СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-логопедических занятий с ребенком НОДА

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-логопедических занятий с ребенком НОДА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»



Рассмотрен и рекомендован к Утвержден приказом

Утверждению методическим советом МБОУ «Жердевская СОШ №2»

МБОУ «Жердевская СОШ№2» № 367 от «30» августа 2021 года

Протокол № 1 от « 30 » августа 2021 года Директор:____/Г.С. Чернышова/








Рабочая программа

Логопедического сопровождения

учащихся с НОДА

по адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

(вариант 6.3.)

Срок реализации- 4 года







Составитель программы:

Учитель –логопед

Плешивцева Т.И.











с. Шпикулово-2021 год.


Пояснительная записка

Программа логопедического сопровождения, составлена в соответствии с ФГОС, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.3. с НОДА, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи вторичного характера, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации. Программа логопедического сопровождения разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.3), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Программа составлена для учащихся 1-4 классов с НОДА, которым было рекомендовано обучение АООП.

Логопедические занятия проводятся во 2 половине дня. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-30 минут.

Программа рассчитана на 5 лет обучения. Первый класс и 1' дополнительный класс - 34 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год.

Тематическое планирование для каждого класса, характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития.

Занятия могут осуществляться как в очном формате, так и с применением современных дистанционных образовательных технологий.


Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.

Основные задачи программы:

  • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

  • Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи.

  • Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

  • Корригировать нарушения письма и чтения у обучающихся.

  • Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

  • Осуществлять профилактику дисграфии, дизорфографии, а также дислексии у обучающихся начальных классов.


Принципы и методы, определяющие реализацию программы

Основными принципами, определяющими построение, реализацию программы и организацию работы по ней, являются:


  • гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

  • деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

  • индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

  • учёта этиологии и механизмов речевых нарушений;


Данные принципы позволяю обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.


Планируемые результаты.

Предметные, метапредметные и личностные

результаты логопедической работы



Предметные результаты:

  1. Усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

  2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

  3. Овладение представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.



Личностные результаты:

  1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;

  2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметные результаты:

  1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  5. Умение задавать вопросы.



Содержание программы.

Подбор речевого материала для логопедических заня­тий, методические приемы определяются общими целями коррекции с учётом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного обучающимися с НОДА. При проведении логопедической рабо­ты учитель-логопед широко опирается на непо­средственный их опыт, предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный ха­рактер обучения с НОДА. В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением, имею­щие большую практическую значимость и важные для ор­ганизации общения. Намечается объем работы по совер­шенствованию словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических категорий в самостоятельной речи.

Существует определенная преемственность в прохож­дении тематического речевого материала в каждом из пе­риодов обучения. При углубленном изучении любой темы обучающиеся с НОДА сравнивают предметы, выделяя их различие и сход­ство, закрепляя навык употребления имён существительных и имён прилагательных, имен существительных и глаголов.

Подготовительный этап:

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной  готовности к обучению.

Учитель-логопед проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.

 I этап:

- коррекция дефектов произношения;

- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

 II этап:

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

- за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

III этап:

- совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;

В первом классе осуществляется развитие понимания устной речи, умения вслуши­ваться в обращенную речь, выделять в ней названия пред­метов, действий, признаков; понимание обобщенного значения слов. Осуществляется подготовка к овладению диалогической формой речи. Практическое овладение навыками изменения чис­ла имен существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени, падежной категории существи­тельных. Преобразование глаголов единственного числа по­велительного наклонения в глаголы изъявительного на­клонения 3-го липа настоящего времени. Овладение навыками составления простых предло­жений по вопросам, навыками демонстрации действия по картинке и наглядно-графической модели.

Усвоение навыков составления короткого рассказа по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок (трёх, четырёх), лексика в рамках программы.
В 1' классе происходит закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов, практическое употребления обиходных гла­голов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий, образования относительных и притяжательных прилагательных с использованием суф­фиксов -ое-, -ев-, -ин-, -ын-, -ий-, -ья-, -ье-, -аи-, -ян; Образование наиболее употребительных притяжа­тельных прилагательных (волчий, лисий, воронье, орли­ное, петушиный).
Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-, -оньк- (бе­ленький, легонький); усвоение наиболее доступных анто­нимических отношений между словами (добрый — злой, высокий — низкий, широкий — узкий).

