Рассмотрена на Педагогическом Совете школы 28.08.2022 г | Утверждаю______________________ Директор МБОУ «СОШ с.Чесноковка» Р.Г.Бакирова |
Программа коррекционно-развивающей работы
с обучающимися девиантного поведения.
Составитель:
классный руководитель 6 класса,
учитель географии
Даминева Альфия Фатыховна
Рецензент:
Зам. директора по ВР МБОУ
«СОШ № 2 п.Переволоцкий»
О.Б.Чернышева
Чесноковка
2022
Рецензия
на Программу коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения Даминевой Альфии Фатыховна
Рецензенты:
Зам. директора по ВР МБОУ
«СОШ № 2 п.Переволоцкий»
О.Б.Чернышева
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи.
Программа состоит из введения, основной части, списка литературы и приложения и содержит конкретные мероприятия, реализуемые социальным педагогом. Количество занятий: 5 и более. Форма проведения занятий достаточно разнообразна: дискуссии, анкетирование, опросы, тесты, беседы, различные методики. Отдельно выделено занятие «Я и конфликт» с видеоматериалом.
Эта программа поможет социальному педагогу эффективно организовать целенаправленную работу со школьниками заявленной категории по формированию адекватных форм поведения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема «трудных учащихся» одна из центральных психолого-педагогических проблем.
Сложное экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений как жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
В последнее время о школьниках с осложненным поведением говорится и пишется немало. К этой категории мы относим неуспевающих, недисциплинированных школьников, педагогически и социально запущенных.
Особое внимание в предлагаемой программе уделено преодолению трудности жизни этих детей, трудности их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми.
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися составлена на основе методического пособия под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Попова В.А. «Формирование социального поведения детей и подростков». Нами отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.
Эта программа поможет социальному педагогу организовать целенаправленную работу со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование адекватных форм поведения;
Развитие коммуникативных навыков
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных этапах его жизни.
Принцип социально-психологической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления – препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование позитивного отношения к своим возможностям;
Развитие навыков регуляции своего поведения;
Снижение уровня эмоционального дискомфорта.
Сроки: 2022-2025годы.
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
МБОУ «СОШ с.Чесноковка»
Время проведения занятия: 30-40 минут
Количество занятий: 5 и более
Форма проведения занятий: дискуссии, анкетирование, опросы, тесты, беседы, различные методики (неоконченных предложений, «Пословицы», «Ситуация выбора», «Недописанный тезис» и другие), ассоциативный эксперимент, ранжирование понятий, викторины.
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Содержание и форма проведения |
1. | Я в настоящем и мое будущее | Развитие самосознания | 1.Беседа «Я и мое будущее» 2.Упражнение «Уважение» 3.Автобиографический опросник 4.Упражнение «Я люблю» 5.Упражнение «Мои одноклассники» 6.Упражнение «Линия жизни» |
2. | Я и ответственность (может быть 2 – 3 занятия) | Развитие чувства ответственности | 1.Беседа «Что такое ответственность» 2.Правила поведения в школе (дискуссия) 3.Анкета «Могу ли я нести ответственность?» 4.Упражнение «Права и обязанности» 5.Административная и уголов-ная ответственность |
3. | Я и контроль | Развитие навыков контроля собственного поведения, умения принимать обдуманные решения | 1.Упражнение «Что такое контроль?» 2.Анкета «Могу ли я себя контролировать?» 3.Упражнение «Что меня отвлекает?» 4. Упражнение «Могу ли я принимать решения?» |
4. | Я и конфликты | Развитие коммуникативных навыков, навыков конструктивного выхода из конфликта | 1.Упражнение «Конфликт – это…» 2.Упражнение «Конфликты бывают разными» 3.Упражнение «Я и мои эмоции» 4.Упражнение «Скажи кон-фликту: «Нет!» 5.Советы при конфликтах 6.Просмотр видеоролика «Социальный конфликт» |
5. | Моя будущая профессия | Развитие самосознания, профессиональное самоопределение | 1.Упражнение «Могу. Хочу. Надо.» 2.Упражнение «Ассоциации» |
СОДЕРЖАНИЕ организационно-методической РАБОТЫ с учащимися девиантного поведения в течение учебного года
№ | содержание работы | срок | ответственные |
Организационно-методическая работа |
1. | Посещение уроков в классах, где обучаются дети данной категории | в течение года | Кл. руководит. Даминева А.Ф. |
2 | Индивидуальная работа с педагогами и одноклассниками по созданию положительного психологического микроклимата вокруг учащихся | в течение года | Кл. руковод. Даминева А.Ф. |
3 | Активное привлечение учеников к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с художественными интересами и способностями детей) | в течение года | Кл. руковод. Даминева А.Ф. |
4 | Оказание правовой, социальной помощи | в течение года | Даминева А.Ф. |
5 | Проведение профилактической работы с неблагополучными семьями | в течение года | Даминева А.Ф. |
6 | Обследование условий жизни и воспитания учащихся | декабрь, июнь и в течение года | Даминева А.Ф. |
7 | Повышение правовой компетентности родителей через лекции, беседы, консультации | в течение года | Даминева А.Ф. |
8 | Устройство летнего отдыха учащихся | май, июнь | Даминева А.Ф. |
9 | Ведение документации (журналов, карточек и др.) | в течение года | Даминева А.Ф. |
10 | Вызов на Совет Профилактики правонарушений | По мере необходимости | Даминева А.Ф. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате использования программы коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения предполагается формирование адекватных форм поведения и развитие коммуникативных навыков, а также формирование позитивного отношения к своим возможностям, развитие навыков регуляции своего поведения, снижение уровня эмоционального дискомфорта.
Исходя из принципа социально-педагогической поддержки, который является основополагающим принципом данной программы, предполагается создание ситуации успеха, что позволит достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.
Зарецкий В.К., Смирнова Н.С. и др. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. – М.: Форум, 2011.
Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.
Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. – М: Речь, 2007.
Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2010.
Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1984.
Конвенция ООН о правах ребёнка. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.
Кулагина И.Ю. Личность школьника. От задержки психического развития до одарённости. М.: ТЦ Сфера, 1999.
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. М.: Просвещение, 1988.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М.: Инфра-М, 2011.
Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Флинта, 2008.
Попов В.А. Формирование социального поведения детей и подростков. Владимир, 1998.
Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Трудные дети – трудные взрослые. – М.: КноРус, 2011.
Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, 2006.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2007.
Russell Jesse, Cohn R. Девиантное поведение. – М.: Bookvika publishing, 2012.
Даминева Альфия Фатыховна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области