СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа корпоративного обучения «Формирующее оценивание – ведущая стратегия современного образования»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа корпоративного обучения «Формирующее оценивание – ведущая стратегия современного образования» разработана и реализуется на базе МБОУ гимназии №33 г. Ульяновска.

Предназначенная для внутрикорпоративного обучения руководящих и педагогических работников гимназии №33, программа может быть полезна иным образовательным организациям, принимающим стратегию формирующего оценивания за основу образовательной деятельности.

Предлагаемая структура Программы и методические рекомендации к ней помогут целенаправленно смоделировать систему корпоративного обучения в методическом пространстве образовательной организации, выбрать из множества предлагаемых приемов и способов те, которые, по мнению организаторов и участников обучения, будут способствовать наиболее успешному формированию и развитию соответствующих компетенций у педагогов.

Программа корпоративного обучения и методические рекомендации к ней будут полезны методистам, заместителям директоров школ по учебно-воспитательной работе, так как включают в себя программу обучения и материалы, которые могут быть использованы в методической работе школы.

Просмотр содержимого документа
«Программа корпоративного обучения «Формирующее оценивание – ведущая стратегия современного образования»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №33

(МБОУ гимназия №33)












формирующее оценивание – ведущая стратегия современного образования


(Программа корпоративного обучения и

методические рекомендации к ней)








Батырова Анна Евгеньевна,

заместитель директора по УВР,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории


















Ульяновск, 2022

Аннотация


Программа корпоративного обучения «Формирующее оценивание – ведущая стратегия современного образования» разработана и реализуется на базе МБОУ гимназии №33 г. Ульяновска.

Предназначенная для внутрикорпоративного обучения руководящих и педагогических работников гимназии №33, программа может быть полезна иным образовательным организациям, принимающим стратегию формирующего оценивания за основу образовательной деятельности.

Предлагаемая структура Программы и методические рекомендации к ней помогут целенаправленно смоделировать систему корпоративного обучения в методическом пространстве образовательной организации, выбрать из множества предлагаемых приемов и способов те, которые, по мнению организаторов и участников обучения, будут способствовать наиболее успешному формированию и развитию соответствующих компетенций у педагогов.

Программа корпоративного обучения и методические рекомендации к ней будут полезны методистам, заместителям директоров школ по учебно-воспитательной работе, так как включают в себя программу обучения и материалы, которые могут быть использованы в методической работе школы.



ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Пояснительная записка программы

1.1 Актуальность программы

1.2 Цель программы

1.3 Планируемые результаты обучения

1.4 Организационно-педагогические условия реализации программы


2. Учебно-тематический план программы корпоративного обучения


3. Содержание программы корпоративного обучения


4. Методические рекомендации к программе корпоративного обучения


Литература


1. Пояснительная записка

к программе корпоративного обучения по теме:

«формируюее оценивание –

ведущая стратегия современного образования»


1.1. Актуальность программы


Требования федеральных государственных стандартов нового поколения в части достижения метапредметных результатов предусматривают формирование у обучающихся готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, а также универсальные учебные действия, так называемые УУД (познавательные, коммуникативные и регулятивные).

УУД, рассматриваемые в комплексе и неотрывно друг от друга, представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений. На каждом этапе обучения, независимо от ведущей деятельности – ПОЗНАНИЕ или ОБЩЕНИЕ, важны навыки самоорганизации и самоконтроля, то есть регулятивные действия.

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Отметим, что эти навыки есть не только основа современных образовательных стандартов. Они есть суть современной педагогической мысли, и, в том или ином виде, являются основой программных документов не только российской, но зарубежных систем образования, в том числе европейских.

И самым важным условием достижением этих результатов является обязательный доступ ученика к оцениванию не только в конце обучения, но и в процессе обучения, в том числе на всех этапах проведения занятий. Оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. При этом учитель, основной контролёр в процессе обучения, делится с учениками инструментами оценивания, раскрывает им основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах, и шире – приучает самостоятельно искать и строить критерии успешности собственной образовательной деятельности, оценивать себя и корректировать своё продвижение по образовательной траектории, ставя перед собой новые задачи.

Таким образом, актуальность программы обусловлена потребностью образовательной системой учреждения (в том числе на уровне педагога) и личности учащегося в новой, объективной системе оценивания учебных и внеучебных достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ различного уровня общего образования. Данная система оценивания с одной стороны есть один из инструментов реализации требований Стандарта, направленный на обеспечение качества образования, с другой стороны есть средство вовлечения в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся, что является важнейшим условием повышения мотивации и сознательного освоения знаний и умений в образовательной деятельности.

Актуальность обусловлена как новым профессиональным стандартом педагога, который предъявляет требования к умениям педагога : организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; использовать эти результаты для корректировки образовательной деятельности с целью повышения качества образования в целом, так и направлением деятельности муниципальной методической службы по вопросам обновления содержания и технологий образования как фактор достижения новых образовательных результатов.

Принципы формирующего оценивания при этом полностью соответствуют основным программным подходам в ФГОС:

- системно-деятельностный подход - оценивание является непрерывном процессом; оценивание может быть только критериальным; критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся и могут вырабатываться совместно в деятельности; система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

Кроме того, сохраняется такой тренд в современной педагогике, как персонализация образования, ориентация на возможности и потребности ученика. И действительно, стратегия формирующего оценивания предполагает ориентацию на конкретного ученика, выявление образовательных дефицитов конкретного учащегося, с тем чтобы с максимальной эффективностью организовать работу, и не предполагает сравнения результатов разных учащихся. Ученик получает доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником деятельности обучения. Формирующее оценивание воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда; способствует росту мотивации к обучению; повышает качество образования.


1.2 Цель программы


Целевые группы программы – руководящие и педагогические работники образовательных организаций, принимающие стратегию формирующего оценивания за основу образовательной деятельности.


Цель: организация системы методической работы с педагогическим коллективом по освоению технологий стратегии формирующего оценивания.


Задачи:

1. Осмыслить возможности стратегии формирующего оценивания в образовательном процессе для достижения качественных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

2. Диагностировать уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов в области знаний по ресурсу стратегии формирующего оценивания в процессе для достижения качественных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

3. Обеспечить проектирование образовательного маршрута развития педагога в рамках инновационной деятельности по теме программы;

4. Разработать модель (идеальный образ) урока с использованием возможностей формирующего оценивания;

5. Ознакомиться с принципами и приёмами стратегии формирующего оценивания;

6. Спроектировать и проанализировать сценарии событий в образовательном пространстве организации с использованием принципов и приёмов (учебное / внеурочное занятие).


1.3 Планируемые результаты обучения


В процессе обучения педагоги получат развитие профессиональных компетенций в области:

- проектирования учебного / внеурочного занятия с использованием приёмов стратегии формирующего оценивания;

- анализа и оценки профессиональной деятельности и проектирования педагогом собственного образовательного маршрута профессионального развития по теме программы;

- реализации стратегии формирующего оценивания в образовательном пространстве организации.


