СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа изокружка "Палитра"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования художественной направленности

Просмотр содержимого документа
«Программа изокружка "Палитра"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа С. Ивановка





«УТВЕРЖДАЮ»

Должность


________ ФИО


«___» _________2021 г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Палитра»




Возраст учащихся: 6-16 лет

Срок реализации программы: 1 год





ФИО

Глупак Ольга Георгиевна

должность

педагог дополнительного образования








с. Ивановка

2021

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы

обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Направленность программы

Художественная. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Уровень освоения

Базовый

Отличительные особенности

программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Адресат программы

Особенности организации образовательного процесса:

- групповой набор осуществляется для детей 1-9 классов на общей основе;

- 3 раза в неделю по 1 часу;

- с возможностью и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;

- продолжительность образовательного процесса (объём – количество часов) и срок (сколько лет реализации), определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Овладение умениями и навыками художественной деятельности школьниками 1-9 классов МБОУ «СОШ с. Ивановка» через разнообразные формы изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации.

Развивающие:

  1. Развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления.

  2. Развить стремление к самопознанию и самоопределению и др.

Обучающие:

  1. Познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области.

  2. Научить работать с различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Рисунок - основа изобразительного творчества

28

3,5

24,5


1.1

Вводное занятие. Правила ТБ

Виды изобразительного искусства и  основы их образного языка.

2

0,5

1,5

Тест. Диагностическая карта

1.2

Виды графики: линейный рисунок

4

0,5

3,5

Творческое задание

1.3

Виды графики: монотипия

4

0,5

3,5

Творческое задание

1.4

Книжная графика

4

0,5

3,5

Наблюдение

Творческое задание

1.5

Стилизация в графике

4

0,5

3,5

Наблюдение

Творческое задание

1.6

Композиция "Декоративный натюрморт" («Декоративный пейзаж»)

4

0,5

3,5

Проект

Критерии оценки работ

1.7

Портрет в графике

4

0,5

3,5

Наблюдение

Творческое задание

1.8

Подготовка к выставке, конкурсу.

1

-

1

Наблюдение

Критерии оценки работ

1.9

Экскурсия на выставку

1

-

1

Наблюдение

Диагностическая карта

2

Цвет и его возможности. Пастель.

31

3

28


2.1

Деревенский пейзаж. Пастель.

4

0,5

3,5

Творческое задание

2.2

Пленер.

3

-

3

Критерии оценки работ

2.3

Городской пейзаж. Пастель.

4

0,5

3,5

Наблюдение

Творческое задание

2.4

Творческая композиция «Натюрморт»

4

0,5

3,5

Проект

Критерии оценки работ

2.5

Наброски лица человека с натуры

4

0,5

3,5

Творческое задание

Диагностическая карта

2.6

Портрет с натуры. 

4

0,5

3,5

Наблюдение

Творческое задание

2.7

Портрет-образ

4

0,5

3,5

Наблюдение

Творческое задание

2.8

Подготовка к выставке, конкурсу

4

-

4

Критерии оценки работы Дидактическая карта

3

Живопись. Гуашь.

43

4,5

38,5


3.1

Жанры в живописи

4

0,5

3,5

Наблюдение

Творческое задание

3.2

Пейзаж-настроение.

4

0,5

3,5

Наблюдение

Творческое задание

3.3

Стили живописи. 

4

0,5

3,5

Творческое задание

3.4

Натюрморт реалистичный (академический). 

4

0,5

3,5

Творческое задание

3.5

Натюрморт в стиле кубизм. Гуашь.

4

0,5

3,5

Творческое задание

3.6

Натюрморт в стиле импрессионизм.  Гуашь.

4

0,5

3,5

Наблюдение

Творческое задание

3.7

Портрет с натуры. Гуашь.

5

0,5

4,5

Творческое задание

3.8

Портрет «в стиле». Гуашь.

5

0,5

4,5

Творческое задание

3.9

Портрет – образ. Гуашь.

5

0,5

4,5

Творческое задание

3.10

Подготовка к конкурсу-выставке

4

-

4

Критерии оценки работы Дидактическая карта


Итого

102

11

91


Содержание учебного плана 1 года обучения

Тема 1. Вводный урок. Цели и задачи обучения, правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места. Виды изобразительного искусства и  основы их образного языка. Тестирование по проверки приобретенных знаний.

Блок 1. Рисунок - основа изобразительного творчества. (28 ч)

Теория: объяснение значимости изучения теоретических основ и практических навыков в изображении  различных объектов  и явлений окружающего мира; знакомство с программой по рисунку. 

Знакомство с  понятием «линия»,  материалами по рисунку,   методами и способами работы с карандашом (точка, штрих, перспективная линия), с его техническими возможностями.

Беседа о видах графики. Язык графики. Линейный рисунок. Монотипия. Знакомство с книжной графикой. Способы стилизации в графике. Портрет в графике.

Практические занятия: Просмотр презентации о видах графики, тестирование.

Выполнение линейных упражнений, штриховок. Знакомство с техникой монотипии. Выполнение творческой работы в технике монотипия. Обзор современной иллюстрации книг. Выполнение буквицы в графике. Знакомство со способами стилизации в графике и выполнение упражнений по стилизации животных в графике. Композиция "Декоративный натюрморт", («Декоративный пейзаж»). Работа над творческой работой портрет.

Подготовка к выставке, конкурсу (отбор работ, оформление). Экскурсия на выставку.

