Программа «Коррекционная работа в начальной школе» Подготовительный класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Направление и содержание коррекционной работы в школе для детей с нарушениями в развитии детерминируется целым рядом факторов социального порядка. Основные принципы коррекционной работы базируется на понимании взаимоотношения общего и особенного в развитии ребёнка, соотношения биологического и социального обучения и развития, связи первичного и вторичного дефектов. Многофакторность детерминации коррекционно – воспитательного процесса определяет сложность системы коррекционной работы, многообразие её структуры на различных этапах обучения ребёнка. Цель обучения учащихся массовой школы – всестороннее, гармоническое развитие личности. Формирование гражданской позиции, активное, творческое включение в жизнь общества – определяет так же и работу школ для детей с проблемами в развитии. Общие законы развития таких детей и нормально развивающихся детей определяют и общие принципы их обучения. Таким образом, основные дидактические принципы обучения в общеобразовательных школах действительны и по отношению к специальной школе. Однако эти принципы претерпевают изменения, преломляются через призму специфических особенностей психического и физического развития детей с проблемами в развитии, образуя свою систему, отражающую конкретные условия реализации общедидактических принципов. Конкретизируя общедидактический принцип коррекционной направленности можно сформулировать следующие принципы коррекционной работы в младших классах: Развитие сенсорного опыта. Интеллектуализация учебно–познавательной деятельности. Формирование соотносительной деятельности. Усиление педагогического руководства учебно–познавательной деятельностью учащихся. Программа коррекционной работы для подготовительного, 1 – 2 классов состоит из 7 разделов: Зрительное восприятие цвета. Зрительное восприятие формы. Развитие пространственных представлений и ориентировки. Развитие временных представлений. Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Развитие устной речи. Развитие фонематического слуха и анализа. | I. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА. Учащиеся подготовительного класса должны уметь подбирать цветные полоски по заданию; дифференцировать основные цвета спектра, знать названия основных цветов спектра; уметь видеть и называть цвета и краски в природе; получать тона основных цветов спектра. II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И АНАЛИЗА. Учащиеся подготовительного класса должны уметь различать на слух фонемы; различать гласные и согласные звуки по способу звукообразования и звукопроизношения; составлять слова с заданным звуком из разрезной азбуки; Учащиеся должны уметь записывать предложения схематически; записывать слова схемой. III. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ. У учащихся подготовительного класса формируются представления о геометрических фигурах и их применении в различных сферах деятельности, а так же их построении. IV. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ. Учащиеся подготовительного класса учатся определять расположение элементов, синтезировать целое из частей. У учащихся формируется умение находить различные направления пути, ориентироваться на местности, составлять план местности, развиваются конструктивный праксис и память на пространственные соотношения. V. РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Настоящая программа предусматривает определение времени по часам, уточнение представлений о смене времён года и месяцев, а так же предусматривает использование личного опыта учащихся в определении последовательности событий. VI РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ Перед учащимися подготовительного класса в доступной форме раскрываются основные функции речи: Дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать умениями, помогающими им пользоваться речью во всех её функциях. VII. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБОБЩЕНИЯ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ, СОПОСТАВЛЕНИЯ Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по признакам. Сравнение предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов по образцу, показу, словесной инструкции. ПРОГРАММА Подготовительный класс. I. ТЕМА: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. Дифференциация основных цветов путём выделения заданного цвета. Подбор цветных полосок по аналогии, без названия цветов. Работа с цветовыми таблицами. Игра в цветовое лото. Подбор цветных карандашей и палочек. Учащиеся должны уметь: подбирать цветные полоски по заданию; дифференцировать основные цвета спектра. Основные цвета спектра и их оттенки. Занятия с цветовыми таблицами. Раскрашивание карандашами и красками цветных орнаментов по образцу и самостоятельно. Составление оттенков цветов на палитре /тёмно-красного, темно-синего, бледно-голубого/. Учащиеся