СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа формирования здорового образа жизни студентов ГПОУ " Горловский автотранспортный техникум" ГОУВПО "Донецкий национальный технический университет"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа формирования здорового образа жизни студентов ГПОУ " Горловский автотранспортный техникум" ГОУВПО "Донецкий национальный технический университет"

Просмотр содержимого документа
«Программа формирования здорового образа жизни студентов ГПОУ " Горловский автотранспортный техникум" ГОУВПО "Донецкий национальный технический университет"»

13


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Горловский автотранспортный техникум»

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Донецкий национальный технический университет"




УТВЕРЖДАЮ


Директор ГПОУ «ГАТТ» ГОУВПО «ДонНТУ»

3




Е.М. Стрельченко

Подпись

«____»__________2018 г.





Программа формирования здорового образа жизни студентов в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет»

в 2018 - 2019 учебном году




















г. Горловка

2018

Программа формирования здорового образа жизни студентов в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет» разработана на основе Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815.



Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет»

Разработчик: Павлова С.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, специалист высшей квалификационной категории ___________

Рецензенты:

1. Рангаева С.И., преподаватель, специалист высшей квалификационной категории_________________________________________________________

2. Евсеева Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет", специалист высшей категории, преподаватель-методист_______________________________________________________

Одобрена и рекомендована с целью практического применения цикловой комиссией «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и физическая культура» протокол № ___ от «___»_________2018 г. Председатель ЦК_________________________


Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г. В программу внесены дополнения и изменения (см. Приложение ____, стр.____) Председатель ЦК _______________________ Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г. В программу внесены дополнения и изменения (см. Приложение ____, стр.____) Председатель ЦК _______________________



СОДЕРЖАНИЕ



стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4


  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ


5

  1. Цель и принципы РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


8

  1. основные направления и задачи реализации программы

9

4. план мероприятий по реализации программы


10

5. Контроль и оценка результатов реализации программы


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


12


13



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Проблема охраны и укрепления здоровья молодого поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Настала острая необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон для создания государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации в процесс формирования у студентов устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Дети и молодежь занимают важное место в социальной структуре общества. По данным социологических исследований, именно эта категория наименее социально защищена в современных условиях: растет детская заболеваемость и смертность, заметна тенденция к ослаблению здоровья; имеется сложное материальное положение в малообеспеченных, многодетных семьях и семьях, воспитывающих детей-инвалидов; растет подростковая преступность как следствие тяжелого материального положения семьи или отсутствие родительской опеки; распространяются такие негативные явления, как употребление детьми алкоголя, табака, психотропных и психоактивных веществ; снижается уровень воспитанности отдельных категорий подрастающего поколения, ослабляется интерес к обучению и получения образования; получают распространение такие явления, как детская беспризорность.

Сложившаяся же система воспитательной работы в техникуме делает их той площадкой, на которой существует возможность эффективной работы по формированию здорового образа жизни.

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи Донецкой Народной Республики ‒ формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.

Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Международной Конвенцией о правах ребенка;

- Конституцией Донецкой Народной Республики;

- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» от

07.07.2015 г. № 55-IНС;

- Концепцией формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815.






1. Актуальность формирования здорового образа жизни у студентов


Право человека на охрану здоровья - это стандарт, согласно которому оценивается существующая политика государства и ее программы в сфере здравоохранения. Существуют международные организации, например, ВОЗ, которые определяют и обеспечивают право человека на охрану здоровья. Кроме того, права человека декларируются в следующих документах: Декларации прав человека, Конституции Донецкой Народной Республики, Международном пакте о правах человека.

ВОЗ - это Всемирная организация здравоохранения, которая была создана в 1946 году, а ее Устав стал первым международным документом, в котором сформулировано определение права на здоровье как «права на наивысший достижимый стандарт физического, умственного и социального благополучия». В дальнейшем положение о праве на здоровье нашло отражение в многочисленных международных и правовых документах.

Декларация прав человека принята 10.12.1948р.

