МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.А.РУБЦОВА»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей школы протокол №1 от «30 » августа 2019 г. | Принята педагогическим советом школы протокол №1 от « 30 » августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы__ А.Е.Полякова Приказ №97от 30 августа 2019 г. |
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса
«Всё получится» (Развитие памяти, внимания, мышления)
для обучающейся 4 класса
на 2019-2020 учебный год
Срок реализации 1 год
Разработчик: педагог-психолог
Аксенова Лариса Ивановна
село Березовка
2019г.
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего
образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ЗПР. Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития как части адаптированной основной общеобразовательной программы.
Индивидуальная адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для ученика с ЗПР составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- приказа Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 19 декабря 2014 г. N 1598;
- приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
- основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова» с изменениями и дополнениями, утвержденной приказом №78 от 15.06.2019г.;
- СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями на 22.05.2019г. № 189 от 29.12.2010г.
- по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК
Актуальность
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести категорию обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подверженные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Пункт 16 статьи 2 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая или функциональная недостаточность центральной нервной системы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих ограничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи, мышления и др.), нарушениями в организации деятельности или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Коррекционно-развивающий курс «Развитие внимания, мышления и памяти» разработан по типу варианта 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения
Цель коррекционно-развивающего курса
- развитие личностно-мотивационной, аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения, речи, своевременная коррекция когнитивных процессов обучающегося с ЗПР
Задачи:
- определение особых образовательных потребностей ребенка с задержкой психического развития;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования и их интеграция в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического развития, индивидуальных возможностей ( в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- развивитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- оказание консультативной и методической помощи родителям ребенка с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса
1. Индивидуальные сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка: Иванова Екатерина Николаевна
Возраст ребёнка: 11 лет
Дата рождения: 11 июля 2008 г.
Свидетельство о рождении: ….. от 29.07 2008г.
Снилс: …….. Дата регистрации 29.06.2018г
Место рождения: город Воронеж
Место жительства: Воронежская обл., Аннинский р-н, село Березовка, улица
Телефон: 8 900 ……
Мать: Иванова Анна Федоровна 27.06.1982г.р.; доярка АО «Путь Ленина»
Отец: Иванов Николай Александрович 07.10.1978 г.р.; животновод АО «Путь Ленина»
Заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, обусловленные задержкой психического здоровья. Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях. (Заключение территориальной ПМПК Аннинского муниципального района. Протокол № 103 от 07.07.2016г. Направлена МКОУ Нижнекарачанской СОШ с целью определения программы обучения)
Рекомендации комиссии:
1. Вид образовательной программы: Обучение в образовательном учреждении по АООП НОО для обучающихся с ЗПР вариант 7.1
2. Дополнительные условия: наблюдение врача психиатра
Год обучения в МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова»: второй, с 01.09.2018г.
Класс: 4
Уровень образования: начальный
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Иванова Екатерина воспитывается в полной многодетной семье. Семья состоит из 7-ми человек. У Екатерины есть четыре сестры. Родители доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в успешном развитии ребёнка.
По заключению ПМПК Иванова Екатерина является обучающимся с ЗПР с нарушениями в развитии. Выявлены трудности в обучении, обусловленные задержкой психического здоровья. Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях. Дополнительные условия: наблюдение врача психиатра.
Учебный материал девочка воспринимает не сразу, плохо запоминает, с трудом заучивает наизусть. Екатерина любит и умеет хорошо рисовать, лепить. Испытывает положительные эмоции, когда смотрит мультфильмы по телевизору, компьютеру. Трудолюбива, помогает родителям в ведении домашнего хозяйства, убирает в своей комнате, следит за своими вещами. Привязана к своей старшей сестре, присматривает за младшими сестрами.
Эмоциональное состояние устойчивое, агрессию не проявляет. Уважительно относится к старшим. Физически развита. Любит уроки физической культуры и изобразительного искусства.
Познавательная деятельность ребёнка на среднем уровне. Внимание бывает неустойчивым. Читает ниже нормы (38 слов в минуту при норме 100 слов). Пересказывает, заучивает наизусть. Элементарные знания об окружающем мире на достаточном уровне.
Девочка скромная. Ведущая рука правая. Навыки самообслуживания сформированы.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога-психолога;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию полученную от учителя;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с педагогом;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметы, рисунки, схемы и т.п.);
Находить и формулировать решение поставленной задачи с помощью простейших моделей (предметы, рисунки, схемы и т.п.).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Читать и пересказывать текст;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
Учиться выполнять различные роли (лидер, исполнитель, критик)
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
Выделять существенные признаки предметов;
Сравнивать между собой предметы, явления;
Обобщать, делать несложные выводы;
Классифицировать явления, предметы;
Определять последовательность событий;
Судить о противоположных явлениях;
Давать определения тем или иным понятиям;
Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
Выявлять функциональные отношения между понятиями;
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
.
