СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса "Геометрия вокруг нас" 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование факультативного курса "Геометрия вокруг нас" 6 класс на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Геометрия вокруг нас" 6 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28

ИНН 3812008538, КПП 381201001, 664043, г.Иркутск, ул.Маршала Конева, 22, тел.300149

e-mail:[email protected]






ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

«Геометрия вокруг нас» для 6 класса

Срок реализации программы 1 год

(Уровень: базовый)


Составители программы: Готовчикова С.О.- учитель математики высшей квалификационной категории, Пантелеева Т.В. – учитель математики высшей квалификационной категории.












Иркутск, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса предназначена для обучающихся 6 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования по математике. Программа разработана на основе:

  • Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.;

  • Примерной программы по математике.

  • Данная программа соответствует общеинтелектуальному направлению развития личности, составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» Кашиной И.В. (Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Общеинтеллектуальное направление / отв. ред. А.П. Сухарева. - 2-ое изд., доп. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018.)

Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МКОУ «Приобская СОШ» (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Факультативный курс «Геометрия вокруг нас» изучается в 6 классе. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. Общее количество времени на изучение курса 34 часа.

Участниками реализации программы внеурочной деятельности являются младшие подростки в возрасте 12-13 лет.

Конструктивные особенности программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» обусловлены тем, что геометрическая деятельность учащихся рассматривается в контексте их различной осмысленной деятельности и задача формирования геометрического знания вписывается в проблему гармоничного развития школьника. Поэтому структура формируемого знания определяется как тенденциями к абстракции и наглядности в геометрии, так и требованиями гармонизации интеллектуальной деятельности детей этого возраста.

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Ориентация подготовительного курса по геометрии неслучайно, так как в систематическом курсе вся геометрическая информация представляется в виде логически стройной системы понятий и фактов. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Геометрия вокруг нас».

Цель программы: создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; максимальное развитие познавательных способностей учащихся; развитие их творческих способностей.

Задачи программы:

  • Развивать творческие способности, геометрическую интуицию учащихся.

  • Развивать логическое мышление учащихся, смекалку и находчивость при решении задач.

  • Развивать математические способности и творческое мышление у учащихся.

  • Развивать устойчивый интерес учащихся к геометрии.

  • Развивать пространственные представления учащихся.

  • Формировать, расширять и углублять знания учащихся по программному материалу.

  • Развивать математическую культуру школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

  • Формировать умение применять математическую терминологию.

  • Формировать представление учащихся о практическом значении геометрии в жизни.

Данная программа связана с учебными предметами «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство» и направлена на расширение знаний учащихся в области математики.

В процессе работы по этой программе используются наблюдение, конкретнее предметные действия и мысленный эксперимент. В результате такой деятельности постоянно происходит перекодирование информации, получаемой с помощью предметов, моделей, фотографий, рисунков, чертежей.

Программа направлена на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, поиск, отбор и использование информации.

Основные виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, трудовая (производственная) деятельность, художественное творчество, игровая деятельность, досугово-развлекательная деятельность.

Для реализации данной программы для детей-инвалидов особых условий не требуется.

Актуальность данной программы не вызывает сомнений, т.к. в условиях преподавания математики на базовом уровне не остается времени на пропедевтику такого предмета как геометрия.

Категории слушателей: учащиеся 6 класса

Формы оценки деятельности слушателей: графические диктанты, защита творческих работ, выставка работ.

Итоговая аттестация – мини-проект.

Структура программы:

Программа факультативного курса рассчитана на 34 часа, включая 9 часов лекционных и 25 часов практических занятий, состоит из двух разделов:

Раздел 1. Введение. Поиск геометрических свойств (10 ч)

Раздел 2. Начала геометрии: простейшие геометрические задачи (24 ч)

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа «Геометрия вокруг нас» позволяет добиться следующих результатов. Личностных:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  3. первоначального представления о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  4. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач;

  5. формирования способности к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений.