Педагоги, освоившие предлагаемую программу, должны:


Знать:

  • основы законодательства РФ в области образования, в том числе требования ФГОС НОО, ООО, СОО к результатам освоения учащимися и к условиям реализации ООП в контексте реализации стратегии формирующего оценивания;

  • технологии, методы и формы стратегии формирующего оценивания;

  • сущность понятий «формирующее оценивание», «оценка», «критерии оценивания»;

  • компоненты стратегии формирующего оценивания и её основныее принципы;

  • теоретические основы проектирования учебного / внеурочного занятия с использованием приёмов стратегии формирующего оценивания.


Уметь:

  • проектировать индивидуальный маршрут своего профессионального развития на основе диагностики уровня профессиональной компетентности в рамках заявленной темы;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии, ресурсы сети Интернет для реализации своего индивидуального образовательного маршрута;

  • проектировать и анализировать учебное / внеурочное занятие с использованием приёмов стратегии формирующего оценивания.


1.4 Организационно-педагогические условия реализации программы


Обучение организуется в очно-заочной форме.

Очная часть обучения проводится в форме организационно-деятельностных семинаров.

Заочная часть обучения осуществляется на рабочем месте участников и сопровождается заместителем директора по научно-методической работе и/или руководителем инновационною деятельностью учреждения.

Учебный материал для слушателей усваивается в процессе профессионального общения, работы с Дневником, самостоятельной работы с кейсами в дистанционном формате и в процессе индивидуального консультирования.

Дневник дополнен картой курса, которая содержит в кратком варианте все основные элементы содержания.


Формы и особенности обучения

Программа обучения реализуется в ходе проведения серии занятий в течение учебного года. Различаются следующие компоненты программы:

- собственно семинары – всего 4 занятия в течение учебного года;

- самостоятельная работа в группах в рамках подготовки к семинарам (преддействие) или после них (последействие), в т.ч. тестирование, подготовка материалов - презентаций, сценариев события и пр.

Дополнением программы являются:

- индивидуальные консультации для участников семинаров по вопросу проектирования образовательного события;

- участие в Творческих лабораториях, вебинарах.


Объём учебного времени

Общий объём учебного времени на участника программы корпоративной обучения составляет – 14 академических часов.


Формы итоговой аттестации и учебная продукция

В процессе обучения обучающиеся (слушатели) ведут Дневник корпоративного обучения (далее Дневник), в котором отмечают результаты наблюдения и практических проб по проектированию образовательного события. Заполненный дневник обучения, реализованные практико-ориентированные задания и эссе войдут в пакет разработанной педагогами учебной продукции.

Методические материалы и задания для формирования Дневника включены в методические рекомендации к Программе корпоративного обучения.

Итоговая аттестация осуществляется в форме защиты сценария образовательного события (технологической карты учебного или внеурочного занятия), а также его проведения и анализа.

Дополнительным мотивационно-волевым ресурсом Программы является заранее подготовленная и оформленная «под кирпич/бетон» Стена идей, на которой в процессе обучения будут вывешиваться основные мысли и идей Программы. В конце обучения Стена идей превратится в Стену контактов, мотивируя участников на дальнейшее общение и развитие.


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Тема занятия/этап

Основная форма занятия

Самостоятельная работа

Лекция

Практика

Индивидуально

(консультации)

в группах

1.

Формирующее (активное) оценивание и суммирующее (итоговое) оценивание – две стратегии современного образования. СОСТАВЛЕНИЕ УМНОЙ ЦЕЛИ. Ключевой вопрос.

Критерии успеха.

1

1



2

Механизмы подготовки заданий и обратной связи на всех этапах обучения в стратегии формирующего оценивания.

1

1



3

Электронные ресурсы организации обратной связи на урочном / внеурочном занятии.


2

1

2

4.

Проектирование, проведение и анализ образовательного события с использованием приемов и техник формирующего оценивания.


2

1

2



ИТОГО

2

6

2

4


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Формирующее (активное) оценивание и суммирующее (итоговое) оценивание – две стратегии современного образования. СОСТАВЛЕНИЕ УМНОЙ ЦЕЛИ. Ключевой вопрос. Критерии успеха.

Проблема. Мотивационный этап. Цели и задачи курса занятий. В чем её отличие от традиционной стратегии суммирующего (итогового) оценивания? Элементы технологии ФО.

Цели и задачи серии семинаров. Содержание программы семинаров. Диагностика начального уровня сформированности профессиональных компетенции в области знаний по теме. Проектирование образовательного маршрута развития педагога в рамках темы.

Что такое цель? Признаки умной цели. Составление цели урока. Правила умного ключевого вопроса. Критерии успеха.


Тема 2. Механизмы подготовки заданий и обратной связи на всех этапах обучения в стратегии формирующего оценивания.


Основные принципы (установки) формирующего обучения. Составление заданий (вопросов) для работы на уроке – способы организации деятельности обучающихся. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Типы и правила обратной связи. Письменная обратная связь.


ТЕМА 3. Электронные ресурсы организации обратной связи на урочном / внеурочном занятии.

Обратная связь как основное условие стратегии формирующего оценивания: оперативность, системность, открытость.

Обзор электронных ресурсов, облегчающих процесс обратной связи на занятии в очном, дистанционном и онлайн форматах (работа в группах).


ТЕМА 4. Проектирование, проведение и анализ образовательного события с использованием приемов и техник формирующего оценивания.

Проектирование образовательного события.

Критерии успешности образовательного события как реализующего стратегию формирующего оценивания.

Взаимопосещение открытых занятий педагогов.

Рефлексивно-регулятивный этап: оценка достижения личных и коллективных целей Программы корпоративного обучения.



4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОГРАММЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ


ЗАНЯТИЕ 1.

Формирующее (активное) оценивание и суммирующее (итоговое) оценивание – две стратегии современного образования.


  1. Мотивационный этап. Цели и задачи курса занятий.


    1. ПРОБЛЕМА.


Ведущий: Здравствуйте. Прошу вас занять места в зале.

Ведущий: В одном из тематических журналов я нашла следующее описание.

(просьба зачитать к одному из педагогов):

«Ученики часто не видят смысла в обучении, не хотят ходить в школу, а после ее окончания помнят о школе как о потерянном времени. Конечно, есть и ученики, и преподаватели, которые активно участвуют в процессе обучения и преподавания, но их остается все меньше и меньше. Бессмысленность обучения в школе, которую испытывают молодые люди, приводит к росту агрессии, обмана (например, списывание) и дефициту амбиций. Учитель не является более авторитетом только потому, что он – учитель».

