СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Я иМы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности нацелена на создание условий для формирования социально-активной личности, способной успешно ориентироваться в обществе, способной к самопознанию, самоанализу, умению выражать свои чувства, с развитыми коммуникативными навыками, речевой культурой, позитивным отношением к себе и к другим, с чувством собственного достоинства и умением уважать достоинство других. Рекомендуется для внеурочной работы.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Я иМы"»

Муниципальное казенное учреждение «Селенгинское районное управление образованием»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Сэлэнгэ»







Принята на заседании Утверждаю: методического совета Директор МАУДО «Сэлэнгэ»

от «__»___________ 2016г. ___________

Протокол №____________ «__» ______________ 2016г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Я и Мы»


Срок реализации – 2 года

Возраст детей: 6-15 лет









Авторы-составители:

Ринчинова Марина Геннадьевна,

Банзаракцаева Сэсэгма Анатольевна,

педагоги дополнительного образования

МАУ ДО «Сэлэнгэ»




г. Гусиноозерск, 2016 г.



Пояснительная записка



Данная программа является по направленности социально-педагогической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по типу – модифицированной, предназначена для учащихся от 6 до 15 лет и рассчитана на 2 года.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;

  • Приказ Министерства образования науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Постановление главного государственного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении САНПиН 2.4.4.3172-14 санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Устав МАУ ДО «Сэлэнгэ».

В концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной Правительством РФ 4 сентября 2014 года отмечено, что «дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей», констатируется тот факт, что «все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков».

Также в Концепции одной из основных целей является «обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию». Данная программа – важная часть общей психолого-педагогической программы воспитания детей младшего и среднего звена.

Именно в это время у детей появляется и проявляется потребность разобраться с собой, постоянно быстро меняющимся, понять и принять себя, такого разного, в это время кристаллизуется модель отношений со сверстниками и новые взаимоотношения со взрослыми с уровня личной ответственности и самостоятельности.

Особенность современной информационной среды такова, что из всех СМИ, научной и художественной литературы, сферы искусства, религии и других подрастающее поколение получает множество фактов о многогранности проявленной и непроявленной жизни — то есть образов, ситуаций, роли чувств и мыслей, интуиции и сознания.

Именно в этот период можно помочь сформировать психологическое пространство человека с определенной картиной мира, видения самого себя и других в этой картине как человека-тело и как человека-душу. Помочь каждому открыть свои особенности, ресурсы, найти свою линию жизни.

Мир меняется постоянно, и важно помочь понять ребенку, что главное – знания о себе, чтобы в любом взаимодействии с миром сохранить здоровье и гармонию в себе, успешно выполнить все жизненные задачи, реализовать себя во всех сферах жизни.

Данная программа будет способствовать позитивному отношению к миру, формированию коммуникативных навыков межличностного общения, способности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, умению сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе.

Разработанная программа в течение года позволяет провести разные виды занятий, направленные на самопознание и самоизменение, развивающие и сплачивающие игры, коммуникативные, психологические тренинги, выйти на уровень известных игровых программ по типу «Пойми меня», «Брейн-ринг», «Звездный час» и т.п..

Цель программы:

  • Создание условий для формирования социально-активной личности, способной успешно ориентироваться в обществе, способной к самопознанию, самоанализу, умению выражать свои чувства, с развитыми коммуникативными навыками, речевой культурой, позитивным отношением к себе и другим, с чувством собственного достоинства и умением уважать достоинство других.

Задачи программы:

Обучающие –

  • Познакомить с основами психологии;

  • Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях;

  • Развивать межпредметные связи, активно используя знания, полученные при изучении одного предмета в другом;

  • Привить интерес к познавательной деятельности

Развивающие –

  • Привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление;

  • Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности;

  • развитие речевого общения, коммуникативной компетенции;

  • развитие психических функций (внимания, памяти, воображения, творческого мышления);

  • развитие рефлексивных действий.

Воспитывающие

  • формирование доброжелательного отношения друг к другу, положительной Я – концепции;

  • воспитание лидерских качеств (ответственности, инициативности, дисциплинированности, креативности и т.д.)

