Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
(МБОУ СОШ № 6)
ПРОВЕРЕНО
Заместитель директора МБОУ СОШ № 6 _____________ И.В. Ефимова
____ августа 2018 г
_____________ И.В. Ефимова
____ декабря 2018 г
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 _____________ Е.Г. Трофименко
____ августа 2018 г
Рабочая программа
факультативного курса
на 2018-2019 учебный год
Название курса: Химия и жизнь
Класс: 8
Учитель: Е.Ю.Антонова
г. Радужный – 2018
Пояснительная записка
Программа разработана на основе учебно-методического пособия « Химия в быту», автор Камзалова Т.А. //Издательство Русич, Москва 1996 и дополнена практическими заданиями по решению задач и заданий мысленного химического эксперимента.
Курс предназначен для учащихся 8 классов и носит предметно-ориентированный характер, рассчитан на 34 часа.
Учащиеся уже знакомы с такими процессами как дыхание, питание, размножение, обмен веществ. Усвоив данный курс, они смогут углубить и расширить свои знания.
Изучение биохимии представляет определенные трудности, но четкое, последовательное изложение материала с опорой на знания учащихся, приобретенные в курсе биологии, позволяет решить эту проблему: от обзора роли простых соединений, не вдаваясь в детали химизма их действия, учащиеся постепенно переходят к более сложным структурам – белкам, нуклеиновым кислотам.
Современная биохимия оказывает постоянно возрастающее влияние на целый ряд смежных наук, в частности на медицину. Поэтому в программе учтены такие вопросы, как действие витаминов, проблемы иммунитета, антител, возникновения некоторых заболеваний, рассмотрены вопросы, касающиеся фотосинтеза и происхождения жизни на Земле.
Актуальность.
В современных условиях одной из самых актуальных проблем преподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Факультативный курс способствует развитию устойчивого интереса к химии и биологии, выбору профессии, содействует формированию диалектико-материалистического и научного мировоззрения учащихся.
Место учебного курса в учебном плане.
Курс рассчитан на 34 часа. Режим работы: 1 час в неделю. Сроки реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Цели:
Помочь учащимся в выборе профиля обучения.
Познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.
Расширить знания учащихся о свойствах веществ, химических явлениях, биохимических процессах, происходящих в живых организмах, о типах расчетных задач и разных способах их решения.
Воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Воспитывать элементы экологической культуры.
Задачи курса:
Предоставить учащимся возможность реализовать учебные познания через межпредметные связи с биологией, физикой, математикой.
Способствовать развитию логического мышления, развивать внимание и память.
Развивать познавательные интересы и способности учащихся.
Способствовать развитию самостоятельности, настойчивости, целеустремленности.
Профориентационные цели:
Формирование у учащихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда (регионального).
Особенность курса в том, что на основе химических реакций и свойств, более полно раскрываются биохимические процессы в жизни живого; возможность практического
характера позволяет отработать умение решать расчетные задачи и задания мысленного химического эксперимента валеологического и экологического содержания.
Значимость курса.
Побуждая учеников повторять материал в связи с другими естественными науками, отмечается углубление и осмысливание его. Химические задачи формируют систему конкретных представлений, задачи, включающие определенные ситуации – задания мысленного химического эксперимента становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Теснейшее взаимодействие знаний, действий и межпредметной связи способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения и т.д.).
Теоретическая основа курса:
Молекулярные основы жизни: белки, жиры, углеводы.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Закон постоянства состава вещества.
Закон сохранения массы веществ.
Теория растворов.
Материальное единство веществ, их генетическая связь.
Принципы, на которых базируется программа: научность, преемственность, наглядность, активность и сознательность обучения, дифференциация опережающая сложность и самоконтроль.
В процессе преподавания курса используются технологии личностно-ориентированного развивающего обучения в сочетании с традиционным. Внедрение информационно-коммуникативных технологий содействует комплексному решению задач образования и способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных и специальных умений обучающихся.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, в процессе обучения по данной программе ученик научится определять биохимические процессы, происходящие в организме человека, рассмотрит биологические вопросы медицины, отметит химические проблемы возникновения жизни и экологические проблемы современности, решать задачи и не будет испытывать страха и неуверенности на уроках, курс поможет учащимся в выборе профиля обучения.
Программа базируется на межпредметных связях с биологией физикой и математикой.
Виды деятельности в процессе освоения курса:
Объяснение учителя;
Практикум по решению задач;
Выполнение лабораторных работ
Выполнение практических работ
Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам
Защита проектов
Требования к знаниям, умениям и навыкам.
