СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно – развивающих занятий по формированию умений конструктивного взаимодействия у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении. «Я и другие»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно – развивающих занятий по формированию умений конструктивного взаимодействия у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении. «Я и другие»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеболдинская средняя школа имени С.А. Пушкина»





«Утверждено»

Приказ № 205 – о\д от 30.08.2019г





Программа

коррекционно – развивающих занятий

по формированию умений конструктивного взаимодействия

у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении.

«Я и другие»








Составила:

педагог - психолог

Щербакова Е.Н.











2019г.



Пояснительная записка

Актуальность и практическая направленность данной кор­рекционно-развивающей программы обусловлена, прежде всего тем, что одной из существенных причин психологических трудностей у старших подростков, причин нарушений и отклонений в их поведении, яв­ляются недостатки развития самосознания (его ограниченность, не­адекватность, заниженная или завышенная самооценка), а также не сформированность умений конструктивного взаимодействия с людьми и, соответственно, наличие отрицательного опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Перспективность программы связана с тем, что она не только является способом решения существующих проблем подростка, но полученные знания и умения актуальны для применения на даль­нейших этапах юности и взрослости, что особенно важно для выпускников сиротских учреждений.

Психологические особенности подросткового возраста.

Хронологически подростковый и юношеский периоды развития весьма условны. Существующие возрастные периодизации неодно­значны и, как правило, не охватывают всех сторон развития лично­сти.

Психологически этот возраст крайне противоречив. Повышенная эмоциональная возбуди­мость подростков нередко является причиной различного рода конфликтов в отношениях с окружающими. Кроме того, в этом воз­расте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свой­ства характера; такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения.

Важнейший психологический процесс подростково-юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа "Я". Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний стимулируют старшекласс­ников к размышлению о себе и своих проблемах, к осознанию сво­его собственного "Я".

Нарушения взаимоотношений с родными, высокий уровень тревоги и трудности в общении со сверстниками и педагогами, по­ниженный уровень притязаний, затруднения в учебе, чувство одино­чества, неуверенность в себе, замкнутость - это основные проблемы подростков, требующие помощи психолога.

Таким образом, основной целью данной коррекционно-развивающей программы является оказание индивидуально-ориентированной психологической помощи подросткам в возрасте 13-16 лет, имеющим проблемы в общении, поведении и учебной деятельности на основе развития личностного самосозна­ния и формирования умений конструктивного взаимодействия для их социально-педагогической реабилитации

Задачи коррекционно-развивающих занятий :

  1. познакомить подростков с психологическими особенностями взаимодействия с окружающими и их влиянием на поведение и учебную деятельность;

  2. познакомить подростков с понятиями, которые обычно употребляются в разговоре о психике, характере, психологических про­блемах (расширить понятийный аппарат подростка);

  3. обогащение образа "Я" подростка, создание условий для по­вышения адекватности самооценки, самопринятия;

  4. создание условий для принятия подростком ответственности на себя за принятие решений и свое поведение в различных жиз­ненных ситуациях;

  5. обучение универсальным психотехническим навыкам конструктивного взаимодействия с окружающими;

  6. расширение психологического опыта подростков в построе­нии стратегий и тактик взаимодействия с людьми.



Форма работы:

Программа реализуется на индивидуальных заня­тиях :

  • длительность курса – 34 занятий ( 1 занятие в неделю);

  • продолжительность каждого занятия - 35 мин

Ожидаемые результаты:

  1. повышение уровня самосознания подростков, обогащение образа "Я", повышение адекватности самооценки и самопринятия.

  2. улучшение нарушенных взаимоотношений подростков за счет использования ими приобретенных пси­хотехнических навыков конструктивного взаимодействия;

  3. конструктивное решение подростками жизненных проблем за счет осознания и принятия ответственности на себя за свое поведе­ние и принятие решений в повседневной практике.







ЛИТЕРАТУРА.

Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. М., 1986.

Агавелян O.K. Общение детей с нарушением умственного развития: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1989.

Анн. Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. — СПб.: Питер, 2001.

Барцалкина, В.В. Роль внутреннего диалога в развитии личности подростка / В.В. Барцалкина // Вопросы психологии.

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М.: Издательство НЦ ЭНАС 2001.

Белопольская H.JI. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1976.

Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. — Москва, 1994.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.,1973.

Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.: Генезис 2000.























Тематическое планирование.

Учащегогся ____________________________класса________________

п\п

Тема

Цели занятий

Кол-во часов

Дата

1

Особенности подросткового периода и типы характера

Дать представление о слабых и сильных сторонах каждого типа

2


2

«Поддержка», как особый психотехнический прием

Обучить умению видеть сильные стороны характера партнера

2


3

Речевые и неречевые «Знаки внимания»

Обучить приемам психологической поддержки.

2


4

«Похвала», как оценочное суждение.

Обучить приемам психологической поддержки.

2


5

Влияние похвалы на формирование самооценки и уверенности в себе.

Обучить приемам психологической поддержки.

2


6

2.Индивидуальные психологические «фильтры»

Расширить круг психологических знаний о процессах восприятия в межличностных отношений

2


7

Определение понятия Я – слушания

Учить анализировать «фильтры», которые порождают проблемы.

2


8

Я – волевое начало.

Развивать способности брать на себя ответственность за собственные проблемы.

2


9

Я - активное влияние на формирование отношений с людьми

Развивать личностную ответственность за свое поведение, поступки, высказывания

2


10

3.Эмоции и их роль в личностном взаимодействии.

Формировать способности правильно понимать и выражать эмоции

2


11

Общение как форма взаимодействия

Устанавливать психологический контакт в общении

2


12

Уровни общения – информационный

Устанавливать психологический контакт в общении

2


13

Уровни общения - эмоциональный

Устанавливать психологический контакт в общении

2


14

Основные техники взаимодействия

Устанавливать психологический контакт в общении.

2


15

4 Активное слушание. Основные приемы

Обучить основным приемам активного слушания

2


16

Пассивное слушание. Основные приемы

Обучить основным приемам пассивного слушания

2


17

Эмпатическое слушание.

Обучить методике эмпатического слушания

2


18

Итоговое занятие мой образ «Я»

Обратная связь.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!