СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и тематическое планирование внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                   Ж.-Ж. Руссо

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Курс составлен на основе программы «Разговор о правильном питании».Авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева. Учебно– методический комплект разработан в Институте возрастной физиологии Российской Академии образования.        

                                                                                                                                   Ж.-Ж. Руссо

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Курс составлен на основе программы «Разговор о правильном питании».Авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева. Учебно– методический комплект разработан в Институте возрастной физиологии Российской Академии образования.         

Просмотр содержимого документа
«Программа и тематическое планирование внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"»

I.Пояснительная записка


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс составлен на основе программы «Разговор о правильном питании».Авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева. Учебно– методический комплект разработан в Институте возрастной физиологии Российской Академии образования.

За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Учитель постоянно ведёт с ребятами разговор о школе, в которую бы они ходили с радостью. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы.

Главной задачей воспитания мы считаем сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.

Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе.

Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.

Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.

В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.


Цели и задачи курса.


Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Образовательные задачи:

- развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

- формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и

укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;

- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа

жизни;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и

здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Воспитательные задачи:

- развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с

культурой и историей народа;

- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание

того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры

личности.

Развивающие задачи:

- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

- развитие самостоятельности, самоконтроля;

- развитие коммуникативности;

- развитие творческих способностей.


Место курса в учебном плане.


Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырёхлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семенного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

В рамках внеурочной деятельности факультативные занятия проводятся один раз в неделю. Всего 34 ч.


Принципы, лежащие в основе построения программы.


1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о культуре питания.

4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Общая характеристика программы.


В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках учебной и внеурочной деятельности в форме:

  • интегрированных уроков по правильному питанию (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, ИЗО);

  • внеклассных занятий по правильному питанию;

  • праздников;

  • бесед;

  • классных часов;

  • однодневных походов в природу;

  • родительских собраний, круглых столов, семинаров;

  • в рамках проектной деятельности;

  • конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;

  • выпуска газет, информационных буклетов.


Состав участников образовательного процесса:


Возраст: с 6,5-8 лет до 11 лет

Уровень готовности к освоению программы следующий: любой уровень школьной зрелости

Состояние здоровья: 1-4 группы здоровья.


Система оценивания результатов обучения.


Программа предъявляет требования не только к знанию теории, но и к осмыслению полученных знаний, каждодневному применению их на практике для самоизменения и саморазвития. Этому способствуют различные формы проведения занятий

  • занятие – путешествие;

  • занятие – соревнование;

  • занятие с элементами КВН;

  • занятие – игра;

  • занятие – практические упражнения;

  • театрализованное занятие;

  • занятие – основа проектной деятельности детей.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования. Изучение данной программы направлено на достижение следующих результатов:

обучающиеся должны знать:
- основные правила правильного питания;
обучающиеся должны уметь:
- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов;
обучающиеся должны иметь представление:
- об основных принципах гигиены питания;
- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;
- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;
- о значении молока и молочных продуктов;
- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;
- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма.
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.

II. Общая характеристика учебного курса .


Целью данной программы является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей.

При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой бы он мог выполнять задания. Не допускается использование одной тетради несколькими учениками.

Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

В 1 – м классе:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

  • умение определять полезные продукты питания.

Во 2 – м классе:

  • знание о структуре ежедневного рациона питания;

  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

В 3 – м классе:

  • знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

  • умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

В 4 – м классе:

  • знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

  • навыки, связанные с этикетом в области питания;

  • умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.


III. Описание курса в учебном плане.


Учебный предмет

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4класс

Всего

Разговор о правильном питании.

33ч

34ч



67 ч

Две недели в лагере здоровья



34ч

34ч

68 ч




IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса.


Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса.


ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

предметные;
метапредметные;
 личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

VI. Содержание учебного курса.


Четвертый год обучения

Учебно – тематический план:

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

теоретич.

практич.