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Декларация прав человека является составной частью основного международного документа - Международного пакта о правах человека, который регулирует право человека на охрану здоровья и согласно которому государства должны привести в соответствие свои законы. Право на наивысший стандарт здоровья в международном законодательстве требует соблюдения ряда общественных мероприятий, норм и законов, которые наилучшим образом обеспечивают осуществление этого права. Разъяснение этого права дано в статье 12 Международного Договора об экономических, социальных и культурных правах (МДЕСКП), ратифицированного 145 странами мира. Комитет по внедрению этого Договора рассматривает право на здоровье как неделимое право, которое распространяется не только на своевременное и качественное медицинское обслуживание, но и на основные факторы здоровья: доступ к безопасной и пригодной для питья воды; достаточное количество безопасного продовольствия; питание и жилье; безопасные условия труда и здоровую окружающую среду; доступ к информации о здоровье, включая репродуктивное.

Статья 34 Конституции Донецкой Народной Республики гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь всем гражданам Республики.

Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни у детей и подростков, профилактика негативных явлений в молодежной среде являются одними из приоритетных в деятельности педагогического коллектива техникума.

Одним из путей профилактической работы, проводимой среди студентов, является непосредственное участие личности в процессе получения знаний, поскольку знание является основой для формирования навыков, необходимых для сохранения собственного здоровья, эффективного взаимодействия с другими.

Формирование навыков всегда было элементом обучения здоровому образу жизни. Такие психосоциальные навыки, как навыки межличностного общения, принятия решений, навыки ведения переговоров и навыки отказа помогают избежать ситуаций, представляющих угрозу для здоровья личности.

Навыки - это умения, приобретенные опытом, привычкой, упражнениями.

«Приобрести навыки» означает приобрести опыт в чем-либо. Поскольку молодежь является потенциалом, и в частности, репродуктивным потенциалом Республики, то формирование у молодежи жизненных навыков, направленных на сохранение здоровья, является одной из первоочередных задач техникума.

Проблема формирования жизненных навыков является актуальной и важной как для становления подрастающей личности в частности, так и для функционирования общества в целом.

Основные направления формирования жизненных навыков:

- восприятие ценностей гуманистического характера (абсолютные общечеловеческие ценности, основные гражданские ценности, ценности семейной жизни, ценности личной жизни);

- способность к социализации;

- активная государственно-созидательная позиция;

- стремление к личностной самореализации, быть полезным своей семье, обществу и народу.


Навыки рационального питания:

- соблюдение режима питания;

- умение составлять пищевой рацион, учитывая реальные возможности и

пользу для здоровья;

- умение определять и хранить высокое качество пищевых продуктов.

Навыки двигательной активности:

-выполнение утренней зарядки;

-регулярные занятия физической культурой, спортом, физическим трудом.

Санитарно-гигиенические навыки:

- навыки личной гигиены;

- умение выполнять гигиенические процедуры.

Режим труда и отдыха:

- умение чередовать умственную и физическую активности;

- умение находить время для регулярного питания и полноценного отдыха.

Навыки эффективного общения:

- умение слушать;

- умение четко выражать свои мнения;

- умение открыто выражать свои чувства, без тревоги и обвинений;

- обладание невербальным языком (жесты, мимика, интонация и тому подобное);

- адекватная реакция на критику;

- умение просить об услуге или помощи.

Навыки решения конфликтов:

- умение различать конфликты взглядов и конфликты интересов;

- умение решать конфликты взглядов на основе толерантности;

- умение решать конфликты интересов с помощью конструктивных

переговоров.

Навыки поведения в условиях давления, угроз, дискриминации:

- навыки уверенного (адекватного) поведения, в частности и предостерегающих действий;

- умение различать проявления дискриминации, в частности относительно людей с особенными потребностями, ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;

- умение отстаивать свою позицию и отказываться от нежелательных предложений, в частности связанных с привлечением к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ;

- умение избегать опасных ситуаций и действовать при угрозе насилия.

