13
М
инистерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Горловский автотранспортный техникум»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Донецкий национальный технический университет"
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОУ «ГАТТ» ГОУВПО «ДонНТУ» 3 Е.М. Стрельченко Подпись «____»__________2018 г. |
| |
Программа формирования здорового образа жизни студентов в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет»
в 2018 - 2019 учебном году
г. Горловка
2018
Программа формирования здорового образа жизни студентов в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет» разработана на основе Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815. Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет» Разработчик: Павлова С.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, специалист высшей квалификационной категории ___________ Рецензенты: 1. Рангаева С.И., преподаватель, специалист высшей квалификационной категории_________________________________________________________ 2. Евсеева Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет", специалист высшей категории, преподаватель-методист_______________________________________________________ Одобрена и рекомендована с целью практического применения цикловой комиссией «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и физическая культура» протокол № ___ от «___»_________2018 г. Председатель ЦК_________________________ Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г. В программу внесены дополнения и изменения (см. Приложение ____, стр.____) Председатель ЦК _______________________ Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г. В программу внесены дополнения и изменения (см. Приложение ____, стр.____) Председатель ЦК _______________________ |
|
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ | 5 |
- Цель и принципы РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
| 8 |
- основные направления и задачи реализации программы
| 9 |
4. план мероприятий по реализации программы | 10 |
5. Контроль и оценка результатов реализации программы СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 12 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема охраны и укрепления здоровья молодого поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Настала острая необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон для создания государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации в процесс формирования у студентов устойчивых стереотипов здорового образа жизни.
Дети и молодежь занимают важное место в социальной структуре общества. По данным социологических исследований, именно эта категория наименее социально защищена в современных условиях: растет детская заболеваемость и смертность, заметна тенденция к ослаблению здоровья; имеется сложное материальное положение в малообеспеченных, многодетных семьях и семьях, воспитывающих детей-инвалидов; растет подростковая преступность как следствие тяжелого материального положения семьи или отсутствие родительской опеки; распространяются такие негативные явления, как употребление детьми алкоголя, табака, психотропных и психоактивных веществ; снижается уровень воспитанности отдельных категорий подрастающего поколения, ослабляется интерес к обучению и получения образования; получают распространение такие явления, как детская беспризорность.
Сложившаяся же система воспитательной работы в техникуме делает их той площадкой, на которой существует возможность эффективной работы по формированию здорового образа жизни.
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи Донецкой Народной Республики ‒ формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Международной Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией Донецкой Народной Республики;
- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» от
07.07.2015 г. № 55-IНС;
- Концепцией формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815.
1. Актуальность формирования здорового образа жизни у студентов
Право человека на охрану здоровья - это стандарт, согласно которому оценивается существующая политика государства и ее программы в сфере здравоохранения. Существуют международные организации, например, ВОЗ, которые определяют и обеспечивают право человека на охрану здоровья. Кроме того, права человека декларируются в следующих документах: Декларации прав человека, Конституции Донецкой Народной Республики, Международном пакте о правах человека.
ВОЗ - это Всемирная организация здравоохранения, которая была создана в 1946 году, а ее Устав стал первым международным документом, в котором сформулировано определение права на здоровье как «права на наивысший достижимый стандарт физического, умственного и социального благополучия». В дальнейшем положение о праве на здоровье нашло отражение в многочисленных международных и правовых документах.
Декларация прав человека принята 10.12.1948р.
Статья 25 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Декларация прав человека является составной частью основного международного документа - Международного пакта о правах человека, который регулирует право человека на охрану здоровья и согласно которому государства должны привести в соответствие свои законы. Право на наивысший стандарт здоровья в международном законодательстве требует соблюдения ряда общественных мероприятий, норм и законов, которые наилучшим образом обеспечивают осуществление этого права. Разъяснение этого права дано в статье 12 Международного Договора об экономических, социальных и культурных правах (МДЕСКП), ратифицированного 145 странами мира. Комитет по внедрению этого Договора рассматривает право на здоровье как неделимое право, которое распространяется не только на своевременное и качественное медицинское обслуживание, но и на основные факторы здоровья: доступ к безопасной и пригодной для питья воды; достаточное количество безопасного продовольствия; питание и жилье; безопасные условия труда и здоровую окружающую среду; доступ к информации о здоровье, включая репродуктивное.
Статья 34 Конституции Донецкой Народной Республики гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь всем гражданам Республики.
Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни у детей и подростков, профилактика негативных явлений в молодежной среде являются одними из приоритетных в деятельности педагогического коллектива техникума.
Одним из путей профилактической работы, проводимой среди студентов, является непосредственное участие личности в процессе получения знаний, поскольку знание является основой для формирования навыков, необходимых для сохранения собственного здоровья, эффективного взаимодействия с другими.
Формирование навыков всегда было элементом обучения здоровому образу жизни. Такие психосоциальные навыки, как навыки межличностного общения, принятия решений, навыки ведения переговоров и навыки отказа помогают избежать ситуаций, представляющих угрозу для здоровья личности.
Навыки - это умения, приобретенные опытом, привычкой, упражнениями.
