СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Химия и жизнь"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Химия и жизнь"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

(МБОУ СОШ № 6)



ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора МБОУ СОШ № 6 _____________ И.В. Ефимова

____ августа 2018 г

_____________ И.В. Ефимова

____ декабря 2018 г





УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 _____________ Е.Г. Трофименко

____ августа 2018 г







Рабочая программа

факультативного курса

на 2018-2019 учебный год



Название курса: Химия и жизнь

Класс: 8

Учитель: Е.Ю.Антонова

















г. Радужный – 2018

Пояснительная записка

Программа разработана на основе учебно-методического пособия « Химия в быту», автор Камзалова Т.А. //Издательство Русич, Москва 1996 и дополнена практическими заданиями по решению задач и заданий мысленного химического эксперимента.

Курс предназначен для учащихся 8 классов и носит предметно-ориентированный характер, рассчитан на 34 часа.

Учащиеся уже знакомы с такими процессами как дыхание, питание, размножение, обмен веществ. Усвоив данный курс, они смогут углубить и расширить свои знания.

Изучение биохимии представляет определенные трудности, но четкое, последовательное изложение материала с опорой на знания учащихся, приобретенные в курсе биологии, позволяет решить эту проблему: от обзора роли простых соединений, не вдаваясь в детали химизма их действия, учащиеся постепенно переходят к более сложным структурам – белкам, нуклеиновым кислотам.

Современная биохимия оказывает постоянно возрастающее влияние на целый ряд смежных наук, в частности на медицину. Поэтому в программе учтены такие вопросы, как действие витаминов, проблемы иммунитета, антител, возникновения некоторых заболеваний, рассмотрены вопросы, касающиеся фотосинтеза и происхождения жизни на Земле.

Актуальность.

В современных условиях одной из самых актуальных проблем преподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Факультативный курс способствует развитию устойчивого интереса к химии и биологии, выбору профессии, содействует формированию диалектико-материалистического и научного мировоззрения учащихся.

Место учебного курса в учебном плане.

Курс рассчитан на 34 часа. Режим работы: 1 час в неделю. Сроки реализации программы: 2018-2019 учебный год.

Цели:

  • Помочь учащимся в выборе профиля обучения.

  • Познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.

  • Расширить знания учащихся о свойствах веществ, химических явлениях, биохимических процессах, происходящих в живых организмах, о типах расчетных задач и разных способах их решения.

  • Воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

  • Воспитывать элементы экологической культуры.

Задачи курса:

  1. Предоставить учащимся возможность реализовать учебные познания через межпредметные связи с биологией, физикой, математикой.

  2. Способствовать развитию логического мышления, развивать внимание и память.

  3. Развивать познавательные интересы и способности учащихся.

  4. Способствовать развитию самостоятельности, настойчивости, целеустремленности.

Профориентационные цели:

Формирование у учащихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда (регионального).

Особенность курса в том, что на основе химических реакций и свойств, более полно раскрываются биохимические процессы в жизни живого; возможность практического




характера позволяет отработать умение решать расчетные задачи и задания мысленного химического эксперимента валеологического и экологического содержания.

Значимость курса.

Побуждая учеников повторять материал в связи с другими естественными науками, отмечается углубление и осмысливание его. Химические задачи формируют систему конкретных представлений, задачи, включающие определенные ситуации – задания мысленного химического эксперимента становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Теснейшее взаимодействие знаний, действий и межпредметной связи способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.

При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения и т.д.).

Теоретическая основа курса:

  • Молекулярные основы жизни: белки, жиры, углеводы.

  • Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

  • Закон постоянства состава вещества.

  • Закон сохранения массы веществ.

  • Теория растворов.

  • Материальное единство веществ, их генетическая связь.

Принципы, на которых базируется программа: научность, преемственность, наглядность, активность и сознательность обучения, дифференциация опережающая сложность и самоконтроль.

В процессе преподавания курса используются технологии личностно-ориентированного развивающего обучения в сочетании с традиционным. Внедрение информационно-коммуникативных технологий содействует комплексному решению задач образования и способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных и специальных умений обучающихся.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, в процессе обучения по данной программе ученик научится определять биохимические процессы, происходящие в организме человека, рассмотрит биологические вопросы медицины, отметит химические проблемы возникновения жизни и экологические проблемы современности, решать задачи и не будет испытывать страха и неуверенности на уроках, курс поможет учащимся в выборе профиля обучения.

Программа базируется на межпредметных связях с биологией физикой и математикой.