Самоосознание и самооценка:

- осознание собственной уникальности;

- позитивное отношение к себе, другим людям, к жизненным перспективам;

- адекватная самооценка: умение реально оценивать свои способности и

возможности, а также адекватно воспринимать оценки других людей.

Анализ проблем и принятие решений:

- умение определять суть проблемы и причины ее возникновения;

- способность сформулировать несколько вариантов решения проблемы;

- умение предусматривать последствия каждого из вариантов для себя и других людей;

- умение оценивать реальность каждого варианта, учитывая собственные возможности и жизненные обстоятельства;

- способность выбирать оптимальные решения.

Определение жизненных целей и программ:

- умение определять жизненные цели, руководствуясь своими потребностями, интересами и способностями;

- умение планировать свою деятельность, учитывая анализ возможностей и обстоятельств;

- умение определять приоритеты и рационально использовать время.

Навыки самоконтроля:

- умение правильно выражать свои чувства;

- умение контролировать проявления гнева;

-умение преодолевать тревогу;

- умение переживать неудачи;

- умение рационально планировать время.

В основе формирования навыков здорового образа жизни лежат биологические и социальные принципы.

К биологическим принципам относятся:

- образ жизни должен отвечать возрастным особенностям;

-образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

- образ жизни должен быть ритмичным;

- образ жизни должен быть умеренным.

К социальным принципам относят:

- образ жизни должен быть нравственным;

- образ жизни должен быть безопасным и ответственным.


2. Цель и принципы реализации программы


Основной целью программы является реализация государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, а также формирования навыков здорового и безопасного образа жизни у студентов путем повышение уровня валеологической образованности граждан и формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровью через создание целостной системы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Основные принципы реализации настоящей программы:

1) научность и доступность содержания знаний о сохранении и укреплении здоровья;

2) сбалансированное развитие как традиционных, так и профессиональных научных знаний о здоровье детей и молодёжи в системе непрерывного валеологического просвещения с учётом особенностей разных возрастных групп студентов;

3) системность и прозрачность в рассмотрении проблем детей и молодёжи и ее здоровья, естественных и социальных условий формирования, сохранения и укрепления здоровья студентов в целостной, логической связи и последовательной структуризации валеологических знаний и их системном изложении;

4) непрерывность и практическая целенаправленность валеологического просвещения – обеспечивает возможность продуцирования знаний о формировании, укреплении, сохранении и наследовании здоровья и ориентации добытых знаний на их реальное, практическое ежедневное применение;

5) динамичность и открытость – принципы, исходя из которых валеологическое просвещение рассматривается как мобильная система, готовая к постоянному творческому обновлению и совершенствованию;

6) интегративность подачи и усвоение валеологической информации – делает возможным синтез разнообразия теоретических, эмпирических валеологических знаний в единственной целостной картине с преобладанием субъектно-объектных отношений в контексте учебно-воспитательного процесса;

7) гуманизация – приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и собственному здоровью;

8) плюрализм – широкая вариативность планов и программ с учётом потребностей, интересов и наклонов субъектов просвещения и воспитания (студентов, родителей, преподавателей).


3. Основные направления и задачи реализации Программы


2.1. Учитывая многокомпонентность и многогранность вопросов формирования культуры здоровья приоритетными направлениями деятельности по формированию у студентов техникума здорового и безопасного образа жизни являются:

1) пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры, спорта, отдыха;

2) проведение профилактических мероприятий по предотвращению вреда, связанного с губительным употреблением алкоголя, табакокурением среди студентов;

3) мониторинг и оценка эффективности программы в области сохранения и укрепления здоровья студентов.

2.2. Задачи реализации настоящей программы в техникуме:

1) валеологическое просвещение и формирование у студентов навыков здорового и безопасного образа жизни;

2) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

3) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

4) формирование у детей негативного отношения к вредным поведенческим привычкам. Профилактика и запрет на курение, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

5) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в техникуме;

6) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

7) совершенствование форм и методов формирования здорового образа жизни.

