СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа гражданско-патриотического воспитания "Я и моя Родина"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для педагог-организаторов по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Программа гражданско-патриотического воспитания "Я и моя Родина"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»





Программа

гражданско-патриотического воспитания

«Я и моя Родина»











Педагог-организатор

Бжецева Ф.Н.













а. Кошехабль, 2016

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я и моя Родина»

Разработчик Программы

Педагог-организатор Бжецева Ф.Н.

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа №2»

Контактные данные образовательного учреждения

РА Кошехабльский район, а. Кошехабль, ул. Джаримова, 4

электронная почта [email protected]

интернет страница http://kosh-shkola2.ucoz.ru

Исполнители

Педагоги,  учащиеся, родители МБОУ СОШ №2 а. Кошехабль

Цель Программы

  • Развитие гражданства и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному их проявлению в различных сферах жизни общества.

  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного аула, республики, страны.

Задачи Программы

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.

  • Воспитывать чувство долга, ответственность, готовность к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

  • Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своего народа, своей страны.

Законодательная база для разработки Программы

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.)

Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России)  /с изменениями от 22 августа 2004г./;

Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»;

Концепция  патриотического воспитания граждан РФ;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Сроки реализации

2016 – 2019 гг.

Этапы реализации Программы

I этап – организационно-мобилизационный (2016.).

II этап – практический (2017-2018гг.).

III этап  - итогово-обобщающий (2019г.).















































 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные люди, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.

Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.

Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!» ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Известно, что гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим в нашей школе разработана программа гражданско-патриотического воспитания  

Программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.

Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру.

Цель и задачи программы

Цель: 

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи: 

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.

  • Воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

  • Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

  • Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.

РАЗДЕЛ I.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.

Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.

Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.

Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

  • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;

  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;

  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.

II категория: учащиеся 5–8-х классов.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

Задачи:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеурочных занятиях в школе и вне ее,

  • формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством

  • формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды

III категория: учащиеся 9–11-х классов.

Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.

В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.

Задачи:

  • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

  • нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

  • сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством

  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития

Сроки и этапы реализации Программы:

I этап – организационно-мобилизационный (2016г.):

  • аналитическо-диагностическая деятельность;

  • поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;

  • изучение современных технологий.

II этап – практический (2017 -2018 гг.):

  • использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;

  • промежуточный контроль

III этап  - итогово-обобщающий (март-май 2019г.):

  • обработка и интерпретация данных;

  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;

  • определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.

     

Программа является открытой для внесения корректив по ходу

Основные принципы организации патриотического воспитания

  • Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

  • Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Основные направления программы

Связь поколений.

Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: 

  • тематические классные часы, беседы,

  • уроки мужества,

  • предметные недели,

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла,  воинами–интернационалистами,

  • конкурсы,

  • посещение музеев,

  • праздники, посвященные памятным датам

  • реализация классных и общешкольных проектов

Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у учащихся уважение к государственным символам России.

5. Знакомить с историей России, ее культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;

6. Изучать культуру своего народа и других национальностей, населяющих Россию;

7. Участвовать во Всероссийских конкурсах.

Формы: 

  • тематические классные часы,

  • коллективные творческие дела,

  • конкурсы, викторины по правовой тематике,

  • устный журнал,

  • встречи с интересными людьми,

  • акции, диспуты,

  • военно-спортивные игры,

  • проектная деятельность

Моя Адыгея.

Цель: воспитание у обучающихся любви к родной Республике как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать позицию «Я и моя Родина».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: 

  • тематические классные часы,

  • предметные недели

  • встречи с интересными людьми

  • экологическое движение,

  • выпуск листовок, газет,

  • озеленение

  • игры, марафоны, викторины,

  • экскурсии, выезды на природу,

  • туристско-экскурсионная деятельность

  • проектная деятельность, исследовательская деятельность

Моя школа

Цель: создание позитивного имиджа школы

Задачи

1.Воспитывать любовь к школе как второму дому;

2. Воспитывать и развивать духовные ценности на примере судеб выпускников школы.

3. Создавать историю школы

4. Воспитывать чувство гордости за школу, в которой учишься

5. Пропагандировать профессию педагога

Формы

  • различные школьные мероприятия;

  • субботники, трудовые десанты, работа по благоустройству школы;

  • высадка деревьев в школьном саду,

  • традиционные мероприятия школы

  • встречи с выпускниками

Мой аул

Цель: приобщение учащихся к насущным заботам аула,  к его экологическим проблемам; воспитание гордости и любви к родному краю, уважение к его традиции, истории и жителям.

Задачи:

1. Знакомить с историей малой родины;

2. Изучать военную и трудовую историю аула;

3. Работать по благоустройству аула.

Формы

  • встречи с интересными людьми;

  • выставки и экскурсии;

  • классные часы;

  • субботники

  • проектная, исследовательская деятельность

Я и моя семья.

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, основанных на адыгских обычаях и традициях.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

4. Знакомство с профессиями родителей; пропагандировать профессиональные династии

5. Сохранять лучшие традиции семьи, пропагандировать опыт семейного воспитания

6. Привлекать к изучению родословной своей семьи

Формы: 

  • беседы,

  • родительские собрания,

  • родительский лекторий,

  • индивидуальное консультирование,

  • совместные мероприятия, игры,

  • семейные праздники и  часы общения.

