СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Карьерный навигатор» в рамках проведения родительского дня в Раифском СУВУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После представления на плацу и в актовом зале обучающиеся с родителями расходятся по мастерским и кабинетам учебно – производственных мастерских.

 

Группа №1,8.  Изучаем себя, свои способности и интересы.

Мастер. Знакомство приехавших родителей с обучающимися. Игра «Профессия на букву». Методика «Анкета  для выявления готовности к выбору профессии» (В.Б Успенский). Рефлексия.

Упражнение «Выбор». «Схема профессионального мира». Методика Дж. Голланда «Опросник профессиональных предпочтений».

Игра «Цепочка профессий». Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Карьерный навигатор» в рамках проведения родительского дня в Раифском СУВУ.»


МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Раифское СУВУ)










Программа «Карьерный навигатор» в рамках проведения родительского дня в Раифском СУВУ.












Подготовили: Мангушева Е.Г., С.В.Обухов, Л.И.Стрелкова






















2019

После представления на плацу и в актовом зале обучающиеся с родителями расходятся по мастерским и кабинетам учебно – производственных мастерских.


Группа №1,8. Изучаем себя, свои способности и интересы.

Мастер. Знакомство приехавших родителей с обучающимися. Игра «Профессия на букву». Методика «Анкета для выявления готовности к выбору профессии» (В.Б Успенский). Рефлексия.

Упражнение «Выбор». «Схема профессионального мира». Методика Дж. Голланда «Опросник профессиональных предпочтений».

Игра «Цепочка профессий». Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова. Рефлексия.



Группа №2,7. Профессии с большой перспективой

Информация мастера: Уровни профессионального образования учреждений среднего и высшего профессионального образования России. Понятия «Рынок труда» и его составляющие. Новое время – новые профессии.

Родители: Профессии родителей.

Мозговой штурм «Востребованные профессии будущего». Игра – эрудиция «Новые профессии сегодня». Обсуждение результатов. Рефлексия.

Упражнение "Коллективный счет". Составление рейтинга «Самая популярная профессия родителей в группе». Круглый стол «Профессий моей семьи». Презентация и защита исследовательской работы «Мини-исследование профессий моей семьи». Обсуждение. Рефлексия Игра «Профессия в действиях».

.


Группа №3. Карьера и карьерная стратегия Мастер. Типы таланта и интеллекта. Призвание. В поисках призвания.

Принципы постановки карьерных целей. Правила карьерной стратегии. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Трудовой Кодекс РФ о трудоустройстве. Правила составления резюме. Эффективное поведение на рынке труда. Мобильные специалисты.

Психолог, беседа «Чем бы вы занимались, если бы денежные и социальные вопросы вас бы не волновали?». Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание». Упражнение «Как найти свое призвание?». Рефлексия Профориентационная игра «Город будущего». Презентация работы команд.

Группа №4,9. Правила профессионального самоопределения.

Мастер. Памятка «Правила профессионального самоопределения».

Мозговой штурм «Основные шаги по принятию решения о выборе профессии».

Методика «Постановка жизненных целей». Отработка и закрепление практического навыка построения карьеры. Профориентационная игра «Королевские работники». Упражнение «Игра в лотерею». Профориентационная игра «Кадровый вопрос». Игра «Цепочка профессий».

Группа №5,6,

Мастер. Обсуждение проблем эффективного поведения на рынке труда. Просмотр видеоролика «Секреты успешного трудоустройства».

Деловая игра «Кадровый вопрос». Защита проектов.

Упражнение «Профессия – специальность». Рефлексия. Игра «Командные роли». Обсуждение результатов. Круглый стол «Знание трудового кодекса о применении труда несовершеннолетних». Упражнение «Мое резюме».

Мастер – класс «Секреты успешного трудоустройства».

Заполнение и анализ индивидуальных анкет. Рефлексия.


Обеспечение программы «Карьерный навигатор».