Реализация целей и задач определяется формулой:

ПОЗНАНИЕ + УВЛЕЧЕНИЕ + САМОВЫРАЖЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ + РАЗВЛЕЧЕНИЕ = ИНТЕЛЛЕКТ

Программа строится на основе принципов:

- непрерывности и преемственности;

- доступности и наглядности

- связи теории с практикой

Теоретические и практические занятия предполагают такие методы работы с воспитанниками как рассказ, беседа, лекции, практические работы, наблюдения, поисковые ситуации, экскурсии, тестирование, работа с научно-популярной литературой, с медиасредствами. В процессе работы используются групповые и индивидуальные формы, основанные на исследовании мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, характерологической сфер личности.

Ожидаемые результаты:

  • повышение эрудиции

  • развитие навыков работы со справочной литературой

  • выработка алгоритмов мышления

  • развитие культуры речи

  • развитие логической культуры

  • выработка аналитических навыков

  • развитие творческих способностей

  • выработка коммуникативных навыков

  • приобретение навыков саморазвития

РОДИТЕЛИ увидят как школа в сотрудничестве с учреждением дополнительного образования обеспечивает условия для психологического комфорта и безопасности ребенка, условия для формирования положительной Я-концепции, для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

ОБУЧАЮЩИЕСЯ смогут научиться выражать свои мысли, познавать себя, анализировать, развивать способности и реализовывать свои возможности, т.е. стать социально-активной личностью.

ПЕДАГОГИ получат возможность вместе с детьми и их родителями пройти этот путь познания и помочь успешно ориентироваться в жизни.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до16 лет на два года обучения:

1 год обучения, 1-5 кл. – 144 ч. (4 ч. в неделю)

2 год обучения, 6-9 кл. – 72 ч (2 ч. в неделю)

Режим занятий

Первый год: 2 раза в неделю по 2 часа.

Второй год: 1 раз в неделю по 2 часа

Виды занятий

  • Тренинги

  • Знакомство с многообразием игр

  • Работа со справочной литературой

  • Выработка навыков саморазвития

  • Доклады детей по заданной теме

  • Учимся работать в команде

  • Экскурсии.

Структура учебно-тематического плана 1 года обучения 

№ п/п

Тема

Количество часов

Из них

Теория

Практика

1

Диагностический

18

12

2

Деятельностный

120

24

96

3

Контрольный

6

5

 

Итого:

144

31 113


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема занятий

Теория

Практика

Всего часов


1 блок «Понимание себя»

11

57

68

1

Вводное занятие

2


2

2

«Знакомиться – это просто»

Знакомство с детьми. Игры на знакомство.

1

3

4

3

Что такое склонности, внимание, память?

Методика «Определение склонностей ребенка»

Изучение уровня внимания у школьников

3

3

6

4

Что такое воображение? Игра «Что такое воображение?» Входная диагностика «Фигурный тест. Краткая форма»

1

5

6

5

Опросник «Нравится ли тебе…» Определение самобытности через раскрытие увлечений. Занятие «Мое хобби»

1

5

6

6

Обсуждение результатов диагностики по методике «Определение склонностей ребенка». Индивидуальная работа.

1

5

6

7

Игры на внимание и память: «Пиктограмма», «Запомни фигуры», «Заметь все», «Снежный ком»


4

4

8

Упражнения на развитие слуховой памяти: «Эстафета слов», «Что какого цвета?», «Выбор», «Стоп», «Инопланетяне-2»


4

4

9

Упражнения на развитие зрительной памяти: «Разноцветная лесенка», «Инопланетяне-1», «Опиши картинку», «Фигуры»


4

4

10

Упражнения на развитие словесно - логической памяти: «Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Рисуем схему», «Ключевые слова», «Вопросы», «Составляем план», «Путаница-1»


4

4

11

КТД «Творческие мастерские»

Праздник «День творчества»

Игровая программа «Самый, самый, самый»

Проект «Книга рекордов моего класса»

2

18

20

12

Текущая диагностика


2

2


2 блок «Принятие себя»

20

56

76

13

Индивид, индивидуальность личности

1

1

2

14

Развитие положительной самооценки, самоорганизации. Занятие «Диалог с самим собой»

Игровые тренинги «Это Я!», «Гармония с собой», «Перекресток души»

2

4

6

15

Стимулирование внутригруппового общения. «Всегда ли я хороший?»

Карусель «Комплимент».

1

3

4

16

Беседа «Мой класс». Определение отношений в группе. Социограмма

1

3

4

17

Развитие межличностного общения в группе.

Тема «Барьеры непонимания»

Упражнение «Неуверенный – уверенный — самоуверенный»

2

4

6

18

Развитие коммуникативных способностей. Тренинги

«Мое эхо»

2

4

6

19

Учимся анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых).

