МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Рассмотрен и рекомендован к Утвержден приказом
Утверждению методическим советом МБОУ «Жердевская СОШ №2»
МБОУ «Жердевская СОШ№2» № 367 от «30» августа 2021 года
Протокол № 1 от « 30 » августа 2021 года Директор:____/Г.С. Чернышова/
Рабочая программа
Логопедического сопровождения
учащихся с НОДА
по адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
(вариант 6.3.)
Срок реализации- 4 года
Составитель программы:
Учитель –логопед
Плешивцева Т.И.
с. Шпикулово-2021 год.
Пояснительная записка
Программа логопедического сопровождения, составлена в соответствии с ФГОС, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.3. с НОДА, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи вторичного характера, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации. Программа логопедического сопровождения разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.3), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Программа составлена для учащихся 1-4 классов с НОДА, которым было рекомендовано обучение АООП.
Логопедические занятия проводятся во 2 половине дня. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-30 минут.
Программа рассчитана на 5 лет обучения. Первый класс и 1' дополнительный класс - 34 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год.
Тематическое планирование для каждого класса, характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития.
Занятия могут осуществляться как в очном формате, так и с применением современных дистанционных образовательных технологий.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
Корригировать нарушения письма и чтения у обучающихся.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Осуществлять профилактику дисграфии, дизорфографии, а также дислексии у обучающихся начальных классов.
Принципы и методы, определяющие реализацию программы
Основными принципами, определяющими построение, реализацию программы и организацию работы по ней, являются:
гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
учёта этиологии и механизмов речевых нарушений;
Данные принципы позволяю обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
Планируемые результаты.
Предметные, метапредметные и личностные
результаты логопедической работы
Предметные результаты:
Усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты:
Осознание языка как основного средства человеческого общения;
Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Умение задавать вопросы.
Содержание программы.
Подбор речевого материала для логопедических занятий, методические приемы определяются общими целями коррекции с учётом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного обучающимися с НОДА. При проведении логопедической работы учитель-логопед широко опирается на непосредственный их опыт, предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный характер обучения с НОДА. В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. Намечается объем работы по совершенствованию словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических категорий в самостоятельной речи.
Существует определенная преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении любой темы обучающиеся с НОДА сравнивают предметы, выделяя их различие и сходство, закрепляя навык употребления имён существительных и имён прилагательных, имен существительных и глаголов.
Подготовительный этап:
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Учитель-логопед проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
I этап:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
II этап:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
- за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
III этап:
- совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;
В первом классе осуществляется развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков; понимание обобщенного значения слов. Осуществляется подготовка к овладению диалогической формой речи. Практическое овладение навыками изменения числа имен существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени, падежной категории существительных. Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения 3-го липа настоящего времени. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, навыками демонстрации действия по картинке и наглядно-графической модели.
Усвоение навыков составления короткого рассказа по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок (трёх, четырёх), лексика в рамках программы.
В 1' классе происходит закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов, практическое употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий, образования относительных и притяжательных прилагательных с использованием суффиксов -ое-, -ев-, -ин-, -ын-, -ий-, -ья-, -ье-, -аи-, -ян; Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий, воронье, орлиное, петушиный).
Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-, -оньк- (беленький, легонький); усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый — злой, высокий — низкий, широкий — узкий).
Во 2 классе содержание логопедической работы нацелено на дальнейшее развитие фонетико-фонематических процессов, ликвидации дисграфических и дислексических ошибок на уровне слова. Для развития связной речи обучающихся с НОДА (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными грамматическими формами. На каждом занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью. Проводится работа над практическим усвоением уменьшительными и увеличительными оттенков; глаголов с оттенками действий, прилагательных с различными значениями соотнесенности, сложных слов. В каждое логопедическое занятие включаются упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, изменению форм глаголов в зависимости от поставленных вопросов. В плане развития лексико-грамматических категорий занятия направлены на упрочение навыков составления и использования простых распространённых предложений.