Во 2 классе содержание логопедической работы нацелено на дальнейшее развитие фонетико-фонематических процессов, ликвидации дисграфических и дислексических ошибок на уровне слова. Для развития связной речи обучающихся с НОДА (диалогической и монологической). Для решения этой за­дачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными грамматическими фор­мами. На каждом занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью. Проводится работа над практическим усвоением уменьшительными и увеличительными оттенков; глаголов с оттенками действий, прилагательных с различными значениями соотнесенности, сложных слов. В каждое логопедическое занятие включаются упражнения по распространению предложений путем введения однород­ных членов, изменению форм глаголов в зависимости от поставленных вопросов. В плане развития лексико-грамматических категорий занятия направлены на упрочение навыков составле­ния и использования простых распространённых предложений.

В 3 и 4 классах широко использу­ются задания на закрепление в речи сложных предложе­ний со значением противопоставлений, разделения, а так­же предложные конструкции с вопросами когда? почему? зачем? Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Значи­тельное время отводится на упражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта детей.
Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?; ориенти­рование на окончание вопросительного слова, совпа­дающее с окончанием прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Осуществляется работа с двусоставными предложе­ниями, на последующее их распространение за счет введения однородных подлежащих, сказуемых и впоследствии — дополнений и определений. При этом вни­мание должно уделяться умению правильно согласовывать члены предложения в роде, числе, падеже. Важно продолжать формировать пространственные представле­ния и на их основе — адекватное понимание и использо­вание предлогов (простых и сложных). В дальнейшем де­тей учат грамотно использовать предлоги в составе выска­зываний, выделяя каждый раз предлог как самостоятельное слово в предложении. При проведении этой работы целе­сообразно опираться на наглядно-графические модели (схемы), позволяющие обучающимся с НОДА увидеть структуру и состав той или иной предложной конструкции. Продолжением работы, начатой в старшей группе, является развитие и ус­ложнение навыков словоизменения и словообразования. Обучающихся учат замечать изменения, произошедшие в морфем­ном составе слов и понимать их значение. В связи с этим ведется работа над пониманием и употреблением в речи глагольных форм разного времени (настоящего, прошед­шего, будущего), форм существительных разного числа ирода (женского, мужского, среднего). Вместе с тем внимание детей направляется и на обучение образованию слов с уменьшительным и увеличительным значением, со значе­нием детенышей животных, сложносоставных слов, при­ставочных глаголов, притяжательных и относительных прилагательных. Важно научить детей перено­сить сформированные навыки на новый, аналогичный изученному, лексический материал. Работа, направленная на развитие лексического строя языка, базируется в первую очередь на воспитании у обучающихся с НОДА вниматель­ного отношения к значениям слов. Дети должны научить­ся понимать, объяснять и употреблять слова, относящиеся к разным частям речи (существительным, прилагатель­ным, глаголам, наречиям). Показателем достаточной сформированности лексических единиц служит их адек­ватное употребление в контекстной речи. Предусматривается выделение предлога как отдельного служебного слова. В плане формирования связной речи, опираясь на сформированные навыки составления простых и отдельных сложных предложений, обучающихся с НОДА учат объединять несколько фраз в рассказ. Важно, чтобы у детей сложились правильные представления о рассказе как о комплексе предложений, объединенных целостной сюжетной линией и единством стилистиче­ских и лексико-грамматических средств. Для этого обучающихся с НОДА учат выделять начало, середину (кульмина­цию) и логическое завершение сюжетной линии текста, осознавать роль главных персонажей и действий, ими со­вершаемых, устанавливать логическую и временную за­висимость между событиями. Параллельно формируются умения вычленять различные характеристики объектов (предметов), значимые для их описания, устанавливать плановую последовательность их описания и т. д. Нема­ловажную роль при этом играет воспитание желания составлять рассказы или пересказы. Положительную роль играет постепенное включение в процесс рассказы­вания тех или иных творческих элементов. Включается составление рассказов с частичным изменением сюжетной линии, с заменой действующих лиц, с добавлением фанта­зийных элементов сюжета, не имеющих аналогов в реаль­ной действительности. Обучение составле­нию рассказов и пересказов проводится с опорой на раз­нообразные средства наглядности, такие как: картины, серии сюжетных картин, графические схемы и планы, карточки-символы для обозначения качеств и свойств описываемых предметов.
