2

2

4

20

«На чем держится мир»

Беседа. Комплексы. Что это?

2

2

4

21

Снятие страха, агрессии, напряжения. Индивидуальная работа


4

4

22

Проект «Полотно жизни» Всякое общение – обучение. Рефлексия.

1

3

4

23

КТД «Это здорово!»

2

10

12

24

Праздник «Звездопад»

1

3

4

25

Игровая программа «Классная компания»

2

8

10

26

Рефлексия

1

1

2

27

Рубежная диагностика.


4

4


Итоговые занятия



4


Родительские собрания



4


ИТОГО

31

113

144


Реализация этой программы позволит воспитанникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе, успешно функционировать в иной системе школьных отношений. При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации с одной ступени на другую, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.

Собранный диагностический материал рекомендуется использовать классным руководителям при планировании воспитательной работы с классом, во время работы педагогического совета по преемственности начального и среднего звена.

В результате проведенных тренингов и игр ребенок должен научиться видеть и чувствовать огромный внутренний мир в себе и других, осознать, что ему интересно.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. «Знакомиться – это просто».

1.Вводная часть.
Объявляется цель - Участники имеют возможность и должны:

-познакомиться друг с другом
- научиться правильно общаться друг с другом
- развить открытость и доверие, научиться обмениваться чувствами
- проявлять уважение к индивидуальности других.

На доске памятка участнику (после первого занятия распечатки-памятки ребята уносят с собой)
• Не ставьте себя ниже или выше других.
• Ищите и поддерживайте в себе только хорошее.
• Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
• Слушайте очень внимательно задание.
• Не говорите слишком долго и слишком часто. Не перебивайте, не исправляйте, не судите говорящего.
• Не высмеивайте и не унижайте других и себя.
• Старайтесь активно участвовать во всех предлагаемых упражнениях, ситуациях, играх.
• Будьте изобретательны и используйте творческий подход.
• Учитесь доверять вашему внутреннему чувству.
• Будьте терпеливы и настойчивы.
• Признавайте свои ошибки и старайтесь исправлять их.

2.Основное содержание
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Разминка. «Поменяются местами те, кто…»

Упражнение 1. «Имена прилагательные».
Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Каждый должен назвать свое имя и на первую букву имени назвать прилагательное, характеризующее положительно этого человека. Первый начинает, второй должен повторить сказанное первым и добавить сведения о себе, третий называет двух первых потом себя и т.д. до конца. (ласковая Марина, мужественный Миша). Каждый, называя себя позитивно, помогает создавать атмосферу положительных эмоций и попадает в нее сам. (Обращается внимание детей на силу и влияние слова и мысли на наше самочувствие и отношение к человеку).
В конце с мячиком, перекидывая его друг другу, дети называют имена любого, к кому попадет мяч.
Информация к обсуждению. Кто как запоминает новые имена новых знакомых. Виды памяти.

Упражнение 2. «Какие качества я ценю в людях?».
Каждый участник называет качества, которые привлекают его в друзьях. Ведущий или помощник записывает их на доске. Далее каждый на доске отмечает по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, и т.о. появляется картина группового предпочтения личностных качеств.
Информация к обсуждению. Каждый может осмыслить и скорректировать собственное поведение в группе на анализе этого упражнения.

Упражнение 3. «Я хороший, ты хороший».
Группа делится на пары (например, вытащив половинки одной картинки, разрезанной на две части). В течение 2-3 минут один из пары рассказывает второму о своих успехах, достоинствах, прекрасных личных качествах, помогающих ему жить. Второй внимательно выслушав, должен точно пересказать то, что услышал, доказав тем самым уважение к рассказчику и сосредоточенность. Если он неточен, первый может его поправить. После этого наступает очередь второго участника.
Информация к обсуждению. Люди редко говорят о себе хорошо, чаще наоборот. Этот эмоциональный дисбаланс мешает формированию внутренней уверенности человека в себе.
Смысл упражнения в том, что, сказав и услышав о себе хорошее, человек ощущает новые чувства по отношению к себе, растет вера в себя, умение поддержать другого.

Упражнение 4. «Ливень».
Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют эти движения, например, протирание ладоней, щелканье пальцами, хлопки, наклоны, прыжки на одной – двух ногах, повороты головы, движение глазами и т. д.
Игра расслабляет, помогает снять напряжение предыдущих упражнений, стимулирует наблюдательность.

