СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «Развивайте дар слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «Развивайте дар слова»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«Средняя общеобразовательная школа № 13»



Рассмотрено

на заседании МО учителей _________________________________________

Протокол от___________ № ____

Руководитель МО __________/_______________/

Рекомендовано к утверждению

на Педагогическом совете школы

Протокол от_______ 201___г. № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 13

___________ Т.И.Устинова

Приказ от_______ 201___г. № _____





Программа факультативного курса

по русскому языку для 8 класса

«Развивайте дар слова»

на 2018-2019 учебный год

8 класс

(1 час в неделю, 35 недель, 35 часов в год)


Составил:

Кудря Аксана Викторовна –

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории


Пояснительная записка

 Программа составлена на основе факультативного курса для учащихся «Теория и практика сочинений разных жанров» авторов Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М. «Просвещение» 2016 г. и пособия Т.М.Воителевой «Теория и методика обучения русскому языку» М. «Дрофа» 2012 г.

Факультативный курс по русскому языку «Развивайте дар слова» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает  теоретические сведения о сочинениях разных жанров, а также позволяет проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических сведений.

Цель обучения:

  1. Осознанное овладение языком как средством коммуникации.

  2. Повторение и закрепление знаний учащихся о жанрах письменных работ по развитию речи.

  3. Научить их пользоваться разнообразными жанрами сочинений в зависимости от поставленной задачи.

  4. Расширять лексикон обучающихся, учить выражать свои мысли.

Планируемые результаты


Личностные результаты

  • любовь к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. эмоциональность; умение передавать свои эмоции;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Предметные результаты:

  • определять жанр письменной работы;

  • выявлять стиль письменной работы;

  • определять принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю;

  • составлять план работы, производить компрессию текста;

  • создавать свой текст определённой жанровой принадлежности.


Содержание курса

Обязательный минимум содержания обучения:

Основные жанры сочинений.

Сферы применения определённых жанров при выполнении поставленной перед обучающимся задачи.

Основные особенности жанровой принадлежности сочинения или иной письменной работы: лексика, композиция, стиль.

Способы компрессии текста. Пересказ.

Культура речи. Нормы русского литературного языка.

  1. Введение в факультативный курс. Цели, задачи, требования. (1 час)

  2. Теория и практика сочинений разных жанров. (14 час.)

Понятие жанра. Теоретические сведения о жанрах письменных работ. Особенности жанров. Композиция. Лексика. Сфера употребления. Практическая работа: применение знаний теории на практике.

  1. Культура речи. (3 час.)

Синонимика как одно из важнейших средств формирования речемыслительных умений и навыков обучающихся. Типология речевых ошибок. Устранение речевых ошибок.

Данный курс предполагает следующие формы работы:

  • изучение теоретического материала по стилистике и культуре речи;

  • анализ текстов разных стилей;

  • пробное написание собственных стилистических вариантов текста;

  • написание сочинений разных жанров

  • повторение лексики, орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.

Виды деятельности: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, дополнительные задания, работа в группах, выполнение творческих заданий разных видов.

Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:

промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов разной стилевой принадлежности; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;

итоговые – творческая работа ( сочинение).






Тематическое планирование факультативного курса

«Развивайте дар слова»

Тема

Цель

Количество часов

Дата  (план)

Дата (факт)

1.

Введение. Жанр.

Поставить перед обучающимися цели, задачи курса. Дать понятие жанра.

1



2.

Тема и основная мысль.

Повторить понятие темы и основной мысли текста. Микротема.  Понятие эпиграфа.

1



3.

План. Тезис.

 Конспект.

Роль плана, тезисов в подготовке выступления. Понятие тезиса и конспекта.

 Способы компрессии текста. Практические упражнения.

2




4.

Доклад.

Дать понятие доклада как одной из форм устной речи. Особенности этого жанра.

2



5.

Цитирование.


Дать  понятие цитаты, способов цитирования.

Цитирование как один из способов аргументации собственных мыслей.

2




6.

Литературные заготовки.

Знакомство с записными книжками писателей. Литературные заготовки как  способ подготовки к сочинению.

1



 7.

Репортаж.


Закрепить знание о жанре репортажа как одном из видов сочинения. Особенности репортажа.

 Цель и формы репортажа. Практика: репортаж из спортзала.

3




8.

Интервью.

Закрепить знания об интервью как о жанре сочинения. Особенности жанра, стиль, лексика.

2



9.

Совершенствование написанного.

Формирование знаний о путях совершенствования написанного. Примеры работы писателей над рукописью.

 Неблагозвучие и благозвучие. Точность фразы. Подбор лексики. Построение предложения. Речевые  ошибки .

2




 10   

Отзыв и рецензия.


Работа над понятиями. Сходство и различие жанров. Особенности жанров. Практическая работа.

2




11.

Описание местности.

Закрепить знания о данном жанре сочинения. Цель  описания местности.

2



12.

Путевые заметки.

Знакомство с данным жанром как одной из разновидностей художественной публицистики. Ввести понятие очерка. Знакомство с классическими примерами.

2



13.

Портретный очерк.

Знакомство с понятием. План составления портретного очерка.

2



14.

Сравнительная характеристика.

Закрепить знания о данном жанре. Сопоставление характеров. Композиция: последовательное и параллельное сравнение.

1



15.

Рассуждение проблемного характера.


Закрепить знания о построении сочинения-рассуждения. Работа над понятием «проблема».

 Рассуждение на заданную тему. Аргументация.

2










КУЛЬТУРА РЕЧИ

16.

Синонимия.

Синонимия как средство формирование речевой культуры учащихся.

 Лексические синонимы. Функция синонимов.

1




17.

Контекстуальные синонимы.

 Введение понятий: морфологическая  и синтаксическая синонимия.

1




18.

Речевые ошибки.

Типология ошибок.

5





Итого

35ч.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!