Тематическое планирование логопедических занятий

1 класс


Темы занятий

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Речевые, неречевые звуки. Знакомство с органами артикуляции.

1

Произносить гласные звуки. Составлять предложения по картинкам.

2

Различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе, тембру

Развитие фонематического слуха.

1

Различать слова по звуковому составу.

Придумывать слова на заданный звук.


3

Воспитание чувства ритма, заучивание стихотворения

1

Выделять первый звук в слове.

Заучивать стихотворение об овощах.

4

Выделение начального ударного гласного.

Уточнение произношения звука [а]. Буква А.

1

Развивать активный и пассивный словарь.

Составлять простые предложения с помощью вопросов.

5

Уточнение произношения звука [у]. Буква У.

Выделение начального гласного из слов Аня, ива.

1

Работать с разрезной азбукой.

Договаривать слова со звуком [у].


6

Уточнение артикуляции звука [и]. Буква И.

Последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных (аи, уиа).

1

Выделять начальный гласный из слов (Аня, ива, утка).

Упражнять в употреблении существительных множественного числа.

7

Анализ звуковых рядов из трех гласных, выделение ударных гласных в начале слова.

Работа с разрезной азбукой.

1

Читать звуковые ряды: ау, иа, уи, ауи, иуа.

Cоставлять простые предложения к картинкам.

8

Понятия предмет и действие предмета. Словарная работа.

1

Читать обратные слоги: ат, ит, от. Составлять предложения по простым сюжетным картинкам.

9

Одушевленные и неодушевленные предметы. Звуковой анализ слов.

1

Учить детей постановке вопросов.


10

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Согласование слов в предложениях.

1

Выкладывать буквы и слоги из разрезной азбуки.

11

Уточнение произношения звука [к]. Буква К.

Звуко-слоговой анализ слов: кот, кошка, краска.

1

Работать с разрезной азбукой.

Составлять рассказ по сюжетной картине «Котенок».


12

Уточнение произношения звука [о]. Буква О.

Образование существительных множественного числа.

1

Составлять слова из букв разрезной азбуки, дополнять слова недостающими буквами.

13

Именительный падеж множественного числа имён существительных.

Формирование навыков словообразования.

1

Преобразовывать слова (суп-сук, Тата-Ната) за счет замены одной буквы.

14

Уточнение произношения звуков [х], [х’]. Буква Х.

Образование прилагательных от существительных.

1

Отгадывать загадки.

Составлять рассказ по сюжетной картине «Магазин».


15

Дифференциация звуков [к-х]. Формирование словаря глаголов.

1

Составлять предложения со звуками [х], [к].

16

3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени.

Обогащение глагольного словаря.

1

Составлять простые нераспространенные предложения.


17

Уточнение произношения звука [ы]. Буква ы.

Упражнение в образовании слов сложного состава.

1

Читать обратные и прямые слоги: ат, ит, ут, ик, ак, ыт, ык, та, му, ми, мы.

18

Дифференциация звуков [ы-и]. Звуко-буквенный анализ и синтез.

1

Повторять слоговой ряд. Звуковой анализ слов.

19

Притяжательные местоимения мой, моя.

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

1

Выделять начальный согласный звук [м]. Составлять рассказ о работе ателье.


20

Уточнение произношения звуков [с], [с’]. Буква С.

Составление предложений.

1

Придумывать слова со звуками [c],[cь].

Отгадывать загадки.

21

Уточнение произношения звуков [з] ,[ з’]. Буква З.

Составление предложений по опорным словам.

1

Составлять слова из букв разрезной азбуки.

Образовывать притяжательные прилагательные.

22

Дифференциация звуков [з – с]. Развитие словаря прилагательных.

1

Составлять рассказ о диких животных.

Пересказывать короткие рассказы.

23

Дифференциация звуков [б – п]. Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

1

Развивать фонематический слух.

