СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Использование сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, постепенно усложнялись и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде всего необходимы модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Такие модули очень помогают снять эмоциональные тревожные проявления у детей с аутичным типом поведения и невротическими заболеваниями, а также у детей с ДЦП

В этой связи, особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов. Мягкие кресла, модули и сухой бассейн способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Напольное и настенное покрытие, пуфики и подушки оказывают приятное расслабляющее воздействие, обеспечивают возможность удобной позы.

Периодическое и многократное посещение ребенком сенсорной комнаты позволяет решать многие задачи его реабилитации. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить ребенка с каждым прибором, научить концентрировать на нем свое внимание, выполнять определенные действия. Включение в занятие различных эффектов и прожекторов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятие одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание эффектов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений.

Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате»

 Государственное бюджетное специализированное учреждение Республики Крым

«Керченский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»




УТВЕРЖДено

приказом и. о директора ГБСУ РК «Керченский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

№_____«____» ______ 2020 г.









Программа

коррекционно-развивающих занятий

в сенсорной комнате










Составил специалист:

психолог Даниленко А.Г.










г. Керчь, 2020 год.



Пояснительная записка


Использование сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, постепенно усложнялись и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде всего необходимы модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Такие модули очень помогают снять эмоциональные тревожные проявления у детей с аутичным типом поведения и невротическими заболеваниями, а также у детей с ДЦП

В этой связи, особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов. Мягкие кресла, модули и сухой бассейн способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Напольное и настенное покрытие, пуфики и подушки оказывают приятное расслабляющее воздействие, обеспечивают возможность удобной позы.

Периодическое и многократное посещение ребенком сенсорной комнаты позволяет решать многие задачи его реабилитации. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить ребенка с каждым прибором, научить концентрировать на нем свое внимание, выполнять определенные действия. Включение в занятие различных эффектов и прожекторов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятие одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание эффектов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений.

Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.

Аннотация

Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

В зависимости от проблематики и возраста ребенка используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате. Для подбора игр и занятий используется различная методическая литература, но в предложенные игры не являются конечным результатом, в работе специалистам предоставляется возможность для самостоятельного творчества.

Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах, что снижает тревожность. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития ребенка. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации детей, их эмоциональных реакций.

Работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Для детей полезно на занятиях, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Сенсорная комната не может заменить экскурсий и наблюдений над окружающим миром. Она может помочь запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления. При работе с возбудимыми детьми время пребывания в комнате должно быть минимальным и минимальной должна быть нагрузка на сенсорику. Тревожным детям на занятиях следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние детей через соответствующие органы чувств. На занятиях мы используем классические музыкальные произведения. По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. “Аве-Мария”, 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. “Каватина Нормы”; Вивальди А. Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, и “Октябрь” из цикла времена года и др. К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В.Моцарта — первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, из “Маленькой ночной серенады”, отрывки из оперы “Волшебная флейта”; П.Чайковского — вальсы из балетов, тройке” из “Времен года”, отрывок из финала 4-й симфонии; М.Глинки “Романсы”; А.Вивальди “Весна”; Л. Боккерини “Менуэт” и др. Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей.

Актуальность программы

Данная программа направлена на социализацию личности и самоутверждение, что соответствует требованиям современной педагогики.

Занятия способствуют полноценному развитию личности ребенка, профилактике отклоняющегося поведения. Они представляют собой современные технологии воспитания детей. Упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом, позволяющим улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации. Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают. Оптимизация тонуса — одна из самых важных задач занятий.




















  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы:

Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей с ОВЗ с помощью мультисенсорной среды.


Задачи программы:

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

  1. снятие психоэмоционального напряжения;

  2. саморегуляция и самоконтроль;

  3. умение управлять своим телом, дыханием;

  4. умение передавать свои ощущения в речи;

  5. умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

  6. формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

  7. уверенность в себе.

