Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеболдинская средняя школа имени С.А. Пушкина»
«Утверждено»
Приказ № 205 – о\д от 30.08.2019г
Программа
коррекционно – развивающих занятий
по формированию умений конструктивного взаимодействия
у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении.
«Я и другие»
Составила:
педагог - психолог
Щербакова Е.Н.
2019г.
Пояснительная записка
Актуальность и практическая направленность данной коррекционно-развивающей программы обусловлена, прежде всего тем, что одной из существенных причин психологических трудностей у старших подростков, причин нарушений и отклонений в их поведении, являются недостатки развития самосознания (его ограниченность, неадекватность, заниженная или завышенная самооценка), а также не сформированность умений конструктивного взаимодействия с людьми и, соответственно, наличие отрицательного опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Перспективность программы связана с тем, что она не только является способом решения существующих проблем подростка, но полученные знания и умения актуальны для применения на дальнейших этапах юности и взрослости, что особенно важно для выпускников сиротских учреждений.
Психологические особенности подросткового возраста.
Хронологически подростковый и юношеский периоды развития весьма условны. Существующие возрастные периодизации неоднозначны и, как правило, не охватывают всех сторон развития личности.
Психологически этот возраст крайне противоречив. Повышенная эмоциональная возбудимость подростков нередко является причиной различного рода конфликтов в отношениях с окружающими. Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера; такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения.
Важнейший психологический процесс подростково-юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа "Я". Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний стимулируют старшеклассников к размышлению о себе и своих проблемах, к осознанию своего собственного "Я".
Нарушения взаимоотношений с родными, высокий уровень тревоги и трудности в общении со сверстниками и педагогами, пониженный уровень притязаний, затруднения в учебе, чувство одиночества, неуверенность в себе, замкнутость - это основные проблемы подростков, требующие помощи психолога.
Таким образом, основной целью данной коррекционно-развивающей программы является оказание индивидуально-ориентированной психологической помощи подросткам в возрасте 13-16 лет, имеющим проблемы в общении, поведении и учебной деятельности на основе развития личностного самосознания и формирования умений конструктивного взаимодействия для их социально-педагогической реабилитации
Задачи коррекционно-развивающих занятий :
познакомить подростков с психологическими особенностями взаимодействия с окружающими и их влиянием на поведение и учебную деятельность;
познакомить подростков с понятиями, которые обычно употребляются в разговоре о психике, характере, психологических проблемах (расширить понятийный аппарат подростка);
обогащение образа "Я" подростка, создание условий для повышения адекватности самооценки, самопринятия;
создание условий для принятия подростком ответственности на себя за принятие решений и свое поведение в различных жизненных ситуациях;
обучение универсальным психотехническим навыкам конструктивного взаимодействия с окружающими;
расширение психологического опыта подростков в построении стратегий и тактик взаимодействия с людьми.
Форма работы:
Программа реализуется на индивидуальных занятиях :
длительность курса – 34 занятий ( 1 занятие в неделю);
продолжительность каждого занятия - 35 мин
Ожидаемые результаты:
повышение уровня самосознания подростков, обогащение образа "Я", повышение адекватности самооценки и самопринятия.
улучшение нарушенных взаимоотношений подростков за счет использования ими приобретенных психотехнических навыков конструктивного взаимодействия;
конструктивное решение подростками жизненных проблем за счет осознания и принятия ответственности на себя за свое поведение и принятие решений в повседневной практике.
ЛИТЕРАТУРА.
Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. М., 1986.
Агавелян O.K. Общение детей с нарушением умственного развития: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1989.
Анн. Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. — СПб.: Питер, 2001.
Барцалкина, В.В. Роль внутреннего диалога в развитии личности подростка / В.В. Барцалкина // Вопросы психологии.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М.: Издательство НЦ ЭНАС 2001.
Белопольская H.JI. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1976.
Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. — Москва, 1994.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.,1973.
Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.: Генезис 2000.
Тематическое планирование.
Учащегогся ____________________________класса________________
№ п\п | Тема | Цели занятий | Кол-во часов | Дата |
1 | Особенности подросткового периода и типы характера | Дать представление о слабых и сильных сторонах каждого типа | 2 | |
2 | «Поддержка», как особый психотехнический прием | Обучить умению видеть сильные стороны характера партнера | 2 | |
3 | Речевые и неречевые «Знаки внимания» | Обучить приемам психологической поддержки. | 2 | |
4 | «Похвала», как оценочное суждение. | Обучить приемам психологической поддержки. | 2 | |
5 | Влияние похвалы на формирование самооценки и уверенности в себе. | Обучить приемам психологической поддержки. | 2 | |
6 | 2.Индивидуальные психологические «фильтры» | Расширить круг психологических знаний о процессах восприятия в межличностных отношений | 2 | |
7 | Определение понятия Я – слушания | Учить анализировать «фильтры», которые порождают проблемы. | 2 | |
8 | Я – волевое начало. | Развивать способности брать на себя ответственность за собственные проблемы. | 2 | |
9 | Я - активное влияние на формирование отношений с людьми | Развивать личностную ответственность за свое поведение, поступки, высказывания | 2 | |
10 | 3.Эмоции и их роль в личностном взаимодействии. | Формировать способности правильно понимать и выражать эмоции | 2 | |
11 | Общение как форма взаимодействия | Устанавливать психологический контакт в общении | 2 | |
12 | Уровни общения – информационный | Устанавливать психологический контакт в общении | 2 | |
13 | Уровни общения - эмоциональный | Устанавливать психологический контакт в общении | 2 | |
14 | Основные техники взаимодействия | Устанавливать психологический контакт в общении. | 2 | |
15 | 4 Активное слушание. Основные приемы | Обучить основным приемам активного слушания | 2 | |
16 | Пассивное слушание. Основные приемы | Обучить основным приемам пассивного слушания | 2 | |
17 | Эмпатическое слушание. | Обучить методике эмпатического слушания | 2 | |
18 | Итоговое занятие мой образ «Я» | Обратная связь. | 1 | |