Учить составлять короткий описательный рассказ.

24

Дифференциация звуков [д – т]. Развитие диалогической речи.

1

Развивать фонематический слух.

Расширять кругозор детей.

25

Уточнение произношения звука [ш].

Составление предложений по опорным словам.

1

Развивать связную речь детей.

Составлять предложения по опорным словам.

26

Уточнение произношения звука [ж]. Развитие диалогической речи.

1

Повторять слоговой ряд. Фонетические упражнения.

27

Дифференциация звуков [ж – ш].

Словарная работа: подбор антонимов.

1

Формировать фонематический слух.


28

Уточнение произношения звуков [л], [л]’.

Словарная работа: подбор синонимов.

1

Закреплять знание алфавита.

Развивать связную речь.


29

Уточнение произношения звуков [р],[ р’].

Развитие монологической речи.

1

Расширять представления детей об окружающем мире.

30

Дифференциация звуков [р – л].

Развитие монологической речи.

1

Читать короткие предложения. Звуковой анализ слов. Заучивание пословицы.

31

Дифференциация звуков [ч – с’].

Развитие навыков словообразования.

1

Преобразовывать слова за счет замены или добавления букв. Подбирать антонимы, синонимы, родственные слова.

32

Дифференциация звуков [ч – т’].

Развитие навыков словообразования.

1

Читать и выкладывать из букв разрезной азбуки слогов: ча, чу, ща, щу, тя, тё, те.

33

Повторение. Звуковой анализ и синтез.

1

Развивать фонематический слух.

Фонетические упражнения.


Тематическое планирование логопедических занятий

1' класс


Темы занятий

Кол-во часов



Основные виды деятельности

1

Речевые и неречевые звуки.

Знакомство с органами артикуляции.

1

Составлять предложения по картинкам, развивать понимание речи.

2

Уточнение пространственно-временных представлений.

1

Составлять предложения, выполнять простые инструкции.

3

Определение схемы тела и основных направлений в пространстве.

1

Образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

4

Графическое воспроизведение направлений.

1

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Ориентировка в пространстве.

5

Определение последовательности в пространстве.

1

Учить детей согласовывать числительные с существительными.

6

Временные представления

1

Учить согласовывать числительные с существительными.

7

Гласные звуки, узнавание гласного.

1

Придумывать слова, начинающиеся с гласных звуков.

8

Согласные звуки, узнавание согласного.

1

Образовывать прилагательные от существительных.

Развивать навыки звукового анализа.

9

Звуки [н], [н’]. Буква Н.

1

Учить согласованию глаголов настоя-щего времени с существительным.

10

Звуки [с[, [с’]. Буква С.

1

Развивать умение делить слова на слоги.

11

Звуки [к],[ к’]. Буква К.

1

Составлять предложения по сюжетной картинке.

12

Дифференциация звуков [г-к].

1

Развивать навыки звукового анализа.


13

Звуки [т], [т’]. Буква Т.

1

Развивать навыки звукового анализа.

Закреплять графический образ буквы.

14

Звуки [л], [л’]. Буква Л.

1

Учить подбирать рифмы. Заучивать чистоговорки.

15

Звуки [р], [р’]. Буква Р.

1

Составлять предложения. Развивать навыки звукового анализа.

16-17

Дифференциация звуков [л-р], [л’ – р’].

2

Развивать навыки звукового анализа.

Закреплять графический образ буквы.

18

Звуки [в], [в’]. Буква В.

1

Учить детей согласовывать числительные с существительными.

19

Звуки [п], [п’]. Буква П.

1

Учить согласовывать числительные с существительными.

20

Дифференциация звуков [б-п].

1

Придумывать слова, начинающиеся с гласных звуков.

21

Звуки [з], [з’]. Буква З.

1

Придумывать слова, начинающиеся с согласных звуков.

22

Дифференциация звуков [с-з].

1

Развивать навыки звукового анализа.

Закреплять графический образ буквы.

23

Звук [ш]. Буква Ш.

1

Придумывание слов, предложений со звуком [ш]. Заучивание скороговорки.

24

Звук [ж]. Буква Ж.