Метапредметных:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общее решение способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  1. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  1. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  2. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметных:

  1. приобретения опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объемов; понимания идеи измерения длин, площадей, объемов;

  2. усвоения на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретения навыков их изображения; умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  3. знакомства с идеями равенства фигур, симметрии; умения распознавать и изображать равные и симметрические фигуры;

  4. знакомства с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнения процедур на координатной плоскости.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по программе

«Геометрия вокруг нас»

Цель: расширение содержания среднего образования по курсу математики для повышения мотивации изучения предмета.

модуля

Наименование учебных модулей

Всего, час.

в том числе

Форма контроля

лекции

практ. занятия

Раздел 1

Введение. Поиск геометрических свойств

10

2

8


Раздел 2

Начала геометрии: простейшие геометрические задачи

23

7

17

Защита творческих заданий


Итоговая аттестация

1


1

Мини-проект


ИТОГО:

34

14

20




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по программе

«Геометрия вокруг нас»

Цель: : расширение содержания среднего образования по курсу математики для повышения мотивации изучения предмета.

Категория слушателей учащиеся 6 классов

Срок обучения 34 часов

Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

  1. Введение. Поиск геометрических свойств

10

2

8

Предметы и геометрические фигуры

2

1

1

Развертки геометрических фигур

3

0,5

2,5

Геометрические фигуры на экране компьютера

2


2

Оригами и геометрические фигуры

3

0,5

2,5

  1. Начала геометрии: простейшие геометрические задачи

24

7

17

Отрезок, прямая, луч

1

1


Веселые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты.

2


2

Исследование плоскости и заполнение пространства

1

1


Действия с отрезками

2

1

1

Окружность и круг. Конструкции и виды

2

1

1

Отрезки и окружности на узорах

3


3

Защита творческих заданий

1


1

Угол

2

1

1

Измерение углов

2


2

Многоугольники и развертки

2

1

2

Сравнение рисунков на странице

1


1

Площадь

1


1

Разрезание и складывание плоских фигур

4

1

3

Итоговая аттестация

Мини-проект

1


1

ИТОГО

34

9

25


 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАЗДЕЛОВ

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение. Поиск геометрических свойств (10 ч.)

Предметы и геометрические фигуры. Цилиндр, конус, шар, призма, пирамида. Важные признаки геометрических фигур. Развертки геометрических фигур. Геометрические фигуры на экране компьютера. Оригами и геометрические фигуры.

Формы организации деятельности: лекция, беседа, мастерские по изготовлению фигур из различных материалов, экскурсии по городу.

Планируемый результат: выставки фигур, защита творческих заданий.

Знакомство с основными разделами математики, а также с изучаемым материалом. Понимать, идеализацией каких реальных объектов являются точки, прямые и плоскости;

Решать задачи, которые опираются на конструирование из палочек, бумаги, картона и пр.

Знать пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур. Уметь строить развертки правильных многогранников. Уметь складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами.


Начала геометрии: простейшие геометрические задачи (23ч)

Отрезок и другие геометрические фигуры: точка, отрезок, прямая, луч. Точки и отрезки — элементы графических диктантов.


Исследование плоскости и заполнение пространства. Плоскость и ее особенности. Куб и конструкции из кубиков.


Действия с отрезками: сравнение и измерение отрезков. «Пентамино» и рисунки из отрезков.








Окружность и ее применение: окружность и круг. Окружность и ее элементы. Геометрические конструкции из точек, отрезков, окружностей. Конструкции из шашек и их виды.

Отрезки и окружности на узорах. Кружево и вышивка на уроках геометрии — Математическое вышивание.


Углы.

Угол. Сравнение углов. Смежные и вертикальные углы

Измерение углов: транспортир. Задачи на определение градусной меры угла. Задача нахождения суммы углов треугольника. Задачи на вычисление суммы углов многоугольника.




Многоугольники и развертки. Прямоугольники и развертки. Правильные многоугольники. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Построение разверток.






Площадь. Измерение площади. Площадь многоугольника.


Формы организации деятельности: лекция, беседа, игры «Пентамино» и «Танграм», работа с чертежными инструментами, решение задач, графические диктанты, мастерские по изготовлению фигур из различных материалов, экскурсии.

Планируемый результат: выставки фигур, рисунков, защита творческих заданий.