На экране – слова: НИЗКАЯ МОТИВАЦИЯ. ДЕФИЦИТ АМБИЦИЙ. АГРЕССИЯ. ОБМАН. УЧИТЕЛЬ ≠ АВТОРИТЕТ.

Ведущий: Знакомая Вам ситуация (вопрос педагогу и всем в зале)? Спасибо. Удивительно другое – это выдержка из статьи из зарубежного журнала, из доклада ОЭСР1 о проблемах современного образования в мире. Эта организация и является инициатором и организатором ряда международных образований, в том числе PISA. Именно по рейтингам этих исследований определяются страны – лидеры в образовании. Цель федерального Национального проекта «Образование» - войти согласно этим рейтингам Россия 10 ведущих стран.

На экране – «ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития, объединяет сегодня 37 стран, проводит исследования PISA».

Многие исследователи считают, что образование наткнулось на стену и больше не может идти вперед, нужно изменить направление. Для решения этой проблемы доклад рекомендует преподавателям использовать стратегию (технологию) формирующего оценивания.


    1. В чем её отличие от традиционной стратегии суммирующего (итогового) оценивания?


Слайды, которые вы видите, я сознательно не меняла и не переводила на русский язык. Это фрагменты презентаций, которые используют учителя Таиланда и США в 2015 и 2001 годы. Формирующее оценивание formative assessment - это современная международная образовательная стратегия, не отрицающая, но дополняющая стратегию итогового оценивания summative assessment.



Презентация.



ФО

ИО

Оценивание

Оценивание

В процессе обучения

По итогам обучения

Интегрируется во все этапы обучения:

ДО / НА / ПОСЛЕ урока

На итоговом уроке

Внутренняя

Внешняя

Даёт информацию о том, как учиться дальше, что и как можно изменить.

Подытоживает результаты обучения

Показывает проблемы

Выносит вердикт

ДЛЯ обучения

ОБ обучении


ФО предполагает оценку достижений учащихся учителем, находящимся внутри процесса обучения тестируемых. ИО подразумевает итоговую внешнюю оценку, независимую экспертизу.

ФО может (должно) быть интегрировано во все этапы обучения ДО / НА / ПОСЛЕ урока. ИО должно происходить на итоговом уроке, или на экзамене (зачёте) по итогам курса или всего обучения.

ФО выявляет пробелы в освоении конкретным учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы восполнить его с максимальной эффективностью; не предполагает сравнения результатов разных учащихся. ИО не является средством развития по конкретной учебной программе. ИО определяет место учащегося в рейтинге, определяет его статус в обществе – возможность поступления, получения документы об образовании и пр.

В системе ФО ученик получает доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником процесса обучения. Это предполагает обязательную обратную двустороннюю связь и, в конце концов, ответственность за обучение. Информация о промежуточных итогах обучения (не баллах!) нужна и ученику, и учителю для возвращения к плохо усвоенному материалу и для дальнейшего развития. Здесь важнее оценка, а не отметка. А отметки в данном случае могут быть низкими, так как не все дефициты ученика ещё закрыты. В ИО знания ученика о системе оценивания никак не изменят ситуацию, его положение в рейтинге. Оценки по итогам таких тестов могут и должны быть максимально возможными для ученика.

ФО показывает проблемы, ИО выносит вердикт. Поэтому в ФО используют КОС, а в ИО – КИМ. Задания в них могут быть по характеру.

Особенно результативна стратегия ФО в работе с учениками, которые испытывают трудности в обучении. Но она полезна и отличникам, так как формирует навыки активного обучения, которые пригодятся в будущем.

Обе стратегии используются в мире одновременно. Вопрос только в том, какая из них успешнее? В 2014 году ОЭСР провела исследования, и сделала вывод о том, какая образовательная система эффективнее: та, что опирается в основном на ФО, или на ИО, или та, где одновременно используются обе стратегии?

Как вы думаете, к какому выводу пришла ОЭСР? Обсудите в группах в течение 15 секунд и покажите ваш ответ с помощью карточки – белый цвет – ИО; красный – ФО; жёлтый – ФО + ОИ.

Карточки.


ИО



ФО



ИО = ФО



Наиболее эффективными образовательными системами оказались те, что опираются на стратегию ФО, причем в некоторых случаях вообще отказавшиеся от оценок.

Активная оценка дает надежду на хорошее направление изменений. Исследования, проведенные ОЭСР, свидетельствуют о том, что активная оценка - очень действенный метод улучшения ученических результатов.


    1. Элементы технологии ФО.


К элементам активной оценки относятся (на экране):

  1. Цели урока.

  2. Ключевой вопрос. Критерии успешности. Таксономия Блума.

  3. Техника составления вопросов и заданий.

  4. Самооценка и взаимооценка.

  5. Обратная связь.

  6. Работа с родителями.


Ключевой вопрос – действительно ли стратегия ФО настолько эффективна?

Наводящие вопросы:

В чем суть каждого элемента?

Может ли стратегия ФО прижиться на российской почве?

Все ли элементы этой стратегии эффективны и могут быть ли они быть приняты усвоены нами без изменений или Россия – особая страна, имеющая особую систему образования, с особыми традициями?

Что из стратегии ФО я уже использую на уроках?

В чем плюсы и риски применения этой технологии?


Именно об этом мы говорим на наших занятиях. Тема этого занятия (на экране):


ЦЕЛЬ УРОКА

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС.

Критерии успешности. Таксономия Блума.

Техника постановки наводящих вопросов И ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАНИЙ.


Цель нашего занятия – определить степень эффективности стратегии ФО.


Задачи: определить основные элементы стратегии формирующего оценивания и её отличия от итогового, и понять суть такого элемента, как ключевой вопрос, закрепить умения по составлению цели урока, определить правила и типичные ошибки при составлении цели урока, получить опыт в составлении ключевого вопроса урока, определить уровни для составления критериев успеха.


  1. СОСТАВЛЕНИЕ УМНОЙ ЦЕЛИ.

Этап закрепления смыслов, знаний и умений.


До начала этапа 3 учителя приглашаются на сцену для выполнения задания. Ведущий сообщает присутствующим, что коллеги выполняют задание с использованием технологии «чек-лист». Выполненное задание будет озвучено через 7 минут. Учителя сидят на сцене в наушниках.


Задание дано на карточках: с одной стороны - текст задания, с другой – «чек-лист».





Задание: Составьте цель урока на языке учителя.


*Выберите учебник по тому предмету, цель урока по которому выбудете составлять. Выберите любую тему. Содержание выбранного параграфа – вам в помощь.

СОВЕТ: Используйте глагол-инфинитив совершенного вида.



Чек-лист (напротив каждой позиции поставьте «», если это достигнуто)


  1. Цель урока записана чисто и грамотно.


  1. Формулировка цели проверена по списку признаков «Умной цели».


  1. Формулировка цели проверена по списку «Типичные ошибки».