Методическое обеспечение программы

Методы диагностики представленны в приложении («Анкета для выявления готовности к выбору профессии (В. Б. Успенский)», методика «Определение профессионального типа личности» Дж. Голланда, методика Климова «Определение типа будущей профессии», методика «Якоря карьеры» Э. Шейна).

Ряд используемых упражнений и процедур, предусмотренных программой и приведенных в соответствующих литературных источниках, допускают внесение определенных корректировок с учетом целей мастера.



Дидактическое обеспечение

Для обеспечения мероприятий родительского дня необходимы наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

  • методические разработки,

  • методическая литература,

  • раздаточный материал,

  • пособия,

  • профориентационные игры,

  • тестовый материал,

  • видеоролики,

  • презентации.















Приложения

Изучаем себя, свои способности и интересы.

1. Знакомство родителей с обучающимися. Установление контакта и доброжелательной атмосферы в мастерской. Упражнение «Артем – артистичный». Цель данного упражнения – снятие эмоционального напряжения, установление контакта. По кругу обучающиеся называют свое имя, затем на первую букву своего имени называют прилагательное, характеризующее самого участника. (Упражнение рассчитано примерно на 10 мин).

Игра «Профессия на букву». Цель данного упражнения — расширение у участни­ков знаний о мире профессионального труда или актуали­зация уже имеющихся знаний о профессиях. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немного времени (от 5—7 до 10—15 минут) и носит скорее разминочный характер.

Процедура упражнения следующая (при работе в круге): Общая инструкция: «Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем много про­фессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву». (буквы; м, н, о...), по­степенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).

Беседа (5 мин)

Обучающимся задаются следующие вопросы для обсуждения, на которые они дают устные ответы:

«Для чего нужно знать свои особенности?», «Что заставляет человека выбирать ту или иную профессию?» (беседа – 5 мин).

  1. Диагностика (20 мин).

Выполнение методики «Анкета для выявления готовности к выбору профессии» (В.Б Успенский). Обработка и интерпретация результатов.


Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (подготовлен профессором В.Б.Успенским).

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Инструкция: вам будут предложены утверждения, на которые вы должны выразить свое мнение ответами «да» или «нет».

  1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

  2. Основной мотив выбора – материальные интересы.

  3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.

  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

  5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

  6. Если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты, которые устраивают Вас.

  7. Вы читаете литературу, связанную с будущей профессией.

  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

  9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, вам не достает.

  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

  14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

  24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов: поставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

«Да»: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.

«Нет»: 4, 5, 10, 13, 24.


Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0 – 6 баллов – неготовность;

7 – 12 баллов – низкая готовность;

13 – 18 баллов – средняя готовность;

19 – 24 балла – высокая готовность.

Итоги теста лучше подвести в наглядной форме. Дети сами могут прокомментировать свои результаты.

Дороги, которые мы выбираем

  1. Упражнение “Выбор”

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Инструкция: «Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время... Вам необходимо сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам вам подсказку: Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования...

Необходимо письменно ответить на вопросы:

  • В каком городе или стране вы находитесь?

  • Какое у вас время года?

  • Что вы будете делать?

  • Что вы умеете делать?

  • Что будет потом?

В общем, устройте свою жизнь.

Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия.

Происходит обсуждение.


Мастер. Рассматривая трудовую деятельность человека, нужно различать понятие «занятие», «профессия», «должность» «специальность».

Занятие – любая деятельность человека, приносящая доход или заработок.

Профессия – официально установленное занятие, род деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате профессионального образования или специальной подготовки и опыта работы.

Профессия определяется характером и содержание работы, служебными функциями, применяемыми машинами и механизмами, а также предметами труда.

В рамках профессии выделяются определенные специальности по мере углубления разделения труда (обособления трудовых функций работников и их разграничения в процессе совместной деятельности).

Специальности в среднем и высшем профессиональном образовании понимают как совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

«Общероссийский классификатор специальностей по образованию» выделяет укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, относящиеся к какой-либо широкой предметной области – например, «техника и технологии». Направления подготовки выделяют более узкую предметную область – например, «морская техника». Специальности выделяют конкретную профессиональную область – например, «судовое оборудование».

Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач (показ дипломов различных учебных заведений).

Должность, прежде всего, предопределяет границы компетенции работника, т.е. круг его обязанностей, права и ответственность, тогда как специальность характеризует лишь род его трудовой деятельности, требующей определенных навыков, приобретаемых в процессе специального обучения или практического опыта.

  1. Практическая работа «Схема профессионального мира».

  2. Работа в группах – 2 группы. Обучающимся предлагается схематично изобразить профессиональный мир, разграничить понятия «Профессия», «Специальность», «Должность». Привести пример. Презентация коллективной работы.

  3. Выполнение методики Голланда «Определение профессионального типа личности». Обработка и интерпретация результатов.

«Выбор за тобой»

Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения.

Мастер. Ознакомление участников с правилами. "Первый вопрос, который, наверное, возник у многих из вас, — почему мы с вами расположились не за столами, а по кругу. Дело в том, что только находясь лицом друг к другу, имея возможность видеть каждого, мы сможем серьезно, обстоятельно разобраться в проблемах, которые будем обсуждать. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным членом нашего круга. Вступление в профессию предполагает и вхождение в мир взрослых как равного. У многих молодых людей процесс этот проходит очень болезненно и растягивается иногда на долгие годы. Наш круг,ваши родители, дадут вам возможность понять, каков каждый из вас в равном общении. Таким образом постепенно у нас возникнет как бы модель взрослого общества, в которое вы очень скоро вступите. Вы и сейчас являетесь членами разных групп —класса, группы, кружка или секции, где занимаетесь. В каждой группе вы ведете себя по-разному: в одной из них вас принимают, вы нужны другим, в другой вы находитесь в роли подчиненного, в третьей требуют от вас знаний и т.д. В силу своего малого опыта вы часто не в состоянии понять, почему, по каким причинам вас принимают в одном кругу и отвергают в другом. А понять это необходимо, чтобы уметь выстраивать свои отношения с другими людьми. Дело в том, что на протяжении всей жизни вы всегда будете членом какой-либо группы.

Человек формируется, развивается и живет в обществе. Вне общества развитие невозможно. Наша группа небольшая, поэтому вы сможете услышать и понять каждого и получить мнение о себе (или, как мы говорим, обратную связь) от всех.

Обсуждение может показаться немного затянувшимся, но только такое неспешное общение поможет нам понять себя и других. Круг — редкая для современного человека возможность неторопливого общения, в котором вы сможете воспринять себя в разных ситуациях, понять свои отношения с другими и к самому себе, приобрести активный опыт поведения в обществе и смоделировать некоторые ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни.

"Знакомство"

Задачи: познакомить родителей и обучающихся друг с другом; дать им возможность почувствовать, какие они при общении в первичной ситуации.

Инструкция. "Каждый из нас, включая и мастера, и родителей, в течение 3-5 мин расскажет о себе то, что хотел бы сказать незнакомому человеку. После того как мы выслушаем рассказ одного человека, каждый из нас может задать ему вопросы".

• Расскажите о своих сильных и слабых сторонах.

• Что вы можете рассказать о своих интересах и увлечениях?

• Расскажите о своих мыслях, связанных с выбором профессии и т.д.

В ходе обсуждения каждый должен ответить на следующие вопросы:

1) Как вы себя чувствовали, рассказывая о себе?

2) Чем вызвано такое поведение?

3) Как вы себя чувствовали, задавая вопросы другому человеку о нем самом?

4) Что легче — рассказывать о себе или самому задавать вопросы? Чем это вызвано?

5) При рассказе о себе удавалось ли анализировать свое поведение?

6) Понравилось ли вам собственное поведение, манера и суть рассказа о себе? С чем это связано? Обсуждение лучше делать после небольшого перерыва

Психологическая суть профессионального самоопределения (10-15 мин)

Задачи: повысить ответственность в профессиональном самоопределении; дать понять, что профессиональное самоопределение — алгоритм, который можно освоить, а освоив, использовать его и избежать при этом множества ошибок.

