МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Рассмотрено на заседании МО учителей _________________________________________ Протокол от___________ № ____ Руководитель МО __________/_______________/ | Рекомендовано к утверждению на Педагогическом совете школы Протокол от_______ 201___г. № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 13 ___________ Т.И.Устинова Приказ от_______ 201___г. № _____ |
Программа факультативного курса
по русскому языку для 8 класса
«Развивайте дар слова»
на 2018-2019 учебный год
8 класс
(1 час в неделю, 35 недель, 35 часов в год)
| Составил: Кудря Аксана Викторовна – учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе факультативного курса для учащихся «Теория и практика сочинений разных жанров» авторов Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М. «Просвещение» 2016 г. и пособия Т.М.Воителевой «Теория и методика обучения русскому языку» М. «Дрофа» 2012 г.
Факультативный курс по русскому языку «Развивайте дар слова» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает теоретические сведения о сочинениях разных жанров, а также позволяет проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических сведений.
Цель обучения:
Осознанное овладение языком как средством коммуникации.
Повторение и закрепление знаний учащихся о жанрах письменных работ по развитию речи.
Научить их пользоваться разнообразными жанрами сочинений в зависимости от поставленной задачи.
Расширять лексикон обучающихся, учить выражать свои мысли.
Планируемые результаты
Личностные результаты
любовь к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. эмоциональность; умение передавать свои эмоции;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
определять жанр письменной работы;
выявлять стиль письменной работы;
определять принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю;
составлять план работы, производить компрессию текста;
создавать свой текст определённой жанровой принадлежности.
Содержание курса
Обязательный минимум содержания обучения:
Основные жанры сочинений.
Сферы применения определённых жанров при выполнении поставленной перед обучающимся задачи.
Основные особенности жанровой принадлежности сочинения или иной письменной работы: лексика, композиция, стиль.
Способы компрессии текста. Пересказ.
Культура речи. Нормы русского литературного языка.
Введение в факультативный курс. Цели, задачи, требования. (1 час)
Теория и практика сочинений разных жанров. (14 час.)
Понятие жанра. Теоретические сведения о жанрах письменных работ. Особенности жанров. Композиция. Лексика. Сфера употребления. Практическая работа: применение знаний теории на практике.
Культура речи. (3 час.)
Синонимика как одно из важнейших средств формирования речемыслительных умений и навыков обучающихся. Типология речевых ошибок. Устранение речевых ошибок.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
изучение теоретического материала по стилистике и культуре речи;
анализ текстов разных стилей;
пробное написание собственных стилистических вариантов текста;
написание сочинений разных жанров
повторение лексики, орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.
Виды деятельности: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, дополнительные задания, работа в группах, выполнение творческих заданий разных видов.
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов разной стилевой принадлежности; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;
итоговые – творческая работа ( сочинение).
Тематическое планирование факультативного курса
«Развивайте дар слова»
№ | Тема | Цель | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) |
1. | Введение. Жанр. | Поставить перед обучающимися цели, задачи курса. Дать понятие жанра. | 1 | | |
2. | Тема и основная мысль. | Повторить понятие темы и основной мысли текста. Микротема. Понятие эпиграфа. | 1 | | |
3. | План. Тезис. Конспект. | Роль плана, тезисов в подготовке выступления. Понятие тезиса и конспекта. Способы компрессии текста. Практические упражнения. | 2 | | |
4. | Доклад. | Дать понятие доклада как одной из форм устной речи. Особенности этого жанра. | 2 | | |
5. | Цитирование. | Дать понятие цитаты, способов цитирования. Цитирование как один из способов аргументации собственных мыслей. | 2 | | |
6. | Литературные заготовки. | Знакомство с записными книжками писателей. Литературные заготовки как способ подготовки к сочинению. | 1 | | |
7. | Репортаж. | Закрепить знание о жанре репортажа как одном из видов сочинения. Особенности репортажа. Цель и формы репортажа. Практика: репортаж из спортзала. | 3 | | |
8. | Интервью. | Закрепить знания об интервью как о жанре сочинения. Особенности жанра, стиль, лексика. | 2 | | |
9. | Совершенствование написанного. | Формирование знаний о путях совершенствования написанного. Примеры работы писателей над рукописью. Неблагозвучие и благозвучие. Точность фразы. Подбор лексики. Построение предложения. Речевые ошибки . | 2 | | |
10 | Отзыв и рецензия. | Работа над понятиями. Сходство и различие жанров. Особенности жанров. Практическая работа. | 2 | | |
11. | Описание местности. | Закрепить знания о данном жанре сочинения. Цель описания местности. | 2 | | |
12. | Путевые заметки. | Знакомство с данным жанром как одной из разновидностей художественной публицистики. Ввести понятие очерка. Знакомство с классическими примерами. | 2 | | |
13. | Портретный очерк. | Знакомство с понятием. План составления портретного очерка. | 2 | | |
14. | Сравнительная характеристика. | Закрепить знания о данном жанре. Сопоставление характеров. Композиция: последовательное и параллельное сравнение. | 1 | | |
15. | Рассуждение проблемного характера. | Закрепить знания о построении сочинения-рассуждения. Работа над понятием «проблема». Рассуждение на заданную тему. Аргументация. | 2 | | |
| | | | | |
КУЛЬТУРА РЕЧИ |
16. | Синонимия. | Синонимия как средство формирование речевой культуры учащихся. Лексические синонимы. Функция синонимов. | 1 | | |
17. | Контекстуальные синонимы. | Введение понятий: морфологическая и синтаксическая синонимия. | 1 | | |
18. | Речевые ошибки. | Типология ошибок. | 5 | | |
| | Итого | 35ч. | | |