    1. Что такое цель?


Вопросы педагогам (фронтально).


  1. Что такое цель?


Листы на флипчартах: с одно стороны пусто, там будет написан текст, с другой – изображение мишени.


(Мой вариант на экране в презентации и озвучен)


ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ОБЪЕКТА В БУДУЩЕМ

ПОЗИТИВНОЕ ПОНЯТНОЕ ДИАГНОСТИЧНОЕ ОПИСАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА


  1. Что нами движет, когда мы определяем шаги к достижению цели, идём к ней?


(Мой вариант: Стремление, желание решить проблему несоответствия реального, существующего нашим замыслам, представлениям; изменить то, что нас не устраивает).


    1. Признаки умной цели


Ведущий: Правильно сформулированная цель – залог успеха в её достижении. Вспомним признаки правильно составленной цели. Для этого вам даны памятки на флипчартах и кубы на столах.


Памятки на флип-чартах (на английском языке, на другой стороне – на русском).

Specific

Конкретность

Measurable

Измеримость

Achievable

Достижимость

Realistic

Реалистичность

TimeBased

Ограниченность по времени



Аббревиатура-акроним SMART выведена из 5 слов английского языка и обозначает умный, сообразительный, интеллектуальный, и пришла к нам из бизнес-практики. Никто не сомневается, что именно в бизнесе неправильно поставленная цель может стать началом финансового краха.

Какие цели можно назвать умными? Вспомните их.

Прошу помощников перевернуть и закрепить на флипчартах листы обратной стороной. Слова-признаки умной цели – калька с английского языка. Эти слова расположены на гранях кубика, который лежит у вас на столах. Как вы понимаете слов 5, а граней 6. Напишите на «пустой» грани слово, которое, как вы думаете, является признаком правильно поставленной цели, но отсутствует в данном списке.

Кубик и маркер.


Группы: выполняют задание и озвучивают признаки; дополняется список на экране.

(Мои варианты: Доходчивость. Позитивность).


Объяснение сути признаков правильно поставленной цели:


Ограниченность во времени - предусмотрено планирование всех этапов проекта по времени, в целом достижение цели и задач возможно за этот период.

Реалистичность проекта – учитель предусмотрел все реально существующие и доступные ресурсы (т.е. средства, инструменты, люди), для того, чтобы достичь цели урока.

Достижимость - способы действий, которые выбирает учитель действительно помогут реализовать достичь цели.

Измеримость - цель прописана очень точно, измеримо, подробно, и поэтому на заключительном этапе будет легко отследить результат.

Конкретность - предполагаемые результаты имеют отношение только к обозначенной цели и предназначены для конкретной аудитории.


При составлении цели возможны ошибки. У Вас на столах памятки с указанием типичных ошибок и комментарии к ним. Вы можете взять их и познакомиться с ними после занятия. Посмотрите на памятку. Какая типичная ошибка нуждается в объяснении? Поднимите номер с соответствующей карточкой.


Памятка.


ОШИБКА!

1. Описание того, что ученики будут делать, а не чему научатся.

2. Фокус на себе, а не на учениках.

3. Использование абстрактных слов и категорий.

4. Цель путается с темой.

5. Путаются цель и задачи.

6. Неправильно задается масштаб цели.



    1. Составление цели урока


(Ко всем в зале)

Один из приёмов, который активно используется в технологии ФО – это «чек-лист».

(Обращение к коллегам, получившим задание заранее).

Вам на столы было выложено задание, которое нужно было выполнить в течение 7 минут. Вы познакомились с ним, выполнили его, а затем проверили по чек-листу успешность его выполнения? Озвучьте, пожалуйста, задание.

На экране – задание.

В каждой команде есть эксперт. Это учитель, прошедший обучение по программе «Стратегия формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС: использование вопросов для развития системного мышления». Задача эксперта дать обратную связь по выполненному заданию. ОС даётся в соответствии с определёнными правилами, выполнение которых делает её эффективнее.

Коллеги, озвучьте, пожалуйста, вашу цель.


На экране – чек лист.

Эксперты, дайте, пожалуйста, ОС. Слово даётся позднее.

На экране правила конструктивной ОС. Экспертам заранее дан алгоритм с конкретными фразами. Педагогам объясняется метод «сэндвича»:


"+++" – ПОХВАЛА!!!

"---" - КОРРЕКТНО

ПОСЛЕДСТВИЯ

Мотивация на изменения

СОВЕТ


  1. Ключевой вопрос. Критерии успеха.

Этап получения новых знаний.


3.1.Правила умного ключевого вопроса


Ведущий: Мы охотно учимся тому, что нас интригует, что необходимо нам для достижения цели. Мы стремимся понять и легко запоминаем то, что нас интересует. Ключевой вопрос – именно такой элемент обучения.

Ключевой вопрос – это проблемная ситуация.

Чтобы сформулировать хороший ключевой вопрос, нужно:

  • проанализировать цель урока;

  • подумать, как эта цель сочетается с ранее изученным материалом, с другими знаниями об окружающем мире, которые получены на уроках по другим предметам;

  • поразмышлять, какой вопрос мог бы заинтересовать учеников и побудить их к поиску ответов.

Прошу вас внимательно прослушать следующие характеристики умного ключевого вопроса.

1. Ученик не может дать на него сразу точный ответ с помощью известных ему знаний.

2. Этот вопрос цепляет, вызывает эмоциональный отклик.

3. Такой вопрос мотивирует ученика на поиск ответа в течение всего занятия, тесно связан с темой и немного выходит за рамки ее содержания.

4. На ключевой вопрос нельзя однозначно ответить «да» или «нет», на него нельзя ответить в начале занятия.

Ключевые вопросы не обязательно имеют «вопросительный» вид. Это могут быть проблемы, гипотезы, рисунок или фотография, коллаж или даже сцена (этюд), сыгранная учителем или подготовленными учениками.

Ведущий: Прошу по одному коллеге от группы подойти ко мне.

На столе ведущего карточки-примеры ключевых вопросов.

На обратной стороне каждой карточки название предмета, для урока по которому создан ключевой вопрос.

Выберите любую карточку (можно по тому предмету, который преподаёте) и через 2 минуты озвучьте тот ключевой вопрос, который вам кажется наиболее удачным или просто больше понравился. Прошу также быть готовыми на вопрос почему вы выбрали именно эту формулировку и какой могла быть цель урока.

Коллеги выбирают ответ в течение 2 минут.

А мы пока составим правила ключевого вопроса. Прошу вас озвучить по одному правилу по кругу.

Ответы выскакивают на экране. (Заранее прописаны в таблице на экране в виде цифр – если ответ прозвучал нажимается соответствующая цифра, вместо неё на экране появляется характеристика).

Далее коллеги зачитывают варианты ключевых вопросов и отвечают на вопросы: почему именно этот вопрос они выбрали? Какой могла быть цель урока? Команды может помочь своему коллеге с места.