Упражнение 5. «Концентрические круги».
Участники делятся на две группы и садятся в круг – половина лицом к центру, половина лицом к ним. В парах по 1-2 минуты каждый говорит на заданную тему. После этого внутренний круг передвигается на одно место вправо или влево, создаются новые пары и упражнение повторяется.

Темы для проговаривания:

  1. Героем моего детства был…

  2. Я уважаю…

  3. Люблю свой дом…

  4. Иногда боюсь…

  5. О своих любимых домашних животных…

  6. Что меня радует в жизни…

  7. Воспоминания детства…

  8. Урок в моей жизни, очень важный для меня…

  9. Люблю читать о…

  10. Мечтаю после окончания лицея…

Информация к обсуждению.
Это упражнение стимулирует активное слушание, развивает само — и взаимопознание, способствует осмыслению ситуаций. Убеждаемся, что всегда можно найти слова, с которых можно начать разговор, узнать новое о другом человеке и сравнить его видение жизни со своим.

Рефлексия.
Что сегодня было для вас необычным?
В чем вы испытывали затруднения?
Что оказалось легко?
Как вы видите сейчас своих будущих одноклассников?
В нас много разного, но мы похожи. И главное, начиная общение, искать общие точки соприкосновения, уважая предыдущий жизненный опыт каждого.
В заключение встаем в круг, взялись за руки, закрыли глаза, слушаем ощущение единого круга, нового классного братства. Говорим «Спасибо».
Домашнее задание. Принести бумагу, кисти, краски, фломастеры, цветные карандаши, мелки для рисования.

Раздел 2. «Склонность, внимание, память»

1. Что такое склонности, внимание, память?

2. Методика «Определение склонностей ребенка»

3. Изучение уровня внимания у школьников

4. Тест «Изучение логической и механической памяти» у школьников

Раздел 3. Барьеры непонимания.

1.Разминка. Карусель «Комплимент».
2. Основное содержание «Что мешает людям принимать друг друга и дружить? (Конфликты и их причины). Беседа. Модели поведения.
На доске запись: «я и Другие», «Я и другие», « Я и Другие».
Какие ассоциации возникают при виде такой записи? О зависти, высокомерии, равенстве. Манера поведения – одна из причин конфликтов.

Упражнение 1. «Неуверенный – уверенный — самоуверенный»
(работа в парах, обсуждение состояния и ощущения от роли уверенного или неуверенного человека).

Упражнение 2. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день».
(цель: развитие способности к самоанализу, позитивного отношения к себе)
Дети работают на бланках с таблицей, заполняя графы:
1.Мои лучшие черты
2. Мои способности и таланты
3.Мои достижения.
В конце упражнения по желанию зачитывают то, что хотят.
4.Рефлексия.

Общий рисунок «Полотно жизни».
Рулон обратной стороны светлых обоев или листы большого формата ватмана на составленных столах, с обеих сторон дети, под музыку без разговоров по предложению ведущего последовательно выполняется рисунок полотна жизни (пространство, величиной с ладонь, ограничиваем цветом, усиливаем границы, обнаруживаем соседние ладошки-государства, строим дорожки в гости к ним, заполняем пустые места и т.д. пока все обои не будут заполнены общим рисунком.
Результат впечатляет детей неожиданной общей картиной состояния группы.
Информация к обсуждению.
Как вам рисовалось?
Какие ощущения были, когда в ваше государство пришли гости?
Как цвет на общем полотне отражает состояние художника?

4.Рефлексия. Всякое общение – обучение.
У каждого есть свобода выбора в самопредъявлении и ответственность за форму своего поведения.
Причина конфликтов – в нас самих.
Поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Домашнее задание. Проанализировать отношения с близкими людьми, в случае дисгармонии постараться их наладить.

Раздел 4. На чем держится мир.

