УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Декартовы координаты и векторы в пространстве »
10 класс
количество часов 34
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Статус документа
Учебная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Учебная программа выполняет две основные функции:
1.1.1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
1.1.2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
1.2. Структура документа
Рабочая программа состоит из шести разделов:
- пояснительная записка;
- основное содержание с указанием распределения учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательности изучения тем и разделов;
- учебно-тематическое планирование;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- учебно-методическое обеспечение;
- материально – техническое обеспечение
1.3. Общая характеристика учебного
Факультативный курс «Декартовы координаты и векторы в пространстве» складывается из следующих содержательных компонентов: симметрия в природе, симметрия в искусстве, симметрия в алгебре. В своей совокупности они отражают важную часть обучения математике, учитывают современные тенденции школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно ёмком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в курсе.
Факультативный курс «Декартовы координаты и векторы в пространстве» призван способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Он служит вспомогательной базой для изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Факультативный курс «Декартовы координаты и векторы в пространстве» нацелен на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
1.4. Цели
Изучение факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве» направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культурной личности, относящейся к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
1.5. Задачи
- развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса геометрии; овладение навыками наглядного изображения. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
- получение школьниками конкретных знаний о методах решения задач реальной математики
- формирования у учащихся представлений о роли задач реальной математики в развитии цивилизации и культуры.
1.6. Место курса в учебном плане кадетского корпуса
Учебный план кадетского корпуса отводит 35 часов для изучения факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве» на этапе основного общего образования.
Учебная программа рассчитана на 35 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 2 учебных часов (или 3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
1.7. Метапредметные умения, навыки и способы деятельности
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций и приобретения опыта:
-планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
1.8. Результаты обучения
Результаты изучения факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
1.8.1.Обучающие результаты:
А. «Знать/понимать» основной материал факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве», овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
Б. «Уметь»
-планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы;
-решать разнообразные классы задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический)
-проводить доказательные рассуждения
-находить, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу.
В. «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
1.8.2.Воспитывающие результаты:
-воспитать культурную личность, относящуюся к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
1.8.3.Развивающие результаты:
- сформировать представления об идеях и методах реальной математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов
1.8.4.Личностные результаты:
- сформировать патриотические качества личности обучающихся;
- сформировать эстетические и нравственные качества личности обучающихся
2.1. Основное содержание
2.1.1. Декартовы координаты и векторы в пространстве (35 часов)
- Введение декартовых координат в пространстве
- Расстояние между точками
- Координаты середины отрезка
- Преобразование симметрии в пространстве
- Симметрия в природе и на практике
- Движение в пространстве
- Параллельный перенос в пространстве
- Подобие пространственных фигур
- Угол между скрещивающимися прямыми
- Площадь ортогональной проекции многоугольника
- Векторы в пространстве
- Действия над векторами в пространстве
- Разложение вектора по трём некомпланарным векторам
- Уравнение плоскости
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п № | Тема | Количество часов | Примечание |
1 | Введение декартовых координат в пространстве | 1 | |
2 | Введение декартовых координат в пространстве | 1 | |
3 | Расстояние между точками | 1 | |
4 | Расстояние между точками | 1 | |
5 | Расстояние между точками | 1 | |
6 | Координаты середины отрезка | 1 | |
7 | Координаты середины отрезка | 1 | |
8 | Преобразование симметрии в пространстве | 1 | |
9 | Преобразование симметрии в пространстве | 1 | |
10 | Симметрия в природе и на практике | 1 | |
11 | Симметрия в природе и на практике | 1 | |
12 | Движение в пространстве | 1 | |
13 | Движение в пространстве | 1 | |
14 | Параллельный перенос в пространстве | 1 | |
15 | Параллельный перенос в пространстве | 1 | |
16 | Параллельный перенос в пространстве | 1 | |
17 | Подобие пространственных фигур | 1 | |
18 | Подобие пространственных фигур | 1 | |
19 | Подобие пространственных фигур | 1 | |
20 | Угол между скрещивающимися прямыми | 1 | |
21 | Угол между скрещивающимися прямыми | 1 | |
22 | Угол между скрещивающимися прямыми | 1 | |
23 | Площадь ортогональной проекции многоугольника | 1 | |
24 | Площадь ортогональной проекции многоугольника | 1 | |
25 | Площадь ортогональной проекции многоугольника | 1 | |
26 | Векторы в пространстве | 1 | |
27 | Векторы в пространстве | 1 | |
28 | Векторы в пространстве | 1 | |
29 | Действия над векторами в пространстве | 1 | |
30 | Действия над векторами в пространстве | 1 | |
31 | Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | 1 | |
32 | Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | 1 | |
33 | Уравнение плоскости | 1 | |
34 | Уравнение плоскости | 1 | |
| | | |
| Итого: | 34 | |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И КОНТРОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ
4.1.Требования к уровню обученности
В результате изучения факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве» ученик должен получить следующие результаты:
4.1.1.Знать/понимать:
понятия декартовых координат и векторов в пространстве как математической модели, описывающей разнообразие реальных ситуаций; приводить примеры;
определения декартовых координат и вектора в пространсте;
как математически определенные понятия могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия движения в пространстве;
каким образом подобие пространственных фигур возникло из практических задач;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами
4.1.2.Воспитывающие результаты:
-воспитать культурную личность, относящеюся к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
4.1.3.Развивающие результаты:
- сформировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов
4.2.Контроль обученности:
-контроль обученности осуществляется в процессе выполнения учащимися практических заданий индивидуального характера
5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1.Основная литература:
А. В. Погорелов Геометрия, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение» 2015
5.2.Дополнительная литература:
Энциклопедический словарь юного математика /Сост. А.П.Савин. 0- М.: Педагогика, 1985
6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Таблицы, карточки с разноуровневыми заданиями, раздаточный материал,
ПК