СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Говорим просто и ясно»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Говорим просто и ясно»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«Средняя общеобразовательная школа № 13»



Рассмотрено

на заседании МО учителей _________________________________________

Протокол от___________ № ____

Руководитель МО __________/_______________/

Рекомендовано к утверждению

на Педагогическом совете школы

Протокол от_______ 201___г. № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 13

___________ Т.И.Устинова

Приказ от_______ 201___г. № _____





Программа факультативного курса

по русскому языку для 9 класса

«Говорим просто и ясно»

на 2019-2020 учебный год

(1 час в неделю, 34 недели, 34 часа в год)


Составил:

Кудря Аксана Викторовна –

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Говорим просто и ясно» рассчитана на учащихся 9-х классов в объеме 17 часов и направлена на практическую подготовку учащихся в сфере речевой культуры.

Стилистика – наука многосторонняя. Область ее теории практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества: научные книги, выступления, газетные очерки, радио и телерепортажи. Служебные документы, произведения классиков и современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.

Стилистика тесно связана с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме; культура речи – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.

В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.

Грамматическая стилистика: стилистическая окраска слов; фразеологические обороты; грамматические формы; различные типы предложений; произносительные нормы.

Функциональная стилистика: исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств; связь стилей речи и литературных жанров.

Стилистика текста: закономерность связи строения текста с личностью автора.

Практическая стилистика: помогает исправить отдельные ошибки в тексте.

Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение имеют они в повседневной жизни? Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.

Цель и задачи курса

Цель: овладение учащимися компетенциями культуры речи: говорить и слушать, владеть устной и письменной речью, владеть навыками стилистической правки текста, проводить самостоятельные исследования текста.

Задачи:

  1. в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:

  • углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;

  • научить различным приемам использования их выразительных средств.

  1. в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в тексте, для чего:

  • познакомить учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;

  • научить сопоставлению данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

  • развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;

  • сформировать умение составлять собственные тексты различных стилей, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

  1. в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры речи, для чего:

  • сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

  • выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной и письменной речи;

  • провести стилистический эксперимент (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

  • самостоятельно употреблять ту или иную стилистическую структуру предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

  • пользоваться нормативными словарями и справочной литературой.


Данный курс предполагает следующие формы работы:

  • изучение теоретического материала по стилистике и культуре речи;

  • анализ текстов разных стилей;

  • ролевые игры;

  • выполнение домашних заданий;

  • пробное написание собственных стилистических вариантов текста;

  • повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.


Основная модель построения занятий: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, выполнение творческих заданий разных видов.

Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:

промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов разной стилевой принадлежности; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;

итоговые – контрольные работы, тесты.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Вводный урок

Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование: «Что я хочу получить при изучении данного курса. Какие компетенции хочу приобрести. Какие темы считаю наиболее важными для себя».

Раздел 1. Стилистика и культура речи

    1. «Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура». (Д. С. Лихачев)

Умение говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.

    1. Функциональная стилистика и стилистика текста

Стилистика. Место стилистики в системе наук языкознания. Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства. Языковые средства стилей. Практическая стилистика (теория слова).

1.3. Культура речи как предмет языкознания

Определение культуры речи. Составные культуры речи. Историческая, социальная, психологическая.

Раздел 2. Стилистика и риторика

2.1. О древней науке риторике

Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика средневековья и европейского Возрождения.

2.2. Книжнославянская письменная традиция

Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах письменного литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.

2.3. Три стиля в российском языке

Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф. Прокоповича, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина.

Раздел 3. Стилистика и лексика

3.1. Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика

Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика.

3.2. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления

Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архаизмы. Историзмы.

3.3. Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике

Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях.

3.4. Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова

Значение слова и его конкретное употребление. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов. Признаки внутренней формы слова.

3.5. Многозначность слова и возможности использования в стилистических целях

Структура многозначного слова. Системные связи слов. Неологизмы. Синонимия и антонимия. Тематические группы. Специальные словари.

Раздел 4. Стилистика и фразеология

4.1. Устойчивые и свободные словосочетания

Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Роль устойчивых сочетаний в речи.

4.2. Порядок слов и интонация фразы

Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Инверсия в прозе и стихотворной речи.

4.3. Формы существования речи: диалог и монолог, устная и письменная речь

Понятие о диалоге и монологе. Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи.

4.4. Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая

Основные функции языка. Природа, строение текста.

4.5. Функциональные стили языка

Понятие о стиле. Время возникновения стилей. Основные признаки функциональных стилей: разговорного, официально-делового, публицистического, художественного.

4.6. Итоговый урок

Индивидуальный контроль по выбору учащихся: а) контрольная работа; б) тест.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Наименование раздела, название темы

Кол-во часов

Введение (1 час)

1

«Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура». (Д.С. Лихачев)

1

Стилистика и культура речи (5 часов)

2

Место стилистики в системе наук языкознания. Задачи стилистики

1

3-4

Практическая стилистика. Игра: разыгрывание ролей, сценок в разных ситуациях общения

2

5-6

Функциональная и коммуникативная стилистика

2

7

Что такое культура речи?

1

Стилистика и риторика (2 часа)

8-9

О древней науке риторике. Книжнославянская письменная традиция

2

10-11

Три стиля в российском языке. Категории «высокого» и «низкого» стилей

2

Стилистика и лексика (3 часа)

12-13

Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика

2

14-15

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления

2

16-17

Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова

2

Стилистика и фразеология (6 часов)

18-19

Устойчивые и свободные словосочетания

2

20-22

Формы существования речи: диалог, монолог. Роль Диалога и монолога в речи

3

23-25

Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, художественный

3

26-27

Ошибки, нарушающие точность речи

2

28-29

Парадоксы сочетаемости слов»

2

30-31

Стилистические и логические ошибки

2

32

Двусмысленность, речевая избыточность и речевая недостаточность

1

33-34

Урок-практикум. Составление собственного текста в выбранном стиле

2


Всего:

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!