Примеры ключевых вопросов в Приложении 2.

Ведущий: Прошу коллег вернуться за свои столы вместе с карточками.

Ещё одно задание группам – прошу предложить вариант своего ключевого вопроса урока. Вы можете это сделать индивидуально, в парах или даже целой группой. Группа может представить на суд общественности не более 2 вопросов. После обсуждения ключевой вопрос зачитывается представителями группы.

Обратите внимание, что самый интересный вопрос будет поощрён. Выбор самого интересного вопроса будете делать вы с помощью он-лайн голосования Viber в группе гимназии. Правила голосования – голосовать можно только один раз, голосовать за вопрос своей группы нельзя.

Прошу озвучить ваш ключевой вопрос.

Вспомните, каким был ключевой вопрос занятия? Получили ли мы на него ответ?

Нет, так как это вопрос на серию занятию по теме «Стратегия формирующего оценивания – эффективность и риски».


    1. Критерии успеха.


Критерии успеха учащегося и класса в целом, должны быть заложены учителем ещё в процессе проектирования урока.

И эти критерии с одной стороны должны быть одинаковыми для всех – каждому ученику должен быть дан вариант условий успешности.

С другой стороны, эти критерии должны быть уровневыми. Во-первых, чтобы понять, а где у ученика произошёл «стопор», где его точка незнания, во-вторых, чтобы спланировать задания урока.

КУ - это уточнение целей уроков так, чтобы учащиеся знали, чему они должны научиться, на чем нужно сосредоточить внимание во время урока, каких результатов должны достичь. Это определение целей перед выполнением задания, проверочной или домашней работы.

КУ – это необходимый элемент самооценки и взаимооценки. Учащиеся оценивают работы свои и одноклассников на основе определенных заранее совместно с учителем критериев.

На что необходимо опираться при формулировке критериев успеха. Во-первых, это перечень тех знаний и умений, что необходимы при решении ключевого вопроса урока. задачи, который ставит перед учениками учитель, и ученики ставят перед собой.

Перечень этих задачи определит характеристику знаний и

И вот здесь на помощь нам приходит пирамида Блума. Многим из Вас она знакома, однако, думается, есть необходимость её повторить.

На флип-чарте ведущего – элементы пирамиды.

У Вас на столах мини-пирамиды Блума. Напротив – те задачи, которые ставились нами в начале урока.

Цель нашего занятия была – определить эффективность стратегии ФО.

Задачи урока:

- определить основные элементы стратегии формирующего оценивания и её отличия от итогового,

- закрепить умения по составлению цели урока, определить правила и типичные ошибки при составлении цели урока,

- получить опыт в составлении ключевого вопроса урока,

- оценить степень верности составления цели и ключевого вопроса урока,

- определить уровни для составления критериев успеха с помощью пирамиды Блума.


Можно ли записи напротив уровней пирамиды Блума назвать критериями? Почему? Чего в них не хватает? Правильно – критерии должны быть измеримы, как и цель, они уточняют, конкретизируют задачи. Как можно изменить формулировки?

Обсудите в группах почему и предложите любые два действия, которые необходимо произвести с задачами, чтобы они превратились в критерии успешности. Озвучьте только одно действие не повторяя ответы коллег. Время на выполнение – 2 минуты.

Во-первых, поставить цифры.

Во-вторых, уточнить способы выполнения задачи.

В-третьих, указать уровень самостоятельности выполнения (по алгоритму, с помощью учителя, одноклассника, самостоятельно).

В-четвёртых, уточнить скорость выполнения.

Можно добавить иные критерии.

Озвучьте изменённые формулировки.



  1. РЕФЛЕКСИЯ.


4.1. Какое домашнее задание вы дали бы себе по этой теме?

Д.з. – составить ключевой вопрос любого урока за 1 месяц и записать его в Google-форме по ссылке.


4.2. А сейчас один из самых интригующих моментов урока – какой ключевой вопрос был назван самым интересным. (Помощь Рогова А.В. в записи вопросов и их переносе в Вайбер).


4.3. Сегодня мы многое поняли и узнали. Выполнили ли мы поставленные задачи? Определите степень вашей успешности. Поставьте галочку, иной знак на том уровне (на тех уровнях) пирамиды Блума, на которых вы сегодня достигли успеха.



ПИРАМИДА БЛУМА







Оценка

Оценить эффективность ключевого вопроса.





Синтез

Составить цель урока по ключевому вопросу




Анализ

Проанализировать правильность составления цели по «чек-листу».



Применение

Получить опыт в составлении ключевого вопроса урока;

Закрепить умения по составлению цели урока


Понимание

Определить отличия стратегии ФО от ИО; правила и типичные ошибки при составлении цели урока

Знание

Определить основные элементы стратегии ФО



занятие 2.

Механизмы подготовки заданий и обратной связи на всех этапах обучения в стратегии формирующего оценивания.


  1. Понимание проблемы. необходимые установки.

Мотивационный этап. Цели и задачи занятия.


    1. ПРИНЯТИЕ


Игра «Джеффа». В трех углах помещения стоят флип-чарты с прикреплёнными на магнитах цветными листами одного цвета на каждом – красный («НЕ СОГЛАСЕН»), жёлтый («Не анализировал эту ситуацию, не готов её обсуждать»), зелёный («СОГЛАСЕН»), и столы с лежащими на них карточками такого же цвета.

Ведущий задаёт 5 ситуаций, в которых даётся три варианта ответа (СОГЛАСЕН, НЕ СОГЛАСЕН, НЕ ГОТОВ ОБСУЖДАТЬ). Участники переходят к тому флипчарту и столу, которые соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ, кидает ему мягкую игрушку. Тот, у кого в руках мяч, имеет право на ответ. После отработки ситуации участники берут в руки карточку того цвета, какой ответ они выбрали. В Джеффе все стоят, т.к. сев, человек выключается из процесса.

Все ситуации предложенные ведущим отражаются на экране в презентации.

Ситуации, описанные ведущим, отражают общую осведомлённость педагогов в понятиях курса и принятие необходимых установок.


Правила проведения игры:

  • Ведущий не высказывает / не поддерживает, но может высказать своё мнение в конце игры.

  • Возможен переход из одной группы в другую в процессе обсуждения.

  • Ведущий старается давать высказаться людям из разных групп.

  • Игрушка идёт только через ведущего (подходит и теннисный мячик).




Ситуации

Ответ

СОГЛАСЕН

НЕ СОГЛАСЕН

НЕ ГОТОВ ОБСУЖДАТЬ

  1. В ответ на выставленную оценку ученик задаёт вопрос – за что? Я могу не отвечать, так как имею право выставлять отметку без объяснения причин.