Виды деятельности в процессе освоения курса:

  • Объяснение учителя;

  • Практикум по решению задач;

  • Выполнение лабораторных работ

  • Выполнение практических работ

  • Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

  • Защита проектов

Требования к знаниям, умениям и навыкам.

Учащиеся должны:

  • Знать молекулярные основы жизни.

  • Знать способы получения растворов и их значение.

  • Уметь решать задачи на растворы.

  • Уметь решать экспериментальные задания.

  • Уметь определять массу, объем, количество вещества.

  • Уметь проводить различные химические расчеты.

  • Уметь отмечать валеологические особенности и экологические проблемы современности.

Формами отчетности по изучению факультативного курса могут быть:

  • Сообщения

  • Рефераты

  • Проекты

Возможные темы проектов: «Химия и повседневная жизнь человека», «Бытовая химия», «Химия и пища», «Лекарства», «Что такое мыло?» и др.

По итогам изучения курса выставляются отметки: «зачтено» или «не зачтено». Соответствующая запись делается в журнале факультативных занятий.

При оценивании метапредметных результатов используется следующие уровни развития УУД:

Ниже базового: универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения.

Базовый уровень: Учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его при непосредственной и достаточной помощи учителя или умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников.

Повышенный: Учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг, автоматизировано, свернуто, безошибочно.

Планируемые результаты:

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта у обучающихся будут сформированы: Личностные результаты

Обучающиеся научатся и приобретут:

 основные принципы отношения к живой и неживой природе;

 умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

Обучающиеся получат возможности для формирования:

 познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде

Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

 планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

 выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

 проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

Обучающиеся получат возможность:

 работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

 адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;

 работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

 строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать собственное мнение и позицию;

Обучающиеся получат возможность:

 владеть монологической и диалогической формами речи;

Планируемый результат обучения

Учащиеся должны знать

теоретическое обоснование темы, представленное в работе, последовательность действий при решении экспериментальных задач, характеристики и свойства веществ

Учащиеся должны уметь

самостоятельно выполнять экспериментальные задачи, используя последовательность действий при решении задачи, составлять характеристику и свойства веществ, соблюдать правила безопасности при обращении с препаратами

Содержание программы

Тема 1. Что такое химия жизни (10 часов).

Материальное единство мира. Элементный состав неорганических и органических веществ. Химические реакции в живых организмах. Специфичность веществ и химических реакций в живых системах. Единство биохимического плана строения живых организмов. Вода – вещество жизни.

Практическая работа №1 «Растворяющая способность воды»

Тема 2. Химия и медицина (2 часа).

Йод (йодная настойка). История открытия йода. Йод в природе. Свойства йода. Биологическая роль йода. Физиологическое действие йода. Применение йода и его соединений. Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика (макияж). Духи. Помады. Кремы. Лаки.

Тема 3. Химия в быту (20 часов).

Питьевая сода. Состав и свойства питьевой соды. История производства питьевой соды. Применение питьевой соды. Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Удаление жировых пятен, пятен от ягод, фруктов, овощей и соков, крови, краски. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров. Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и способы ее устранения. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины. Краски. Лаки. Лакокрасочные материалы, их состав и назначение. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Бытовые клеи. Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений. Признаки недостатка питательных веществ. Белки, жиры, углеводы, соли. Гашение соды. Денатурация белков. Искусственная пища.

Практическая работа № 2. «Использование свойств моющих веществ»

Итоговое занятие и защита проектов 2 часа.


Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Всего количество часов на раздел, тему

Предполагаемые сроки прохождения

Теория

Практика

1

Тема 1. Что такое химия жизни

9

1

2н 09 – 4н10

2

Тема 2. Химия и медицина.

2


3н11 – 4н11

3

Тема 3. Химия в быту

19

1

5н11 – 1н - 03

4

Итоговое занятие. Защита проектов

2


2н03 – 3н03


Всего

32

2

34


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол-во часов на тему

Содержание занятия

Виды деятельности

Дата проведения

План.

Факт

Тема 1. Что такое химия жизни

1

Химия – наука о веществах

1

Материальное единство мира. Единство биохимического плана строения живых организмов.

Объяснение учителя;


07.09


2

Элементный состав неорганических и органических веществ

1

Органические вещества - белки, жиры, углеводы, органические кислоты.

Объяснение учителя;

Практикум по решению задач;


14.09


3

Простые и сложные вещества.

