СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного занятия, 10 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного занятия "Декартовы координаты и векторы в пространстве" для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного занятия, 10 класса»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


факультативного курса



«Декартовы координаты и векторы в пространстве »


10 класс

количество часов 34





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Статус документа

Учебная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Учебная программа выполняет две основные функции:

1.1.1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

1.1.2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

1.2. Структура документа

Рабочая программа состоит из шести разделов:

- пояснительная записка;

- основное содержание с указанием распределения учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательности изучения тем и разделов;

- учебно-тематическое планирование;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- учебно-методическое обеспечение;

- материально – техническое обеспечение

1.3. Общая характеристика учебного

Факультативный курс «Декартовы координаты и векторы в пространстве» складывается из следующих содержательных компонентов: симметрия в природе, симметрия в искусстве, симметрия в алгебре. В своей совокупности они отражают важную часть обучения математике, учитывают современные тенденции школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно ёмком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в курсе.

Факультативный курс «Декартовы координаты и векторы в пространстве» призван способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Он служит вспомогательной базой для изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Факультативный курс «Декартовы координаты и векторы в пространстве» нацелен на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.


1.4. Цели

Изучение факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве» направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культурной личности, относящейся к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

1.5. Задачи

- развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса геометрии; овладение навыками наглядного изображения. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству;

- получение школьниками конкретных знаний о методах решения задач реальной математики

- формирования у учащихся представлений о роли задач реальной математики в развитии цивилизации и культуры.



1.6. Место курса в учебном плане кадетского корпуса

Учебный план кадетского корпуса отводит 35 часов для изучения факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве» на этапе основного общего образования.

Учебная программа рассчитана на 35 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 2 учебных часов (или 3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.


1.7. Метапредметные умения, навыки и способы деятельности

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций и приобретения опыта:

-планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.



1.8. Результаты обучения

Результаты изучения факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


1.8.1.Обучающие результаты:

А. «Знать/понимать» основной материал факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве», овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

Б. «Уметь»

-планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы;

-решать разнообразные классы задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

-ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический)

-проводить доказательные рассуждения

-находить, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу.

В. «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»

1.8.2.Воспитывающие результаты:

-воспитать культурную личность, относящуюся к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

1.8.3.Развивающие результаты:

- сформировать представления об идеях и методах реальной математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов

1.8.4.Личностные результаты:

- сформировать патриотические качества личности обучающихся;

- сформировать эстетические и нравственные качества личности обучающихся




2.1. Основное содержание

2.1.1. Декартовы координаты и векторы в пространстве (35 часов)

- Введение декартовых координат в пространстве

- Расстояние между точками

- Координаты середины отрезка

- Преобразование симметрии в пространстве

- Симметрия в природе и на практике

- Движение в пространстве

- Параллельный перенос в пространстве

- Подобие пространственных фигур

- Угол между скрещивающимися прямыми

- Площадь ортогональной проекции многоугольника

- Векторы в пространстве

- Действия над векторами в пространстве

- Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

- Уравнение плоскости


3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п №

Тема

Количество часов

Примечание

1

Введение декартовых координат в пространстве

1


2

Введение декартовых координат в пространстве

1


3

Расстояние между точками

1


4

Расстояние между точками

1


5

Расстояние между точками

1


6

Координаты середины отрезка

1


7

Координаты середины отрезка

1


8

Преобразование симметрии в пространстве

1


9

Преобразование симметрии в пространстве

1


10

Симметрия в природе и на практике

1


11

Симметрия в природе и на практике

1


12

Движение в пространстве

1


13

Движение в пространстве

1


14

Параллельный перенос в пространстве

1


15

Параллельный перенос в пространстве

1


16

Параллельный перенос в пространстве

1


17

Подобие пространственных фигур

1


18

Подобие пространственных фигур

1


19

Подобие пространственных фигур

1


20

Угол между скрещивающимися прямыми

1


21

Угол между скрещивающимися прямыми

1


22

Угол между скрещивающимися прямыми

1


23

Площадь ортогональной проекции многоугольника

1


24

Площадь ортогональной проекции многоугольника

1


25

Площадь ортогональной проекции многоугольника

1


26

Векторы в пространстве

1


27

Векторы в пространстве

1


28

Векторы в пространстве

1


29

Действия над векторами в пространстве

1


30

Действия над векторами в пространстве

1


31

Разложение вектора по трём некомпланарным векторам


1


32

Разложение вектора по трём некомпланарным векторам


1


33

Уравнение плоскости

1


34

Уравнение плоскости

1







Итого:

34





























4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И КОНТРОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ

4.1.Требования к уровню обученности

В результате изучения факультативного курса «Декартовы координаты и векторы в пространстве» ученик должен получить следующие результаты:

4.1.1.Знать/понимать:
  • понятия декартовых координат и векторов в пространстве как математической модели, описывающей разнообразие реальных ситуаций; приводить примеры;

  • определения декартовых координат и вектора в пространсте;

  • как математически определенные понятия могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия движения в пространстве;

  • каким образом подобие пространственных фигур возникло из практических задач;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами

4.1.2.Воспитывающие результаты:

-воспитать культурную личность, относящеюся к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

4.1.3.Развивающие результаты:

- сформировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов


4.2.Контроль обученности:

-контроль обученности осуществляется в процессе выполнения учащимися практических заданий индивидуального характера

5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5.1.Основная литература:

А. В. Погорелов Геометрия, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение» 2015

5.2.Дополнительная литература:

Энциклопедический словарь юного математика /Сост. А.П.Савин. 0- М.: Педагогика, 1985


6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Таблицы, карточки с разноуровневыми заданиями, раздаточный материал,

ПК




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!