I.Пояснительная записка
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс составлен на основе программы «Разговор о правильном питании».Авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева. Учебно– методический комплект разработан в Институте возрастной физиологии Российской Академии образования.
За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Учитель постоянно ведёт с ребятами разговор о школе, в которую бы они ходили с радостью. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы.
Главной задачей воспитания мы считаем сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.
Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе.
Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.
Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.
В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Цели и задачи курса.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Образовательные задачи:
- развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,
- формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и
укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;
- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа
жизни;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и
здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
Воспитательные задачи:
- развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с
культурой и историей народа;
- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание
того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры
личности.
Развивающие задачи:
- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;
- развитие самостоятельности, самоконтроля;
- развитие коммуникативности;
- развитие творческих способностей.
Место курса в учебном плане.
Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырёхлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семенного воспитания.
Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).
В рамках внеурочной деятельности факультативные занятия проводятся один раз в неделю. Всего 34 ч.
Принципы, лежащие в основе построения программы.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о культуре питания.
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Общая характеристика программы.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках учебной и внеурочной деятельности в форме:
интегрированных уроков по правильному питанию (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, ИЗО);
внеклассных занятий по правильному питанию;
праздников;
бесед;
классных часов;
однодневных походов в природу;
родительских собраний, круглых столов, семинаров;
в рамках проектной деятельности;
конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
выпуска газет, информационных буклетов.
Состав участников образовательного процесса:
Возраст: с 6,5-8 лет до 11 лет
Уровень готовности к освоению программы следующий: любой уровень школьной зрелости
Состояние здоровья: 1-4 группы здоровья.
Система оценивания результатов обучения.
Программа предъявляет требования не только к знанию теории, но и к осмыслению полученных знаний, каждодневному применению их на практике для самоизменения и саморазвития. Этому способствуют различные формы проведения занятий
занятие – путешествие;
занятие – соревнование;
занятие с элементами КВН;
занятие – игра;
занятие – практические упражнения;
театрализованное занятие;
занятие – основа проектной деятельности детей.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования. Изучение данной программы направлено на достижение следующих результатов:
обучающиеся должны знать:
- основные правила правильного питания;
обучающиеся должны уметь:
- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов;
обучающиеся должны иметь представление:
- об основных принципах гигиены питания;
- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;
- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;
- о значении молока и молочных продуктов;
- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;
- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма.
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.
II. Общая характеристика учебного курса .
Целью данной программы является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей.
При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой бы он мог выполнять задания. Не допускается использование одной тетради несколькими учениками.
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1 – м классе:
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
умение определять полезные продукты питания.
Во 2 – м классе:
знание о структуре ежедневного рациона питания;
навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В 3 – м классе:
знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
В 4 – м классе:
знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
навыки, связанные с этикетом в области питания;
умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
III. Описание курса в учебном плане.
Учебный предмет | Количество часов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4класс | Всего |
Разговор о правильном питании. | 33ч | 34ч | | | 67 ч |
Две недели в лагере здоровья | | | 34ч | 34ч | 68 ч |
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
VI. Содержание учебного курса.
Четвертый год обучения
Учебно – тематический план:
Тема | Общее кол-во часов | В том числе |
теоретич. | практич. |
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
Молоко и молочные продукты | 3 | 2 | 1 |
Блюда из зерна | 4 | 2 | 2 |
Какую пищу можно найти в лесу | 6 | 4 | 2 |
Что и как приготовить из рыбы | 4 | 3 | 1 |
Дары моря | 3 | 2 | 1 |
Кулинарное путешествие по России | 5 | 3 | 2 |
Что можно приготовить если выбор продуктов ограничен | 4 | 2 | 2 |
Как правильно вести себя за столом | 2 | 1 | 1 |
Обобщающее занятие | 1 | | |
Итого | 34 часа | 20 час | 14 часов |
Содержание программы
«Правильное питание - залог здоровья»
(34 часа) четвертый год обучения.
Вводное занятие «Давайте познакомимся» (2 часа)
Обобщить уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания. Дать представления о темах «Двух недель в лагере здоровья», как продолжение программы «Разговор о правильном питании», познакомить с новыми героями программы.
Молоко и молочные продукты (3 часа)
Расширить представления о молоке и молочных продуктов, как обязательном компоненте ежедневного рациона, об ассортименте молочных продуктов и их свойствах. Сформировать представление о молоке и молочных продуктах. Познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.
Задание «Молочное меню»
Игра- исследование «Это удивительное молоко»
Блюда из зерна (4 часа)
Расширить знания о полезности продуктов, получаемых из зерна. Сформировать представление и многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Расширить представления о традиционных народных блюдах приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием. Способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.
Конкурс «Венок из пословиц»
Игра-конкурс «Хлебопёки»
«Вкусная» игра
Какую пищу можно найти в лесу (6 часов)
Расширить знания о дикорастущих растениях, как источников полезных веществ, расширить представления об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений. Познакомить с флорой края, в которой живут дети, ее богатстве и разнообразии. Дать представление о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуации, опасной для здоровья.
Игра «Походная математика»
Игра – спектакль «Там, на неведомых дорожках»
Что и как приготовить из рыбы (4 часа)
Расширить представление об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу. Продолжить формирование навыков правильного поведения в походе.
Конкурс рисунков «В подводном царстве»
Конкурс пословиц и поговорок
Дары моря (3 часа)
Расширить представления о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены. Сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.
Викторина «В гостях у Нептуна»
Экскурсия в магазин
Кулинарное путешествие по России (5 часов)
Сформировать представления о кулинарных традициях, как части культуры народа. Расширить представление и кулинарных традициях своего народа.
Конкурс рисунков «Вкусный маршрут»
Игра – проект «Кулинарный глобус»
Семейная кулинарная книга
Что можно приготовить если выбор продуктов ограничен (4 часа)
Расширить представления о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразие этого ассортимента. Закрепить представление об основных требованиях, которые представляются к организации ежедневного рациона питания.
Конкурс «На необитаемом острове»
Как правильно вести себя за столом (2 часа)
Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола. Сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил, как проявления уровня культуры человека.
Обобщающее занятие (1 час)
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
УМК программы «Разговор о правильном питании» включает:
Рабочие тетради (3) для учащихся:
«Разговор о правильном питании» для детей 6 - 8 лет ( 1 или 2 класс)
«Две недели в лагере здоровья» для детей 10 -11 лет (3 или 4 класс)
«Формула правильного питания» для детей 12 – 13 лет ( 5 или 6 класс)
•Методические пособия для педагогов (3)
•Буклеты для родителей
•Плакаты
• Сборник конкурсных материалов (конспекты занятий, конкурсов, праздников, викторин, соревнований, тематическое планирование).
Материально- техническое и информационно- техническое обеспечение.
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
Календарно-тематическое планирование:
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
1 2 | | | Вводное занятие |
3 4 5 | | | Молоко и молочные продукты |
6 7 8 9 | | | Блюда из зерна |
10 11 12 13 14 15 | | | Какую пищу можно найти в лесу |
16 17 18 19 | | | Что и как приготовить из рыбы |
20 21 22 | | | Дары моря |
23 24 25 26 27 | | | Кулинарное путешествие по России |
28 29 30 31 | | | Что можно приготовить если выбор продуктов ограничен |
32 33 | | | Как правильно вести себя за столом |
34 | | | Обобщающее занятие |