МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28
ИНН 3812008538, КПП 381201001, 664043, г.Иркутск, ул.Маршала Конева, 22, тел.300149
e-mail:[email protected]
ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«Геометрия вокруг нас» для 6 класса
Срок реализации программы 1 год
(Уровень: базовый)
Составители программы: Готовчикова С.О.- учитель математики высшей квалификационной категории, Пантелеева Т.В. – учитель математики высшей квалификационной категории.
Иркутск, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса предназначена для обучающихся 6 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования по математике. Программа разработана на основе:
Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.;
Примерной программы по математике.
Данная программа соответствует общеинтелектуальному направлению развития личности, составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» Кашиной И.В. (Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Общеинтеллектуальное направление / отв. ред. А.П. Сухарева. - 2-ое изд., доп. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018.)
Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МКОУ «Приобская СОШ» (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Факультативный курс «Геометрия вокруг нас» изучается в 6 классе. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. Общее количество времени на изучение курса 34 часа.
Участниками реализации программы внеурочной деятельности являются младшие подростки в возрасте 12-13 лет.
Конструктивные особенности программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» обусловлены тем, что геометрическая деятельность учащихся рассматривается в контексте их различной осмысленной деятельности и задача формирования геометрического знания вписывается в проблему гармоничного развития школьника. Поэтому структура формируемого знания определяется как тенденциями к абстракции и наглядности в геометрии, так и требованиями гармонизации интеллектуальной деятельности детей этого возраста.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Ориентация подготовительного курса по геометрии неслучайно, так как в систематическом курсе вся геометрическая информация представляется в виде логически стройной системы понятий и фактов. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Геометрия вокруг нас».
Цель программы: создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; максимальное развитие познавательных способностей учащихся; развитие их творческих способностей.
Задачи программы:
Развивать творческие способности, геометрическую интуицию учащихся.
Развивать логическое мышление учащихся, смекалку и находчивость при решении задач.
Развивать математические способности и творческое мышление у учащихся.
Развивать устойчивый интерес учащихся к геометрии.
Развивать пространственные представления учащихся.
Формировать, расширять и углублять знания учащихся по программному материалу.
Развивать математическую культуру школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Формировать умение применять математическую терминологию.
Формировать представление учащихся о практическом значении геометрии в жизни.
Данная программа связана с учебными предметами «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство» и направлена на расширение знаний учащихся в области математики.
В процессе работы по этой программе используются наблюдение, конкретнее предметные действия и мысленный эксперимент. В результате такой деятельности постоянно происходит перекодирование информации, получаемой с помощью предметов, моделей, фотографий, рисунков, чертежей.
Программа направлена на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, поиск, отбор и использование информации.
Основные виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, трудовая (производственная) деятельность, художественное творчество, игровая деятельность, досугово-развлекательная деятельность.
Для реализации данной программы для детей-инвалидов особых условий не требуется.
Актуальность данной программы не вызывает сомнений, т.к. в условиях преподавания математики на базовом уровне не остается времени на пропедевтику такого предмета как геометрия.
Категории слушателей: учащиеся 6 класса
Формы оценки деятельности слушателей: графические диктанты, защита творческих работ, выставка работ.
Итоговая аттестация – мини-проект.
Структура программы:
Программа факультативного курса рассчитана на 34 часа, включая 9 часов лекционных и 25 часов практических занятий, состоит из двух разделов:
Раздел 1. Введение. Поиск геометрических свойств (10 ч)
Раздел 2. Начала геометрии: простейшие геометрические задачи (24 ч)
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа «Геометрия вокруг нас» позволяет добиться следующих результатов. Личностных:
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской, творческой деятельности;
первоначального представления о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач;
формирования способности к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений.
Метапредметных:
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общее решение способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметных:
приобретения опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объемов; понимания идеи измерения длин, площадей, объемов;
усвоения на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретения навыков их изображения; умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
знакомства с идеями равенства фигур, симметрии; умения распознавать и изображать равные и симметрические фигуры;
знакомства с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнения процедур на координатной плоскости.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по программе
«Геометрия вокруг нас»
Цель: расширение содержания среднего образования по курсу математики для повышения мотивации изучения предмета.
