МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Рассмотрено на заседании МО учителей _________________________________________ Протокол от___________ № ____ Руководитель МО __________/_______________/ | Рекомендовано к утверждению на Педагогическом совете школы Протокол от_______ 201___г. № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 13 ___________ Т.И.Устинова Приказ от_______ 201___г. № _____ |
Программа факультативного курса
по русскому языку для 9 класса
«Говорим просто и ясно»
на 2019-2020 учебный год
(1 час в неделю, 34 недели, 34 часа в год)
| Составил: Кудря Аксана Викторовна – учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Говорим просто и ясно» рассчитана на учащихся 9-х классов в объеме 17 часов и направлена на практическую подготовку учащихся в сфере речевой культуры.
Стилистика – наука многосторонняя. Область ее теории практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества: научные книги, выступления, газетные очерки, радио и телерепортажи. Служебные документы, произведения классиков и современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Стилистика тесно связана с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме; культура речи – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.
В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.
Грамматическая стилистика: стилистическая окраска слов; фразеологические обороты; грамматические формы; различные типы предложений; произносительные нормы.
Функциональная стилистика: исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств; связь стилей речи и литературных жанров.
Стилистика текста: закономерность связи строения текста с личностью автора.
Практическая стилистика: помогает исправить отдельные ошибки в тексте.
Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение имеют они в повседневной жизни? Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.
Цель и задачи курса
Цель: овладение учащимися компетенциями культуры речи: говорить и слушать, владеть устной и письменной речью, владеть навыками стилистической правки текста, проводить самостоятельные исследования текста.
Задачи:
в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:
углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
научить различным приемам использования их выразительных средств.
в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в тексте, для чего:
познакомить учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;
научить сопоставлению данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;
сформировать умение составлять собственные тексты различных стилей, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры речи, для чего:
сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной и письменной речи;
провести стилистический эксперимент (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
самостоятельно употреблять ту или иную стилистическую структуру предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
пользоваться нормативными словарями и справочной литературой.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
изучение теоретического материала по стилистике и культуре речи;
анализ текстов разных стилей;
ролевые игры;
выполнение домашних заданий;
пробное написание собственных стилистических вариантов текста;
повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.
Основная модель построения занятий: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, выполнение творческих заданий разных видов.
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов разной стилевой принадлежности; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;
итоговые – контрольные работы, тесты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Вводный урок
Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование: «Что я хочу получить при изучении данного курса. Какие компетенции хочу приобрести. Какие темы считаю наиболее важными для себя».
Раздел 1. Стилистика и культура речи
«Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура». (Д. С. Лихачев)
Умение говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.
Функциональная стилистика и стилистика текста
Стилистика. Место стилистики в системе наук языкознания. Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства. Языковые средства стилей. Практическая стилистика (теория слова).
1.3. Культура речи как предмет языкознания
Определение культуры речи. Составные культуры речи. Историческая, социальная, психологическая.
Раздел 2. Стилистика и риторика
2.1. О древней науке риторике
Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика средневековья и европейского Возрождения.
2.2. Книжнославянская письменная традиция
Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах письменного литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.
2.3. Три стиля в российском языке
Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф. Прокоповича, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина.
Раздел 3. Стилистика и лексика
3.1. Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика
Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика.
3.2. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления
Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архаизмы. Историзмы.
3.3. Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике
Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях.
3.4. Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова
Значение слова и его конкретное употребление. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов. Признаки внутренней формы слова.
3.5. Многозначность слова и возможности использования в стилистических целях
Структура многозначного слова. Системные связи слов. Неологизмы. Синонимия и антонимия. Тематические группы. Специальные словари.
Раздел 4. Стилистика и фразеология
4.1. Устойчивые и свободные словосочетания
Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Роль устойчивых сочетаний в речи.
4.2. Порядок слов и интонация фразы
Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Инверсия в прозе и стихотворной речи.
4.3. Формы существования речи: диалог и монолог, устная и письменная речь
Понятие о диалоге и монологе. Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи.
4.4. Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая
Основные функции языка. Природа, строение текста.
4.5. Функциональные стили языка
Понятие о стиле. Время возникновения стилей. Основные признаки функциональных стилей: разговорного, официально-делового, публицистического, художественного.
4.6. Итоговый урок
Индивидуальный контроль по выбору учащихся: а) контрольная работа; б) тест.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела, название темы | Кол-во часов |
Введение (1 час) |
1 | «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура». (Д.С. Лихачев) | 1 |
Стилистика и культура речи (5 часов) |
2 | Место стилистики в системе наук языкознания. Задачи стилистики | 1 |
3-4 | Практическая стилистика. Игра: разыгрывание ролей, сценок в разных ситуациях общения | 2 |
5-6 | Функциональная и коммуникативная стилистика | 2 |
7 | Что такое культура речи? | 1 |
Стилистика и риторика (2 часа) |
8-9 | О древней науке риторике. Книжнославянская письменная традиция | 2 |
10-11 | Три стиля в российском языке. Категории «высокого» и «низкого» стилей | 2 |
Стилистика и лексика (3 часа) |
12-13 | Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика | 2 |
14-15 | Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления | 2 |
16-17 | Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова | 2 |
Стилистика и фразеология (6 часов) |
18-19 | Устойчивые и свободные словосочетания | 2 |
20-22 | Формы существования речи: диалог, монолог. Роль Диалога и монолога в речи | 3 |
23-25 | Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, художественный | 3 |
26-27 | Ошибки, нарушающие точность речи | 2 |
28-29 | Парадоксы сочетаемости слов» | 2 |
30-31 | Стилистические и логические ошибки | 2 |
32 | Двусмысленность, речевая избыточность и речевая недостаточность | 1 |
33-34 | Урок-практикум. Составление собственного текста в выбранном стиле | 2 |
| Всего: | 34 |