1.Разминка: упражнение «Это здорово!»
Участники в кругу, в центр выходит один и скажет о любом своем качестве, умении, таланте, или что-то продемонстрирует. В ответ все Хором говорят «Это здорово и показывают большой палец»
2. Основное содержание.
«Знания, Бесстрашие, Устремленность – вечный двигатель развития человека».
Упражнения в круге на самопредьявление, позы различных животных, изображение предметов и т.д.
Беседа. Комплексы. Что это?
Работа в парах. «Личный опыт».
Пары образуются произвольно, детям дается время на проговаривание пережитых или переживаемых комплексов. Один рассказывает, второй старается подбодрить и указать на сильные стороны этого человека.
Информация к обсуждению.
Как реагировать на клички?
Как пережить унижение достоинства?
Трагедия в Беслане. Как пережили это дети, ваши сверстники?
Поиск внутренних ресурсов.
Упражнение 1.«Да! А что?».
Все в кругу, в центр приглашается самый отважный, ведущий предупреждает, что сейчас он услышит «антикомплименты», но на любой из них он должен отвечать: «Да, а что?». Дети пытаются говорить всякие неприятные вещи в адрес «отважного», 1-3-5 минут в зависимости от накала страстей. Прекращаем упражнения и анализируем ситуацию с обеих сторон.
Понятие «Психологическая защита».
Всегда будут мнения людей, не совпадающие с нашим личным по поводу наших особенностей внешности или личных качеств. Выслушать можно все, но не следует попадать в плен и в зависимость от того, от чего портится настроение. Важно сказать и поверить себе, что любой имеет право на ошибку, на заблуждение, на свое, порой искаженное видение модели отношений между людьми, с учетом воспитания и знаний.
Знающий – вооружен. Зная свои достоинства, работая над совершенствованием личных качеств, всегда можно идти по жизни с опорой на свои сильные стороны.
Упражнение.2. Свобода.
Пары участников обмениваются утверждениями, начинающимися со слов «Я свободен…, «Никто не должен мне…, « Свобода – это…
3.Рефлексия.
Обсуждаем в кругу наиболее интересные размышления.
Можно быть свободным от чужого мнения, от ожиданий чужого внимания, от …
Какие открытия удалось сделать в создании своей картины мира на сегодняшнем занятии? В конце подарки – листочки со стихами и рисунком.

Отныне я перестаю
дрожать за стоимость свою
и всех, кто ставит мне оценки,
собственноручно ставлю к стенке -
пускай поджилками трясут!-
теперь я сам свой высший суд …
Да здравствует отвага птичья
И мир в сохранности и ценности!
Ударим манией величия
По комплексу неполноценности!
(Стихом выразился Иван Халявин)

В. Леви. «Приручение страха».М. 2002, изд. Метафора.

Раздел 5. «Познавая себя, понимаешь других».

1.Разминка.
Встали в два круга, один внешний, другой внутренний лицом друг к другу.
Оказавшиеся в парах подают обе руки друг другу, со словами «Я запомнил, что ты…».
По команде ведущего внутренний круг перемещается на одного человека вправо.
Садимся в общий круг. Каждый должен назвать соседа справа и слева.

2. Основное содержание:
«Мы – жители разных миров, под названием душа».

Упражнение 1.Превращения.
Сидя в кругу. Ведущий предлагает закончить предложения:
Если бы я был книгой, то я был бы …
Если бы я был взрослым, то я бы …
Если бы я был песней, …
Если бы я был погодой …
Если бы я был…и т.д.
Информация к обсуждению.

Что показалось необычным в этом задании?
Возможно ли человеку почувствовать себя не человеком? Представить – да, а почувствовать?
Для чего это нужно?
Может, это позволяет нам понять всеобщую взаимосвязь, взаимопроникаемость и взаимозависимость?
Ученые давно предлагают поверить в то, что погоду на планете делают люди, и не только техногенным вмешательством, но и образом, окраской мыслей и чувств.
Ведь наше настроение, наше самочувствие часто зависит от чужих мыслей и чувств.
То есть существует категория факторов, невидимых внешне, но мощно управляющих нами. Но также существуют и силы, позволяющие нам выстоять в приключении под названием Жизнь. Давайте разберемся в этом.

Упражнение 2.
Детям предлагается создать Рисунок корабля своей судьбы в море жизни (детали корабля – устремленность, воля, надежность, знания, вера, сила, доброта и т.д.)
Элементы моря – острова, проливы, течения с названиями разных жизненных ситуаций. Работа под спокойную музыку за общим большим столом, составленным из нескольких ученических.
По окончанию работы при согласии детей рисунки вывешиваются на доску, и идет обсуждение моря житейских проблем и возможностей найти внутренние силы выдержать испытания судьбы.

Упражнение 3. Впечатление.
Слушаем песню Б. Окуджавы
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»
Участники разбиваются на пары. Один рассказывает второму, глядя в глаза, какое хорошее впечатление тот на него произвел. Партнер выслушивает, благодарит и старается сказать в ответ как можно больше хорошего.
Упражнение можно проводить и в общем кругу, когда по желанию дети выбирают того, кому они хотят сделать комплимент.
Информация к обсуждению. Мы работаем второй день, и уже есть возможность высказать приятные слова людям, с которыми совсем недавно был незнаком.
Что нам позволяет найти таких людей?
А можно ли говорить комплименты совершенно незнакомым людям?
Что мешает нам сказать приятные добрые слова любому человеку, если он их заслуживает?
Приходим к пониманию существования страхов.