«Приобрести навыки» означает приобрести опыт в чем-либо. Поскольку молодежь является потенциалом, и в частности, репродуктивным потенциалом Республики, то формирование у молодежи жизненных навыков, направленных на сохранение здоровья, является одной из первоочередных задач техникума.
Проблема формирования жизненных навыков является актуальной и важной как для становления подрастающей личности в частности, так и для функционирования общества в целом.
Основные направления формирования жизненных навыков:
- восприятие ценностей гуманистического характера (абсолютные общечеловеческие ценности, основные гражданские ценности, ценности семейной жизни, ценности личной жизни);
- способность к социализации;
- активная государственно-созидательная позиция;
- стремление к личностной самореализации, быть полезным своей семье, обществу и народу.
Навыки рационального питания:
- соблюдение режима питания;
- умение составлять пищевой рацион, учитывая реальные возможности и
пользу для здоровья;
- умение определять и хранить высокое качество пищевых продуктов.
Навыки двигательной активности:
-выполнение утренней зарядки;
-регулярные занятия физической культурой, спортом, физическим трудом.
Санитарно-гигиенические навыки:
- навыки личной гигиены;
- умение выполнять гигиенические процедуры.
Режим труда и отдыха:
- умение чередовать умственную и физическую активности;
- умение находить время для регулярного питания и полноценного отдыха.
Навыки эффективного общения:
- умение слушать;
- умение четко выражать свои мнения;
- умение открыто выражать свои чувства, без тревоги и обвинений;
- обладание невербальным языком (жесты, мимика, интонация и тому подобное);
- адекватная реакция на критику;
- умение просить об услуге или помощи.
Навыки решения конфликтов:
- умение различать конфликты взглядов и конфликты интересов;
- умение решать конфликты взглядов на основе толерантности;
- умение решать конфликты интересов с помощью конструктивных
переговоров.
Навыки поведения в условиях давления, угроз, дискриминации:
- навыки уверенного (адекватного) поведения, в частности и предостерегающих действий;
- умение различать проявления дискриминации, в частности относительно людей с особенными потребностями, ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;
- умение отстаивать свою позицию и отказываться от нежелательных предложений, в частности связанных с привлечением к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ;
- умение избегать опасных ситуаций и действовать при угрозе насилия.
Самоосознание и самооценка:
- осознание собственной уникальности;
- позитивное отношение к себе, другим людям, к жизненным перспективам;
- адекватная самооценка: умение реально оценивать свои способности и
возможности, а также адекватно воспринимать оценки других людей.
Анализ проблем и принятие решений:
- умение определять суть проблемы и причины ее возникновения;
- способность сформулировать несколько вариантов решения проблемы;
- умение предусматривать последствия каждого из вариантов для себя и других людей;
- умение оценивать реальность каждого варианта, учитывая собственные возможности и жизненные обстоятельства;
- способность выбирать оптимальные решения.
Определение жизненных целей и программ:
- умение определять жизненные цели, руководствуясь своими потребностями, интересами и способностями;
- умение планировать свою деятельность, учитывая анализ возможностей и обстоятельств;
- умение определять приоритеты и рационально использовать время.
Навыки самоконтроля:
- умение правильно выражать свои чувства;
- умение контролировать проявления гнева;
-умение преодолевать тревогу;
- умение переживать неудачи;
- умение рационально планировать время.
В основе формирования навыков здорового образа жизни лежат биологические и социальные принципы.
К биологическим принципам относятся:
- образ жизни должен отвечать возрастным особенностям;
-образ жизни должен быть обеспечен энергетически;
- образ жизни должен быть ритмичным;
- образ жизни должен быть умеренным.
К социальным принципам относят:
- образ жизни должен быть нравственным;
- образ жизни должен быть безопасным и ответственным.
2. Цель и принципы реализации программы
Основной целью программы является реализация государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, а также формирования навыков здорового и безопасного образа жизни у студентов путем повышение уровня валеологической образованности граждан и формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровью через создание целостной системы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
Основные принципы реализации настоящей программы:
1) научность и доступность содержания знаний о сохранении и укреплении здоровья;
2) сбалансированное развитие как традиционных, так и профессиональных научных знаний о здоровье детей и молодёжи в системе непрерывного валеологического просвещения с учётом особенностей разных возрастных групп студентов;
3) системность и прозрачность в рассмотрении проблем детей и молодёжи и ее здоровья, естественных и социальных условий формирования, сохранения и укрепления здоровья студентов в целостной, логической связи и последовательной структуризации валеологических знаний и их системном изложении;
4) непрерывность и практическая целенаправленность валеологического просвещения – обеспечивает возможность продуцирования знаний о формировании, укреплении, сохранении и наследовании здоровья и ориентации добытых знаний на их реальное, практическое ежедневное применение;
5) динамичность и открытость – принципы, исходя из которых валеологическое просвещение рассматривается как мобильная система, готовая к постоянному творческому обновлению и совершенствованию;
6) интегративность подачи и усвоение валеологической информации – делает возможным синтез разнообразия теоретических, эмпирических валеологических знаний в единственной целостной картине с преобладанием субъектно-объектных отношений в контексте учебно-воспитательного процесса;
7) гуманизация – приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и собственному здоровью;
8) плюрализм – широкая вариативность планов и программ с учётом потребностей, интересов и наклонов субъектов просвещения и воспитания (студентов, родителей, преподавателей).