Слово мастера. "Основная тема наших встреч — понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого понимания сделать выбор профессии. Поэтому сейчас мы поговорим о том, что такое выбор профессии с психологической точки зрения, какова его структура. Но начнем мы с понятия "профессиональный путь". Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает себе еще и образ жизни. Это мнение подкрепляется многочисленными примерами.

Достаточно назвать уже хрестоматийные примеры. Так, когда мы говорим: "Он работает геологом (или полярником)", то мысленно выстраиваем себе и образ жизни такого человека. Таким образом, уже в самом начале, на этапе выбора, они выстраивают не только свой профессиональный, но и жизненный путь.

Речь идет не только о выборе профессии, но и о прогнозировании того, что ждет каждого из вас дальше, после того, как вы начнете работать или учиться.

Если анализировать человеческие жизни, то они оказываются похожими друг на друга: все мы рождаемся, учимся, вступаем или нет в общественные организации, имеем друзей, создаем семью, работаем, уходим на пенсию и т.д.

Таким образом, жизнь каждого из нас складывается с одной стороны - из стандартных событий, с другой — из индивидуальных.

В то же время к стандартным событиям каждый человек относится по-разному. К примеру, если мы попросим нескольких взрослых людей рассказать, почему они поступили именно на эту работу, то услышим различные ответы: "Больше некуда было податься", "Друг посоветовал", "Попал по распределению" или полное перечисление причин выбора своей работы.

Попробуем разобраться в возможных причинах такого объяснения своего выбора. О чем говорит высказывание "Больше некуда было податься"? Отнюдь не о безвыходности положения, а о том, что человек не анализировал ситуацию и прежде всего не собирал сведений (информацию) о возможных местах приложения своих сил. Только человек, владеющий информацией, может принимать реальные решения. Это относится не только к выбору профессии, но и к любой сфере нашей жизни. Сказать конкретно, какая информация нужна при выборе профессии, очень сложно. Но обязательно нужны знания, во-первых, о мире профессий в целом: его сферах, законах, по которым он живет, и, во-вторых, специфические для данного человека: какие области мира профессий соответствуют интересам, способностям, знаниям личности; что нужно сделать, чтобы осуществить свой выбор.

Таким образом, первый "кирпичик" структуры профессионального выбора — наличие информации, или информированность.

Фраза "Больше некуда было податься" говорит о пассивном отношении человека к своей судьбе. Он не чувствует себя хозяином своей жизни, не ценит себя как человека, как личность. Разбору причин такого отношения к себе у нас будет посвящено несколько встреч. А сейчас мы усвоим только одно: человек не ценит себя, если не чувствует своей автономности. Что такое автономность? Коротко говоря, это понимание, с одной стороны, своей принадлежности к миру людей, а с другой — того, что каждый человек и "Я" в том числе — индивидуален и неповторим; понимание своих сильных и слабых сторон; умение определить их в себе и использовать наилучшим образом, знать, как ими управлять; понимание, что только сам человек — хозяин своей судьбы, только он в состоянии сделать себя счастливым и удачливым и добиться всего, что наметил. Узнавая себя, человек получает возможность формировать себя в соответствии со своими намерениями. Автономность — второй "кирпичик" структуры профессионального выбора.

От уровня автономности зависит умение принимать решения. По сути, выбор профессии — это решение, которое принимает человек. Но принимать решение, т. е. брать на себя ответственность, может только автономный человек. Принимая решение, человек на основе анализа выбирает путь для дальнейшего развития и совершенствования.

Отказ от принятия решения, желание пустить дела на самотек всегда ведет к регрессу и деградации личности. У принятия решения есть свой алгоритм. Его разбору и применению будет посвящена отдельная встреча. Сегодня мы с вами просто запомним, что третий "кирпичик" — это умение принимать решение.