2. Развитие коммуникативной сферы детей:

  1. эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

  2. формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

  3. преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики детей:

  1. произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

  2. память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

  3. развитие координации, в том числе зрительно-моторной.


























  1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА


Занятия проводятся по двум направлениям:

  1. усвоение теоретических знаний;

  2. формирование практических навыков.

В рамках данной программы реализуются следующие идеи:

1.формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия;

2. опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии;

3. учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Принципы, положенные в основу программы:

  1. основу общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности со специалистом.

  2. специалист, работающий с ребенком индивидуально, привлекает его к деятельности без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.

  3. дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:

  1. при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;

  2. в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям ребенка;

  3. в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста детей и режима их основной деятельности.

Способы определения ожидаемых результатов.

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.

Виды контроля:

 Групповой

 Индивидуальный.

Формы и методы обучения и воспитания

Формы деятельности:

Занятия по данной программе проводятся 1-2 раз в неделю индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Длительность занятия – 30-40 минут.

Структура занятия:

~ ритуал начала занятия;

~ игровое задание на развитие психических процессов;

~ релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

~ ритуал окончания занятия.

Методы организации процесса обучения:

 цвето -, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

 звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

 ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека);

 когнитивно-поведенческие

 игровые;

  1. билотерапия.

Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки

Ожидаемые результаты:

Общее психофизиологическое развитие:

  1. развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;

  2. активизация мышления;

  3. повышение иммунитета;

  4. улучшение соматического здоровья;

  5. коррекция эмоционального состояния;

  6. активизация деятельности;

  7. нормализация сна;

  8. развитие мелкой моторики.

Социальное развитие

  1. Формирование личностной ориентации;

  2. формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;

  3. проекция общественных взаимодействий;

  4. развитие социальных норм поведения;

  5. ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;

  6. формирование организационных умений

  7. развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;

  8. осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;

  9. освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;

  10. развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;

  11. формирование и развитие творческих способностей;

  12. формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;

  13. формирование правильное поведения в коллективе.

Эмоциональное развитие:

  1. обогащение эмоционального опыта;

  2. преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;

  3. стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;

  4. формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;

  5. формирование коммуникативных навыков у детей;

  6. коррекция девиантного поведения.














  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Психологические условия реализации программы:

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  2. использование в своей деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

  3. построение деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

  5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

  6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

  7. защита детей от всех форм физического и психического насилия;

  8. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в реабилитационный процесс.


































  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ:

Оборудование сенсорной комнаты:

  1. мягкое напольное покрытие;

  2. напольная сенсорная дорожка (2 шт.);

  3. световые колонки;

  4. зеркальный шар;

  5. пуфик-кресло с гранулами (6 шт.);

~ зеркальный уголок с воздушно-пузырьковой колонной;

~ проектор «цветовые пятна»;

~ подвесной модуль с фиброоптическими волокнами «Туча»;

~ музыкальный центр + набор музыкальных дисков;

~ «Релаксатор» (ароматерапия, звуки природы, цветовое воздействие).






































ЛИТЕРАТУРА

  1. Браудо Т. Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.

  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

  3. Кермани К. Аутогенная тренировка. М.: Изд-во Эксмо, 2002.

  4. Караваева Е. В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.

  5. Кириченко Ю. А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате// В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.

  6. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2002.

  7. Литвак В. А. Современные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.// В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.

  8. Михайлов А. Н., Платонов Н. В., Соловьёва А. А. Методические рекомендации по применению сенсорной комнаты в комплексной реабилитации детей, подвергшихся насилию.// В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.

  9. Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ. /Общ. Ред. А. С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987.

  10. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007

  11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль «Академия развития» 1997.

  12. Сологуб Е. Г., Кожевникова В. Т. Некоторые аспекты полисенсорного воздействия на организм человека в условиях сенсорной комнаты.// В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.

  13. Сонин В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. – М. Московский психолого-социальный институт Изд-во «Флинта» 1998.

Интернет – ресурсы


  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php.

  2. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http://festival.I september.ru.

  3. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti.

  4. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!