3. Основные направления и задачи реализации Программы
2.1. Учитывая многокомпонентность и многогранность вопросов формирования культуры здоровья приоритетными направлениями деятельности по формированию у студентов техникума здорового и безопасного образа жизни являются:
1) пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры, спорта, отдыха;
2) проведение профилактических мероприятий по предотвращению вреда, связанного с губительным употреблением алкоголя, табакокурением среди студентов;
3) мониторинг и оценка эффективности программы в области сохранения и укрепления здоровья студентов.
2.2. Задачи реализации настоящей программы в техникуме:
1) валеологическое просвещение и формирование у студентов навыков здорового и безопасного образа жизни;
2) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
3) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
4) формирование у детей негативного отношения к вредным поведенческим привычкам. Профилактика и запрет на курение, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
5) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в техникуме;
6) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
7) совершенствование форм и методов формирования здорового образа жизни.
2.3. С целью реализации задач настоящей программы педагогические работники обязаны:
- развивать у обучающихся познавательный интерес к основам здорового образа жизни, самостоятельность, инициативу, творческие способности в сфере сохранения и укрепления здоровья, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни и способность к созидательному труду и жизни в условиях современного мира;
- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания в сфере валеологического просвещения студентов;
- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, создавать условия для успешного формирования навыков здорового и безопасного образа жизни и получения необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
- систематически повышать свой профессиональный уровень в сфере валеологического образования и формирования навыков здорового образа жизни.
4. План мероприятий по реализации программы
Программа формирования здорового образа жизни студентов техникума реализовывается через систему мероприятий в учебных группах, участия студентов в городских мероприятиях (табл. 1).
Таблица 1
План мероприятий по реализации программы формирования здорового образа жизни студентов техникума в 2018-2019 учебном году
№№ пп | Вид мероприятия | Сроки проведения |
1 | 2 | 3 |
1. | «Неделя здорового образа жизни»: - фотовыставка спортивных достижений студентов техникума; - соревнования по жиму гири; -соревнования по настольному теннису среди студентов техникума; -стрельба из пневматической винтовки | с 03.09.2018 г. по 07.09.2018г. |
2. | Городские соревнования по мини-футболу среди учебных заведений города (сборная команда техникума) | 24.09.2018 г. - 28.09.2018г. |
3. | Городской легкоатлетический кросс среди учебных заведений (сборная команда техникума) | 04.10.2018г. |
4. | Соревнования по настольному теннису среди студентов техникума (3 человека от группы) | с 08.10.2018г. |
5. | Волейбол (юноши) городские соревнования (сборная команда техникума) | 06.11.2018г. |
6. | Неделя цикловой комиссии «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и физическое воспитание»: - проведение лекций и бесед на тему «Здоровый образ жизни»; -выставка достижений спорта; - соревнования по шашкам, жиму гири 16 кг | с 12.11.2018 г. по 16.11.2018г. с 12.11.2018 г. по 16.11.2018г. с 13.11.2018 г. и 15.11.2018 г. |
7. | Соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки среди студентов техникума | 03.12.2018г. |
8. | Товарищеская встреча по баскетболу среди студентов (техникум – ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики») (юноши) | 13.12.2018г. |
9. | Оздоровительные мероприятия : лыжные походы, хоккей, тренировочные занятия сборных команд по игровым видам спорта | декабрь 2018г. |
10. | Участие в Республиканской спартакиаде среди профессиональных учебных заведений и в городских мероприятиях | согласно плану |
1 | 2 | 3 |
11. | Проведение бесед в учебных группах, направленных на: -воспитание ответственного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни; - формирование знаний и навыков физической культуры в жизни человека; - формирование потребности в безопасном поведении, предотвращение вредных привычек, профилактике заболеваний | Согласно с планами воспитательной работы в учебных группах |
12. | Проведение в учебных группах нового набора - «Научись планировать свой день»; - «Внешний вид и культура поведения человека» | Согласно с планами воспитательной работы в учебных группах |
13. | Организация и проведение декады профилактики курения | Апрель 2019 |
14. | Организация студентов отделения для участия в Дне здоровья | Май 2019 |
15. | Беседы с родителями студентов по вопросам профилактики вредных привычек и формирования здорового образа жизни | Согласно плану родительских собраний |
16. | Организация своевременного прохождения медицинских осмотров студентами | Согласно плану |
4. Контроль и оценка результатов реализации программы
Контроль и оценка результатов реализации программы формирования здорового образа жизни студентов в техникуме проводится в конце учебного-года заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Выводы о полноте и эффективности реализации данной программы вносятся в отчет о воспитательной работе за учебный год.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Международная Конвенция о правах ребенка.
2.Конституция Донецкой Народной Республики.
3.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07.2015 г. № 55-IНС;
4. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815.