Вводное занятие



2


1


1


Молоко и молочные продукты



3


2


1


Блюда из зерна



4


2


2


Какую пищу можно найти в лесу



6


4


2


Что и как приготовить из рыбы



4


3


1


Дары моря



3


2


1


Кулинарное путешествие по России


5


3



2


Что можно приготовить если выбор продуктов ограничен



4


2


2


Как правильно вести себя за столом



2


1


1


Обобщающее занятие



1



Итого

34 часа

20 час

14 часов




Содержание программы

«Правильное питание - залог здоровья»

(34 часа) четвертый год обучения.


Вводное занятие «Давайте познакомимся» (2 часа)

Обобщить уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания. Дать представления о темах «Двух недель в лагере здоровья», как продолжение программы «Разговор о правильном питании», познакомить с новыми героями программы.

Молоко и молочные продукты (3 часа)

Расширить представления о молоке и молочных продуктов, как обязательном компоненте ежедневного рациона, об ассортименте молочных продуктов и их свойствах. Сформировать представление о молоке и молочных продуктах. Познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.

Задание «Молочное меню»

Игра- исследование «Это удивительное молоко»

Блюда из зерна (4 часа)

Расширить знания о полезности продуктов, получаемых из зерна. Сформировать представление и многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Расширить представления о традиционных народных блюдах приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием. Способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Конкурс «Венок из пословиц»

Игра-конкурс «Хлебопёки»

«Вкусная» игра

Какую пищу можно найти в лесу (6 часов)

Расширить знания о дикорастущих растениях, как источников полезных веществ, расширить представления об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений. Познакомить с флорой края, в которой живут дети, ее богатстве и разнообразии. Дать представление о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуации, опасной для здоровья.

Игра «Походная математика»

Игра – спектакль «Там, на неведомых дорожках»

Что и как приготовить из рыбы (4 часа)

Расширить представление об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу. Продолжить формирование навыков правильного поведения в походе.

Конкурс рисунков «В подводном царстве»

Конкурс пословиц и поговорок

Дары моря (3 часа)

Расширить представления о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены. Сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

Викторина «В гостях у Нептуна»

Экскурсия в магазин

Кулинарное путешествие по России (5 часов)

Сформировать представления о кулинарных традициях, как части культуры народа. Расширить представление и кулинарных традициях своего народа.

Конкурс рисунков «Вкусный маршрут»

Игра – проект «Кулинарный глобус»

Семейная кулинарная книга

Что можно приготовить если выбор продуктов ограничен (4 часа)

Расширить представления о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразие этого ассортимента. Закрепить представление об основных требованиях, которые представляются к организации ежедневного рациона питания.

Конкурс «На необитаемом острове»

Как правильно вести себя за столом (2 часа)

Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола. Сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил, как проявления уровня культуры человека.

Обобщающее занятие (1 час)


VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


УМК программы «Разговор о правильном питании» включает:
Рабочие тетради (3) для учащихся:
      «Разговор о правильном питании» для детей 6 - 8 лет ( 1 или 2 класс)
      «Две недели в лагере здоровья» для детей 10 -11 лет (3 или 4 класс) 
       «Формула правильного питания» для детей 12 – 13 лет ( 5 или 6 класс)

•Методические пособия для педагогов (3)

•Буклеты для родителей
•Плакаты
• Сборник конкурсных материалов (конспекты занятий, конкурсов, праздников, викторин, соревнований, тематическое планирование).



Материально- техническое и информационно- техническое обеспечение.


 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.


http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.




























Календарно-тематическое планирование:


Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

1

2




Вводное занятие


3

4

5




Молоко и молочные продукты


6

7

8

9




Блюда из зерна


10

11

12

13

14

15




Какую пищу можно найти в лесу


16

17

18

19




Что и как приготовить из рыбы


20

21

22




Дары моря


23

24

25

26

27




Кулинарное путешествие по России


28

29

30

31




Что можно приготовить если выбор продуктов ограничен


32

33




Как правильно вести себя за столом


34




Обобщающее занятие












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!