Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснинская средняя школа Краснинского района Смоленской области
«Согласовано» Заместитель директора МБОУ Краснинской средней школы Е.В. Новикова | «Рассмотрено» педагогическим советом МБОУ Краснинской средней школы Протокол № 1 от « » августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Краснинской средней школы В.Н. Нестеров Приказ № от « » сентября 2018 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная химия».
Направление: общеинтеллектуальное.
Класс: 8
Срок реализации программы: 1 год
Сысоенкова И.И., учитель химии
высшей квалификационной категории
2018 г.
Пояснительная записка
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8-9 класса и повышенным количеством болеющих детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
Новизна программы состоит в том, что программа не ставит целью обучение химии, ее предназначение заинтересовать учащихся, дать понять, что в жизни приходится выполнять много функций, не связанных с основной специальностью и понимание химических явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, может принести только пользу.
Актуальность данной программы в том, что она предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.
Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы.
Педагогическая целесообразность программы позволяет изучить занимательный фактологический материал на более высоком уровне; развивает любознательность и творческие способности учащихся; стимулирует к самостоятельному поиску новых методов и способов анализов.
Цель программы – формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
продолжить формирование коммуникативных умений;
формирование презентационных умений и навыков;
на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;
дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.
Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:
Программа предусматривает:
Чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка «Занимательная химия» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.
Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.
Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на
17ч (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет (8 класс).
Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ состоит в том, что она нацелена на проведение экспериментов аналитическо – исследовательского характера. Так же особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов учащихся.
Нормативные документы рабочей программы
• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
• Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции от 25.12.2013 №72; от 24.11.2015 №81).
• Устав МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области.
• Программа развития МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области.
• Годовой календарный учебный график МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области на 2017 – 2018 учебный год.
• Учебный план МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области на 2018 – 2019 учебный год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Изучение курса дает возможность оценить взаимосвязь процессов и явлений биоорганической химии, дать обучающимся возможность практически оценить значимость сбалансированного питания для эффективного функционирования организма. Составить рацион питания, изучить качественные реакции на основные компоненты продуктов питания. Разработать и защитить проекты по качеству продуктов питания. Популяризировать полученные знания, путем демонстрации их результатов ученикам средних и старших классов. Данный курс имеет большое значение в привлечении позитивного внимания к предмету, мотивирования познавательно-научной деятельности, дает практические рекомендации, необходимые в повседневной жизни и является введением вузовского обучения.
Метапредметные
В результате обучающиеся должны знать: основные компоненты продуктов питания, их значение, состав и свойства, опасности при применении синтетических пищевых добавок, основы здорового образа жизни, основные качественные реакции на компоненты продуктов питания. Ученики должны уметь: составлять пищевой рацион, давать биохимическую оценку продуктам по этикетке и качественными методами, донести информацию о правильном питании для учеников младших и средних классов, самостоятельно разработать и защитить проект.
Предметные
В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:
о прикладной направленности химии;
необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;
о веществах и их влияния на организм человека;
о химических профессиях.
Учащиеся должны знать:
Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
Правила сборки и работы лабораторных приборов;
Определение массы и объема веществ;
Правила экономного расхода горючего и реактивов
Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;
Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;
Качественные реакции на белки, углеводы;
Способы решения нестандартных задач
Учащиеся должны уметь:
Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;
работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;
осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;
Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;
Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;
Находить проблему и варианты ее решения;
Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
Учащиеся должны владеть:
Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации
Навыками экспериментального проведения химического анализа.
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка «Занимательная химия» являются:
Решение олимпиадных задач различного уровня;
Создание сборников задач, интеллектуальных игр, кроссвордов
доклады и рефераты учащихся;
Содержание курса.
Раздел 1: «Химическая лаборатория»
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.
Практическая работа №1. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей
Практическая работа №2.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа №3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .
8. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа №4. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.
9. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа №5. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.
10. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.
“Вулкан” на столе
“Зелёный огонь”,
“Вода-катализатор”,
«Звездный дождь»
Разноцветное пламя
Вода зажигает бумагу
Раздел 2. «Логика»
11. Решение олимпиад школьного, муниципального тура Всероссийской олимпиады по химии.
12. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
кто внимательнее
кто быстрее и лучше
узнай вещество
узнай явление
Раздел 3. «Прикладная химия»
13. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
14.Практикум исследование «Моющие средства для посуды».
Работа с этикеткой.
Опыт 1. Определение кислотности.
Опыт 2. Определение мылкости.
Опыт 3. Смываемость со стакана.
Анкетирование. Социологический опрос.
15. Занятие - игра «Мыльные пузыри»
Конкурсы:
Кто надует самый большой пузырь,
кто надует много маленьких пузырей
Чей пузырь долго не лопнет
Построение фигуры из пузырей
Надувание пузыря в пузыре.
16. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
Химические водоросли
Тёмно-серая змея.
Оригинальное яйцо
Минеральный «хамелеон»
17. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
18. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
19. Пищевые добавки.
Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Данное приложение используется во время всех практикумах при работе с этикетками.
20. Практикум - исследование «Жевательная резинка»
Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».
Работа в группах.
Опыт 1. Работа с этикетками .
Опыт 2. Изучение физических свойств:
Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.
Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.
Опыт 3. Наличие красителей.
Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.
Опыт 4. Определение кислотности.
В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.
Опыт 5. Обнаружение подсластителей.
В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).
Календарно-тематическое планирование
№ раздела (темы) |
Наименование раздела (темы), краткое содержание | Дата |
1.
2
3
4 5
6
7
8 | . Раздел 1: «Химическая лаборатория» Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Нагревательные приборы и пользование ими. Практическая работа №1. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Практическая работа №2. Выпаривание и кристаллизация Практическая работа №3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Практическая работа №4. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости. Кристаллогидраты. Практическая работа №5. Получение кристаллов солей из водных растворов. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. | |
9
10 | Раздел 2. «Логика» Решение олимпиад школьного, муниципального тура Всероссийской олимпиады по химии. Проведение дидактических игр | |
11 12
13 14 15 16 17
| Раздел 3. «Прикладная химия» Химия в быту. Практикум исследование «Моющие средства для посуды». Занятие - игра «Мыльные пузыри» Химия в природе. Химия и человек. Химия и медицина. Пищевые добавки. Практикум - исследование «Жевательная резинка» | |