Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Программа
гражданско-патриотического воспитания
«Я и моя Родина»
Педагог-организатор
Бжецева Ф.Н.
а. Кошехабль, 2016
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа гражданско-патриотического воспитания «Я и моя Родина» |
Разработчик Программы | Педагог-организатор Бжецева Ф.Н. |
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2» |
Контактные данные образовательного учреждения | РА Кошехабльский район, а. Кошехабль, ул. Джаримова, 4 электронная почта [email protected] интернет страница http://kosh-shkola2.ucoz.ru |
Исполнители | Педагоги, учащиеся, родители МБОУ СОШ №2 а. Кошехабль |
Цель Программы | Развитие гражданства и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному их проявлению в различных сферах жизни общества. Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного аула, республики, страны. |
Задачи Программы | Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными. Воспитывать чувство долга, ответственность, готовность к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своего народа, своей страны. |
Законодательная база для разработки Программы | Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.) Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России) /с изменениями от 22 августа 2004г./; Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении»; Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»; Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». |
Сроки реализации | 2016 – 2019 гг. |
Этапы реализации Программы | I этап – организационно-мобилизационный (2016.). II этап – практический (2017-2018гг.). III этап - итогово-обобщающий (2019г.). |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные люди, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.
Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!» ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе «Об образовании в Российской Федерации».
Известно, что гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим в нашей школе разработана программа гражданско-патриотического воспитания
Программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру.
Цель и задачи программы
Цель:
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи:
Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
Воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.
Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.
Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.
Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.
II категория: учащиеся 5–8-х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Задачи:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеурочных занятиях в школе и вне ее,
формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды
III категория: учащиеся 9–11-х классов.
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.
В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Задачи:
определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития
Сроки и этапы реализации Программы:
I этап – организационно-мобилизационный (2016г.):
аналитическо-диагностическая деятельность;
поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
изучение современных технологий.
II этап – практический (2017 -2018 гг.):
III этап - итогово-обобщающий (март-май 2019г.):
обработка и интерпретация данных;
соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.
Программа является открытой для внесения корректив по ходу
Основные принципы организации патриотического воспитания
У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Основные направления программы
Связь поколений.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы:
тематические классные часы, беседы,
уроки мужества,
предметные недели,
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами–интернационалистами,
конкурсы,
посещение музеев,
праздники, посвященные памятным датам
реализация классных и общешкольных проектов
Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся уважение к государственным символам России.
5. Знакомить с историей России, ее культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;
6. Изучать культуру своего народа и других национальностей, населяющих Россию;
7. Участвовать во Всероссийских конкурсах.
Формы:
тематические классные часы,
коллективные творческие дела,
конкурсы, викторины по правовой тематике,
устный журнал,
встречи с интересными людьми,
акции, диспуты,
военно-спортивные игры,
проектная деятельность
Моя Адыгея.
Цель: воспитание у обучающихся любви к родной Республике как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать позицию «Я и моя Родина».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы:
тематические классные часы,
предметные недели
встречи с интересными людьми
экологическое движение,
выпуск листовок, газет,
озеленение
игры, марафоны, викторины,
экскурсии, выезды на природу,
туристско-экскурсионная деятельность
проектная деятельность, исследовательская деятельность
Моя школа
Цель: создание позитивного имиджа школы
Задачи
1.Воспитывать любовь к школе как второму дому;
2. Воспитывать и развивать духовные ценности на примере судеб выпускников школы.
3. Создавать историю школы
4. Воспитывать чувство гордости за школу, в которой учишься
5. Пропагандировать профессию педагога
Формы
различные школьные мероприятия;
субботники, трудовые десанты, работа по благоустройству школы;
высадка деревьев в школьном саду,
традиционные мероприятия школы
встречи с выпускниками
Мой аул
Цель: приобщение учащихся к насущным заботам аула, к его экологическим проблемам; воспитание гордости и любви к родному краю, уважение к его традиции, истории и жителям.
Задачи:
1. Знакомить с историей малой родины;
2. Изучать военную и трудовую историю аула;
3. Работать по благоустройству аула.
Формы
Я и моя семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, основанных на адыгских обычаях и традициях.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
4. Знакомство с профессиями родителей; пропагандировать профессиональные династии
5. Сохранять лучшие традиции семьи, пропагандировать опыт семейного воспитания
6. Привлекать к изучению родословной своей семьи
Формы:
беседы,
родительские собрания,
родительский лекторий,
индивидуальное консультирование,
совместные мероприятия, игры,
семейные праздники и часы общения.