  • анкетирование,

  • реализация проектов «Моя родословная», «Профессии моей семьи» и т.д

План мероприятий по реализации  программы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Пополнение банка информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.

ежегодно

Зам.дир.поУВР

педагог–организатор

кл. руководители

Использование символов Российской Федерации и Республики Адыгея при проведении школьных мероприятий.

постоянно

 Зам.дир.поУВР

педагог–организатор

Участие в постоянно действующих районных, республиканских и российских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

2016-2019г.



Зам.дир.поУВР, педагог–организатор, учителя–предметники,

кл. руководители

Проведение тематических линеек, классных часов по истории России, символике России и Республики Адыгея  

2016-2019г.

Зам.дир.поУВР

педагог–организатор

Участие в акции «Вахта памяти»:

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;

  • Классные мероприятия;

  • Митинг, посвященный Дню Победы

  • Почетный караул

  • Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции   «Георгиевская ленточка» под девизом  «Мы помним, мы гордимся»

2016-2019г.

Зам.дир.поУВР

педагог–организатор

преподаватель ОБЖ 

классные руководители

Линейка памяти жертв Беслана

Сентябрь ежегодно

Зам.дир.поУВР

Кл. руководители, учителя истории и обществознания

Проведение месячника по гражданско-патриотическому воспитанию

ежегодно

Зам.дир.поУВР

педагог–организатор

Участие в акциях «Великие люди Великой Победы», «Память»

ежегодно

Зам.дир.поУВР, классные руководители,

педагог–организатор

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница»

ежегодно

преподаватель ОБЖ 

Проведение сборов с юношами 10 классов

ежегодно

преподаватель ОБЖ 

Включение элементов военно-прикладных видов спорта и строевой подготовки в тематику занятий по физкультуре

ежегодно

преподаватель ОБЖ

учителя физкультуры 

Организация традиционных встреч:

  • с ветеранами,

  • с тружениками тыла;

  • с призывниками

  • выпускниками  школы

  • интересными людьми культуры, спорта, труда

ежегодно

Зам.дир.поУВР,

педагог–организатор

классные руководители

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

ежегодно



Зам.дир.поУВР, классные руководители, учителя истории, русского языка, адыгейского языка

Участие обучающихся  и педагогов проектной деятельности

ежегодно

Зам.дир.поУВР, классные руководители,

Реализация подпрограмм

  • Подросток и закон

  • Жить – здорово!

  • Школьное самоуправление

ежегодно

Зам.дир.поУВР,

педагог–организатор

кл.руководители

Проведение общешкольных мероприятий посвященных

Дню Знаний, Дню национального костюма, Дню Республики, Дню Учителя, Дню Матери, Дню Победы, Дню Конституции, Дню Героя Отчества и т.д.

ежегодно

Зам.дир.поУВР, классные руководители, педагог–организатор

Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

ежегодно

Классные руководители

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов

ежегодно

Преподаватель ОБЖ, библиотекарь, учителя русской и адыгейской литературы

Конкурсы сочинений и рисунков «Память жива», посвященных памятным историческим датам

ежегодно

учителя литературы, учителя ИЗО

Акция «Моя семья – моя крепость»

ежегодно



Зам.дир.поУВР, классные руководители, педагог-организатор

Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения к миру. Неделя толерантности

ежегодно

Зам.дир.поУВР, классные руководители, педагог-организатор

Неделя Добра

ежегодно

Зам.дир.поУВР, классные руководители,

Педагог-организатор

Участие в районных спортивно-оздоровительных играх учащихся

ежегодно

Учителя физкультуры и ОБЖ

Благотворительные акции и мероприятия

ежегодно

Педагог-организатор Зам.дир.поУВР, классные руководители,

Профориентационные мероприятия

ежегодно

Педагог-психолог

Зам.дир.поУВР, классные руководители,

 Семинар-практикум для классных  руководителей   «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

2017

Зам. директора по УВР

Совместная работа с районным отделом Адыгэ Хасэ и Советом ветеранов

По плану

Зам. директора по УВР



Партнеры по реализации Программы

Районный отдел Адыгэ Хасэ, Совет ветеранов, сельская библиотека, ДШИ (детская школа искусств) , ЦНК (Центр народной культуры)

РАЗДЕЛ II.  КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.

Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования  создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

 В состав совета входят:

  1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

  2. Преподаватель-организатор ОБЖ

  3. Руководитель МО классных руководителей.

  4. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

  5. Педагог-организатор

РАЗДЕЛ III ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

  • Формирование стойкой патриотической позиции.

  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.

  • Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.

  • Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.

Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.

В результате реализации Программы ожидается:

  • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;

  • создание условий для преемственности поколений;

  • конкретизация цели воспитательной работы

  • содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;

  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;

  • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;

  • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;

  • поступление обучающихся в  военные учебные заведения и учебные заведения МЧС.

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

  • доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;

  • привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности;

  • повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;

  • разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.

Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!