МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Рассмотрено на заседании МО учителей _________________________________________ Протокол от___________ № ____ Руководитель МО __________/_______________/ | Рекомендовано к утверждению на Педагогическом совете школы Протокол от_______ 201___г. № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 13 ___________ Т.И.Устинова Приказ от_______ 201___г. № _____ |
Программа факультативного курса
по русскому языку для 7 класса
« Загадки русской орфографии»
на 2018-2019 учебный год
8 класс
(1 час в неделю, 35 недель, 35 часов в год)
| Составил: Кудря Аксана Викторовна – учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 8 класса.
Данный курс позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Баранов Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
Программа составлена на основе факультативного курса для учащихся «Теория и практика сочинений разных жанров» авторов Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М. «Просвещение» 2016 г. и пособия Т.М.Воителевой «Теория и методика обучения русскому языку» М. «Дрофа» 2012 г.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».
Программа детализирует и глубже раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом
Курс по русскому языку «Секреты орфографии» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает теоретические сведения, а также позволяет проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических сведений.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты
любовь к Отечеству, его языку, культуре;
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
владение всеми видами речевой соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты
представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
опознавание и анализ основных единиц языка;
проведение различных видов анализа слова
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Содержание курса
Обязательный минимум содержания обучения:
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных ( час.)
Правописание корней с чередующимися гласными ( час)
Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
изучение теоретического материала по фонетике, морфемике. Словообразованию, морфологии;
анализ текстов разных стилей;
пробное написание собственных стилистических вариантов текста;
написание сочинений разных жанров
углубление знаний по орфографии русского языка.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы,
- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами
Виды деятельности: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах, дополнительные задания, выполнение творческих заданий разных видов, работа по карточкам объяснение учителя, создание проблемной ситуации, работа с таблицами, схемами, алгоритмами, создание таблиц, схем, алгоритмов, обсуждение, диалог, различные виды грамматического разбора, написание и редактирование орфографических диктантов, самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов с нахождением разних видов орфограмм; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;
Тематическое планирование курса
«Загадки русской орфографии»
№ | Тема | Содержание занятия | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) |
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | | |
2. | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | «Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило. | 1 | | |
3. | Тайна фонемы. | Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). | 1 | | |
4. | Ударение под гласной может сделать букву ясной. | Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. | 1 | | |
5. | Коварные словарные слова. | Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте.Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). | 1 | | |
6. | Орфографический словарь – наш главный помощник. | Работа со словарем. | 1 | | |
7. | Проверь себя. Тест №1. | | 1 | | |
8. | Опасные согласные. | Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. | 1 | | |
9. | Звонкие и глухие согласные | Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения. | 1 | | |
| Разделительный Ъ Разделительный Ь | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. | | | |
| Слитно, раздельно, через дефис | Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. | | | |
| Не с разными частями речи | Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО- со словами. | | | |
| Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий Н в кратких причастиях | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е). | | | |
| Способы образования сложных слов. | Способы образования сложных слов. | | | |
| Решение орфографических задач. | | | | |
| Проверь себя. Тест №2. | | | | |
| История образования и написания числительных | Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». | | | |
| Правописание местоимений | Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом | | | |
| Орфографические головоломки. | Работа по карточкам | | | |
| Классификация приставок | Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок. | | | |
| Приставки ПРЕ- и ПРИ- | Приставки ПРЕ- и ПРИ-. | | | |
| Правописание корней с чередующимися гласными | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | | | |
| Проверь себя. Тест №3. | | | | |
| Правописание личных окончаний глагола | Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | | | |
| Правописание падежных окончаний существительных | Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. | | | |
| Правописание суффиксов самостоятельных частей речи. | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | | | |
| Комплексный анализ текста | Работа с текстом. | | | |
| Значение орфографии в русском языке | Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА. | | | |
итоговые – тестовая работа
Литература
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
СПб, 2000.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.
4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.