анкетирование,
реализация проектов «Моя родословная», «Профессии моей семьи» и т.д
План мероприятий по реализации программы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
-
| Пополнение банка информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников. | ежегодно | Зам.дир.поУВР педагог–организатор кл. руководители |
-
| Использование символов Российской Федерации и Республики Адыгея при проведении школьных мероприятий. | постоянно | Зам.дир.поУВР педагог–организатор |
-
| Участие в постоянно действующих районных, республиканских и российских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. | 2016-2019г. |
Зам.дир.поУВР, педагог–организатор, учителя–предметники, кл. руководители |
-
| Проведение тематических линеек, классных часов по истории России, символике России и Республики Адыгея | 2016-2019г. | Зам.дир.поУВР педагог–организатор |
-
| Участие в акции «Вахта памяти»: Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; Классные мероприятия; Митинг, посвященный Дню Победы Почетный караул Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся» | 2016-2019г. | Зам.дир.поУВР педагог–организатор преподаватель ОБЖ классные руководители |
-
| Линейка памяти жертв Беслана | Сентябрь ежегодно | Зам.дир.поУВР Кл. руководители, учителя истории и обществознания |
-
| Проведение месячника по гражданско-патриотическому воспитанию | ежегодно | Зам.дир.поУВР педагог–организатор |
-
| Участие в акциях «Великие люди Великой Победы», «Память» | ежегодно | Зам.дир.поУВР, классные руководители, педагог–организатор |
-
| Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» | ежегодно | преподаватель ОБЖ |
-
| Проведение сборов с юношами 10 классов | ежегодно | преподаватель ОБЖ |
-
| Включение элементов военно-прикладных видов спорта и строевой подготовки в тематику занятий по физкультуре | ежегодно | преподаватель ОБЖ учителя физкультуры |
-
| Организация традиционных встреч: | ежегодно | Зам.дир.поУВР, педагог–организатор классные руководители |
-
| Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. | ежегодно |
Зам.дир.поУВР, классные руководители, учителя истории, русского языка, адыгейского языка |
-
| Участие обучающихся и педагогов проектной деятельности | ежегодно | Зам.дир.поУВР, классные руководители, |
-
| Реализация подпрограмм Подросток и закон Жить – здорово! Школьное самоуправление | ежегодно | Зам.дир.поУВР, педагог–организатор кл.руководители |
-
| Проведение общешкольных мероприятий посвященных Дню Знаний, Дню национального костюма, Дню Республики, Дню Учителя, Дню Матери, Дню Победы, Дню Конституции, Дню Героя Отчества и т.д. | ежегодно | Зам.дир.поУВР, классные руководители, педагог–организатор |
-
| Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы. | ежегодно | Классные руководители |
-
| Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов | ежегодно | Преподаватель ОБЖ, библиотекарь, учителя русской и адыгейской литературы |
-
| Конкурсы сочинений и рисунков «Память жива», посвященных памятным историческим датам | ежегодно | учителя литературы, учителя ИЗО |
-
| Акция «Моя семья – моя крепость» | ежегодно |
Зам.дир.поУВР, классные руководители, педагог-организатор |
-
| Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения к миру. Неделя толерантности | ежегодно | Зам.дир.поУВР, классные руководители, педагог-организатор |
-
| Неделя Добра | ежегодно | Зам.дир.поУВР, классные руководители, Педагог-организатор |
-
| Участие в районных спортивно-оздоровительных играх учащихся | ежегодно | Учителя физкультуры и ОБЖ |
-
| Благотворительные акции и мероприятия | ежегодно | Педагог-организатор Зам.дир.поУВР, классные руководители, |
-
| Профориентационные мероприятия | ежегодно | Педагог-психолог Зам.дир.поУВР, классные руководители, |
-
| Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы» | 2017 | Зам. директора по УВР |
-
| Совместная работа с районным отделом Адыгэ Хасэ и Советом ветеранов | По плану | Зам. директора по УВР |
Партнеры по реализации Программы
Районный отдел Адыгэ Хасэ, Совет ветеранов, сельская библиотека, ДШИ (детская школа искусств) , ЦНК (Центр народной культуры)
РАЗДЕЛ II. КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Преподаватель-организатор ОБЖ
Руководитель МО классных руководителей.
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
Педагог-организатор
РАЗДЕЛ III ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
Формирование стойкой патриотической позиции.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.
В результате реализации Программы ожидается:
обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
создание условий для преемственности поколений;
конкретизация цели воспитательной работы
содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности;
повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.