Учащиеся должны:
Знать молекулярные основы жизни.
Знать способы получения растворов и их значение.
Уметь решать задачи на растворы.
Уметь решать экспериментальные задания.
Уметь определять массу, объем, количество вещества.
Уметь проводить различные химические расчеты.
Уметь отмечать валеологические особенности и экологические проблемы современности.
Формами отчетности по изучению факультативного курса могут быть:
Сообщения
Рефераты
Проекты
Возможные темы проектов: «Химия и повседневная жизнь человека», «Бытовая химия», «Химия и пища», «Лекарства», «Что такое мыло?» и др.
По итогам изучения курса выставляются отметки: «зачтено» или «не зачтено». Соответствующая запись делается в журнале факультативных занятий.
При оценивании метапредметных результатов используется следующие уровни развития УУД:
Ниже базового: универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения.
Базовый уровень: Учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его при непосредственной и достаточной помощи учителя или умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников.
Повышенный: Учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг, автоматизировано, свернуто, безошибочно.
Планируемые результаты:
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта у обучающихся будут сформированы: Личностные результаты
Обучающиеся научатся и приобретут:
основные принципы отношения к живой и неживой природе;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
Обучающиеся получат возможности для формирования:
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
экологически грамотного поведения в окружающей среде
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
Обучающиеся получат возможность:
работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
Обучающиеся получат возможность:
владеть монологической и диалогической формами речи;
Планируемый результат обучения
Учащиеся должны знать
теоретическое обоснование темы, представленное в работе, последовательность действий при решении экспериментальных задач, характеристики и свойства веществ
Учащиеся должны уметь
самостоятельно выполнять экспериментальные задачи, используя последовательность действий при решении задачи, составлять характеристику и свойства веществ, соблюдать правила безопасности при обращении с препаратами
Содержание программы
Тема 1. Что такое химия жизни (10 часов).
Материальное единство мира. Элементный состав неорганических и органических веществ. Химические реакции в живых организмах. Специфичность веществ и химических реакций в живых системах. Единство биохимического плана строения живых организмов. Вода – вещество жизни.
Практическая работа №1 «Растворяющая способность воды»
Тема 2. Химия и медицина (2 часа).
Йод (йодная настойка). История открытия йода. Йод в природе. Свойства йода. Биологическая роль йода. Физиологическое действие йода. Применение йода и его соединений. Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика (макияж). Духи. Помады. Кремы. Лаки.
Тема 3. Химия в быту (20 часов).
Питьевая сода. Состав и свойства питьевой соды. История производства питьевой соды. Применение питьевой соды. Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Удаление жировых пятен, пятен от ягод, фруктов, овощей и соков, крови, краски. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров. Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и способы ее устранения. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины. Краски. Лаки. Лакокрасочные материалы, их состав и назначение. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Бытовые клеи. Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений. Признаки недостатка питательных веществ. Белки, жиры, углеводы, соли. Гашение соды. Денатурация белков. Искусственная пища.
Практическая работа № 2. «Использование свойств моющих веществ»
Итоговое занятие и защита проектов 2 часа.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Всего количество часов на раздел, тему | Предполагаемые сроки прохождения |
Теория | Практика |
1 | Тема 1. Что такое химия жизни | 9 | 1 | 2н 09 – 4н10 |
2 | Тема 2. Химия и медицина. | 2 | | 3н11 – 4н11 |
3 | Тема 3. Химия в быту | 19 | 1 | 5н11 – 1н - 03 |
4 | Итоговое занятие. Защита проектов | 2 | | 2н03 – 3н03 |
| Всего | 32 | 2 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов на тему | Содержание занятия | Виды деятельности | Дата проведения |
План. | Факт |
Тема 1. Что такое химия жизни |
1 | Химия – наука о веществах | 1 | Материальное единство мира. Единство биохимического плана строения живых организмов. | Объяснение учителя; | 07.09 | |
2 | Элементный состав неорганических и органических веществ | 1 | Органические вещества - белки, жиры, углеводы, органические кислоты. | Объяснение учителя; Практикум по решению задач; | 14.09 | |
3 | Простые и сложные вещества. | 1 | Определение простых и сложных веществ. | Объяснение учителя; | 21.09 | |
4 | Неорганические вещества | 1 | Специфичность веществ. Состав живой и неживой природы, отличия состава. | Практикум по решению задач; | 28.09 | |
5 | Органические вещества. | 1 | Специфичность веществ. Состав живой и неживой природы, отличия состава. | Выполнение лабораторных работ | 05.10 | |
