СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "Занимательная химия" 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса по химии для 8 класса "Занимательная химия"

Просмотр содержимого документа
«кружок 8 класс Красный 18-19»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснинская средняя школа Краснинского района Смоленской области



«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ Краснинской средней школы

Е.В. Новикова


«Рассмотрено»

педагогическим советом МБОУ Краснинской средней школы

Протокол № 1 от

« » августа 2018 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Краснинской

средней школы

В.Н. Нестеров

Приказ № от

« » сентября 2018 г.





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Занимательная химия».

Направление: общеинтеллектуальное.

Класс: 8

Срок реализации программы: 1 год





Сысоенкова И.И., учитель химии

высшей квалификационной категории







2018 г.

Пояснительная записка

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8-9 класса и повышенным количеством болеющих детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.

Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.

Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Новизна программы состоит в том, что программа не ставит целью обучение химии, ее предназначение заинтересовать учащихся, дать понять, что в жизни приходится выполнять много функций, не связанных с основной специальностью и понимание химических явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, может принести только пользу.

Актуальность данной программы в том, что она предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.

Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы.

Педагогическая целесообразность программы позволяет изучить занимательный фактологический материал на более высоком уровне; развивает любознательность и творческие способности учащихся; стимулирует к самостоятельному поиску новых методов и способов анализов.

Цель программы – формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;

  • формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

  • формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

  • продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;

  • продолжить формирование коммуникативных умений;

  • формирование презентационных умений и навыков;

  • на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;

  • дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.

  • Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;





Воспитательные:

  • Вызвать интерес к изучаемому предмету

  • Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

  • Воспитывать нравственнее и духовное здоровье



Программа предусматривает:

Чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка «Занимательная химия» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.

Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.

Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.

Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на

17ч (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет (8 класс).

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ состоит в том, что она нацелена на проведение экспериментов аналитическо – исследовательского характера. Так же особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов учащихся.

Нормативные документы рабочей программы

• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

• Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции от 25.12.2013 №72; от 24.11.2015 №81).

• Устав МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области.

• Программа развития МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области.

• Годовой календарный учебный график МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области на 2017 – 2018 учебный год.

• Учебный план МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области на 2018 – 2019 учебный год.











Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

Изучение курса дает возможность оценить взаимосвязь процессов и явлений биоорганической химии, дать обучающимся возможность практически оценить значимость сбалансированного питания для эффективного функционирования организма. Составить рацион питания, изучить качественные реакции на основные компоненты продуктов питания. Разработать и защитить проекты по качеству продуктов питания. Популяризировать полученные знания, путем демонстрации их результатов ученикам средних и старших классов. Данный курс имеет большое значение в привлечении позитивного внимания к предмету, мотивирования познавательно-научной деятельности, дает практические рекомендации, необходимые в повседневной жизни и является введением вузовского обучения.

Метапредметные

В результате обучающиеся должны знать: основные компоненты продуктов питания, их значение, состав и свойства, опасности при применении синтетических пищевых добавок, основы здорового образа жизни, основные качественные реакции на компоненты продуктов питания. Ученики должны уметь: составлять пищевой рацион, давать биохимическую оценку продуктам по этикетке и качественными методами, донести информацию о правильном питании для учеников младших и средних классов, самостоятельно разработать и защитить проект.

Предметные

В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:

  • о прикладной направленности химии;

  • необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;

  • о веществах и их влияния на организм человека;

  • о химических профессиях.


Учащиеся должны знать:

    • Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

    • Правила сборки и работы лабораторных приборов;

    • Определение массы и объема веществ;

    • Правила экономного расхода горючего и реактивов

    • Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;

    • Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;

    • Качественные реакции на белки, углеводы;

    • Способы решения нестандартных задач


Учащиеся должны уметь:

  • Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

  • Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.

  • Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;

  • работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;

  • осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;

  • Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;

  • Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;

  • Находить проблему и варианты ее решения;

  • Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

  • Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.

  • Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;

  • Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

Учащиеся должны владеть:

  • Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации

  • Навыками экспериментального проведения химического анализа.

Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.

Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка «Занимательная химия» являются:

  • Решение олимпиадных задач различного уровня;

  • Создание сборников задач, интеллектуальных игр, кроссвордов

  • доклады и рефераты учащихся;





Содержание курса.

Раздел 1: «Химическая лаборатория»

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.


3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.


4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.

Практическая работа №1. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.


6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей

Практическая работа №2.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

7. Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа №3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа №4. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.


9. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа №5. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.


10. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.

  • “Вулкан” на столе

  • “Зелёный огонь”,

  • “Вода-катализатор”,

  • «Звездный дождь»

  • Разноцветное пламя

  • Вода зажигает бумагу


Раздел 2. «Логика»


11. Решение олимпиад школьного, муниципального тура Всероссийской олимпиады по химии.


12. Проведение дидактических игр

Проведение конкурсов и дидактических игр:

  • кто внимательнее

  • кто быстрее и лучше

  • узнай вещество

  • узнай явление


Раздел 3. «Прикладная химия»


13. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.


14.Практикум исследование «Моющие средства для посуды».

Работа с этикеткой.

Опыт 1. Определение кислотности.

Опыт 2. Определение мылкости.

Опыт 3. Смываемость со стакана.

Анкетирование. Социологический опрос.


15. Занятие - игра «Мыльные пузыри»

Конкурсы:

  • Кто надует самый большой пузырь,

  • кто надует много маленьких пузырей

  • Чей пузырь долго не лопнет

  • Построение фигуры из пузырей

  • Надувание пузыря в пузыре.


16. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

  • Химические водоросли

  • Тёмно-серая змея.

  • Оригинальное яйцо

  • Минеральный «хамелеон»


17. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

  • -Ваше питание и здоровье

  • -Химические реакции внутри нас


18. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.


19. Пищевые добавки.

Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Данное приложение используется во время всех практикумах при работе с этикетками.

20. Практикум - исследование «Жевательная резинка»

Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».

Работа в группах.

Опыт 1. Работа с этикетками .

Опыт 2. Изучение физических свойств:

  • Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.

  • Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей.

Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.

Опыт 4. Определение кислотности.

В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.

Опыт 5. Обнаружение подсластителей.

В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).




Календарно-тематическое планирование

раздела (темы)



Наименование раздела (темы), краткое содержание

Дата



1.





2



3





4

5





6









7



8

. Раздел 1: «Химическая лаборатория»

Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием.



Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.


Нагревательные приборы и пользование ими.

Практическая работа №1. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.


Взвешивание, фильтрование и перегонка.

Практическая работа №2.


Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа №3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .



Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Практическая работа №4. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.



Кристаллогидраты.

Практическая работа №5. Получение кристаллов солей из водных растворов.


Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас.






9



10

Раздел 2. «Логика»


Решение олимпиад школьного, муниципального тура Всероссийской олимпиады по химии.


Проведение дидактических игр





11

12



13

14

15

16

17




Раздел 3. «Прикладная химия»


Химия в быту.

Практикум исследование «Моющие средства для посуды».


Занятие - игра «Мыльные пузыри»


Химия в природе.

Химия и человек.


Химия и медицина.


Пищевые добавки.

Практикум - исследование «Жевательная резинка»



























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!