В 3 и 4 классах широко используются задания на закрепление в речи сложных предложений со значением противопоставлений, разделения, а также предложные конструкции с вопросами когда? почему? зачем? Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Значительное время отводится на упражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта детей.
Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?; ориентирование на окончание вопросительного слова, совпадающее с окончанием прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Осуществляется работа с двусоставными предложениями, на последующее их распространение за счет введения однородных подлежащих, сказуемых и впоследствии — дополнений и определений. При этом внимание должно уделяться умению правильно согласовывать члены предложения в роде, числе, падеже. Важно продолжать формировать пространственные представления и на их основе — адекватное понимание и использование предлогов (простых и сложных). В дальнейшем детей учат грамотно использовать предлоги в составе высказываний, выделяя каждый раз предлог как самостоятельное слово в предложении. При проведении этой работы целесообразно опираться на наглядно-графические модели (схемы), позволяющие обучающимся с НОДА увидеть структуру и состав той или иной предложной конструкции. Продолжением работы, начатой в старшей группе, является развитие и усложнение навыков словоизменения и словообразования. Обучающихся учат замечать изменения, произошедшие в морфемном составе слов и понимать их значение. В связи с этим ведется работа над пониманием и употреблением в речи глагольных форм разного времени (настоящего, прошедшего, будущего), форм существительных разного числа ирода (женского, мужского, среднего). Вместе с тем внимание детей направляется и на обучение образованию слов с уменьшительным и увеличительным значением, со значением детенышей животных, сложносоставных слов, приставочных глаголов, притяжательных и относительных прилагательных. Важно научить детей переносить сформированные навыки на новый, аналогичный изученному, лексический материал. Работа, направленная на развитие лексического строя языка, базируется в первую очередь на воспитании у обучающихся с НОДА внимательного отношения к значениям слов. Дети должны научиться понимать, объяснять и употреблять слова, относящиеся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям). Показателем достаточной сформированности лексических единиц служит их адекватное употребление в контекстной речи. Предусматривается выделение предлога как отдельного служебного слова. В плане формирования связной речи, опираясь на сформированные навыки составления простых и отдельных сложных предложений, обучающихся с НОДА учат объединять несколько фраз в рассказ. Важно, чтобы у детей сложились правильные представления о рассказе как о комплексе предложений, объединенных целостной сюжетной линией и единством стилистических и лексико-грамматических средств. Для этого обучающихся с НОДА учат выделять начало, середину (кульминацию) и логическое завершение сюжетной линии текста, осознавать роль главных персонажей и действий, ими совершаемых, устанавливать логическую и временную зависимость между событиями. Параллельно формируются умения вычленять различные характеристики объектов (предметов), значимые для их описания, устанавливать плановую последовательность их описания и т. д. Немаловажную роль при этом играет воспитание желания составлять рассказы или пересказы. Положительную роль играет постепенное включение в процесс рассказывания тех или иных творческих элементов. Включается составление рассказов с частичным изменением сюжетной линии, с заменой действующих лиц, с добавлением фантазийных элементов сюжета, не имеющих аналогов в реальной действительности. Обучение составлению рассказов и пересказов проводится с опорой на разнообразные средства наглядности, такие как: картины, серии сюжетных картин, графические схемы и планы, карточки-символы для обозначения качеств и свойств описываемых предметов.
