Содержание
Основные сведения.........................................................................................................3
Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающего курса.............7
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса.....................................8
Особенности коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся..................................................................................................................10
Основное содержание коррекционно-развивающего курса....................................13
Тематическое планирование.........................................................................................15
Планируемые результаты………………………………………..................................17
Учебно — методическое обеспечение.........................................................................19
Материально - техническое обеспечение....................................................................19
Список литературы…………………………………………………………………….20
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 10-11 класс…………..22
Приложение 2 Механизм оценки реализации программы …………………...… 26
Основные сведения
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Программой общего среднего образования для слепых и слабовидящих обучающихся в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2» (вариант 3.2, 4.2).
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психология и выбор профессии» разработана на основе:
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с., ил.
Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь обучающимся в выборе профессии.
Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана: 10 класс - на 35 часов (1 часа в неделю), 11 класс – 35 часов (1 часа в неделю).
Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденное приказом директора школы от 26.03.20г. № 49)
Учащиеся обучения на дому осваивают программу коррекционно-развивающего курса в соответствии с индивидуальным учебным планом, в котором определены часы очного обучения и время для самостоятельной работы.
Календарно-тематическое планирование предусматривает деление часов для диагностического обследования обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и проведение коррекционно-развивающих занятий. Количество упражнений варьируется в зависимости от психо-физиологических возможностей обучающихся
В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума. Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований.
В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.
Программа составлена для слепых и слабовидящих обучающихся. В категорию слепых входит также группа обучающихся с нарушением зрения, имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК. Общими для всех слепых и слабовидящих обучающихся, являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Общей целью изучения программы является способствовавание формированию у учащихся реалистичного взгляда на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.
Программа коррекционно-развивающего курса в старшей школе для слепых и слабовидящих обучающихся направлена на достижение следующих задач:
Образовательные задачи:
-формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
-ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
-формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере
-формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии;
-повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
-определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
-выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений;
Развивающие задачи:
-развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
-формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.
-организация занятий по программе опирается на использование следующих важных принципов:
-свободного выражения своего мнения;
-взаимоуважения;
-доверительности;
-обратной связи;
-безоценочности
Целесообразность. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого–педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию “пробы сил” и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально–профессиональному самоопределению.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
- проблемного обучения;
- формирования (развития) творчества;
- соревновательный метод;
- диагностика;
- коммуникативные упражнения;
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
- Комплексное психодиагностическое обследование проводимое два раза в год с использованием диагностического минимума.
Формы проведения занятий – занятия с элементами тренинга, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, игра.
Методы организации деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
- упражнение;
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
Программа “Психология и выбор профессии” поможет вам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом реализации программы станет составление личного профессионального плана.
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем обучающихся.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений обучающихся с окружающим миром. Обучающийся учится жить в ладу с собой и окружающим миром, понимать свои потребности, профессиональные интересы.
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.
Критериями эффективности служат следующие показатели:
-снижение уровня личностной тревожности;
-повышение стрессоустойчивости;
-становление личностных интересов и профессионального выбора;
-снижение конфликтности и агрессивности;
-формирование позиции здорового образа жизни;
-формирование целенаправленного поведения.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: диагностика входящая и выходящая.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, самоопределение и профессиональный выбор.
Ценностные ориентиры содержания курса
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе совершено новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разнообразными знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.
Происходят серьезные и глубокие изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. Семья и сам школьник все настойчивее требуют внести изменения в содержание образования с тем, чтобы помочь выпускнику приобрести социальный опыт, который поможет ему быстрее адаптироваться в обществе, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, грамотно отстаивать свои гражданские права.
Курс создан для того, чтобы помочь учащимся осознать необходимость личностного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Личный выбор и личная ответственность являются ключевыми понятиями и ценностными ориентирами данного курса.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса:
Программа коррекционно-развивающего курса направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 10-11 класса предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Коррекционно-развивающий курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
При составлении данного курса, мы опирались на следующие методические принципы:
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей обучающихся;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий ребенку возможность испытывать радость преодоления; трудностей;
- принцип учета объема материала, предполагающий внесение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;
- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при ее окончании;
- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения — родителей, других родственников, педагогов.