- Развитие навыков работы с чертежными инструментами

- изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки;

- устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости;

- решать задачи комбинаторного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости.

- сравнивать отрезки и устанавливать их равенство;

- измерять длины отрезков с помощью линейки;

- откладывать отрезки заданной длины;

- изображать многогранники;

- находить число вершин, рёбер и граней многогранников;

- - моделировать многогранники.


- изображать окружности и круги;

- отмечать центр окружности, проводить радиус, диаметр и хорды окружности;

- устанавливать взаимное расположение окружностей;

- находить приближённое значение длины окружности;



- изображать, обозначать и называть углы;

- устанавливать виды углов;

- сравнивать углы и устанавливать их равенство;

- проводить биссектрису угла;

- измерять градусные величины углов с помощью транспортира;

- изображать углы заданных градусных величин;


-объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника

- изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами


- объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника,

- находить площади фигур, используя формулы и свойства площади;

- устанавливать равновеликость фигур;

- решать задачи на разрезание;

Нахождение площадей необычных фигур




Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

В результате работы по программе внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» ученик научится:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  2. распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  3. строить развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  4. определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  5. вычислять объем куба, прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность научиться:

  1. вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из кубиков;

  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  3. применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.


Материально-техническое обеспечение курса:

  1. Кабинет математики;

  2. Локальная компьютерная сеть;

  3. Глобальная сеть Интернет;

  4. ПК, видео-проектор, экран.

  5. Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.

  6. Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).

  7. Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Каждая тема раздела представлена лекционным материалом преподавателя с разбором примеров и задач. Закрепление материала идет на практическом материале, подобранном из различных пособий.

Приступая к изучению раздела «Введение. Поиск геометрических свойств» необходимо уделить большое внимание темам «Предметы и геометрические фигуры», «Развертки геометрических фигур» .

При изучении раздела «Начала геометрии: простейшие геометрические задачи» особое внимание уделить темам «Отрезок, прямая, луч», «Действия с отрезками», «Угол», «Измерение углов», «Сравнение рисунков на странице» и «Площадь».

Промежуточная аттестация по итогам освоения программы факультативного курса «Геометрия вокруг нас» проводится в форме Защиты творческих заданий.

Примерные темы выставочных работ:

  • Куб,

  • Прямоугольный параллелепипед,

  • Правильная пирамида,

  • Цилиндр,

  • Конус,

  • Оригами,

  • Математическая вышивка

Итоговая аттестация по итогам освоения программы факультативного курса «Геометрия вокруг нас» проводится в форме Защиты мини-проектов.

Примерный список проектов учащихся:

  • «Истории геометрических инструментов»;

  • «Народное творчество и геометрические фигуры»;

  • «Танграм»;

  • «Геометрические сказки»;

  • «Геометрия в архитектуре и искусстве».

Список литературы

Литература для учителя

  1. Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Общеинтеллектуальное направление / отв. ред. А.П.Сухова. - 2-ое изд., доп. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018. - 76 с.

  2. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы / И. Ф. Шарыгин. - 2-е изд., стереотип.: Дрофа; Москва; 2019

  3. Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна [и др.] «Геометрия. 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2016. - 110с.

  4. Справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.).

  5. Информационные средства

• Живая Математика 6 Сборник методических материалов. - М.: ИНТ. -176с. Предполагается использование информации и материалов следующих интернет - ресурсов:

  • Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/

  • Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/

  • Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru

  • http ://www.openclass.ru/node/226794

  • http://forum.schoolpress.ru/article/44

  • http://1314.ru/

  • http://www.informika.ru/projects/infotecli/school-collection/

  • http://www.ug.ru/article/64

  • http://staviro.ru

  • http://www.youtube. com/watch?v=L.LSKZ JA8g2E&feature=related

  • http://www.youtube. com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related

  • http://staviro.ru/

Литература для обучающихся

  1. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия 5-6классы [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА, 2009

  2. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. -10-е изд., - М: Просвещение, 2010 - (МГУ - школе) - 95с.

  3. Информационные средства

  • Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

  • Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/ Сайт энциклопедий:http://www.eneyclopedia.ru/

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!