Тематическое планирование логопедических занятий
1 класс
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Речевые, неречевые звуки. Знакомство с органами артикуляции. | 1 | Произносить гласные звуки. Составлять предложения по картинкам. |
2 | Различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе, тембру Развитие фонематического слуха. | 1 | Различать слова по звуковому составу. Придумывать слова на заданный звук. |
3 | Воспитание чувства ритма, заучивание стихотворения | 1 | Выделять первый звук в слове. Заучивать стихотворение об овощах. |
4 | Выделение начального ударного гласного. Уточнение произношения звука [а]. Буква А. | 1 | Развивать активный и пассивный словарь. Составлять простые предложения с помощью вопросов. |
5 | Уточнение произношения звука [у]. Буква У. Выделение начального гласного из слов Аня, ива. | 1 | Работать с разрезной азбукой. Договаривать слова со звуком [у]. |
6 | Уточнение артикуляции звука [и]. Буква И. Последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных (аи, уиа). | 1 | Выделять начальный гласный из слов (Аня, ива, утка). Упражнять в употреблении существительных множественного числа. |
7 | Анализ звуковых рядов из трех гласных, выделение ударных гласных в начале слова. Работа с разрезной азбукой. | 1 | Читать звуковые ряды: ау, иа, уи, ауи, иуа. Cоставлять простые предложения к картинкам. |
8 | Понятия предмет и действие предмета. Словарная работа. | 1 | Читать обратные слоги: ат, ит, от. Составлять предложения по простым сюжетным картинкам. |
9 | Одушевленные и неодушевленные предметы. Звуковой анализ слов. | 1 | Учить детей постановке вопросов. |
10 | Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Согласование слов в предложениях. | 1 | Выкладывать буквы и слоги из разрезной азбуки. |
11 | Уточнение произношения звука [к]. Буква К. Звуко-слоговой анализ слов: кот, кошка, краска. | 1 | Работать с разрезной азбукой. Составлять рассказ по сюжетной картине «Котенок». |
12 | Уточнение произношения звука [о]. Буква О. Образование существительных множественного числа. | 1 | Составлять слова из букв разрезной азбуки, дополнять слова недостающими буквами. |
13 | Именительный падеж множественного числа имён существительных. Формирование навыков словообразования. | 1 | Преобразовывать слова (суп-сук, Тата-Ната) за счет замены одной буквы. |
14 | Уточнение произношения звуков [х], [х’]. Буква Х. Образование прилагательных от существительных. | 1 | Отгадывать загадки. Составлять рассказ по сюжетной картине «Магазин». |
15 | Дифференциация звуков [к-х]. Формирование словаря глаголов. | 1 | Составлять предложения со звуками [х], [к]. |
16 | 3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени. Обогащение глагольного словаря. | 1 | Составлять простые нераспространенные предложения. |
17 | Уточнение произношения звука [ы]. Буква ы. Упражнение в образовании слов сложного состава. | 1 | Читать обратные и прямые слоги: ат, ит, ут, ик, ак, ыт, ык, та, му, ми, мы. |
18 | Дифференциация звуков [ы-и]. Звуко-буквенный анализ и синтез. | 1 | Повторять слоговой ряд. Звуковой анализ слов. |
19 | Притяжательные местоимения мой, моя. Согласование притяжательных местоимений с существительными. | 1 | Выделять начальный согласный звук [м]. Составлять рассказ о работе ателье. |
20 | Уточнение произношения звуков [с], [с’]. Буква С. Составление предложений. | 1 | Придумывать слова со звуками [c],[cь]. Отгадывать загадки. |
21 | Уточнение произношения звуков [з] ,[ з’]. Буква З. Составление предложений по опорным словам. | 1 | Составлять слова из букв разрезной азбуки. Образовывать притяжательные прилагательные. |
22 | Дифференциация звуков [з – с]. Развитие словаря прилагательных. | 1 | Составлять рассказ о диких животных. Пересказывать короткие рассказы. |
23 | Дифференциация звуков [б – п]. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. | 1 | Развивать фонематический слух. Учить составлять короткий описательный рассказ. |
24 | Дифференциация звуков [д – т]. Развитие диалогической речи. | 1 | Развивать фонематический слух. Расширять кругозор детей. |