4.Беседа. Страх = страж
Страх сделать ошибку – тормоз развития.
На доске рисунок – увеличенная ксерокопия «Древо страхов» из книги В.Л.Леви «Приручение страха». Беседа по рисунку. Виды страхов: за свою жизнь, социально-оценочные, общебытийные, перед агрессией, перед судьбой.
Приведите примеры пословиц и поговорок про страхи.
Какую роль играют наши страхи (стражи)?
Как мы чувствуем, что нам страшно?
Рисуем карту своего страха ( в каких частях тела проявляются, признаки страха).Это может быть рисунок общего человека на доске или отдельные рисунки
На общем рисунке получается веселее, и видно сходство в ощущениях, что позволяет детям понять, что состояние страха не их личные проблемы, а общие.
В случае индивидуальных рисунков на маленьких листочках можно их сжечь в «Костре любви к Жизни» (сухое горючее, металлический поднос, горят замечательно).

Наша задача – найти силы, позволяющие переживать свои страхи.
Рисуем «Поле защиты – ауру Света».
Большой рисунок – круг вокруг маленького человечка на доске разными цветными мелками заполняем словами, символами нашей силы и защиты (знания, уверенность, дружба, вера, молитва, смех, свеча, вода, юмор, сила, ловкость, и т.д.).
Наше тело имеет память неприятных прикосновений. Но в наших силах победить эти неприятные знаки памяти, страхи тела. Давайте поиграем.

Упражнение 5. Построение по росту.
С закрытыми глазами построиться по росту.

Упражнение 6. Круг с поддержкой (доверяющее падение).
Информация к обсуждению.
Что вам показалось интересным сегодня? Что запомнилось?
Чему вы удивились в себе?
Что вас удивило в других?
Домашнее задание. Потренироваться в комплиментах.
Придумать стихи, высмеивающие страхи.
В заключение встаем в круг, правой рукой гладим соседа справа по плечу и благодарим за сегодняшнее общение, то же – слева.
Стоя в кругу, поем песню «Давайте восклицать…» (распечатки текста готовятся заранее и выдаются детям). Прощаемся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Наименование раздела

Кол часов

Теория

Практика

1

Вводная беседа

1

1

-

2

Работа со справочной литературой.

5

1

4

3

Игры со словами

8

1

7

4

Творческие задания

8

1

7

5

Тренировочные турниры

6

1

5

6

Игры на эрудицию

10

1

9

7

Доклады по заданной теме

10

1

9

8

Логические интегрированные игры

10

1

9

9

Творческие игры

8

1

7

10

Экскурсии

6

1

5


Итого

72

10

62

Примечание:

- в учебно-тематическом плане на последующие годы задания внутри разделов строятся по мере усложнения, учитывая возрастные, психологические и образовательные способности учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Раздел № 1. Вводная беседа.

Интеллектуальные игры – многообразие – зачем в них играть

Раздел № 2. Работа со справочной литературой.

Разнообразие справочных источников – энциклопедии – словари – Интернет.

Раздел № 3. Игры со словами.

Как играть – многообразие – богатство русского языка – межязыковые связи

Раздел № 4. Творческие задания.

Самостоятельная работа школьников – анализ фактов

Раздел № 5. Тренировочные турниры.

Правила поведения в игровом зале – навыки работы в команде

Раздел № 6. Игры на эрудицию.

Вопросы для интеллектуальных игр – команда для игры – книга-источник знаний

Раздел № 7. Доклады по заданной теме

Доклад – особенности – поиск литературы – систематизация – публичное выступление

Раздел № 8. Логические интегрированные игры.

Игра «Что? Где? Когда?» - «Брейн-ринг»

Раздел № 9. Творческие игры.

Творчество - основа интеллекта. Игры, составленные на основе материала,

представленного участниками игры.

Работа по блоку «Интеллектуальные игры» в идеале должна проводиться в виде различных внутришкольных турниров, тренировочных занятий и проведении межшкольного Кубка по интеллектуальным играм. Предполагается, что в результате реализации программы у воспитанников:

  • Появится активный интерес к саморазвитию

  • Проявятся творческие и организационные способности

  • Повысится уровень успеваемости

  • Активизируется познавательная деятельность

Все игры можно разбить на несколько групп.