  1. На моих уроках я редко использую приёмы самооценки и взаимооценки. Привлечение учащихся к оцениванию самого себя и соучеников – практика надуманная, в большинстве случаев неэффективная.




  1. Составляя контрольную работу по своему предмету, я не перехожу к поэлементному критериальному разбору. В процессе формирования заданий всё равно невозможно в полной мере сохранить открытость и прозрачность оценки.




  1. Эффективным рефлексивным приёмом является беседа с учениками и выбором позиции «урок понравился», «урок не понравился».




  1. Я даю обратную связь ученикам в процессе обучения 1 раз в 2-3 урока. Считаю, что этого достаточно. Невозможно качественно давать обратную связь ученику на всех этапах обучения.




  1. Построение индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с особыми потребностями, в том числе для одарённых детей, - скорее миф, а не реальность. Отследить результаты каждого ученика и оказать ему помощь в развитии в массовой школе нельзя.






Принятие и применение ресурсов ФО



После озвучивания всей серии ситуаций и обсуждения каждый участник подсчитывает количество карточек разного цвета, которые оказались в его руках.

5-6 красных карточек – достаточная осведомленность о понятиях курса, принятие необходимых установок стратегии формирующего оценивания.


    1. Основные принципы (установки) формирующего обучения


Презентация. Фронтальное обсуждение.


  1. Составление заданий (вопросов) для работы на уроке – способы организации деятельности обучающихся.


    1. Применение знаний – принципов формирующего оценивания. Работа в парах.


Все сидят на креслах четвёрками, в руках учебники А4 и карандаши.


Задание (на экране): на основе заготовленного конспекта (уже обозначенных целей и предполагаемых результатов) сформулировать задания (вопросы) урока, используя таблицу. Дайте название таблице - Общие цели обучения, глаголы для формулировки конкретных учебных результатов и вопросы для заданий, позволяющие выявить их наличие или отсутствие (по таксономии Б. Блума)


Обратите внимание, что вопросы составляются только на 2-3 этапа урока, которые фактически являются этапами обучения.


Уровни учебных целей

Общие цели обучения

1. Знание. Запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

- конкретных данных

- средств и способов действия с этими данными

- категорий и общих понятий (язык)

2. Понимание. Преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий

Перевод

Интерпретация

Экстраполяция

3. Применение. Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях

Применение знаний в практике

4. Анализ. Умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

- элементов

- связей

- организационных принципов

5. Синтез. Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Получение нового знания на основе освоенных умений

6. Оценка. Умение оценивать значение того или иного материала.

Оценка событий, процессов, деятельности


Проверьте свои задания. Насколько они соответствуют стратегии формирующего оценивания?

Какие критерии успешности выполнения вашего задания вы можете предложить?

Составим чек-лист и внесем в него предложенные вами критерии успешности:


Чек-лист (напротив каждой позиции поставьте «», если это достигнуто)


  1. Задания (вопросы) соответствуют целям урока и ключевому вопросу.


  1. При составлении заданий для каждого этапа обучения использовались соответствующие каждому уровню Пирамиды Блума глаголы.


  1. Для каждого задания разработаны критерии успешности.


  1. Для каждого задания предусмотрены механизмы обратной связи.




Эксперты оценивают работы коллег по чек-листу, используя «галочки» и штампы.

Если считают нужным, могут добавить свой критерий. При этом ОС даётся по правилам и двух видов – устная и письменная.


Как вы думаете, достаточно ли правильно продумать и организовать деятельность учащихся на уроке, для того, чтобы получить качественный результат?

Стратегия формирующего обучения заявляет, что нет. Чего нам не хватает? Названия каких элементов проектирования урока отсутствуют в таблице, которую вы сейчас заполняли?

В чём главный принцип формирующего оценивания? (Шансы на обучение каждому. Значит ли это, что мы должны дать ОС по деятельности и результату каждому ученику?)

ОС должна быть на деятельность и результат только класса? Нет - каждого ученика, группы учеников, всего класса?

ОС может исходить только от учителя? Нет – от самого ученика (самооценка), от его одноклассников (взаимооценка, оценка одноклассника), от родителей (внешняя оценка).

Что необходимо продумать заранее, ещё до обратной связи, чтобы ОС и сама деятельность на уроке была эффективнее? Критерии успеха.

Как вы думаете, какого этапа урока (обучения) нет в технологической карте? Почему? Рефлексия – это и есть обратная связь. Даётся она по деятельности, по результатам и по эмоциональному и физическому состоянию. Значит между каждым этапом урока должна быть ОС. В том числе и по эмоциям. Устали?


    1. Физическая пауза


Ведущие проводят физическую разминку, используя слова-маркеры – элементы стратегии формирующего оценивания.


    1. Определение точек развития по теме.


Возвращение к слайду прошлого урока. Дайте ему название - «Элементы формирующего оценивания». Выбор позиции, на которой мы сейчас стоим.

  1. Цели урока.

  2. Ключевой вопрос. Критерии успешности. Пирамида Блума.

  3. Техника составления вопросов и заданий.

  4. Обратная связь.

  5. Самооценка и взаимооценка.

  6. Работа с родителями.


Ключевой вопрос занятия: В чем особенность составления заданий и вопросов в стратегии формирующего оценивания? За что стратегию формирующего оценивания любят во всём мире?


ПРИНЦИПЫ

МЕХАНИЗМЫ

РАВНЫЕ ШАНСЫ НА ОБУЧЕНИЕ!

ДАДИМ ОПЫТ УСПЕХА КАЖДОМУ!

Обратная связь должна быть дана на каждом этапе обучения – ученику, группе, классу.

Использование пирамиды Блума для формулировки заданий и вопросов.


    1. Критерии успеха


Методы КУКА: Конкретные, уровневые, комплексные.

Ученикам и родителям! ДО, а не ПОСЛЕ! Соотнесено с оценкой!

Составьте критерии успеха для любого задания, вопроса, которые вы составили и занесите их в таблицу. Озвучьте своё задания и критерий успеха.

Команда, которая даст больше всех ОС, в т.ч. предложений по формулировкам – получит приз.

Эксперты помогают командам.


  1. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Этап закрепления смыслов, знаний и умений.


    1. Типы и правила обратной связи.


Типы обратной связи (устная, письменная, электронная). Качества обратной связи – корректирует, своевременная, двусторонняя, критериальная, системная, конструктивная.

Некоторые приёмы обратной связи вы уже используете. Какие-то могли заметить на этом и прошлом занятии. Попробуйте вспомнить и сформулировать эти приёмы. Двух самых внимательных коллег ожидает маленький бонус-сюрприз.

Познакомимся с другими приёмами ОС. У вас на столах прикреплены QR – коды для выхода на описание приёмов ОС. Обратите внимание, что ссылки не повторяются. Познакомьтесь с приёмами ОС, выберите самый интересный из представленных. Озвучьте название приёма.