Изучение элективного курса в 10-11 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Предметные результаты:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
-правила выбора профессии;
-понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а
так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии:
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере,
интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Метапредметные результаты:
- развивать самостоятельность;
- оценивать собственные возможности, способствующие овладению учащимися умениями
получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
- систематизировать, анализировать полученные данные;
- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Личностные результаты:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной
деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
-психологические особенности личности;
-самоопределение;
-профессиональные интересы и склонности, способности;
-классификация, типы и подтипы профессий;
-профессиограмма;
-профессиональная пригодность;
-проектирование профессионального жизненного пути;
-карьера, виды карьеры;
-личный профессиональный план;
-общение;
-самооценка;
-профпригодность;
-компенсация способностей;
-рынок труда.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
-междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
-интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
-обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.
Система оценки планируемых индивидуальных достижений обучающихся
В процессе изучения курса оцениваются прежде всего:
- предметная компетентность обучающихся (способность решать проблемы средствами предмета);
- ключевые компетентности обучающихся (коммуникативные, учебно-познавательные);
- общеучебные и интеллектуальные умения обучающихся (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, интернет - страницами и т.д.);
- умение обучающихся работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.
Результаты учебной деятельности учащихся 10-11 класса подводятся раз в пол года, после окончания курса.
Курс может быть оценен положительно, если обучающийся:
- посетил не менее 80 % занятий, предусмотренных программой курса;
- выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил и устно презентовал свой профессиональный выбор).
Особенности коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения, является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.
Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.
Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.
Компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.
Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.
Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей.
Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию.
Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Это отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрации и других свойствах внимания.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.
Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Огромное значение имеет речь для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.
Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с патологией зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).
Л.И. Солнцева отмечает, что речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. Развитие словарного запаса - увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс обобщения значения слова с конкретным предметом.
Для компенсации зрительной депривации большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.
Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.
При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.
Особенностью курса коррекции психологического развития «Психология и профессиональный выбор» для слепых и слабовидящих обучающихся, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание коррекционного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся; материально-технической оснащенностью учебного процесса.
Работа по коррекции и профилактике недостатков коммуникативного развития и эмоционально-волевой сферы, представляет собой сложный процесс, важной особенностью занятий по психологии для детей с нарушением зрения, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов психического развития, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы.
Соблюдение принципов психологической направленности, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания обучающихся и формирует базу для коммуникативного совершенствования.
Особенность курса «Психология и профессиональный выбор» заключается в использовании принципов в коррекционно-развивающем процессе:
1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
3) принцип системности коррекционных , профилактических и развивающих задач;
4) принцип единства диагностики и коррекции;
5) принцип приоритетности коррекции каузального типа;
6) деятельностный принцип коррекции;
7) принцип комплексности методов психологического воздействия;
8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе
Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмологических требований.
В работе со слепыми и слабовидящими обучающимися используются все методы обучения, признанные в общей психологии и педагогике, однако, учитывая особенности обучающихся с различными нарушениями зрения, есть некоторые различия в приемах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей обучающихся, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:
-словесные методы обучения;
-звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку слабовидящим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);
-метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная, текст Брайль);
-метод дистанционного управления (педагог управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд);
Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость их применения
-метода стимулирования познавательной активности (необходимо как можно чаще поощрять обучающихся, давать им почувствовать радость достижений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции познавательных нарушений).
Таким образом, в выборе и применении методов и приемов приоритетное положение отводится тому, что наилучшим образом обеспечивает развитие коммуникативной сферы обучающихся с отсутствием зрения.
Учитывая особенности здоровья обучающихся в программе по коммуникативному развитию, дается обоснованная дозировка упражнений.
Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практически достижения обучающихся в решении задач, связанных с коммуникативной деятельностью и повседневной жизнью.
Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование познавательной деятельности обучающихся по программе коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающейся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности.
Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике («было» - «стало») в практических достижениях обучающихся.
Формирование познавательного интереса к профессиональной среде в процессе предпрофильного обучения, способствуют созданию благоприятных условий для последующего профессионального выбора, раскрытию резервных способностей, повышению социальной активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых коммуникативных навыков и умений, повышение уровня качества жизни обучающихся с нарушением зрения.
Основное содержание коррекционно-развивающей программы
Данная программа рассчитана на достижение 2-х уровней результатов:
- первый уровень- приобретение обучающимся знаний о мире, первичного понимания своего профессионального самоопределения.
- второй уровень – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к своему профессиональному выбору, к социальной реальности в целом.
Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития предпрофильного выбора и своих способностей обучающимися.
Основное содержание коррекционно-развивающей программы «Психология и выбор профессии» представлено в виде следующих содержательных разделов:
«Что я знаю о своих возможностях» Содержание занятий. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность. Диагностические методики: опросник Айзенка, «Тип мышления», «Тест интеллектуального потенциала», опросник Басса-Дарки. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно – ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно – ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.
Что я знаю о профессиях Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Практическая работа: составление формул профессий. Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов. Диагностические методики: ДДО, «Профессиональная пригодность и здоровье», «Профиль».
Содержание раздела посвящено развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути, формирует у учащихся понятий: профессия, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий, типы профессий, матрица выбора профессий.
По завершению изучения данного раздела обучающие приобретают следующие умения:
Объяснять определение понятий: профессия, специальность, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий, понятие профессиограммы. Типы профессий. Подтипы профессий в сфере «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ».
Объяснять определение понятий: интересы, склонности, способности, специальные способности, профпригодность, рынок труда, работодатель, работник, мотив, мотивация.
Выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности.
Объяснять определение понятий: карьера, должность, внутренняя оценка карьеры, внешняя оценка карьеры. Определять цели собственной будущей карьеры.
Способности и профессиональная пригодность Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Определение своего профессионального типа личности. Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда, «Социальный интеллект». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
«Планирование профессиональной карьеры» Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в Москве. Профессии, которые востребованы на современном рынке труда. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии. Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии; упражнение «Резюме». Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов.
Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, тестовых методик.
Тематическое планирование 10 класс
№ занятия | Название разделов и тем | Количество часов |
1 | Диагностика личности. | 1 |
2 | Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. | 1 |
3 | Диагностика когнитивных способностей. | 1 |
4 | Диагностика коммуникативных способностей. | 1 |
5 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 |
6 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 |
7 | Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 1 |
8 | Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 1 |
9 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 |
10 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 |
11 | Стресс и тревожность. | 1 |
12 | Стресс и тревожность. | 1 |
13 | Стресс и тревожность. | 1 |
14 | Определение типа мышления | 1 |
15 | Определение типа мышления | 1 |
16 | Внимание и память. | 1 |
17 | Внимание и память. | 1 |
18 | Уровень внутренней свободы. | 1 |
19 | Уровень внутренней свободы. | 1 |
20 | Обобщающий. | 1 |
21 | Классификации профессий. Признаки профессии. | 1 |
22 | Классификации профессий. Признаки профессии. | 1 |
23 | Определение типа будущей профессии. | 1 |
24 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | 1 |
25 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 |
26 | Определение профессионального типа личности. | 1 |
27 | Определение профессионального типа личности. | |
28 | Профессионально важные качества. | 1 |
29 | Профессия и здоровье. | 1 |
30 | Диагностика личности. | 1 |
31 | Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. | 1 |
32 | Диагностика когнитивных способностей. | 1 |
33 | Диагностика коммуникативных способностей. | 1 |
34 | Обобщающее занятие. | 1 |