Мы уже говорили о том, что жизнь человека— это непрерывный процесс. Каждый настоящий момент — результат всего уже происшедшего с нами и он обязательно влияет на будущее. Поэтому нельзя рассматривать выбор профессии как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Принимая решение, мы анализируем прошлое, но при этом мы обязательно заглядываем и в будущее, т. е. планируем. Во всем цивилизованном мире существует термин "планирование жизни, планирование профессионального пути". Не надо воспринимать его как жесткое расписание, хотя и такой вариант возможен. Наиболее типичен другой вид планирования — определение образа жизни, какого человек хочет достичь в 30, 40, 50 лет, и путей (конкретных) его достижения, а также промежуточных сроков.

Чтобы было яснее, разберем пример. Молодой человек хочет к 35-40 годам быть преуспевающим врачом — хорошим специалистом, к которому трудно попасть на прием, и обеспеченным человеком. Это планируемый образ. Теперь планируемые шаги: поступление в медицинский вуз, успешная учеба в нем и успешное окончание; поступление на работу либо в солидную клинику, где есть возможность продвижения, либо туда, где возможна обширная самостоятельная практика. Причем это надо сделать к 25-26 годам, иначе к желаемому сроку не накопится достаточный опыт. Повышение квалификации. Это все относится к профессионализму. Для достижения материального благополучия надо иметь либо ученую степень, либо заняться частной практикой. Кроме того, в имидж преуспевающего человека входит еще и наличие счастливой семьи. И так далее. Таким образом, четвертым "кирпичиком" является умение планировать. И наконец пятый "кирпичик" — эмоциональное отношение к выбору. Каким тоном можно произнести фразу "Больше некуда было податься"? Скорее всего, удрученным, как минимум безразличным.

Страх перед выбором, страх перед началом самостоятельной жизни, безразличие, излишняя восторженность препятствуют адекватному выбору. Более полезно ровное отношение, радость от достигнутого, то, что называется "здоровая злость, здоровый азарт" и т.д. Они увеличивают силы человека".

"Составление информационной карты"

Инструкция. "Только что мы говорили о тех знаниях и качествах, которые необходимы при выборе. А теперь от абстрактных знаний перейдем к конкретному анализу. Начнем с первого "кирпичика" - информированности. Возьмите ручки и тетради и заполните таблицу как можно подробнее и четче, поскольку дальше мы продолжим работу с ней.

Информационная карта оценки мира профессий:

Что мне интересно знать или делать?

В какой профессии я этого смогу достичь?

Что мне нужно для получения этой профессии?

Записи в таблице должны располагаться блоками "интерес — профессия — необходимые шаги". Сейчас вы пишете все ваши интересы независимо от того, реальны они или нет. Вы определяете максимально широкое поле ваших интересов. В ходе последующих занятий это поле мы будем сужать, дополнять, изменять. Эта таблица — заготовка для нашей будущей работы. На работу вам отводится 25 мин. Если будут возникать вопросы — задавайте их сразу".

В ходе работы мастер отвечает на вопросы, просит вспомнить все, что интересовало человека в детстве и юности, все его мечты, связанные с профессией.

Игра "Полет фантазии": участники дополняют фразу "Я хочу..." и набирают как можно больше вариантов. Выигрывает тот, кто набрал и записал наибольшее количество вариантов.

"Невербальное общение"-

Задачи: дать общее представление о роли невербального общения; использовать двигательную технику для поддержания интереса и внимания.

Выступление мастера. "А теперь мы с вами вернемся к началу нашего разговора, когда мы говорили о том, что члены круга послужат как бы зеркалом для каждого из нас. Наш образ самого себя формируется в общении с другими людьми. Но очень часто люди совершают ошибку, считая общением лишь разговоры. Огромную часть сигналов о своем состоянии, отношениях мы подаем жестами, движениями, мимикой, т. е. невербально.

Примеры невербального общения: а) противоречие жеста и слов; б) некоторые типичные позы (1-2 примера истолкования поз). Для того чтобы понять невербальное общение глубже, мы выполним одно упражнение".