№ модуля | Наименование учебных модулей | Всего, час. | в том числе | Форма контроля |
лекции | практ. занятия |
Раздел 1 | Введение. Поиск геометрических свойств | 10 | 2 | 8 | |
Раздел 2 | Начала геометрии: простейшие геометрические задачи | 23 | 7 | 17 | Защита творческих заданий |
| Итоговая аттестация | 1 | | 1 | Мини-проект |
| ИТОГО: | 34 | 14 | 20 | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по программе
«Геометрия вокруг нас»
Цель: : расширение содержания среднего образования по курсу математики для повышения мотивации изучения предмета.
Категория слушателей учащиеся 6 классов
Срок обучения 34 часов
Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу
Наименование раздела | Всего часов | В том числе |
Теоретических | Практических |
Введение. Поиск геометрических свойств | 10 | 2 | 8 |
Предметы и геометрические фигуры | 2 | 1 | 1 |
Развертки геометрических фигур | 3 | 0,5 | 2,5 |
Геометрические фигуры на экране компьютера | 2 | | 2 |
Оригами и геометрические фигуры | 3 | 0,5 | 2,5 |
Начала геометрии: простейшие геометрические задачи | 24 | 7 | 17 |
Отрезок, прямая, луч | 1 | 1 | |
Веселые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты. | 2 | | 2 |
Исследование плоскости и заполнение пространства | 1 | 1 | |
Действия с отрезками | 2 | 1 | 1 |
Окружность и круг. Конструкции и виды | 2 | 1 | 1 |
Отрезки и окружности на узорах | 3 | | 3 |
Защита творческих заданий | 1 | | 1 |
Угол | 2 | 1 | 1 |
Измерение углов | 2 | | 2 |
Многоугольники и развертки | 2 | 1 | 2 |
Сравнение рисунков на странице | 1 | | 1 |
Площадь | 1 | | 1 |
Разрезание и складывание плоских фигур | 4 | 1 | 3 |
Итоговая аттестация Мини-проект | 1 | | 1 |
ИТОГО | 34 | 9 | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАЗДЕЛОВ
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение. Поиск геометрических свойств (10 ч.) |
Предметы и геометрические фигуры. Цилиндр, конус, шар, призма, пирамида. Важные признаки геометрических фигур. Развертки геометрических фигур. Геометрические фигуры на экране компьютера. Оригами и геометрические фигуры. Формы организации деятельности: лекция, беседа, мастерские по изготовлению фигур из различных материалов, экскурсии по городу. Планируемый результат: выставки фигур, защита творческих заданий. | Знакомство с основными разделами математики, а также с изучаемым материалом. Понимать, идеализацией каких реальных объектов являются точки, прямые и плоскости; Решать задачи, которые опираются на конструирование из палочек, бумаги, картона и пр. Знать пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур. Уметь строить развертки правильных многогранников. Уметь складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами. |
Начала геометрии: простейшие геометрические задачи (23ч) |
Отрезок и другие геометрические фигуры: точка, отрезок, прямая, луч. Точки и отрезки — элементы графических диктантов. Исследование плоскости и заполнение пространства. Плоскость и ее особенности. Куб и конструкции из кубиков. Действия с отрезками: сравнение и измерение отрезков. «Пентамино» и рисунки из отрезков. Окружность и ее применение: окружность и круг. Окружность и ее элементы. Геометрические конструкции из точек, отрезков, окружностей. Конструкции из шашек и их виды. Отрезки и окружности на узорах. Кружево и вышивка на уроках геометрии — Математическое вышивание. Углы. Угол. Сравнение углов. Смежные и вертикальные углы Измерение углов: транспортир. Задачи на определение градусной меры угла. Задача нахождения суммы углов треугольника. Задачи на вычисление суммы углов многоугольника. Многоугольники и развертки. Прямоугольники и развертки. Правильные многоугольники. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Построение разверток. Площадь. Измерение площади. Площадь многоугольника. Формы организации деятельности: лекция, беседа, игры «Пентамино» и «Танграм», работа с чертежными инструментами, решение задач, графические диктанты, мастерские по изготовлению фигур из различных материалов, экскурсии. Планируемый результат: выставки фигур, рисунков, защита творческих заданий. | - Развитие навыков работы с чертежными инструментами - изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки; - устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости; - решать задачи комбинаторного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости. - сравнивать отрезки и устанавливать их равенство; - измерять длины отрезков с помощью линейки; - откладывать