Ожидаемые результаты:
осознание ребенком своих способностей;
позитивные успехи на уроках;
увеличение объёма памяти; внимания
позитивное общение ребенка в классном коллективе;
развитая устная и письменная речь
обогащение словарного запаса
Основные этапы психолого-педагогической коррекции
Первый этап- адаптационный - установление контакта с ребенком с ЗПР с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.
Второй этап - усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности, продуктивных видов деятельности (рисование, чтение, конструирование и др.), ознакомление с окружающим, развития речи, памяти, мышления с учетом специфических особенностей эмоционального, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ЗПР.
Социализация ребенка с ЗПР, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.
Третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с ЗПР.
Основные данные
Основной педагог: Петрова Светлана Владимировна
Специалисты сопровождения: педагог-психолог: Аксенова Лариса Ивановна
Социальный педагог: Петрова Светлана Владимировна
Цели на учебный год: Социализация ребенка; развитие памяти, внимания, логического мышления, познавательной сферы
Условия включения
Представление заданий
Использование наглядного и образного материала, дозировка темпа и объема заданий, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения.
Предъявление инструкций
Выразительная речь педагога с умелым понижением и повышением голоса; чередование напряжения и расслабления; эмоциональная насыщенность занятия; четкость, доступность и простота инструкций.
Материалы
Большой объем образного материала; акцент в подаче материала на словесно-логическое мышление.
Поведение
Необходимо постоянное управление вниманием; использование приемов стимулирования, поощрения; ежедневное оценивание; следование режимным моментам, обеспечение разнообразия и смены видов деятельности; использование пауз для предупреждения переутомления; давать время на обдумывание ответа, индивидуальный подход с учетом особенностей дефекта.
Поддержка персонала
Участие педагогов в обучающих семинарах и вебинарах, видеоконференциях, обучение на курсах.
Содержание тем учебного курса
Первичная диагностика основных параметров психолого-педагогической готовности к обучению в 4 классе. Выделение проблемных факторов
Формирование положительной мотивации к знаниям. Занятие «Я ученица».
«Моя память». Практикум по развитию памяти. Умение выделять главное
Приемы, улучшающие запоминание. «Три секрета нашей памяти». Практикум. Приемы, улучшающие запоминание. Умение выделять и разграничивать существенные и несущественные признаки предмета и оперировать абстрактными понятиями. Развитие зрительной памяти
Элементы системного подхода в мышлении. «Я учусь учиться». Развитие наглядно-образного мышления. Упражнения для развития мышления, умения сравнивать предметы и явления. Упражнения для развития вербального мышления (обобщение).
Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности. Игра «Нелепицы, или Чего на свете не бывает».
Вербальные, творческие упражнения. «Собери пазл». Ознакомление с окружающим миром посредством наглядных картинок, развитие понятийного мышления.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Игра «Учусь быть внимательным». Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности
Развитие внимания, логического мышления. Игра «Ищем клад». Развитие логического мышления; формирование навыков позитивного общения, эмоционального контакта.
Развитие объема и устойчивости памяти. Игра «Кто это?». Ознакомление с окружающим миром, умение обобщать, запоминать. Запоминание с опорой на схемы, ассоциации. Игра «Что это?». Ознакомление с окружающим миром посредством наглядных картинок, умение обобщать, запоминать. Запоминание с опорой на схемы, ассоциации.
Упражнение «Я - молодец!» Формирование учебной мотивации. Снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности
Развитие наглядно-образного мышления. Упражнения «Думаю, размышляю».
Учебно-методическое обеспечение
1. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К⁰», 1998.
2. Контроль знаний в системе коррекционного обучения: учеб.-метод.пособие для 1-й ступени школ VII вида и классов КРО / Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова, М.Б.Хабибулина. – М.: Дрофа, 2008.
3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н.Ефименкова. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
4. Е.В.Ольшанская. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи : Игровые задания. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
5. Проверь свою эрудицию. 500 вопросов и ответов. Перевод с французского Е.В.Виноградовой. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
6. Раскрась лабиринт. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
7. Ю.Соколова. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка.- М.:ЭКСМО, 2010.
8. Тетрадь для летних заданий: 4 класс / Авт.-сост.: В.Б.Антонова, Е.И.Николаенкова, С.Г.Яковлева. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
9. О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради : В 2 частях.-М.: Издательство РОСТ,2011.