Инструкция. "Одного из воспитанников мы выберем ведущим. Мы завяжем ему глаза. Его задача: придумать, каким образом, по какому признаку можно разделить людей на две группы, не разговаривая с ними. После того как он придумает основание для классификации, он вытянет руки вперед, ладонями вверх. Задача всех остальных — по очереди подойти к ведущему и положить ему на ладони свои. Делать все это надо в полной тишине, чтобы ведущий не понял, кто именно перед ним". Детей и родителей смешанно разделяют на две группы — налево и направо.

Обсуждение после этого ведется по нескольким пунктам.

1) Основания классификации и что за психологический смысл несут выдвигаемые классификации. Например: "руки дрожат — не дрожат" — боязнь оценочных ситуаций; "руки кладут уверенно — неуверенно" — особенности характера, которые за этим кроются.

2) Каждый ли из присутствующих был согласен с тем, что его определили в данную группу?

3) Согласны ли были все, что данный человек попал именно в эту группу?


Диагностические методики

1. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (подготовлен профессором В.Б.Успенским).

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Инструкция: вам будут предложены утверждения, на которые вы должны выразить свое мнение ответами «да» или «нет».

  1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

  2. Основной мотив выбора – материальные интересы.

  3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.

  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

  5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

  6. Если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты, которые устраивают Вас.

  7. Вы читаете литературу, связанную с будущей профессией.

  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

  9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, вам не достает.

  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

  14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

  24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов: поставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

«Да»: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.

«Нет»: 4, 5, 10, 13, 24.

Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0 – 6 баллов – неготовность;

7 – 12 баллов – низкая готовность;

13 – 18 баллов – средняя готовность;

19 – 24 балла – высокая готовность.

Итоги теста лучше подвести в наглядной форме. Дети сами могут прокомментировать свои результаты.

  1. «Определение профессионального типа личности» Дж. Голланда

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

  • Реалистический тип (Р)

  • Интеллектуальный тип (И)

  • Социальный тип (С)

  • Конвенциальный тип (К)

  • Предприимчивый тип (П)

  • Артистический тип (А)

Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".

Тест

а

б

1

инженер-техник

инженер-контролер

2

вязальщик

санитарный врач

3

повар

наборщик

4

фотограф

зав. магазином

5

чертежник

дизайнер

6

философ

психиатр

7

ученый-химик

бухгалтер

8

редактор научного журнала

адвокат

9

лингвист

переводчик художественной литературы

10

педиатр

статистик

11

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

12

спортивный врач

фельетонист

13

нотариус

снабженец

14

перфоратор

карикатурист

15

политический деятель

писатель

16

садовник

метеоролог

17

водитель

медсестра

18

инженер-электрик

секретарь-машинистка

19

маляр

художник по металлу

20

биолог

главный врач

21

телеоператор

режиссер

22

гидролог

ревизор

23

зоолог

зоотехник

24

математик

архитектор

25

работник ИДН

счетовод

26

учитель

милиционер

27

воспитатель

художник по керамике

28

экономист

заведующий отделом

29

корректор

критик

30

завхоз

директор

31

радиоинженер

специалист по ядерной физике

32

водопроводчик

наборщик

33

агроном

председатель сельхозкооператива

34

закройщик-модельер

декоратор

35

археолог

эксперт

36

работник музея

консультант

37

ученый

актер

38

логопед

стенографист

39

врач

дипломат

40

главный бухгалтер

директор

41

поэт

психолог

42

архивариус

скульптор

Ключ к тесту

 Реалистический тип 
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

 Интеллектуальный тип: 
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

 Социальный тип: 
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

 Конвенциальный тип: 
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

 Предприимчивый тип: 
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

 Артистический тип: 
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Интерпретация

Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями: 
- определенными чертами характера и складом ума; 
- способностями к определенным видам деятельности; 
- предпочтениями определенного рода занятий; 
- содержанием увлечений; 
- профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Ниже, в таблице 1 приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!