Объясните, почему вы выбрали именно этот приём, для ребят какого возраста его лучше использовать, на каких этапах обучения знаний.

Список приёмов обратной связи – в Приложении к занятию 2.



ПРАВИЛА

конструктивной ОС


"+++" – ПОХВАЛА!!!

"---" - КОРРЕКТНО

ПОСЛЕДСТВИЯ

Мотивация на изменения

СОВЕТ




    1. Письменная обратная связь.


Маркеры парам. Придумать (вспомнить) знаки, которые можно использовать для письменной ОС по позициям: верно/ошибка, полный/неполный ответ, уникально/красивое решения и пр.

Записать на стикерах и расположить на НА БУМАГЕ. Соединить столы. ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗНАКАМИ + и ! за самые интересные знаки (+ - принимаю, ! – интересно, уникально). Объявление голосования – будет выложено в группу.


  1. РЕФЛЕКСИЯ.


4.1. Какое домашнее задание вы дали бы себе по этой теме?

4.2. А сейчас один из самых интригующих моментов урока – какой ключевой вопрос был назван самым интересным. На столах – списки ключевых вопросов, предложенных педагогами в Google-форме.

4.3. Сегодня мы многое поняли и узнали. Выполнили ли мы поставленные задачи? Определите степень вашей успешности. Поставьте галочку, иной знак или оценку от 0 до 2 на каждом уровне пирамиды Блума.



ПИРАМИДА БЛУМА







Оценка

Оценить эффективность достижения цели урока – ответа на ключевой вопрос.





Синтез

Выделить ключевые слова-маркеры для формирования знаковой системы для выдачи письменной обратной связи.




Анализ

Предложить критерии успешности выполнения задания ведущего и составить по нему чек-лист.



Применение

Получить опыт в составлении заданий и вопросов к уроку с использованием Пирамиды Блума


Понимание

Понять основные принципы ФО

Знание

Вспомнить правила конструктивной ОС.

Вспомнить основные элементы стратегии ФО


Карточка. ПРИЁМЫ моментальной обратной связи



МОМЕНТАЛЬНАЯ ОС





1

СВЕТОФОР



2

КЛИКЕРЫ

 

3

QR-code

 

4

Plickers

 

5

?? рефлексии

 

6

Анкеты

 

7

Письмо (mail, post)

 

8

Комментарии в тетради

 

9

Стикеры


10

Оценочный лист

 

11

Чек-лист

 

12

Дневник

 

13

Лист (само)наблюдения

 

14

Блиц-опрос

 

15

Эссе (3 мин.)

 

16

Короткий тест

 

17

Chat-bot, Google, Kahoot

 

18

Рефлексивная мишень

 

19

Отметка в зоне развития

 



20

эвристическая беседа

 

21

опрос с закрытыми глаами

 

22

голосование

 

23

"измерение температуры"

 

24

пауза (30 сек)

 

25

тест без оценки

 

26

апплодисменты

 

27

напоминание

 

28

проговаривание

 

29

неоконченные предложения

 

30

алгоритмы

 



МОМЕНТАЛЬНАЯ ОС и ПИРАМИДА БЛУМА


Уровни учебных целей

Общие цели обучения

Глаголы для формулировки

конкретных учебных целей-результатов

Вопросы для заданий

1. Знание

Воспроизведение ранее полученного материала, перечисление терминов, понятий, правил и пр.

Определяет, подбирает, обозначает, выбирает, называет, констатирует (значение термина, факт, дату, событие, место). Идентифицирует (символ), перечисляет (этапы процесса), описывает (метод). Цитирует (правило), излагает (принцип, закон, теорию), вспоминает название (теории), воспроизводит (структуру)

Сколько… Кто… Что…

Когда... Кем… Где …

2. Понимание

Перевод

Интерпретация

Экстраполяция

Переструктурирует (в сокращенной форме), переформулирует, пересказывает (своими словами), приводит примеры, переводит (таблицу в график) Различает (существенное, несущественное) объясняет (схемы и графики, использование методов), обобщает, суммирует (факты) Показывает, фиксирует следствия (из данных фактов).

Какой пример соответствует… Какова главная идея… Правильно ли я понимаю, что это означает… Можете ли Вы объяснить... Как можно перефразировать (резюмировать)…

3. Применение

Применение знаний в практике

Изменяет, подсчитывает, демонстрирует (правильное использование метода или процедуры), обнаруживает, манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, производит, относит, решает, показывает, использует (понятия и принципы для анализа новых ситуаций), применяет (законы и теории к ситуациям практики).

Что будет результатом, если… Как применить для… Можно ли использовать … для … Как можно решить … проблему, используя знания о…

4. Анализ

Вычленение частей, установление взаимосвязей, выводы,

обобщение, гипотезы и их доказательство

Различает (логические ошибки, позиции, допущения и т.п.); дифференцирует, выделяет (компоненты модели); распознает (скрытые значения); идентифицирует (допущения, причины), выделяет (сходства и различия); распознает (предубеждения, пристрастность), отличает (факты от мнений). Вскрывает, схематизирует связи (между фактами и следствиями); реконструирует (взаимодействия и взаимоотношения); сверяет (гипотезу с данной информацией). Схематизирует (модель), выделяет (структуру работы)

Как… связано с… В чем различие...

Каковы основные допущения…

Каковы возможные мотивы, составляющие...

Как можно классифицировать …

Какие подтверждения можно привести… Что свидетельствует о … Каковы отношения между…

5. Синтез

Получение нового знания на основе освоенных умений

Порождает (уникальное сообщение, оригинальную идею), создает (аппарат, метод, модель), разрабатывает (схему для классификации информации, модель), сочиняет (стихотворение, рассказ, эссе), планирует, составляет (план эксперимента), интегрирует (решения проблем), комбинирует, разрабатывает (схему для классификации), объединяет, суммирует (знания из разных областей в план для решения проблемы), реорганизует, модифицирует в новую целостность (идеи, материал, процесс), делает дедуктивные выводы из абстракций, делает индуктивные выводы из конкретной информации.