1

Придумывание слов, предложений со звуком [ж]. Заучивание скороговорки.

25

Дифференциация звуков [ш-ж].

1

Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие фонематического слуха.

26

Дифференциация звуков [с-ш].

1

Закреплять знание алфавита. Списывание предложений.

27

Звук [ц]. Буква Ц.

1

Учить подбирать рифмы. Заучивать чистоговорки.

28

Дифференциация звуков [ц-с], [ц-т].

1

Составлять предложения. Развивать навыки звукового анализа.

29

Звук [щ]. Буква Щ

1

Развивать навыки звукового анализа.

Закреплять графический образ буквы.

30

Звук [ч]. Буква Ч.

1

Учить детей согласовывать числительные с существительными.

31-32

Дифференциация звуков [ц-ч],[ч-щ].

1

Составлять рассказы по сюжетным картнкам.

33

Проверочная работа

1

Проверка знаний.




Тематическое планирование логопедических занятий

2 класс

Темы занятий

Кол-во часов



Основные виды деятельности

1

Речевые и неречевые звуки.

1

Составлять предложения по картинкам: сущ. + гл.

2

Выделение первого звука в слове.

1

Отгадывать загадки, придумывать загадки.

3

Выделение ударной гласной в слове.

1

Д/и «Закончи предложение». Употреблять сущ. ед. и мн.ч. в родительном падеже.

4

Выделение последнего звука в слове.

1

Развивать навыки звукового анализа.

Д/и «Скажи какой?», «Четвертый лишний».

5

Определение места звука в слове.

1

Развивать навыки звукового анализа.

Д/и «Чудесный мешочек», «Подбери признак».

6

Определение количества звуков в слове.

1

Д/и «Измени слово» (упражнять в образовании слов).

7

Соотношение между звуками и буквами в слове.

1

Д/и «Четвертый лишний», «Исправь ошибки».

8

Буква - смыслоразличитель.

1

Д/и «Что можно считать парами», «Назови какие».

9

Повторение.

1

Д/и «Закончи предложение».

10

Слогообразующая роль гласных.

1

Развивать навыки звукового анализа.

Д/и «Назови лист», «Вставь предлог».

11

Деление слов на слоги.

1

Д/и «Узнай по описанию», «Съедобный – несъедобный».

12

Выделение первого слога в слове

1

Д/и «Назови, какой дом», «Измени слово».

13

Определение количества слогов в слове

1

Д/и «Назови, какой», «Четвертый лиш-ний». Заучивание

правила.

14

Составление слов из слогов.

1

Д/и «Назови семью»,

«Кто где живет».

15

Проверочная работа

1

Составлять предложения по сюжетной картинке.

16

Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.

1

Д/и «Вставь слово», «Придумай предложение».

17

Ударение в двухсложных словах.

1

Д/и «Четвертый лишний», «Подбери признак».

18

Ударение в трёхсложных словах.

1

Д/и «Рассели слова в дом», «Разложи картинки».

19

Родственные слова.


Д/и «Назови-какой», Четвертый лишний»

20

Проверочная работа.

1

Пересказывать рассказ «Ёлка», заучивать стихотворение.

21

Дифференциация гласных звуков.

1

«Зимние забавы». Составлять рассказ из личного опыта «Как я играл зимой».

22

Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака.

Мягкий знак в конце слова.

1

«Наш город-Ульяновск». Составлять рассказ из словосочетаний.

23

Мягкий знак в середине слова.

1

Д/и «Угадай сказку по отрывку». Подбор родственных слов к слову книга.

24

Дифференциация звуков [б-п].

1

Д/и «Какое это блюдо?», «Четвертый лишний».

25

Дифференциация звуков [с-з].

1

«Труд повара». Составлять сложно-сочиненные предложения с союзом [а].

26

Дифференциация звуков [г-к].

1

«Подбери предмет к признаку». Д/и «До – между - после»

27

Дифференциация звуков [д-т].

1

Д/и «Кому что нужно для работы», «Бывает – не бывает».

28

Дифференциация звуков [в-ф].

1

Женские профессии». Составле-ние рассказа «Мамина работа».

29

Дифференциация звуков [ш-ж].

1

Д/и «Закончи предложение», «Образуй новое слово».