25 | Уточнение произношения звука [ш]. Составление предложений по опорным словам. | 1 | Развивать связную речь детей. Составлять предложения по опорным словам. |
26 | Уточнение произношения звука [ж]. Развитие диалогической речи. | 1 | Повторять слоговой ряд. Фонетические упражнения. |
27 | Дифференциация звуков [ж – ш]. Словарная работа: подбор антонимов. | 1 | Формировать фонематический слух. |
28 | Уточнение произношения звуков [л], [л]’. Словарная работа: подбор синонимов. | 1 | Закреплять знание алфавита. Развивать связную речь. |
29 | Уточнение произношения звуков [р],[ р’]. Развитие монологической речи. | 1 | Расширять представления детей об окружающем мире. |
30 | Дифференциация звуков [р – л]. Развитие монологической речи. | 1 | Читать короткие предложения. Звуковой анализ слов. Заучивание пословицы. |
31 | Дифференциация звуков [ч – с’]. Развитие навыков словообразования. | 1 | Преобразовывать слова за счет замены или добавления букв. Подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. |
32 | Дифференциация звуков [ч – т’]. Развитие навыков словообразования. | 1 | Читать и выкладывать из букв разрезной азбуки слогов: ча, чу, ща, щу, тя, тё, те. |
33 | Повторение. Звуковой анализ и синтез. | 1 | Развивать фонематический слух. Фонетические упражнения. |
Тематическое планирование логопедических занятий
1' класс
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Речевые и неречевые звуки. Знакомство с органами артикуляции. | 1 | Составлять предложения по картинкам, развивать понимание речи. |
2 | Уточнение пространственно-временных представлений. | 1 | Составлять предложения, выполнять простые инструкции. |
3 | Определение схемы тела и основных направлений в пространстве. | 1 | Образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением. |
4 | Графическое воспроизведение направлений. | 1 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Ориентировка в пространстве. |
5 | Определение последовательности в пространстве. | 1 | Учить детей согласовывать числительные с существительными. |
6 | Временные представления | 1 | Учить согласовывать числительные с существительными. |
7 | Гласные звуки, узнавание гласного. | 1 | Придумывать слова, начинающиеся с гласных звуков. |
8 | Согласные звуки, узнавание согласного. | 1 | Образовывать прилагательные от существительных. Развивать навыки звукового анализа. |
9 | Звуки [н], [н’]. Буква Н. | 1 | Учить согласованию глаголов настоя-щего времени с существительным. |
10 | Звуки [с[, [с’]. Буква С. | 1 | Развивать умение делить слова на слоги. |
11 | Звуки [к],[ к’]. Буква К. | 1 | Составлять предложения по сюжетной картинке. |
12 | Дифференциация звуков [г-к]. | 1 | Развивать навыки звукового анализа. |
13 | Звуки [т], [т’]. Буква Т. | 1 | Развивать навыки звукового анализа. Закреплять графический образ буквы. |
14 | Звуки [л], [л’]. Буква Л. | 1 | Учить подбирать рифмы. Заучивать чистоговорки. |
15 | Звуки [р], [р’]. Буква Р. | 1 | Составлять предложения. Развивать навыки звукового анализа. |
16-17 | Дифференциация звуков [л-р], [л’ – р’]. | 2 | Развивать навыки звукового анализа. Закреплять графический образ буквы. |
18 | Звуки [в], [в’]. Буква В. | 1 | Учить детей согласовывать числительные с существительными. |
19 | Звуки [п], [п’]. Буква П. | 1 | Учить согласовывать числительные с существительными. |
20 | Дифференциация звуков [б-п]. | 1 | Придумывать слова, начинающиеся с гласных звуков. |
21 | Звуки [з], [з’]. Буква З. | 1 | Придумывать слова, начинающиеся с согласных звуков. |
22 | Дифференциация звуков [с-з]. | 1 | Развивать навыки звукового анализа. Закреплять графический образ буквы. |
23 | Звук [ш]. Буква Ш. | 1 | Придумывание слов, предложений со звуком [ш]. Заучивание скороговорки. |
24 | Звук [ж]. Буква Ж. | 1 | Придумывание слов, предложений со звуком [ж]. Заучивание скороговорки. |
25 | Дифференциация звуков [ш-ж]. | 1 | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие фонематического слуха. |
26 | Дифференциация звуков [с-ш]. | 1 | Закреплять знание алфавита. Списывание предложений. |
27 | Звук [ц]. Буква Ц. | 1 | Учить подбирать рифмы. Заучивать чистоговорки. |
