «литературный язык», «языковая норма», «культура речи», «вербальные» и «невербальные» средства общения. Уметь: создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. |
6 | Ораторское мастерство. | 3 | Знать: функциональные задачи оратора, особенности публичного выступления и методы взаимодействия с аудиторией. Уметь: самостоятельно строить публичное выступление, устанавливать контакт с аудиторией слушателей непосредственно в процессе выступления. |
7 | Комплексная контрольная работа по культуре речи | 2 | Задачи: закрепление полученных знаний, проверка умений и навыков, их практическое применение в спонтанной речи. |
| Раздел 2. Этикет | 17 | |
8 | Вводный. Что за странное слово? | 2 | Знать: понятие «этикет», историю возникновения и развития, основные требования этичного общения и поведения в обществе. |
9 | История этикета | 2 | |
10 | Международный этикет (творческая работа, проект) | 3 | Задачи: активизация познавательной деятельности, формирование учебной компетенции, формирование общенаучных и коммуникативных навыков (дискуссии, совместная работа, преодоление конфликтных ситуаций), инициирование самостоятельных выводов. |
11 | Речевой этикет | 2 | Задачи: определить социальные сущностные признаки речевого этикета, убедить в необходимости исполнения неписаных требований общества, соответствующих ритуалов поведения и общения. Задачи: познакомить с системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Уметь: соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. |
12 | Этикетные формулы | 2 | Задачи: совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию. Знать: общеупотребительные этикетные формулы и ситуации их уместного применения. Уметь: использовать в повседневном общении и учебной деятельности этикетные формулы в соответствии с речевой ситуацией. |
13 | Светский этикет | 2 | Задачи: показать и привить необходимость соблюдения правил общения и поведения в обществе. Знать: общепринятые правила поведения, манеры общения в высоком обществе, требования светского этикета, предъявляемые к одежде, переписке и т.д. Уметь: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, использовать этикетные нормы в повседневном общении и учебной деятельности. |
14 | Человек в обществе | 1 | |
15 | Исследовательская работа или проект | 3 | Задачи: приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование специфических навыков и умений посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Непосредственное вовлечение в активный познавательный процесс, самостоятельное формулирование проблемы, осуществление сбора необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, анализ своей деятельности, получение нового знания и приобретение нового учебного и жизненного опыта. Уметь: использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста; анализировать, приводить примеры, моделировать ситуации, формулировать обоснованные выводы. Использовать различные формы представления презентации. |
| Итого: | 34 | |
Список используемой литературы
Элективный курс. Умеете ли вы общаться? Русский язык. 8 класс./Сост. Н.Н. Куцман. Волгоград: ИТД «Корифей».