2.3. С целью реализации задач настоящей программы педагогические работники обязаны:

- развивать у обучающихся познавательный интерес к основам здорового образа жизни, самостоятельность, инициативу, творческие способности в сфере сохранения и укрепления здоровья, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни и способность к созидательному труду и жизни в условиях современного мира;

- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания в сфере валеологического просвещения студентов;

- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, создавать условия для успешного формирования навыков здорового и безопасного образа жизни и получения необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

- систематически повышать свой профессиональный уровень в сфере валеологического образования и формирования навыков здорового образа жизни.



4. План мероприятий по реализации программы


Программа формирования здорового образа жизни студентов техникума реализовывается через систему мероприятий в учебных группах, участия студентов в городских мероприятиях (табл. 1).












Таблица 1

План мероприятий по реализации программы формирования здорового образа жизни студентов техникума в 2018-2019 учебном году


№№

пп

Вид мероприятия

Сроки проведения

1

2

3

1.

«Неделя здорового образа жизни»:

- фотовыставка спортивных достижений студентов техникума;

- соревнования по жиму гири;

-соревнования по настольному теннису среди студентов техникума;

-стрельба из пневматической винтовки

с 03.09.2018 г. по 07.09.2018г.

2.

Городские соревнования по мини-футболу среди учебных заведений города (сборная команда техникума)


24.09.2018 г. - 28.09.2018г.


3.

Городской легкоатлетический кросс среди учебных заведений (сборная команда техникума)

04.10.2018г.


4.

Соревнования по настольному теннису среди студентов техникума (3 человека от группы)


с 08.10.2018г.


5.

Волейбол (юноши) городские соревнования (сборная команда техникума)


06.11.2018г.


6.

Неделя цикловой комиссии «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и физическое воспитание»:

- проведение лекций и бесед на тему «Здоровый образ жизни»;

-выставка достижений спорта;

- соревнования по шашкам, жиму гири 16 кг




с 12.11.2018 г. по 16.11.2018г.


с 12.11.2018 г. по 16.11.2018г.

с 13.11.2018 г. и 15.11.2018 г.

7.

Соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки среди студентов техникума

03.12.2018г.



8.

Товарищеская встреча по баскетболу среди студентов (техникум – ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики») (юноши)


13.12.2018г.

9.

Оздоровительные мероприятия : лыжные походы, хоккей, тренировочные занятия сборных команд по игровым видам спорта


декабрь 2018г.

10.

Участие в Республиканской спартакиаде среди профессиональных учебных заведений и в городских мероприятиях


согласно плану

1

2

3

11.

Проведение бесед в учебных группах, направленных на:

-воспитание ответственного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни;

- формирование знаний и навыков физической культуры в жизни человека;

- формирование потребности в безопасном поведении, предотвращение вредных привычек, профилактике заболеваний


Согласно с планами воспитательной работы в учебных группах

12.

Проведение в учебных группах нового набора

- «Научись планировать свой день»;

- «Внешний вид и культура поведения человека»


Согласно с планами воспитательной работы в учебных группах

13.

Организация и проведение декады профилактики курения

Апрель 2019

14.

Организация студентов отделения для участия в Дне здоровья

Май 2019

15.

Беседы с родителями студентов по вопросам профилактики вредных привычек и формирования здорового образа жизни

Согласно плану родительских собраний

16.

Организация своевременного прохождения медицинских осмотров студентами

Согласно плану


4. Контроль и оценка результатов реализации программы


Контроль и оценка результатов реализации программы формирования здорового образа жизни студентов в техникуме проводится в конце учебного-года заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Выводы о полноте и эффективности реализации данной программы вносятся в отчет о воспитательной работе за учебный год.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Международная Конвенция о правах ребенка.

2.Конституция Донецкой Народной Республики.

3.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07.2015 г. № 55-IНС;

4. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!