28 | Дифференциация звуков [ц-с], [ц-т]. | 1 | Составлять предложения. Развивать навыки звукового анализа. |
29 | Звук [щ]. Буква Щ | 1 | Развивать навыки звукового анализа. Закреплять графический образ буквы. |
30 | Звук [ч]. Буква Ч. | 1 | Учить детей согласовывать числительные с существительными. |
31-32 | Дифференциация звуков [ц-ч],[ч-щ]. | 1 | Составлять рассказы по сюжетным картнкам. |
33 | Проверочная работа | 1 | Проверка знаний. |
Тематическое планирование логопедических занятий
2 класс
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Речевые и неречевые звуки. | 1 | Составлять предложения по картинкам: сущ. + гл. |
2 | Выделение первого звука в слове. | 1 | Отгадывать загадки, придумывать загадки. |
3 | Выделение ударной гласной в слове. | 1 | Д/и «Закончи предложение». Употреблять сущ. ед. и мн.ч. в родительном падеже. |
4 | Выделение последнего звука в слове. | 1 | Развивать навыки звукового анализа. Д/и «Скажи какой?», «Четвертый лишний». |
5 | Определение места звука в слове. | 1 | Развивать навыки звукового анализа. Д/и «Чудесный мешочек», «Подбери признак». |
6 | Определение количества звуков в слове. | 1 | Д/и «Измени слово» (упражнять в образовании слов). |
7 | Соотношение между звуками и буквами в слове. | 1 | Д/и «Четвертый лишний», «Исправь ошибки». |
8 | Буква - смыслоразличитель. | 1 | Д/и «Что можно считать парами», «Назови какие». |
9 | Повторение. | 1 | Д/и «Закончи предложение». |
10 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | Развивать навыки звукового анализа. Д/и «Назови лист», «Вставь предлог». |
11 | Деление слов на слоги. | 1 | Д/и «Узнай по описанию», «Съедобный – несъедобный». |
12 | Выделение первого слога в слове | 1 | Д/и «Назови, какой дом», «Измени слово». |
13 | Определение количества слогов в слове | 1 | Д/и «Назови, какой», «Четвертый лиш-ний». Заучивание правила. |
14 | Составление слов из слогов. | 1 | Д/и «Назови семью», «Кто где живет». |
15 | Проверочная работа | 1 | Составлять предложения по сюжетной картинке. |
16 | Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. | 1 | Д/и «Вставь слово», «Придумай предложение». |
17 | Ударение в двухсложных словах. | 1 | Д/и «Четвертый лишний», «Подбери признак». |
18 | Ударение в трёхсложных словах. | 1 | Д/и «Рассели слова в дом», «Разложи картинки». |
19 | Родственные слова. | | Д/и «Назови-какой», Четвертый лишний» |
20 | Проверочная работа. | 1 | Пересказывать рассказ «Ёлка», заучивать стихотворение. |
21 | Дифференциация гласных звуков. | 1 | «Зимние забавы». Составлять рассказ из личного опыта «Как я играл зимой». |
22 | Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака. Мягкий знак в конце слова. | 1 | «Наш город-Ульяновск». Составлять рассказ из словосочетаний. |
23 | Мягкий знак в середине слова. | 1 | Д/и «Угадай сказку по отрывку». Подбор родственных слов к слову книга. |
24 | Дифференциация звуков [б-п]. | 1 | Д/и «Какое это блюдо?», «Четвертый лишний». |
25 | Дифференциация звуков [с-з]. | 1 | «Труд повара». Составлять сложно-сочиненные предложения с союзом [а]. |
26 | Дифференциация звуков [г-к]. | 1 | «Подбери предмет к признаку». Д/и «До – между - после» |
27 | Дифференциация звуков [д-т]. | 1 | Д/и «Кому что нужно для работы», «Бывает – не бывает». |
28 | Дифференциация звуков [в-ф]. | 1 | Женские профессии». Составле-ние рассказа «Мамина работа». |
29 | Дифференциация звуков [ш-ж]. | 1 | Д/и «Закончи предложение», «Образуй новое слово». |
30 | Дифференциация звуков [ш-с]. | 1 | Д/и «Вставь пропущенную букву», «Рассели слова в дом». |
31 | Дифференциация звуков [ч –щ], [ш-щ]. | 1 | «Животные Севера». Составлять описательный рассказ по плану. |
32 | Дифференциация звуков [ч-ц]. | 1 | Д/и «Определи позицию звука в слове», «Улетает не улетает». |
33 | Проверочная работа | 1 | Читать слоги и звукосочетания парами Заучивать стихотворение. |
34 | Повторение. | 1 | Д/и «Подбери признак», «Подскажи словечко». |
Тематическое планирование логопедических занятий
3 класс
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Устная и письменная речь. | 1 | Составлять рассказ «Как я провел лето». Составлять предложения по опорным словам. |