35 | Заключительное. | 1 |
Всего: | 35 |
Тематическое планирование 11 класс
№ занятия | Название разделов и тем | Количество часов |
1 | Диагностика личности. | 1 |
2 | Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. | 1 |
3 | Диагностика когнитивных способностей. | 1 |
4 | Диагностика коммуникативных способностей. | 1 |
5 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | 1 |
6 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 |
7 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 |
8 | Способности к профессиям социального типа | 1 |
9 | Способности к офисным видам деятельности | 1 |
10 | Способности к предпринимательской деятельности. | 1 |
11 | Артистические способности. | 1 |
12 | Уровни профессиональной пригодности | 1 |
13 | Обобщающий. | 1 |
14 | Мотивы и потребности | 1 |
15 | Мотивы и потребности | 1 |
16 | Ошибки в выборе профессии | 1 |
17 | Ошибки в выборе профессии | 1 |
18 | Современный рынок труда | 1 |
19 | Современный рынок труда | 1 |
20 | Пути получения профессии | 1 |
21 | Пути получения профессии | 1 |
22 | Пути получения профессии | 1 |
23 | Навыки самопрезентации. | 1 |
24 | Навыки самопрезентации. | 1 |
25 | Стратегия выбора профессии. | 1 |
26 | Стратегия выбора профессии. | 1 |
27 | Обобщающий. | 1 |
28 | Защита профессионального выбора (устно) “Моя будущая профессия”. | 1 |
29 | Защита профессионального выбора (устно) “Моя будущая профессия”. | |
30 | Диагностика личности. | 1 |
31 | Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. | 1 |
32 | Диагностика когнитивных способностей. | 1 |
33 | Диагностика коммуникативных способностей. | 1 |
34 | Обобщающее занятие. | 1 |
35 | Заключительное. | 1 |
Всего: | 35 |
Предполагаемые результаты реализации программы:
Показатели результативности 10 класс:
Когнитивный: владение знаниями о содержании труда в профессии; ориентировка в знании своих интересов и возможностей; понимание значения и необходимости учебы для освоения профессией.
Мотивационно-потребностный: наличие интереса к процессу труда, осознание необходимости участия в труде для построения своей жизни и активного участия в жизни общества.
Деятельностно-практический : проявление самостоятельности и активности в процессе целеполагания; исполнения, контроля и оценки хода работы; оценки результатов труда.
Показатели результативности 11 класс:
Когнитивный: знание состояния своего здоровья и требований к профессии, знание своих профессиональных интересов и склонностей, возможностей их реализации на разных жизненных этапах; полнота знаний о факторах воздействия избранной профессии на состояние здоровья; знания о различных социальных институтах в городе, стране, оказывающих помощь и поддержку на этапе выбора, овладения профессией и дальнейшей профессиональной реализации.
Мотивационно-потребностный: мотивы выбора профессиональной деятельности на основе соотнесения возможностей с желаниями, востребованностью профессии в обществе. Осознание необходимости иметь личный профессиональный план и проявление собственной активности для его реализации с учетом реальных социальных условий (мотивация на достижение).
Деятельностно-практический: проявление самостоятельности и творческих возможностей в реализации заданий практической направленности; активная включенность в планирование своего профессионального плана; овладение навыками коммуникации, необходимыми для установления социальных контактов, необходимых для реализации плана.
Знания:
-значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
-правила выбора профессии;
-определение профессии и профессиональной деятельности;
-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
-понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
-значение творческого потенциала человека, карьеры;
-требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
-понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
-возможности получения образования по избранному профилю;
-перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Умения:
-находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
-объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
-ставить цели и планировать действия для их достижения;
-выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
-использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
-анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Учебно-методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Раздаточные материалы каждому учащемуся | Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с. |
Материально-техническое и информационное обеспечение
Оборудование | Интернет-ресурсы |
- ПК - принтер ч/б и цветной - сканер - принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры, - маркеры, ластик, бумага формата А4, - кнопки или магниты для крепления продуктов деятельности на доске, - мячик; - тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; - стулья, - доска | https://www.asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf https://navigatum.ru/metodika.html https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html proforientator.ru http://www.moeobrazovanie.ru и т.д. |
Список используемых ресурсов:
1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
2. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
4. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
Для обучающихся (дополнительно):
1. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005.
2. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005.
Электронные ресурсы:
http://metodkabi.net.ru/index.php?id=1#ur Методический кабинет профориентации.
http://www.kto-kem.ru Азбука профессий
http://www.moeobrazovanie.ru Интернет-портал для абитуриентов
http://www.vyborprofessia.ru Популярные профессии с профессиограммой
http://education.superinform.ru Информационно-поисковый портал для родителей
http://www.ucheba.ru Образовательный портал
http://www.profcareer.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
http://www.profvibor.ru «Электронный музей профессий» Проект ЦСТАиП «Гагаринский» (Юго-Западный административный округ Москвы)
http://www.delovie.ru Официальный сайт Московского Центра Труда и Занятости Молодежи «Перспектива»
http://www.job.ru «Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства»
http://www.labor.ru Официальный сайт Департамента труда и занятости Москвы
http://www.msu.ru/work Раздел «Профориентация и трудоустройство» сайта Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
http://www.myprof.ru Портал профориентации «Моя профессия» Министерства труда, занятости и социальной защиты республики Татарстан
http://www.csta.mosuzedu.ru Центр социально–трудовой адаптации и профориентации «Академический» (Юго-Западный административный округ Москвы)
http://www.profedu.ru Портал профессионального образования Москвы
http://www.pkariera.my1.ru Центр профориентации и самоопределения учащихся «Карьера» (Северо-Западный административный округ Москвы)
http://www.proftime.edu.ru «Время выбрать профессию»
http://www.proforientator.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
http://www.psykonvoy.ru Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» (Юго-Западный административный округ Москвы)
http://www.profcenter.mosuzedu.ru Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Ясенево» (Юго-Западный административный округ Москвы)
http://www.shkolniky.ru Столичный центр профориентации «Разумный выбор»
http://www.iacedu.ru Информационно-аналитический центр департамента образования Москвы
http://abiturient.by Профориентация в Белоруссии
http://www.edu.ru/db/portal/index_org.htm Портал «Российское образование»
http://www.planetaedu.ru Планета образования
http://moscollege.umcpo.ru «Выбери профессию» (государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования)
http://www.proekt-pro.ru Коммерческий проект «Пропуск в профессию»
http://www.mosteens.ru/ru/you_future Портал для московской молодежи
http://www.sami-forum.ru Международный молодежный форум по самоопределению "Мы сами!"
http://profcentr.tomsk.ru Томский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки
http://www.ed.vseved.ru Образование. ВУЗы Москвы и России, Рейтинг ВУЗов, школы, новости образования, статьи, рефераты, курсы
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 10 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия |
1 | Диагностика личности. | 1 | |
2 | Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. | 1 | |
3 | Диагностика когнитивных способностей. | 1 | |
4 | Диагностика коммуникативных способностей. | 1 | |
5 | Самооценка и уровень притязаний. Задание 1. Кто Я? Самопрезентация. Самооценка. Задание 2. Какой Я? | 1 | |
6 | Самооценка и уровень притязаний. Задание 3. Успех — это.. Контрольные вопросы | 1 | |
7 | Темперамент и профессия. Определение темперамента. Задание 1. Темперамент и свойства нервной системы | 1 | |
8 | Темперамент и профессия. Определение темперамента. Задание 2. Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка)Контрольные вопросы | 1 | |
9 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Задание 1. Нарисуй эмоцию Задание 2. Угадай эмоцию Задание 3. Назови эмоцию | 1 | |
10 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Задание 4. Тест эмоций (модификация теста Басса–Дарки) Задание 5 (домашнее) | 1 | |
11 | Стресс и тревожность. Задание 1 Качества личности. | 1 | |