отрезки заданной длины; - изображать многогранники; - находить число вершин, рёбер и граней многогранников; - - моделировать многогранники. - изображать окружности и круги; - отмечать центр окружности, проводить радиус, диаметр и хорды окружности; - устанавливать взаимное расположение окружностей; - находить приближённое значение длины окружности; - изображать, обозначать и называть углы; - устанавливать виды углов; - сравнивать углы и устанавливать их равенство; - проводить биссектрису угла; - измерять градусные величины углов с помощью транспортира; - изображать углы заданных градусных величин; -объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника - изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами - объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, - находить площади фигур, используя формулы и свойства площади; - устанавливать равновеликость фигур; - решать задачи на разрезание; Нахождение площадей необычных фигур |
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
В результате работы по программе внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
строить развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объем куба, прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность научиться:
вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из кубиков;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.
Материально-техническое обеспечение курса:
Кабинет математики;
Локальная компьютерная сеть;
Глобальная сеть Интернет;
ПК, видео-проектор, экран.
Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.
Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).
Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Каждая тема раздела представлена лекционным материалом преподавателя с разбором примеров и задач. Закрепление материала идет на практическом материале, подобранном из различных пособий.
Приступая к изучению раздела «Введение. Поиск геометрических свойств» необходимо уделить большое внимание темам «Предметы и геометрические фигуры», «Развертки геометрических фигур» .
При изучении раздела «Начала геометрии: простейшие геометрические задачи» особое внимание уделить темам «Отрезок, прямая, луч», «Действия с отрезками», «Угол», «Измерение углов», «Сравнение рисунков на странице» и «Площадь».
Промежуточная аттестация по итогам освоения программы факультативного курса «Геометрия вокруг нас» проводится в форме Защиты творческих заданий.
Примерные темы выставочных работ:
Куб,
Прямоугольный параллелепипед,
Правильная пирамида,
Цилиндр,
Конус,
Оригами,
Математическая вышивка
Итоговая аттестация по итогам освоения программы факультативного курса «Геометрия вокруг нас» проводится в форме Защиты мини-проектов.
Примерный список проектов учащихся:
«Истории геометрических инструментов»;
«Народное творчество и геометрические фигуры»;
«Танграм»;
«Геометрические сказки»;
«Геометрия в архитектуре и искусстве».
Список литературы
Литература для учителя
Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Общеинтеллектуальное направление / отв. ред. А.П.Сухова. - 2-ое изд., доп. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018. - 76 с.
Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы / И. Ф. Шарыгин. - 2-е изд., стереотип.: Дрофа; Москва; 2019
Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна [и др.] «Геометрия. 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2016. - 110с.
Справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.).
Информационные средства
• Живая Математика 6 Сборник методических материалов. - М.: ИНТ. -176с. Предполагается использование информации и материалов следующих интернет - ресурсов:
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
http ://www.openclass.ru/node/226794
http://forum.schoolpress.ru/article/44
http://1314.ru/
http://www.informika.ru/projects/infotecli/school-collection/
http://www.ug.ru/article/64
http://staviro.ru
http://www.youtube. com/watch?v=L.LSKZ JA8g2E&feature=related
http://www.youtube. com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related
http://staviro.ru/
Литература для обучающихся
Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия 5-6классы [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА, 2009
Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. -10-е изд., - М: Просвещение, 2010 - (МГУ - школе) - 95с.
Информационные средства
Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/ Сайт энциклопедий:http://www.eneyclopedia.ru/
16