1

Определение простых и сложных веществ.


Объяснение учителя;

21.09


4

Неорганические вещества

1

Специфичность веществ.

Состав живой и неживой природы, отличия состава.

Практикум по решению задач;

28.09


5

Органические вещества.

1

Специфичность веществ.

Состав живой и неживой природы, отличия состава.

Выполнение лабораторных работ

05.10


6

Элементарный состав неживой и живой природы.

1

Состав живой и неживой природы, отличия состава.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

12.10


7

Химические реакции в живых организмах

1

Химические реакции в живых организмах.


Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

19.10


8

Специфичность веществ и химических реакций в живых системах.

1

Протекание химических реакций

Объяснение учителя;

26.10


9

Вода – вещество жизни.

1

Вода. Ее строение и свойства. Растворы. Значимость воды в жизни человека.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

09.11


10

Практическая работа № 1 «Растворяющая способность воды»

1


Объяснение учителя;

Выполнение практических работ


16.11


Тема 2. Химия и медицина.

11

Вещества в аптечке

1

Йод. История открытия йода, йод в природе, свойства йода. Физиологическое действие йода, применение йода и его соединений.

Формирование представлений о профессии фармаколога.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

23.11


12

Скорая химическая помощь

1

Правила техники безопасности при работе с химическими веществами

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

30.11


Тема 3. Химия в быту

13

Химчистка на дому

1

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Удаление жировых пятен, пятен от ягод, фруктов, овощей и соков, крови, краски. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров.

Объяснение учителя;

Выполнение лабораторных работ

07.12


14

Химчистка на дому

1

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Удаление жировых пятен, пятен от ягод, фруктов, овощей и соков, крови, краски. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров.

Объяснение учителя;

Выполнение лабораторных работ

14.14


15

Вещества на кухне

1

Питьевая сода. Состав и свойства питьевой соды. История производства питьевой соды. Применение питьевой соды. Знакомство с профессией повара.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

21.12


16

Вещества на кухне

1

Питьевая сода. Состав и свойства питьевой соды. История производства питьевой соды. Применение питьевой соды.

Знакомство с профессией повара.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

28.12


17

Синтетические моющие средства

1

Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели.

Объяснение учителя;

Выполнение лабораторных работ


10.01


18

СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода

1

Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

17.01


19

СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода

1

Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели.

Объяснение учителя;

Выполнение лабораторных работ

24.01


20

Жесткость воды

1

Жесткость воды и способы ее устранения. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.

Объяснение учителя;

Выполнение лабораторных работ

31.01


21

Жесткость воды

1

Жесткость воды и способы ее устранения. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

07.02


22

Будьте красивыми

1

Средства ухода за зубами, дезодоранты, декоративная косметика (макияж), духи.


Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

14.02


23

Будьте красивыми

1

Помады. Кремы. Лаки.

Знакомство с профессией косметолога-визажиста.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

21.02


24

Строительные материалы


1

Лакокрасочные материалы, их состав и применение.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

28.02


25

Ремонт своими силами

1

Применение лакокрасочных материалов

Объяснение учителя;

Выполнение лабораторных работ

7.03


26

Сад и огород

1

Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений.

Знакомство с профессией агронома.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

14.03


27

Сад и огород

1

Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений.

Знакомство с профессией агронома.

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

21.03


28

Химические процессы в быту.

1

Химические реакции в быту

Объяснение учителя;

04.04


29

Химические процессы в быту.

1

Химические реакции в быту

Объяснение учителя;

Выполнение лабораторных работ

11.04


30



Технологии приготовления пищи.



1

Химические реакции на кухне

Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

18.04


31

Технологии приготовления пищи.

1

Химические реакции на кухне

Объяснение учителя;

Выполнение лабораторных работ

25.04


32

Практическая работа №2 «Использование моющих средств»

1


Объяснение учителя;

Практикум по решению задач;

16.05


33

Обобщение и систематизация пройденного материла

1


Объяснение учителя;

Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам

23.05


34

Защита проектов

1


Защита проектов

27.05



Методическое обеспечение

Литература для учителя

1. Кузьменко Н.Е. Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. М., Дрофа, 2014

2. Кузьменко Н.Е. Еремин В.В. Задачник по химии. Для школьников и абитуриеетов. М., Экзамен, 2016

Литература для учащихся

1. А. П. Гаршин «Неорганическая химия» Санкт – Петербург 2016.

2. А.П. Гаршин «Органическая химия» Санкт – Петербург 2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!