должны: знать названия основных цветов спектра; уметь видеть и называть цвета и краски в природе; получать тона основных цветов спектра. Производные цвета и их оттенки. Получение на палитре производных цветов и их оттенков: оранжевого, светло- и тёмно-оранжевого; фиолетового, светло- и тёмно-фиолетового; зелёного, светло- и тёмно-зелёного. II. ТЕМА: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. подбор идентичных геометрических фигур /квадрат, круг, прямоугольник, треугольник/. Обводка геометрических фигур по трафаретам. Упражнения с геометрическими вкладками: доска Сегена, бочонок с набором объёмных геометрических тел. Игра в геометрическое лото. Работа с геометрической мозаикой. Учащиеся должны уметь подбирать геометрические фигуры по аналогии. Дифференциация геометрических фигур по форме, величине и цвету. Учащиеся должны знать названия геометрических фигур и их главные признаки; уметь найти геометрическую фигуру по названии; уметь назвать геометрическую фигуру по заданию; уметь дифференцировать геометрические фигуры по форме, величине и цвету. 3. Соотношение геометрической фигуры с формой реальных предметов и их изображениями. Игра в геометрическое лото. Конструирование изображений предметов из плоскостных геометрических фигур. Аппликация предметов, состоящих из однородных и различных геометрических фигур. Учащиеся должны сопоставлять реальный предмет с заданной геометрической фигурой /прямоугольник и книга, овал и яйцо/; геометрическую фигуру с изображением реального предмета /круг – арбуз, треугольник – дорожный знак/. III. ТЕМА: РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. Ориентировка в сторонах своего тела и напротив сидящего. Упражнение в определении сторон собственного тела и напротив сидящего. Игра типа «Зеркало», «Обезьянка», «Делай как я». Учащиеся должны уметь ориентироваться; показывать правой рукой левое ухо, глаз и т.д. и наоборот /перекрёстная ориентировка/. Соотношение предметов в пространстве /понятия: справа-слева, впереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко, высоко-низко/. Найти предмет по словесному описанию его положения среди других предметов. Найти предмет в классе по описанию его местоположения среди других предметов. Найти предмет по описанию его местоположения относительно самого учащегося. Учащиеся должны понимать значения слов, выражающих пространственные отношения. Развитие понимания и употребления слов, выражающих пространственные соотношения предметов: «у», «на», «под», «за», «в», «около», «между», «перед», «над». Развитие понимания и употребления слов, выражающих протяжённость /справа – налево, слева – направо, из левого угла в правый нижний угол и т.д./. Учащиеся должны уметь выполнять действия по заданию Развитие двигательного праксиса. б) ориентировочная гимнастика. IV. ТЕМА: РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. Уточнение и расширение представлений о временах года: последовательность смены времён года с выяснением причинно-следственной зависимости явлений природы / «Почему тает снег?», «Почему улетают птицы?» и т.д./ Наблюдение за сезонными изменениями в природе на экскурсиях. Лента времени /смена времён года/ Работа с классным календарём природы и труда людей по сезонам. Наблюдения за изменениями в природе: сравнение и сопоставление деревьев и кустов, покрова земли, температуры воздуха; сравнение и сопоставление образа жизни животных и труда людей в связи с изменениями в природе. Проведение этой работы способствует формированию у ребёнка умения вести календарь природы. Уточнение и расширение представлений о времени суток. Объяснение на основе жизненного опыта детей и в связи с наблюдениями за признаками времени суток понятий «сегодня», «завтра», «вчера», «рано», «поздно». Учащиеся должны уметь последовательно называть время суток, уметь сознательно пользоваться в речи понятиями «сегодня», «завтра», «вчера», «рано», «поздно». представления о днях недели. Понятие о времени на основе жизненного опыта детей /час, сутки, год/. Учащиеся должны уметь соотносить события и факты текущей жизни школьника с прошлым и будущим. V. ТЕМА: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБОБЩЕНИЯ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. Классификация по родовым и видовым признакам по темам: «Обувь», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты». Выделение предмета из группы однородных предметов. Работа с таблицами, дидактическим материалом. Дидактические игры типа: «Что лишнее?», «Третий лишний» и др. Работа с карточками-словами: морковь, свёкла, лук – овощи; молоток, топор, пила – инструменты. Вычленение предметов и их классификация по родовым и видовым признакам из группы разнородных предметов. Непосредственное обобщение: «яблоко, груша – это что?» и т.д. – назовите одним словом. Работа с наборным полотном для классификации. Игры-соревнования: «Кто больше?», «Кто быстрее?» и т.