1 группа – игры со словами:

  1. «Анаграммы»

  2. «Омонимы»

  3. «Полиглот»

  4. «Перевёртыши»

  5. «Шароиды»

  6. «Кубраёчки»

  7. «Метаграммы»

  8. «Хвостоглавы»

  9. «Логогрифы»

  10. «Из одного слова» (используется в телепередаче «Звёздный час»)

  11. «Весёлое определение»

2 группа – игры «угадайки»:

  1. «Человек»

  2. «Животное»

  3. «Нечто»

  4. «Персонаж»

  5. «Глагол»

  6. «Ситуация» (телеверсия: «Детектив-шоу»)

  7. «Контакт»

  8. «Ассоциации»

3 группа – игры на эрудицию:

  1. «Выбери правильный ответ» (используется в телепередаче «Звёздный час»)

  2. «Логические цепочки» (используется в телепередаче «Звёздный час»)

  3. «Эрудит-лото» (телеверсии: «Проще простого», «О! Счастливчик»)

  4. «Надуваловка»

  5. «Джепарди» (телеверсия: «Своя игра»)

  6. «Веришь - не веришь» (используется в телепередаче «Блеф-клуб»)

  7. «Самый быстрый эрудит»

4 группа – логические интегрированные игры:

  1. «Найди лишнее»

  2. «Что? Где? Когда?»

  3. «Брейн-ринг»

5 группа – творческие игры:

  1. «Гипертекст»

  2. «Коллективное стихотворчество»

  3. «Художник»

  4. «Коллективное рисование»

  5. «Наблюдатель»

  6. «Буримэ»

Занятие строится так: ведущий знакомит группу с правилами игры, приводится пример и пробуем играть на 3-4 примерах. Затем представляется игра из другого блока. По ходу занятия необходимо сообщить некоторые сведения из истории игры и указать на словарь или энциклопедию где можно найти информацию о встретившихся незнакомых словах. Каждый ребёнок обязательно должен рассказать, где он побывал и что увидел интересного. Необходимо акцентировать внимание на речевой культуре говорящего и умении других ребят слушать своего товарища. Перед экскурсией детей необходимо подготовить, а затем в игровые задания включать материалы, основанные на увиденном и услышанном во время экскурсии. К концу первого года ребята должны попробовать сами составить игровые задания.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Зал на 20-25 команд (плоский пол, свободно стоящие стулья, небольшие столики), Микрофоны (желательно один радиомикрофон), Доска, копировальный аппарат, любые дополнительные средства (проектор, музыкальный центр, компьютер, видео и т.п.) существенно расширят спектр конкурсных заданий. Методические сборники по проведению игр для детей различных возрастных категорий. Сборники игр, вопросники, викторины и т.п.

Примерный список тем для реализации программы

«Сказки» (можно разделить: народные, авторские, мифы и легенды)

«Русские традиции»

«Традиции народов мира»

«Кругом вода»

«Великие географические открытия»

«Мир животных»

«Мир растений»

«Москва»

«Музыка – язык общения»

«По странам и континентам»

«Великая Отечественная Война»

«Космос»

«Художники и композиторы»

Тематические игры по предметам: «В мире чисел», «Физика вокруг нас», «История Древнего мира», «Занимательная география», «Омонимы» и т.д.

Количество часов на каждую группу игр педагог определяет самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей, их степень подготовленности, психолого-педагогические и физиологические особенности возраста.

К экскурсионной работе привлекаются родители. А также желательно приглашать их на турниры в качестве судей. Это будет повышать авторитет и родителей и педагогов, и способствовать укреплению семейных отношений.

На второй год большее количество часов следует уделить индивидуальной работе и играм первой, третьей и пятой групп. При доработке программы, в последующие годы – играм второй и особенно четвёртой группы. Игры других групп использовать в качестве разминки. Большее внимание стоит уделять работе с командами.













ЛИТЕРАТУРА

Основная для 1 года обучения:


  1. Богомолов В. Тестирование детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. – М: Просвещение,1991.

  3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. -М., 1974.

  4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание.,1991.

  5. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Практическая психология»).

  6. Ермолаев О.К. Марютина Т.М. Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1987. (Виды внимания: 30-37, 69-80.).

  7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер. Серия: Мастера психологии, 2009.

  8. Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия. – СПб, 2002.

  9. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. – М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4-50.)

  10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Санкт-Петербург, 2000.