Как можно адаптировать …, чтобы создать иное…. Что можно предложить, чтобы минимизировать (максимизировать) … Как можно объединить … По какому критерию могут быть объединены... Что должно быть объединено, чтобы подтвердить … Как … включить в…

6. Оценка

Аргументация мнения, вынос суждения,

обоснование идей

Судит, оценивает (логическую последовательность письменного материала, соответствие выводов данным), сравнивает (идеи), заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, распознает (субъективизм), объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает, аргументирует, проверяет (убедительность доказательства)

Вы согласны, что ... Почему выбрано именно это… Будет ли лучше, если … Почему… Что можно предложить, чтобы... Как это можно оценить, с позиции... Каковы логические противоречия... В чем сильные и слабые стороны… На чем основывается утверждение...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (на основе стратегии формирующего обучения)


Предмет:


Класс:



Тема


урока



Цель


урока





Элементы содержания урока (в необходимом для вас объёме, исходя из специфики преподаваемого предмета):









Примерные результаты урока:











Примерные формы организации деятельности обучающихся (задания, вопросы) по этапам урока (заполните по 2-3 этапам согласно таблице Блума):


№ этапа

Наименование этапа

Формы организации деятельности обучающихся (формулировка задания / вопроса)

Критерии успешности

Форма обратной связи

1

Получения и понимания информации / знаний








Не заполнять дома

Не заполнять дома

2

Применения информации / знаний (формирования и развития умений)








Не заполнять дома

Не заполнять дома

3

Анализа и синтеза информации / знаний (формирования и развития умений)








Не заполнять дома

Не заполнять дома

4

Оценки информации (формирования и развития умений)








Не заполнять дома

Не заполнять дома




Занятие 4. Проектирование образовательного события.


Задание: составить список критериев и показателей успешности проектирования урока / внеурочного занятия. Слушатели предлагают форму таблицы, её содержание. Ниже вариант составителей программы - таблица не выдаётся слушателям, она является ориентиром в результате обсуждения.


Таблица 2. «Критерии оценки успешности проектирования урока / внеурочного занятия с точки зрения использования ресурсов стратегии формирующего оценивания»


Ограниченность во времени - предусмотрено планирование всех этапов проекта по времени, в целом достижение цели и задач возможно за этот период.

Реалистичность проекта – учитель предусмотрел все ресурсы (т.е. средства, инструменты, люди), для того, чтобы достичь цели урока.

Достижимость - способы действий, которые выбирает учитель действительно помогут реализовать достичь цели.

Измеримость - цель прописана очень точно, измеримо, подробно, и поэтому на заключительном этапе будет легко отследить результат.

Конкретность - предполагаемые результаты имеют отношение только к обозначенной цели и предназначены для конкретной аудитории.


Критерий (0 – отсутствует, 1 – присутствует в незначительной степени, 2 – присутствует явно, организовано методически правильно)

Числовой показатель

1

Цель –

конкретна,

измерима,

достижима,

реальна,

ограничена во времени (см. выше).


0 1 2

0 1 2

0 1 2

0 1 2

0 1 2

2

Цель и задачи события соотносятся:

- между собой;

- с ожидаемыми результатами события.

0 1 2


0 1 2

3

Разработан ключевой вопрос урока / занятия

0 1 2

4

Для каждого этапа (задания) предусмотрены:

- задания, соотносимые с целями и задачами события;

- то есть задания, составленные с использованием пирамиды Блума;

- представленные учителем и/или разработанные совместно с учащимися критерии успешности выполнения задания или урока / внеурочного занятия;

- критерии успешности, открытые и доступные для обучающихся / для родителей во время и после события;

- критерии успешности не меняются в процессе или после события;

- приёмы обратной связи (внутренней и внешней – самооценка, взаимооценка, оценка учителя).


0 1 2

0 1 2




0 1 2


0 1 2

0 1 2

5

Методы организации деятельности участников события предусматривают этапы:

- самоактуализация, потребность в достижениях;

- самоанализа своих и коллективных проблем и достижений;

- самооценки своих и коллективных результатов;

- саморегуляцию своей работы.



0 1 2

0 1 2

0 1 2

0 1 2

6

Сценарий события содержит инвариативные части, выбор которых может быть осуществлён участниками события.

Предусмотрено обоснование выбора варианта развития события

0 1 2


0 1 2

7

Событие может быть проведено в рамках существующего или незначительно модернизированого образовательного пространства силами инициатора события или силами группы педагогов.

0 1 2



max 20 баллов


Самостоятельная работа.

Задание: Просмотрите сценарий события, спроектированного вашим коллегой. Проанализируйте сценарий события, оценив насколько в нем используются ресурсы стратегии формирующего оценивания.


Подведение личных и коллективных итогов обучения и саморазвития.

Данный этап является рефлексивно-регулятивной частью Программы обучения.

Задание: Написание эссе (список вопросов ниже).

1. Организационный момент. Определение задач, условий выполнения задания.

2. Выбор темы эссе. Написание эссе.

3. Озвучивание основных идей эссе слушателей.

4. Оформление стены идей и контактов.

4. Подведение итогов Программы.


Вопросы для написания эссе2


Вопросы могут стать основой для обсуждения в рамках семинаров при расширении Программы.

  1. В чем заключается феномен стратегии формирующего оценивания?

  2. Формирующее или итоговое оценивание? Вместе или порознь?

  3. Если бы вам с позиции стратегии формирующего оценивания пришлось анализировать и оценивать самих себя, то какие из присущих вам качеств педагога, вы назвали бы прежде всего и почему?

  4. В чем различие стратегий формирующего и итогового оценивания?

  5. Спроектируйте уровни и ступени профессионализма, достижение которых реально для Вас и которые находятся в зоне ближайшего профессионального развития по теме «формирующее оценивание».

  6. Какие педагогические методы и приёмы можно назвать родными для стратегии формирующего оценивания?

После устного Подведения итогов на Стену идей прикрепляются самые ценные идеи и мысли участников Программы корпоративного обучения. Там же располагаются индивидуальные и групповые фото, сделанные в процессе обучения, а рядом с ними электронные адреса и ФИО участников Программы, ссылки на полезные ресурсы по теме курса. В последний день Программы Стена превращается из Стены идей в Стену контактов.

После небольшого перерыва (кофе-брейка) участникам обучения вручаются памятные призы, документы о прохождении обучения.


Диагностирование уровня применения стратегии формирующего оценивания



Применяю в системе

Применяю эпизодически

Считаю стратегию неэффективной (1), слышу о ней впервые (2) и не применяю вообще

  1. Используете ли вы на уроке критериальное оценивание?




  1. Используете ли вы на разных этапах урока / занятия самооценивание, а именно:

- при постановке цели

- при планировании деятельности обучающихся в соответствии с задачей

- при контроле и оценивании

- при групповой или парной работе

- для прогнозирования шагов в обучении

  1. Осуществляете ли Вы рефлексию результатов оценивания

  2. Поддерживаете ли Вы учеников в достижении прогресса в учёбе




ЛИТЕРАТУРА


  1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.

  2. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.

  3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2012.

  4. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб.: Учебная литература, 2012.

  5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Рига, 2011.

  6. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.


1 Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (the Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) – международная организация, нацеленная на выработку международных стандартов и рекомендаций по совершенствованию государственной социальной, экономической и экологической политики, поиск путей преодоления проблем и ограничений на пути экономического роста и развития стран. В 2020 году – 37 стран.

2 Примечание: данный список вопросов включён в Дневник корпоративного обучения, по итогам занятий даёт задание написать эссе – дневники сдаются и проверяются руководителем семинара.

30


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!