д. Сравнение и сопоставление предметов по сходству и различию: «Чем похожи?», «Чем отличаются?». Сравнение признаков времён года. VI. ТЕМА: РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. Уточнение и расширение словаря учащихся в связи с темами коррекционной работы. Учащиеся должны уметь составлять предложения из разрозненных слов. Развитие умения в определении логической последовательности событий и логических связей по картинкам и тексту. Учащиеся должны уметь раскладывать сюжетные картинки в логической последовательности; работать с деформированным текстом. Составление рассказа по картинкам, расположенным в логической последовательности. Понимание фраз с переносным смыслом /анализ фраз типа «золотые руки», «железные руки»/. Творческая работа. Составление коротких устных рассказов по опорным словам. Составление устного рассказа на заданную тему /»Осень», «Зима», «Лето», «Весна»/. Учащиеся должны уметь определять по прочитанному отрывку название сказки или знакомого произведения. VII. ТЕМА: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И АНАЛИЗА. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. Развитие фонематического слуха. Выделение и дифференцировка звуковых параллелей на слух. Учащиеся должны уметь различать на слух фонемы; различать гласные и согласные звуки по способу звукообразования и звукопроизношения; составлять слова с заданным звуком из разрезной азбуки. Развитие фонематического анализа. Деление предложений на слова. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам и по картинке. Определение количества слов в предложении. Учащиеся должны уметь записывать предложения схематически; записывать слова схемой. Определение количества слов в предложении, слогов в слове, звуков и букв в слове и слоге. выделение и дифференцирование звуковых параллелей /шипящие – свистящие, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие/. Выделение ударного слога. Отработка интонации предложения. Пересказ текстов с правильным интонационным оформлением. ПРИЛОЖЕНИЕ (5ч в неделю) № п/п | Тема | Кол-во часов по классам | подготовительный | I | II | 1. | Зрительное восприятие цвета | 23 | 23 | 24 | 2. | Зрительное восприятие формы | 23 | 23 | 24 | 3. | Развитие пространственных представлений и ориентировки | 23 | 23 | 24 | 4. | Развитие временных представлений | 23 | 23 | 24 | 5. | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления | 23 | 23 | 23 | 6. | Развитие устной речи | 23 | 23 | 23 | 7. | Развитие фонематического слуха и анализа | 22 | 22 | 23 | | 160 | 165 | 165 | Календарно - тематическое планирование уроков коррекции. Подготовительный класс. (5ч. в неделю) № п/п | Тема урока | Оборудование | Словарная работа | Кол-во часов | Дата | Дата | | | I четверть ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ | 1-2 | Понятия «больше-меньше». | игрушки разного размера | использование в речи слов «больше - меньше» | 2 | | | | 3-4 | Понятия «длиннее-короче». | ленты разной длинны | использование в речи слов «длиннее - короче» | 2 | | | | 5-6 | Понятия «тяжелее-легче». | книги разной тяжести | использование в речи слов «тяжелее - легче» | 2 | | | | 7-8 | Сравнение предметов по величине. | игрушки | использование в речи слов «большой - маленький» | 2 | | | | 9-10 | Сравнение предметов по длине. | ленты | использование в речи слов «длинный - короткий» | 2 | | | | | РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ | | 11-12 | Определение расположения частей тела у животных, человека, кукол. | предметные картинки | выше, ниже, справа, слева | 2 | | | | 13-14 | Определение расположения элементов предметов: колеса у автомобиля, окна, крыша, двери домов. | предметные картинки | впереди, позади выше, ниже, справа, слева | 2 | | | 15-16 | Составление целого из частей. | осколочные картинки | -больше, меньше, одинаковые. | 2 | | | | 17-18 | Определение расположения элементов у предметов и частей тела животных /колеса у автомобиля, конечности у животных/. | Разрезные картинки, кубики, составление целого. | Аппликация предметов и животных /из элементов/. | 2 | | | | РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | 19-20 | Определение последовательности событий: сначала, теперь, потом. | сюжетные картинки | использование в речи слов сначала, теперь, потом. | 2 | | | 21-22 | Уточнение представления о смене событий: утро, день, вечер, ночь. | сюжетные картинки | использование в речи слов утро, день, вечер, ночь. | 2 | | | 23-24 | Соотнесение ряда событий с событиями из личного опыта. | | -давно, вчера, сегодня, завтра. | 2 | | | | РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ | 25-26 | Формирование словаря с пространственными представлениями. предлоги за, перед, у, около, на. | игрушки, сюжетные картинки | использование в речи слов с предлогами за, перед, у, около, на. | 2 | | | 27-28 | Формирование словаря с пространственными представлениями. предлоги