6 | Элементарный состав неживой и живой природы. | 1 | Состав живой и неживой природы, отличия состава. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 12.10 | |
7 | Химические реакции в живых организмах | 1 | Химические реакции в живых организмах. | Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 19.10 | |
8 | Специфичность веществ и химических реакций в живых системах. | 1 | Протекание химических реакций | Объяснение учителя; | 26.10 | |
9 | Вода – вещество жизни. | 1 | Вода. Ее строение и свойства. Растворы. Значимость воды в жизни человека. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 09.11 | |
10 | Практическая работа № 1 «Растворяющая способность воды» | 1 | | Объяснение учителя; Выполнение практических работ | 16.11 | |
Тема 2. Химия и медицина. |
11 | Вещества в аптечке | 1 | Йод. История открытия йода, йод в природе, свойства йода. Физиологическое действие йода, применение йода и его соединений. Формирование представлений о профессии фармаколога. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 23.11 | |
12 | Скорая химическая помощь | 1 | Правила техники безопасности при работе с химическими веществами | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 30.11 | |
Тема 3. Химия в быту |
13 | Химчистка на дому | 1 | Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Удаление жировых пятен, пятен от ягод, фруктов, овощей и соков, крови, краски. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров. | Объяснение учителя; Выполнение лабораторных работ | 07.12 | |
14 | Химчистка на дому | 1 | Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Удаление жировых пятен, пятен от ягод, фруктов, овощей и соков, крови, краски. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров. | Объяснение учителя; Выполнение лабораторных работ | 14.14 | |
15 | Вещества на кухне | 1 | Питьевая сода. Состав и свойства питьевой соды. История производства питьевой соды. Применение питьевой соды. Знакомство с профессией повара. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 21.12 | |
16 | Вещества на кухне | 1 | Питьевая сода. Состав и свойства питьевой соды. История производства питьевой соды. Применение питьевой соды. Знакомство с профессией повара. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 28.12 | |
17 | Синтетические моющие средства | 1 | Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. | Объяснение учителя; Выполнение лабораторных работ | 10.01 | |
18 | СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода | 1 | Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 17.01 | |
19 | СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода | 1 | Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. | Объяснение учителя; Выполнение лабораторных работ | 24.01 | |
20 | Жесткость воды | 1 | Жесткость воды и способы ее устранения. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины. | Объяснение учителя; Выполнение лабораторных работ | 31.01 | |
21 | Жесткость воды | 1 | Жесткость воды и способы ее устранения. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 07.02 | |
22 | Будьте красивыми | 1 | Средства ухода за зубами, дезодоранты, декоративная косметика (макияж), духи. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 14.02 | |
23 | Будьте красивыми | 1 | Помады. Кремы. Лаки. Знакомство с профессией косметолога-визажиста. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 21.02 | |
24 | Строительные материалы | 1 | Лакокрасочные материалы, их состав и применение. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 28.02 | |
25 | Ремонт своими силами | 1 | Применение лакокрасочных материалов | Объяснение учителя; Выполнение лабораторных работ | 7.03 | |
26 | Сад и огород | 1 | Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений. Знакомство с профессией агронома. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 14.03 | |
27 | Сад и огород | 1 | Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений. Знакомство с профессией агронома. | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 21.03 | |
28 | Химические процессы в быту. | 1 | Химические реакции в быту | Объяснение учителя; | 04.04 | |
29 | Химические процессы в быту. | 1 | Химические реакции в быту | Объяснение учителя; Выполнение лабораторных работ | 11.04 | |
30 | Технологии приготовления пищи. | 1 | Химические реакции на кухне | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 18.04 | |
31 | Технологии приготовления пищи. | 1 | Химические реакции на кухне | Объяснение учителя; Выполнение лабораторных работ | 25.04 | |
32 | Практическая работа №2 «Использование моющих средств» | 1 | | Объяснение учителя; Практикум по решению задач; | 16.05 | |
33 | Обобщение и систематизация пройденного материла | 1 | | Объяснение учителя; Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам | 23.05 | |
34 | Защита проектов | 1 | | Защита проектов | 27.05 | |
Методическое обеспечение
Литература для учителя
1. Кузьменко Н.Е. Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. М., Дрофа, 2014
2. Кузьменко Н.Е. Еремин В.В. Задачник по химии. Для школьников и абитуриеетов. М., Экзамен, 2016
Литература для учащихся
1. А. П. Гаршин «Неорганическая химия» Санкт – Петербург 2016.
2. А.П. Гаршин «Органическая химия» Санкт – Петербург 2015.