Блок 2. Цвет и его возможности. Пастель. (31 ч)

Теория: Техника рисования пастелью. Приемы, знакомство с материалом. Линейная перспектива в пейзаже. Пленэрная живопись. Композиция в натюрморте. Законы композиции. Рисунок с натуры лица человека, особенности техники. 

Практическая работа: Выполнение пейзажа. Выход на пленэр, рисование городского пейзажа. Выполнение творческой работы натюрморт. Выполнение набросков лица человека, зарисовки. Выполнение портрета с натуры. Выполнение творческой работы портрет-образ ( Весна, Зима, Осень, Лето, Музыка и др.). Подготовка работ к выставке, анализ работ, оформление.

Блок 3. Живопись. Гуашь. (43 ч.)

Теория: знакомство с жанрами живописи. Законы линейной и воздушной перспективы.

Знакомство со стилями живописи. Реалистический натюрморт  и его особенности. Особенности построения натюрморта в стиле кубизм. Знакомство со стилем импрессионизма в живописи. Техника работы над портретом гуашевыми красками. 

 Практическая работа: тестирование по теме Стили живописи, Рисование пейзажа – настроение. Построение и рисование гуашью реалистичного натюрморта из предметов художника. Рисование кубистического натюрморта на свободную тему. Рисование портрета с натуры. Рисование портрета в свободном стиле (подражание стилю).  Создание творческой работы Портрет-Образ (Море, Ветер, Солнце, Дождь). Подготовка к конкурсу-выставке творческих и учебных работ. Оформление.

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

- учащиеся приобретут ценностные знания об изобразительном искусстве.

- у учащихся установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, сформируется уважительное отношения к художественной истории и культуре других народов;


- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.

Метапредметные результаты:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты:

- устойчивый интерес к изобразительной деятельности, к художественным традициям своего народа, понимание значения изображения в жизни человека.

- формирование знаний о роли изобразительного искусства для самовыражения человека и более глубокого восприятия мира, о положительном влиянии искусства на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), об изобразительной деятельности как факторе успешной учебы( развитие внимания, памяти) и социализации.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Занятия проходят в кабинете изобразительного искусства, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, набором художественными альбомами и литературой по искусству. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащен компьютером, проектором, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- Репродукции картин художников.

- Муляжи для рисования.

- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

- Тела геометрические.

- Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.- Закон российской Федерации об образовании.

- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г.

- Методические рекомендации Управления воспитания и допол­нительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразо­вательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

- Методические рекомендации Управления воспитания и допол­нительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразо­вательных учреждениях.

- СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлени­ем Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).

- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министер­ства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

- материалы сети Интернет

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

- промежуточные;

- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

- Тестирование.

- Отчётные просмотры законченных работ.

- Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Формы и методы контроля

Программа также включает в себя следующие виды контроля:

Предварительный (входной) контроль. Осуществляется в начале учебного года для определения уровня развития детей, их творческих способностей. Проводится в виде беседы, опроса, тестирования, анкетирования.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года. Данный контроль осуществляется путем педагогического наблюдения, тестирования, творческих и практических заданий.

Промежуточный контроль проводится по окончании модуля, что позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, результаты обучения. Проводится в виде: контрольного задания, зачѐта, самостоятельной работы.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результатов обучения. Степень выполнения поставленных задач. Для осуществления данного вида контроля организуются: выставка работ, конкурс.

Главным результатом реализации программы является создание каждым учащимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творческие задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.

Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.

Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.

2.3 Методические материалы

Основные формы организации занятий

Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.

Одна из целей преподавания искусства- развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития умения сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с выдающимися мастерами изобразительного искусства, такими как А. Матисс, П. Пикассо, В. Ван Гог, И. Машков и т.д.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение, творчество.

Многообразии видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Программа предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация конкурсов, выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, цветные карандаши, мелки, уголь и.тд).

От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, игр и художественных произведений для детей.

Активизировать художественную деятельность помогает игра. В процессе игры преподаватель воздействует на обучаемых с целью достижения учебных целей в процессе мотивированного общения. Игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки. Игра помогает адаптации и развитию детей, снижает тревожность, создает у них положительный настрой в процессе обучения и воспитания.





2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

102

Продолжительность учебных периодов

1 четверть

1.09.21-28.10.21

2 четверть

8.11.2021- 29.12.2021

3 четверть

10.01.2022- 23.03.2022

4 четверть

3.04.2022-31.05.2022

Возраст детей, лет

6-16

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

3 раза/нед.

Годовая учебная нагрузка, час

102


2.5 Календарный план воспитательной работы

(мероприятия, объём, временные границы)

- День матери. Беседы, рисование открытки. Ноябрь, 2 часа.

- День Конституции. Патриотические беседы, выставка рисунков. Декабрь, 2 часа.

- Новогодний праздник. Беседа о семейных ценностях и традициях, рисование открытки. Декабрь, 2 часа.

- День защитника Отечества. Патриотические беседы, выставка рисунков. Февраль, 2 часа.

- Международный женский день. Выставка рисунков. Март, 2 часа.

- День Победы. Патриотические беседы, выставка рисунков. Мая, 2 часа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 2010 г.

  2. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусства в школе. И. П. Волков. Художественная студия в школе

  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

  4. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006

  5. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте

  7. Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

  8. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

  9. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.

  10. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

  11. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.

  12. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!