между, выше, ниже, дальше, ближе | игрушки, сюжетные картинки | использование в речи слов с предлогами между, выше, ниже, дальше, ближе | 2 | | | 29-30 | Заучивание наизусть коротких стихотворений | стихи | | 2 | | | 31-32 | Развитие устной речи Составление рассказа по его началу. | картинки | Составление рассказов на темы: «Однажды зимой…», «Когда я вырасту…» | 2 | | | | 33-34 | Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок, скороговорок. | чистоговорки, скороговорки | правильное произношение | 2 | | | | | РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБОБЩЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ | | 35-36 | Классификация по родовым признакам: овощи, фрукты. | предметные картинки | формирование обобщающих понятий овощи, фрукты. | 2 | | | | 37-38 | Выделение предмета из группы однородных предметов. | предметные картинки | исключающие признаки | 2 | | | | | II четверть ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ | | 39-40 | Дифференциация геометрических фигур, отличающихся по одному или двум признакам / цвет, величина /. | геометрические фигуры | различающие признаки | 2 | | | | 41-42 | Названия геометрических тел: шар, куб. | геометрические фигуры | различающие признаки | 2 | | | | 43-44 | Выделение предмета из группы однородных предметов. | геометрические фигуры | различающие признаки | 2 | | | | 45-46 | Сравнение предметов по величине. | игрушки | -больше, меньше, одинаковые. | 2 | | | | 47-48 | Развитие целостного восприятия через нахождение недостающих фрагментов картинки. | Игра «Сложи картинку» | называние частей предмета | 2 | | | | | РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ | | 49-50 | Синтезирование целого из 4-6 частей. | пазлы мозаики | называние частей предмета | 2 | | | | 51-52 | Аппликации предметов и животных (из элементов). | пазлы мозаики | определение цвета, формы предмета | 2 | | | | 53-54 | Устные описания различных направлений пути (прямо, налево, направо, вверх, вниз). | | описания различных направлений пути | 2 | | | | | РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | | 55-56 | Формирование словаря временных представлений. раньше, позже, потом. | сюжетные картинки | использование в речи слов раньше, позже, потом. | 2 | | | | 57-58 | Уточнение представлений о смене и признаках времен года: осень. | сюжетные картинки | описательное рассказывание | 2 | | | | 59-60 | Игра " Лента времени". | | использование в речи слов давно, недавно | 2 | | | | | РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ | | 61-62 | Определение последовательности событий по картинкам. | сюжетные картинки | использование в речи слов раньше, позже, потом. | 2 | | | | 63-64 | Определение логической связи в тексте. Деформированный текст. | | построение логических цепочек | 2 | | | 65-66 | Заучивание наизусть четверостиший . | | выразительность | 2 | | | 67-68 | Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. Звуковой анализ и синтез слова. | Игра «От звука к слову». | слова на заданную букву | 2 | | | | РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБОБЩЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ | 69-70 | Классификация по родовым и видовым признакам: «Посуда» | предметные картинки | формирование обобщающих понятий: посуда | 2 | | | 71-72 | Непосредственные обобщения: «Зима- это что?» | сюжетные картины, пейзажи | формирование обобщающих понятий: зима, зимняя погода | 2 | | | 73-74 | Анализ и синтез при сопоставлении двух предметов, явлений. | | сравнительное описание | 2 | | | | III четверть ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ | 75-76 | Складывание изображений предметов из геометрических фигур по образцу и без. | паззлы, мозаики, разрезные картинки | соединение частей целого | 2 | | | 77-78 | Сравнение прямоуголь-ника и квадрата. | геом. фигуры | сравнительное описание | 2 | | | 79-80 | Развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха. | мозаика | Упражнения в выкладывании узоров из мозаики. | 2 | | | 81-82 | Подбор идентичных фигур с учетом признаков формы. | геом. фигуры | сравнительное описание | 2 | | | 83-84 | Визуальное вычленение различных форм из контура целой фигуры. | геом. фигуры | соединение целого из частей, деление на составляющие части | 2 | | | | РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ | 85-86 | Прямое копирование целого образца из 6-8 элементов | | копирование | 2 | | | 87-88 | Зеркальное копирование образца из 4-6 элементов. | бабочка, неваляшка, клоун, пирамидка | копирование | 2 | | | 89-90 | Игра "Что изменилось?" ( 4-6 элементов ). | игрушки | определение изменений в картине | 2 | | | 91-92 | Воспроизведение по памяти предложенной фигуры из 4-5 элементов. | картинки | запоминание и воспроизведение первоначальной картины | 2 | | | | Отработка понятий «правый» и «левый». | Игра «Водители». | Упражнение в ориентировке на листе бумаги | | | | | РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | 93-94 | Определение последова-тельности событий при раскладывании серии картинок | сюжетные картинки | использование в речи слов раньше, позже, потом. | 2 | | | 95-96 | Уточнение представлений о смене времен года. | календарь | описательное рассказывание | 2 | | | 97-98 | Сезонные изменения в природе. | экскурсия | времена года | 2 | | | | РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ | 99-100 | Составление рассказа по картинкам. | В.