30

Дифференциация звуков [ш-с].

1

Д/и «Вставь пропущенную букву», «Рассели слова в дом».

31

Дифференциация звуков [ч –щ], [ш-щ].

1

«Животные Севера». Составлять описательный рассказ по плану.

32

Дифференциация звуков [ч-ц].

1

Д/и «Определи позицию звука в слове», «Улетает не улетает».

33

Проверочная работа

1

Читать слоги и звукосочетания парами Заучивать стихотворение.

34

Повторение.

1

Д/и «Подбери признак», «Подскажи словечко».



Тематическое планирование логопедических занятий

3 класс

Темы занятий

Кол-во часов



Основные виды деятельности

1

Устная и письменная речь.

1

Составлять рассказ «Как я провел лето».

Составлять предложения по опорным словам.

2

Предложение. Слово.

1

Придумывать предложения с многозначными словами.

Игра «Магазин».

3

Многозначные слова.

1

Отгадывать загадки.

Д/и «Один – много».

4

Слова, обозначающие предметы.

1

Читать текст. Пересказывать текст «Слон».

5

Слова, обозначающие признаки предмета.

1

Читать слоговой ряд, составлять слова из слогов. Д/и «Кто как разговаривает?».

6

Слова, обозначающие действия предмета.

1

Читать предложения, выбор нужного слова. Подбор синонимов к заданным словам.

7

Слова – синонимы.

1

Д/и «Скажи по-другому».


8

Слова – антонимы.


Д/и «Наоборот». Чтение текста, на-хождение антонимических пар.

9

Слова – омонимы.

1

Д/и «Чья это морда, чей это хвост?».

Чтение стихотворения, заучивание наизусть.

10

Состав слова. Корень слова.

1

Составлять рассказ «Зимние развлечения».

11

Однокоренные слова.

1

Д/и «Найди лишнее слово», составь с ним предложение.

12

Ударение в слове.

1

Пересказывать рассказ «Зима». Д/и «Рассели слова в дом».

13

Ударные и безударные гласные.

1

Составлять рассказ по иллюстрации.

Д/и «Вставь пропущенную букву».

14

Суффиксальный способ словообразования.

1

Д/и «Найди хозяина», «Измени слово по образцу»

15

Суффиксы, придающие слову значение уменьшения, увеличения.

1

Д/и «Замени слово», «Вставь слово».


16

Приставочное словообразование. Правописание приставок.

1

Пересказывать сказку «Два мороза».

Д/и «Назови приставку».

17

Образование слов с помощью изменяемых приставок.

1

Составлять предложения, изменяя существительные по падежам.

18

Образование слов с помощью неизменяемых приставок.

1

Работать с приставками по-, под-, подо-,от-, ото-, со-, у-, вы-, в-, с-, о-, обо-, об- во-, до-, про-. Д/и «Что лишнее?».

19

Предлоги конкретно-пространственного значения.

1

Уточнять значение предлогов. Выделение предлогов, обозначающих место направления.

20

Предлоги временного значения.

1

Распознавать предлоги, вникая в их лексическое значение.

21

Предлоги целевые и образа действия

(с, без, в, от, для, ради )

1

Д/и «Назови предлог». Придумывание предложений.

22

Дифференциация приставок и предлогов.

1

Д/и «Определи, где приставка, а где предлог?». Работа со словосочетаниями.

23

Разбор слова по составу.

1

Д/и «Разбери слово по составу».

Составлять предложения по опорным словам.

24

Проверочная работа. Состав слова.

1

Графический диктант. Работа с текстом, вставляя пропущенные окончания.

25

Разделительные ь и ъ знаки

1

Составлять предложения по опорным словам.

26

Имя существительное.

1

Д/и «Подскажи звук», «Доскажи словечко».

27

Изменение имён существительных по числам и родам.

1

Д/и «Скажи правильно», «Вставь пропущенную букву».

28

Склонение имён существительных.

1

Д/и «Придумай слово по инструкции».

Изменение окончаний существительных по образцу.

29

Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний.

1

Д/и «Дружная семья», «Закры-тый букет».

30

Склонение имён прилагательных.

