СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса "Занимательная этимология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса "Занимательная этимология" рассчитана на обучающихся 7 классов. Цель - углубление знаний обучающихся по этимологии, формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Занимательная этимология"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 им. Ю.А. Гагарина»














Программа факультативного курса

«Занимательная этимология»











Разработала учитель Лачина М.В.












Г. Гагарин

Смоленская область


Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная этимология»  для  7 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы под редакцией Л.А. Тростенцовой, планируемых результатов основного общего образования. Факультативный курс рассчитан на обучающихся  7 класса, получивших базовые умения  и навыки по русскому языку в пределах программы основной школы. Программа рассчитана на  34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Цели и задачи обучения

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться этимологическими словарями.

Курс «Занимательная этимология» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • углубить знания о происхождении слов, показать связь этимологии с другими разделами науки о языке;

  • формировать навык работы со словарями.

Основные формы и виды работы:

  • работа со словарями и справочниками;

  • решение конкурсных заданий;

  • создание сообщений;

  • знакомство с электронными носителями информации;

  • групповая и индивидуальная проектно-исследовательская работа;

  • экскурсия в библиотеку;

  • этимологические игры.

Результаты освоения курса

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Содержание

    1. Понятие об этимологии. Определение понятия, виды этимологии. Детская этимология, «народная» этимология.

    2. Этимологические словари. Ученые-лексикографы. Этимологические словари.

    3. Происхождение слов. Как предметы получают названия. Происхождение названий частей тела. Происхождение названий денежных единиц.

    4. Заимствованные слова. Слова, заимствованные из греческого, латинского, арабского языка. Международные слова.

    5. Фразеологизмы. Возникновение фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

    6. Происхождение имен, отчеств, фамилий. Древнерусские имена. Имена после принятия христианства. Новообразованные имена. Полное личное имя и его производные. Проект «Что означают наши имена». Проект «Секреты метрической книги». Происхождение отчеств, фамилий. Проект «Моя фамилия»

    7. Топонимика. Топонимика как наука. Топонимы родного края: ойконимы, гидронимы. Топонимы нашего города: годонимы. Проект «Здесь Родины моей начало…»

Тематическое планирование

Тема занятий

кол-во часов

1

Этимология как наука.

1

2

Виды этимологии

1

3

Детская этимология

1

4

Этимологические словари

1

5

Почему и каким образом названы те или иные вещи…

1

6

Происхождение названий частей тела.

1

7

Происхождение названий денежных единиц

1

8

В поисках родственников

1

9

Слова-иностранцы

1

10

Греческое наследство

1

11

Латинское наследство

1

12

Арабское наследство

1

13

Международные слова

1

14

Мнимые иностранцы

1

15

Возникновение фразеологизмов

1

16

Происхождение имен. Древнерусские имена

1

17

Происхождение имен. Имена после принятия христианства

1

18

Новообразованные имена

1

19

Полное личное имя и его производные

1

20

Проект «Что означают наши имена»

1

21

Защита проекта «Что означают наши имена»

1

22

Проект «Секреты метрической книги»

1

23

Защита проекта «Секреты метрической книги»

1

24

Что такое отчество?

1

25

Происхождение фамилий

1

26

Проект «Моя фамилия»

1

27

Защита проекта «Моя фамилия»

1

28

Топонимика как наука

1

29

Топонимы родного края: ойконимы, гидронимы

1

30

Топонимы нашего города: годонимы

1

31

Проект «Здесь Родины моей начало…»

1

32

Защита проекта «Здесь Родины моей начало…»

1

33

Странные превращения

1

34

Обобщение изученного за год

1



Литература


1. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М: Просвещение, 1986.

2. Введенская Л.А., Колесников Н.П.- От серьезной науки до словесных шуток. – М: Новая школа, 1996.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.

4. Казанский Б.В. Приключение слов. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

6. Кобяков Д.Ю. Приключения слов. – Барнаул, Алт.кн.изд., 1975.

7. Колесов В.В. Гордый наш язык… - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2006.

9. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

10. Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.

11. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.

12. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т.I-II. Вып. 1-7 – М., 1963-1980.

13.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!