СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Загадки русской орфографии»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Загадки русской орфографии»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«Средняя общеобразовательная школа № 13»



Рассмотрено

на заседании МО учителей _________________________________________

Протокол от___________ № ____

Руководитель МО __________/_______________/

Рекомендовано к утверждению

на Педагогическом совете школы

Протокол от_______ 201___г. № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 13

___________ Т.И.Устинова

Приказ от_______ 201___г. № _____





Программа факультативного курса

по русскому языку для 7 класса

« Загадки русской орфографии»

на 2018-2019 учебный год

8 класс

(1 час в неделю, 35 недель, 35 часов в год)




Составил:

Кудря Аксана Викторовна –

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 8 класса.

Данный курс позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Баранов Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

 Программа составлена на основе факультативного курса для учащихся «Теория и практика сочинений разных жанров» авторов Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М. «Просвещение» 2016 г. и пособия Т.М.Воителевой «Теория и методика обучения русскому языку» М. «Дрофа» 2012 г.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

Программа детализирует и глубже раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом

Курс по русскому языку «Секреты орфографии» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает  теоретические сведения, а также позволяет проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических сведений.


Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Задачи:

  • -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

  • - расширить и углубить полученные ранее знания;

  • - систематизировать и обобщить полученные знания;

  • -заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

  • - совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Планируемые результаты


Личностные результаты

  • любовь к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к изучению языка;

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


  • владение всеми видами речевой соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные результаты

  • представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке;

  • освоение базовых понятий лингвистики;

  • освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

  • опознавание и анализ основных единиц языка;

  • проведение различных видов анализа слова

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;




Содержание курса

Обязательный минимум содержания обучения:

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных ( час.)

Правописание корней с чередующимися гласными ( час)

Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.

Правописание ъ и ь.

Правописание приставок.

Удвоенные согласные.

Орфограммы в окончаниях слов.

Орфограммы в суффиксах.


Данный курс предполагает следующие формы работы:

  • изучение теоретического материала по фонетике, морфемике. Словообразованию, морфологии;

  • анализ текстов разных стилей;

  • пробное написание собственных стилистических вариантов текста;

  • написание сочинений разных жанров

  • углубление знаний по орфографии русского языка.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • - находить в словах изученные орфограммы,

  • - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

  • - находить и исправлять орфографические ошибки;

  • - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами

Виды деятельности: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах, дополнительные задания, выполнение творческих заданий разных видов, работа по карточкам объяснение учителя, создание проблемной ситуации, работа с таблицами, схемами, алгоритмами, создание таблиц, схем, алгоритмов, обсуждение, диалог, различные виды грамматического разбора, написание и редактирование орфографических диктантов, самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки

Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:

промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов с нахождением разних видов орфограмм; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;


Тематическое планирование курса

«Загадки русской орфографии»

Тема

Содержание занятия

Количество часов

Дата  (план)

Дата (факт)

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

1



2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило.

1



3.

Тайна фонемы.

Смыслоразличительная роль звуков.

Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).

1




4.

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

1



5.

Коварные словарные слова.

Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте.Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).

1




6.

Орфографический словарь – наш главный помощник.

Работа со словарем.

1



 7.

Проверь себя. Тест №1.


1




8.

Опасные согласные.

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.

1



9.

Звонкие и глухие согласные

Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.

1





Разделительный Ъ


Разделительный Ь

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.






Слитно, раздельно, через дефис

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.





Не с разными частями речи

Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО- со словами.





Н и НН в суффиксах прилагательных,

причастий

Н в кратких причастиях

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е).





Способы образования сложных слов.

Способы образования сложных слов.





Решение орфографических задач.






Проверь себя. Тест №2.






История образования и написания числительных

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».






Правописание местоимений

Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом





Орфографические головоломки.

Работа по карточкам





Классификация приставок

Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок.





Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.





Правописание корней с чередующимися гласными

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).





Проверь себя. Тест №3.






Правописание личных окончаний глагола

Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.





Правописание падежных окончаний существительных

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных.





Правописание суффиксов самостоятельных частей речи.

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.





Комплексный анализ текста

Работа с текстом.





Значение орфографии в русском языке

Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА.





итоговые – тестовая работа


Литература

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.

  2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –

  3. СПб, 2000.

  4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.

  5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

  6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

  7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.

  8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

  9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.

  10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

  11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.

  12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

  13. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.

  14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

  15. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

  16. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.

  17. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.

  18. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!