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | кол-во часов | дата по плану | фактич. дата | примечание |
1 | Занятие 1. Первичная диагностика основных параметров психолого-педагогической готовности к обучению в 4 классе. Выделение проблемных факторов | 1 | 04.09.19 | | 1 четв. |
2 | Занятие 2. Занятие «Я ученица». Формирование положительной мотивации к знаниям. | 1 | 11.09.19 | | |
3 | Занятие 3. «Моя память». Урок-практикум по развитию памяти. Умение выделять главное | 1 | 18.09.19 | | |
4 | Занятие 4. «Три секрета нашей памяти». Урок-практикум. Приемы, улучшающие запоминание. | 1 | 25.09.19 | | |
5 | Занятие 5. «Три секрета нашей памяти». Урок-практикум. Приемы, улучшающие запоминание. Умение выделять и разграничивать существенные и несущественные признаки предмета и оперировать абстрактными понятиями | 2 | 02.10.19 | | |
6 | Занятие 6. «Три секрета нашей памяти». Урок-практикум. Развитие зрительной памяти | | 09.10.19 | | |
7 | Занятие 7. «Я учусь учиться». Элементы системного подхода в мышлении. Развитие наглядно-образного мышления | 2 | 16.10.19 | | |
8 | Занятие 8. «Я учусь учиться». Упражнения для развития мышления, умения сравнивать предметы и явления | | 23.10.19 | | |
9 | Занятие 9. «Я учусь учиться». Упражнения для развития вербального мышления (обобщение) | 1 | 30.10.19 | | |
10 | Занятие 10. «Я учусь учиться». Упражнения для развития вербального мышления (обобщение) | 2 | 13.11.19 | | 2 четв. |
11 | Занятие 11. Игра «Нелепицы, или Чего на свете не бывает». Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности | | | | |
12 | Занятие 12. Игра «Нелепицы, или Чего на свете не бывает». Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности | 1 | 20.11.19 | | |
13 | Занятие 13. «Собери пазл». Вербальные, творческие упражнения. Ознакомление с окружающим миром посредством наглядных картинок, развитие понятийного мышления | 2 | 27.11.19 | | |
14 | Занятие 14. Вербальные, творческие упражнения. «Собери пазл». Ознакомление с окружающим миром посредством наглядных картинок, развитие понятийного мышления | | 04.12.19 | | |
15 | Занятие15. Игра «Учусь быть внимательным». Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности | 2 | 11.12.19 | | |
16 | Занятие16. Игра «Учусь быть внимательным». Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности | | 18.12.19 | | |
17 | Занятие 17. Игра «Ищем клад». Развитие внимания, логического мышления; формирование навыков позитивного общения, эмоционального контакта | 1 | 25.12.19 | | |
18 | Занятие 18. Игра «Кто это?». Ознакомление с окружающим миром, умение обобщать, запоминать Развитие объема и устойчивости памяти Запоминание с опорой на схемы, ассоциации. | 2 | 15.01.20 | | 3 четв. |
19 | Занятие 19. Занятие 23. Игра «Что это?». Ознакомление с окружающим миром посредством наглядных картинок, умение обобщать, запоминать Развитие объема и устойчивости памяти Запоминание с опорой на схемы, ассоциации. | | 22.01.20 | | |
20 | Занятие 20. Упражнение «Я - молодец!» Формирование учебной мотивации Снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности | 2 | 29.02.20 | | |
21 | Занятие 21. Упражнения «Думаю, размышляю». Развитие наглядно-образного мышления | | 05.02.20 | | |
22 | Занятие 22. Упражнения «Думаю, размышляю». Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности) | 1 | 12.02.20 | | |
23 | Занятие 23 Упражнения «Думаю, размышляю». Развитие мышления (абстрагирование) | 1 | 19.02.20 | | |
24 | Занятие 24. Упражнения «Думаю, размышляю». Развитие логического мышления | 1 | 26.02.20 | | |
25 | Занятие 25. Упражнения «Думаю, размышляю». Развитие логического мышления | 2 | 04.03.20 | | |
26 | Занятие 26. Упражнения «Думаю, размышляю». Развитие логического мышления | | 11.03.20 | | |
27 | Занятие 27. Упражнения «Думаю, размышляю». Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества Задачи на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», | 3 | 18.03.20 | | |
28 | Занятие 28. Упражнения «Думаю, размышляю». Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества Задачи на группировку: «Продолжи закономерность», | | 01.04.20 | | 3 четв. |
29 | Занятие 29. Упражнения «Думаю, размышляю». Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества Задачи на группировку: «Подбор по аналогии» «Подбор по противопоставлению» | | 08.04.20 | | |
30 | Занятие 30. Упражнения «Я становлюсь увереннее». Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии, абстрагирование, установление закономерностей | 1 | 15.04.20 | | |
31 | Занятие 31. Игра «Заколдованные слова». Развитие внимания, мыслительных операций, установление закономерностей | 1 | 22.04.20 | | |
32 | Занятие 32. Игра «Анаграммы». Развитие мыслительных операций, установление закономерностей | 1 | 29.04.20 | | |
33 | Занятие 33. Упражнения «Я могу!» Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии, абстрагирование, установление закономерностей | 1 | 06.05.20 | | |
34 | Занятие 34. Итоговая диагностика Исследование динамики развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей | 1 | 13.05.20 | | |
35 | Итоговое занятие. Рефлексия | 1 | 20.05.20 | | |