1

Пересказывать сказку «Зимовье зверей». Д/и «Скажи правильно».

31

Глагол. Изменение глаголов по временам.

1

Придумывать предложения по схемам.

Д/и «Внимательные ушки»,«Светофор».

32

Неопределённая форма глагола.

1

Д/упр. «Исправь ошибки».

Работа по улучшению техники чтения.

33

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

1

Д/и «Скажи ласково», «Бабушкина корзинка», «В зоопарке».

34

Проверочная работа

1

Д/и «Определи падеж».

Работа с тестами.


Тематическое планирование логопедических занятий

4 класс

Темы занятий

Кол-во часов



Основные виды деятельности

1

Устная и письменная речь.

1

Выделять ударные гласные, дифферен-циация слово-слог. Определять основную мысль текста.

2-3

Предложение. Словосочетание. Слово

2

Составление предложений и словосочетаний по тексту.

4

Слова, обозначающие предметы.

1

Составление предложений с заданными словами по тесту.

5

Слова, обозначающие признаки предмета.

1

Работать по увеличению темпа чтения и улучшению выразительности на знакомом тексте.

6

Слова, обозначающие действия предмета.

1

Составлять предложения (множественное и единственное число).

7

Проверочная работа.

1

Составлять простые нераспространенные предложения.

8-9

Согласование слов в числе.

2

Работать по увеличению темпа чтения и улучшению выразительности на знакомом тексте.

10-11

Согласование слов в роде.

2

Выделять согласные (дифференциация по глухости-звонкости). Уметь согласовывать слова в роде.

12-13

Склонение имен существительных, Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

2

Выбирать предложения с именами существительными в определенном падеже. Причастные и деепричастные обороты.

14-15

Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

2

Работать по таблицам для наращивания техники чтения.


16-17

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе

2

Выбирать предложения с именами существительными в определенном падеже. Причастные и деепричастные обороты.

18-19

Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе

2

Развивать навыки фонетико-фонемати-ческого анализа многосложных слов.

20

Проверочная работа

1

Формировать учебное высказывание

( по определению предлогов).

21-22

Спряжение глаголов.

2

Работать по таблицам для наращивания техники чтения (с изображением знаков). Коррекция чтения.

23-24

Правописание глаголов. Работа с деформированным текстом.

2

Развивать навыки фонетико-фонемати-ческого анализа сложных слов.

25

Проверочная работа.

1

Проверка знаний. Развивать навык самоконтроля.

26

Предлоги конкретно-пространственного значения. Составление рассказа.

1

Формировать умение анализировать текст. Оформлять учебные высказы-вания (доказательства).

27-28

Сложные предлоги. Составление рассказа – описания.

2

Формировать учебное высказывание по определению лексических средств связи.

29-30

Дифференциация предлогов и приставок. Составление творческого рассказа по определённой теме.

2

Работать по увеличению темпа чтения, улучшению выразительности на знакомом тексте.

31-32

Составление рассказа с элементами рассуждения.

2

Развивать звуко - буквенный

анализ немногосложных слов, выделять

морфемы в словах.

33

Проверочная работа.

1

Оформлять учебные высказывания

(доказательства). Речь – рассуждение.

34

Повторение. Викторина.

1

Оформлять учебные высказывания

(доказательства). Речь – рассуждение.






Материально-техническое обеспечение

Демонстрационный материал:

  • Касса букв;

  • Наглядный материал для выполнения артикуляционной и дыхательной

  • гимнастики;

  • Азбука в картинках;

  • Индивидуальные наборы сигнальных карточек;

  • Схемы характеристик гласных и согласных звуков;

  • Лента букв.

  • Предметные и сюжетные картинки

  • Демонстрационный материал

  • Дидактические игры

  • Компьютерное оборудование ( компьютер, принтер, проектор, экран)

Учебно-методическое обеспечение

1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.

2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.

3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.

4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.

5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.

6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.

7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.

8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.

10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.

11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.

12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,

13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.

14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.

15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003.

16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.

17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.

18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.

19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.

20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.

21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.

22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994.

23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.:

24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963.

25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.

26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ  Сфера, Москва, 2005



Интернет-ресурсы

    1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа http://school-collection.edu.ru

    2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!