12 | Стресс и тревожность. Задание 2. Методика “Определение уровня тревожности” | 1 | |
13 | Стресс и тревожность. Задание 3. Тест “Оценка школьных ситуаций” Задание 4 (домашнее) | 1 | |
14 | Определение типа мышления Задание 1. По горячим следам | 1 | |
15 | Определение типа мышления Задание 2. Методика “Определение типа мышления” (модификация) Контрольные вопросы | 1 | |
16 | Внимание и память. Задание 1. Двойной счет Задание 2. Игра “Муха” | 1 | |
17 | Внимание и память. Задание 3. Кто быстрее Задание 4 (домашнее) | 1 | |
18 | Уровень внутренней свободы. Задание 1. Определение уровня внутренней свободы. свободы (модификация методики УСК) | 1 | |
19 | Уровень внутренней свободы. Задание 2. Психологический кроссворд Задание 3 (домашнее) | 1 | |
20 | Обобщающий. Задание 1. Мой психологический портрет | 1 | |
21 | Классификации профессий. Признаки профессии. Задание 1. Назови профессию Задание 2. По горячим следам | 1 | |
22 | Классификации профессий. Признаки профессии. Признаки профессии. Задание 3. Пирамида Климова Контрольные вопросы | 1 | |
23 | Определение типа будущей профессии. Задание 1. Игра “Аукцион” Задание 2. По горячим следам Задание 3. Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова) Задание 4 (домашнее) | 1 | |
24 | Профессия, специальность, должность. Задание 1. Найди профессии Задание 2. По горячим следам Задание 3. Формула профессии (модификация методики Н.С. Пряжникова) Задание 4. (домашнее)Формула профессии. | 1 | |
25 | Интересы и склонности в выборе профессии. Задание 1. Методика “Профиль” (модификация методики “Карта интересов” А. Голомштока) Задание 2 (домашнее). Круг чтения | 1 | |
26 | Определение профессионального типа личности. Задание 1. Определение профессионального типа личности (модификация методики Дж. Голланда) | 1 | |
27 | Определение профессионального типа личности. Задание 2. По горячим следам Контрольные вопросы | 1 | |
28 | Профессионально важные качества. Задание 1 (работа в микрогруппах) Задание 2. Игра “Молчание — знак согласия” Задание 3 (домашнее) | 1 | |
29 | Профессия и здоровье. Задание 1. По горячим следам Задание 2. Медицинские ограничения профессиональной пригодности Задание 3. Методика “Мое здоровье” Задание 4. Моя будущая профессия Задание 5. Психологический кроссворд | 1 | |
30 | Диагностика личности. | 1 | |
31 | Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. | 1 | |
32 | Диагностика когнитивных способностей. | 1 | |
33 | Диагностика коммуникативных способностей. | 1 | |
34 | Обобщающее занятие. | 1 | |
35 | Заключительное. | 1 | |
| Всего: | | 35 часа |
Календарно-тематическое планирование 11 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия |
1 | Диагностика личности. | 1 | |
2 | Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. | 1 | |
3 | Диагностика когнитивных способностей. | 1 | |
4 | Диагностика коммуникативных способностей. | 1 | |
5 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Задание 1. Определение технических способностей Задание 2. “Ничего не трогайте, Ватсон!” Задание 3 (домашнее). Круг чтения | 1 | |
6 | Способности к интеллектуальным видам деятельности Задание 1. Тест умственного развития (модификация Школьного теста умственного развития) | 1 | |
7 | Способности к интеллектуальным видам деятельности Обработка и интерпретация результатов Задание 2 (домашнее). Круг чтения | 1 | |
8 | Способности к профессиям социального типа Задание 1. Поведение в конфликте. Тест Томаса Задание 2. Ролевая игра “Конфликт” Задание 3 (домашнее) | 1 | |
9 | Способности к офисным видам деятельности Задание 1. Атрибуты Задание 2. Тест “Интеллектуальная лабильность” (модификация) Задание 3. Игра “Клавиатура” Задание 4 (домашнее). Круг чтения | 1 | |
10 | Способности к предпринимательской деятельности. Задание 1. Я — руководитель Задание 2. Круг чтения Задание 3. “Акулы” и “дельфины” Задание 4 (домашнее). Честь превыше прибыли | 1 | |