Сутеев | рассказывание по серии сюжетных картинок | 2 | | | 101-102 | Составление рассказа по предложенному началу. | | рассказывание по серии сюжетных картинок | 2 | | | 103-104 | Выделение логических связей в прослушанном тексте. | | построение логических цепочек | 2 | | | 105-106 | Описательное рассказывание (по картине, игрушке) | картинки, игрушки | какой? какая? какое? | 2 | | | 107-108 | Заучивание наизусть небольших стихотворений. | | правильное произношение | 2 | | | | РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБОБЩЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ | 109-110 | Анализ и синтез при сопоставлении двух предметов, явлений. | предметные картинки | сравнение, нахождение общих признаков | 2 | | | 111-112 | Классификация по родовым и видовым признакам «Животные» | предметные картинки | сравнение, нахождение общих признаков | 2 | | | 113-114 | Подбор обобщающих слов для групп предметов | | обобщающие понятия | 2 | | | 115-116 | Непосредственные обобщения: «Стол, стул, диван – что это?» | | обобщающие понятия | 2 | | | | IV четверть ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ | 117-118 | Построение различного вида четырех-, пяти- и шестиугольников из цветных полосок, спичек. | геом. фигуры | соединение целого из частей, деление на составляющие части | 2 | | | 119-120 | Выполнение аппликаций в виде различных овалов, кругов, четырех-, пяти- и шестиугольников. | | названия геометрических фигур | 2 | | | 121-122 | Визуальное вычленение различных геометрических фигур из целой. | геом. фигуры | соединение целого из частей, деление на составляющие части | 2 | | | 123-124 | Дифференциация геометрических фигур, отличающихся по одному или двум признакам (цвет, величина) | трафареты | Обводка геометрических фигур по трафаретам | 2 | | | | РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ | 125-126 | Ориентировка на местности: школьный двор. | | использование в речи слов – направлений пути следования | 2 | | | 127-128 | Игры-лабиринты. | картинки-лабиринты | построение логических цепочек | 2 | | | 129-130 | Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители и пешеходы». | игрушки | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. | 2 | | | | РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | 131-132 | Определение последовательности времен года. Признаки времен года. | календарь, лента времени | слова- признаки | 2 | | | 133-134 | Определение последовательности частей суток. Последовательность событий дня. | схема «Сутки» сюжетные картинки | построение логических цепочек | 2 | | | 135-136 | Уточнение представлений о смене и признаках месяцев. | Игра «Двенадцать месяцев». | группировка месяцев по сезонам. | 2 | | | | РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ | 137-138 | Разгадывание загадок. Построение логических цепочек. | | построение логических цепочек | 2 | | | 139-140 | Прослушивание и пересказ текста. | | краткий пересказ | 2 | | | 141-142 | Рассказывание заученных ранее стихотворений, прослушанных сказок. | | выразительность | 2 | | | 143-144 | Развитие словесно-логического мышления. | Игра «Назови ласково» | правильное произношение | 2 | | | 145-146 | Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. | построение логических цепочек | 2 | | | 147-148 | Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок, скороговорок. | Чистоговоркискороговорки по выбору детей. | правильное произношение | 2 | | | 149-150 | Звуко - слоговой анализ слова. | Игра «Назови словечко». | правильное произношение | 2 | | | | РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБОБЩЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ | 151-152 | Обобщающие понятия «Семья», «Домашние животные». | предметные картинки | формирование обобщающих понятий «Семья», «Домашние животные». | 2 | | | 153-154 | Выделение предмета из группы однородных предметов. Обоснование выбора. | демонстрационный материал | нахождение сходства и различия, обоснование, вывод. | 2 | | | 155-156 | Игра «Назови одним словом» | предметные картинки | нахождение сходства и различия, обоснование, вывод. | 2 | | | 157-158 | Обобщающие понятия: «Овощи», «Фрукты». | предметные картинки | формирование обобщающих понятий . | 2 | | | 159 | Обобщающие понятия: «Транспорт» | | формирование обобщающих понятий . | 1 | | | 160 | Итоговое занятие. Экскурсия. | | Наблюдение за изменениями в природе. | 1 | | | | | | Итого: | 160 | | | |