2 | Предложение. Слово. | 1 | Придумывать предложения с многозначными словами. Игра «Магазин». |
3 | Многозначные слова. | 1 | Отгадывать загадки. Д/и «Один – много». |
4 | Слова, обозначающие предметы. | 1 | Читать текст. Пересказывать текст «Слон». |
5 | Слова, обозначающие признаки предмета. | 1 | Читать слоговой ряд, составлять слова из слогов. Д/и «Кто как разговаривает?». |
6 | Слова, обозначающие действия предмета. | 1 | Читать предложения, выбор нужного слова. Подбор синонимов к заданным словам. |
7 | Слова – синонимы. | 1 | Д/и «Скажи по-другому». |
8 | Слова – антонимы. | | Д/и «Наоборот». Чтение текста, на-хождение антонимических пар. |
9 | Слова – омонимы. | 1 | Д/и «Чья это морда, чей это хвост?». Чтение стихотворения, заучивание наизусть. |
10 | Состав слова. Корень слова. | 1 | Составлять рассказ «Зимние развлечения». |
11 | Однокоренные слова. | 1 | Д/и «Найди лишнее слово», составь с ним предложение. |
12 | Ударение в слове. | 1 | Пересказывать рассказ «Зима». Д/и «Рассели слова в дом». |
13 | Ударные и безударные гласные. | 1 | Составлять рассказ по иллюстрации. Д/и «Вставь пропущенную букву». |
14 | Суффиксальный способ словообразования. | 1 | Д/и «Найди хозяина», «Измени слово по образцу» |
15 | Суффиксы, придающие слову значение уменьшения, увеличения. | 1 | Д/и «Замени слово», «Вставь слово». |
16 | Приставочное словообразование. Правописание приставок. | 1 | Пересказывать сказку «Два мороза». Д/и «Назови приставку». |
17 | Образование слов с помощью изменяемых приставок. | 1 | Составлять предложения, изменяя существительные по падежам. |
18 | Образование слов с помощью неизменяемых приставок. | 1 | Работать с приставками по-, под-, подо-,от-, ото-, со-, у-, вы-, в-, с-, о-, обо-, об- во-, до-, про-. Д/и «Что лишнее?». |
19 | Предлоги конкретно-пространственного значения. | 1 | Уточнять значение предлогов. Выделение предлогов, обозначающих место направления. |
20 | Предлоги временного значения. | 1 | Распознавать предлоги, вникая в их лексическое значение. |
21 | Предлоги целевые и образа действия (с, без, в, от, для, ради ) | 1 | Д/и «Назови предлог». Придумывание предложений. |
22 | Дифференциация приставок и предлогов. | 1 | Д/и «Определи, где приставка, а где предлог?». Работа со словосочетаниями. |
23 | Разбор слова по составу. | 1 | Д/и «Разбери слово по составу». Составлять предложения по опорным словам. |
24 | Проверочная работа. Состав слова. | 1 | Графический диктант. Работа с текстом, вставляя пропущенные окончания. |
25 | Разделительные ь и ъ знаки | 1 | Составлять предложения по опорным словам. |
26 | Имя существительное. | 1 | Д/и «Подскажи звук», «Доскажи словечко». |
27 | Изменение имён существительных по числам и родам. | 1 | Д/и «Скажи правильно», «Вставь пропущенную букву». |
28 | Склонение имён существительных. | 1 | Д/и «Придумай слово по инструкции». Изменение окончаний существительных по образцу. |
29 | Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний. | 1 | Д/и «Дружная семья», «Закры-тый букет». |
30 | Склонение имён прилагательных. | 1 | Пересказывать сказку «Зимовье зверей». Д/и «Скажи правильно». |
31 | Глагол. Изменение глаголов по временам. | 1 | Придумывать предложения по схемам. Д/и «Внимательные ушки»,«Светофор». |
32 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Д/упр. «Исправь ошибки». Работа по улучшению техники чтения. |
33 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | 1 | Д/и «Скажи ласково», «Бабушкина корзинка», «В зоопарке». |
34 | Проверочная работа | 1 | Д/и «Определи падеж». Работа с тестами. |
Тематическое планирование логопедических занятий
4 класс
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Устная и письменная речь. | 1 | Выделять ударные гласные, дифферен-циация слово-слог. Определять основную мысль текста. |
2-3 | Предложение. Словосочетание. Слово | 2 | Составление предложений и словосочетаний по тексту. |
4 | Слова, обозначающие предметы. | 1 | Составление предложений с заданными словами по тесту. |
5 | Слова, обозначающие признаки предмета. | 1 | Работать по увеличению темпа чтения и улучшению выразительности на знакомом тексте. |