11 | Артистические способности. Задание 1. Мыслитель или художник Задание 2. Ведущее полушарие (самостоятельная работа) Задание 3. Круг чтения Задание 4 (домашнее). Мини–сочинение | 1 | |
12 | Уровни профессиональной пригодности Задание 1. По горячим следам Задание 2 (домашнее) | 1 | |
13 | Обобщающий. Задание 1. Мои способности Задание 2. Психологический кроссворд | 1 | |
14 | Мотивы и потребности Задание 1. Преодоление Задание 2. По горячим следам Задание 4. Круг чтения | 1 | |
15 | Мотивы и потребности Задание 3. Определение мотивации (методика Е. Головахи) Задание 5 (домашнее). Иерархия потребностей | 1 | |
16 | Ошибки в выборе профессии Задание 1. По горячим следам Задание 2. Игра “Оптимисты и скептики” Задание 3. Круг чтения Задание 4 (домашнее) | 1 | |
17 | Современный рынок труда Задание 1. Я бы в хакеры пошел... | 1 | |
18 | Современный рынок труда Задание 2. Мышеловки | 1 | |
19 | Современный рынок труда Задание 3 (домашнее) | 1 | |
20 | Пути получения профессии Задание 1. Матрица профессионального выбора | 1 | |
21 | Пути получения профессии Задание 2 Матрица выбора Задание 3 (домашнее) | 1 | |
22 | Пути получения профессии Задание 1. Личное пространство Задание 2. Работа над ошибками Задание 3 (домашнее) | 1 | |
23 | Навыки самопрезентации. Резюме | 1 | |
24 | Навыки самопрезентации. Резюме | 1 | |
25 | Стратегия выбора профессии. | 1 | |
26 | Стратегия выбора профессии. Задание 1. Машина времени | 1 | |
27 | Обобщающий. Задание 1. “За” и “против” Задание 2 (домашнее) | 1 | |
28 | Защита профессионального выбора (устно) “Моя будущая профессия”. | 1 | |
29 | Защита профессионального выбора (устно) “Моя будущая профессия”. | 1 | |
30 | Диагностика личности. | 1 | |
31 | Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. | 1 | |
32 | Диагностика когнитивных способностей. | 1 | |
33 | Диагностика коммуникативных способностей. | 1 | |
34 | Обобщающее занятие. | 1 | |
35 | Заключительное. | 1 | |
| Всего: | | 35 часа |
Приложение 2
Механизм оценки реализации программы
Особенностью данной Программы является внесение вклада в повышение у учащихся общего профессионально-личностного самоопределения. Механизм оценки полученных результатов или достижений заключается в проведении промежуточного мониторинга и окончательной оценки деятельности.
-Промежуточный мониторинг и оценка: - рефлексия, самооценка, - анкетирование, - диагностика, - консультирование (по определенным проблемам и возникающим ситуациям в самоопределении), -пополнение профпортфолио.
-Окончательная оценка: - сформированное профессиональное потрфолио ученика. Основными, «реперными» точками понимания сформированности профессионального самосознания учащихся является: - устойчивость выбора профиля; - поступление в ВУЗ по выбранной ранее траектории развития (выбранная профессия продолжает выбор профиля); - выбор тем исследовательских работ и проектов в рамках НОУ определяется выбором профиля и траекторией профессионального развития.
Уровни развития ориентиров профессионального самоопределения
№ п/п | Название уровня | Краткая характеристика |
1 | Отсутствие системы ориентиров | Невозможность сформулировать дальние цели профессионального обучения, карьеры |
2 | «Размытые» ориентиры | Стереотипные представления о профессиональных перспективах своего жизненного пути |
3 | «Кризисные» ориентиры | Ориентация на прошлое, переживание тревоги, неуверенности по отношению к будущему, «торг» («если будет достойная зарплата, тогда буду работать по специальности») |
4 | Профессионально направленные ориентиры вне жизненной перспективы | Стремление к достижению определенного профессионального статуса без выделения перспектив в других аспектах своего будущего |
5 | Профессионально направленные ориентиры, согласованные с жизненной перспективой | Выделение в будущем различных перспектив, в том числе в профессиональной и личной жизни |