  11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

  12. Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. – СПб., 2005. – 42 с.

  13. Такман Б.В. Педагогическая психология. – М.: Прогресс, 2004.- 602 с.

  14. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Питер Ком, 2003.

  15. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. – СПб.: УПМ.1997.

  16. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: УПМ,1997.

  17. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. –- СПб.: Иматон, 1998.

Основная для 2 года обучения:


  1. Забуслаев В.Н., Хейфец Б.Л. Игры со словами (с дидактическим приложением), 1997.

  2. Заесенок В.П. Подумай и ответь (с приложением для учителя). – М.: ИОЦ МУСПО, 1996.

  3. Заесенок В.П. Графы в математике и жизни (с приложением для учителя). – М.: 1997.

  4. Калашников В.Э. Интеллектуальные игры (правила и примеры), 1997.

  5. Никольская И.Л. Азбука рассуждений. – М.: ИОЦ МУСПО, 1996.

  6. Рослова Р.Л. Разрезание квадрата, одним росчерком и другие геометрические задачи. 1997.

  7. Хейфец Б.Л. Софизмы и парадоксы (с приложением для учителя). – М. ИОЦ МУСПО 1997.

  8. Хейфец Б.Л. Цифры, числа, люди (с методическим приложением для учителя). - М. 1996.

  9. Чиканцева Н.И. Математические фокусы. – М. ИОЦ МУСПО, 1997.

  10. Эрудит (толково-этимологический словарь иностранных слов). – М.: Школа-пресс, 1995.


Дополнительная для детей:


  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

  2. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности: учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006.

  3. Йири Шерер. Техники креативности: как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею (Инновационные стратегии управления). – М.: СмартБук, 2009.

  4. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006.

  5. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах – М., 1993.

  6. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. – М.: Знание, 1991

  7. Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. – М.: Интеллект-центр, 2005.

  8. Главная книга для умных и веселых. – Киев: Сталкер, 1997.

  9. Любимая Книга для умных и веселых. – Киев: Сталкер, 1998.

  10. Настольная книга для умных и веселых. – Киев: Сталкер, 1997.

  11. Своя игра. Выпуск 1-11.

  12. Атлас самураев: научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

  13. Большая энциклопедия знаний. – М.: Эксмо, 2013.

  14. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.

  15. Географические открытия. – М.: Махаон, 2007.

  16. Греки: иллюстрированная мировая история. – М.: Росмэн, 1994.

  17. Детская энциклопедия: Древняя Греция. – М.: РОСМЭН, 2015.

  18. Детская энциклопедия: Микромир. – М.: РОСМЭН, 2016.

  19. Детская энциклопедия: Моря и океаны. – М.: РОСМЭН, 2016.

  20. Детская энциклопедия: Открытия и изобретения. – М.: РОСМЭН, 2016.

  21. Детская энциклопедия РОСМЭН: история России. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2016.

  22. Детская энциклопедия РОСМЭН: насекомые. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.

  23. Детская энциклопедия РОСМЭН: народы мира. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2015.

  24. Детская энциклопедия РОСМЭН: подводный мир. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2016.

  25. Детская энциклопедия РОСМЭН: страны и континенты. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2016.

  26. Детская энциклопедия РОСМЭН: техника. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2016.

  27. Животные России. Самая первая энциклопедия. – М.: Росмэн, 2013.

  28. Казелли Дж. Большая книга прогресса. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

  29. Мир вокруг нас. Первая школьная энциклопедия (т.1-т.3). – М.: Росмэн, 2008.

  30. 100 великих чудес природы. – М.: Вече, 2007.

  31. 100 великих событий XX века. – М.: Вече, 2010.

  32. Тайны живого мира: хитрости маскировки. – М.: Оникс, 2000.

  33. Тайны живого мира: хищники. – М.: Оникс, 2001.

  34. Универсальный атлас мира.- М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008.

  35. Энциклопедия для детей. Астрономия и космос. 100 фактов – М.: Аванта, 2005.

  36. Энциклопедия для детей. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. – М.: Аванта, 2005.

  37. Энциклопедия окружающего мира. Погода и климат. – М.: Росмэн, 1997.

  38. Энциклопедический справочник: Все столицы мира. – М.: Вече, 2004.

  39. Эти необычные животные (рыбы и другие морские животные). – М.: Росмэн, 2013.

  40. Эти таинственные животные (рептилии, насекомые). – М.: Росмэн, 2013.


24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!