6 | Слова, обозначающие действия предмета. | 1 | Составлять предложения (множественное и единственное число). |
7 | Проверочная работа. | 1 | Составлять простые нераспространенные предложения. |
8-9 | Согласование слов в числе. | 2 | Работать по увеличению темпа чтения и улучшению выразительности на знакомом тексте. |
10-11 | Согласование слов в роде. | 2 | Выделять согласные (дифференциация по глухости-звонкости). Уметь согласовывать слова в роде. |
12-13 | Склонение имен существительных, Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | 2 | Выбирать предложения с именами существительными в определенном падеже. Причастные и деепричастные обороты. |
14-15 | Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе. | 2 | Работать по таблицам для наращивания техники чтения. |
16-17 | Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе | 2 | Выбирать предложения с именами существительными в определенном падеже. Причастные и деепричастные обороты. |
18-19 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе | 2 | Развивать навыки фонетико-фонемати-ческого анализа многосложных слов. |
20 | Проверочная работа | 1 | Формировать учебное высказывание ( по определению предлогов). |
21-22 | Спряжение глаголов. | 2 | Работать по таблицам для наращивания техники чтения (с изображением знаков). Коррекция чтения. |
23-24 | Правописание глаголов. Работа с деформированным текстом. | 2 | Развивать навыки фонетико-фонемати-ческого анализа сложных слов. |
25 | Проверочная работа. | 1 | Проверка знаний. Развивать навык самоконтроля. |
26 | Предлоги конкретно-пространственного значения. Составление рассказа. | 1 | Формировать умение анализировать текст. Оформлять учебные высказы-вания (доказательства). |
27-28 | Сложные предлоги. Составление рассказа – описания. | 2 | Формировать учебное высказывание по определению лексических средств связи. |
29-30 | Дифференциация предлогов и приставок. Составление творческого рассказа по определённой теме. | 2 | Работать по увеличению темпа чтения, улучшению выразительности на знакомом тексте. |
31-32 | Составление рассказа с элементами рассуждения. | 2 | Развивать звуко - буквенный анализ немногосложных слов, выделять морфемы в словах. |
33 | Проверочная работа. | 1 | Оформлять учебные высказывания (доказательства). Речь – рассуждение. |
34 | Повторение. Викторина. | 1 | Оформлять учебные высказывания (доказательства). Речь – рассуждение. |
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационный материал:
Касса букв;
Наглядный материал для выполнения артикуляционной и дыхательной
гимнастики;
Азбука в картинках;
Индивидуальные наборы сигнальных карточек;
Схемы характеристик гласных и согласных звуков;
Лента букв.
Предметные и сюжетные картинки
Демонстрационный материал
Дидактические игры
Компьютерное оборудование ( компьютер, принтер, проектор, экран)
Учебно-методическое обеспечение
1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.
2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.
3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.
4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.
5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.
6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.
7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.
10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.
11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.
12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,
13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.
14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.
15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003.
16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.
17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.
21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.
22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994.
23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.:
24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963.
25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.
26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ Сфера, Москва, 2005
Интернет-ресурсы