СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 5 – 9 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психокоррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся 5 - 9 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 5 – 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1

С.Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области

Адрес: 632270 с.Кыштовка, Кыштовский р-н ул.Садовая, 14
тел.8-383-71-21-060











Программа

коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития

5 – 9 класс










Составитель педагог-психолог

С.Н.Вардугина












  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа психокоррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся 5 - 9 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.

Данная образовательная программа разработана с учётом действующих нормативных документов.



Целью программы является Сроки реализации программы: учебный курс изучается в 5- 9-х классах, 1 раз в неделю 1 час.

Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.


Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:


  • выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогического консилиума);

  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся;

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с легкой степенью умственной отсталости;

  • оказание родителям (законным представителям), имеющим детей с легкой степенью умственной отсталости, консультативной и методической помощи;

  • Формирование навыков рефлексии;

  • Формирование позитивного отношения к своему «Я»;

  • Формирование способности к самоуправлению;

  • Формирование и развитие навыков социального поведения.


Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.


Принципы психокоррекционной программы:

На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности. А также принципы коррекционной педагогики:



развитии;

принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития); принцип единства диагностики и коррекции отклонений в


принцип коррекции и компенсации позволяет определить

адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта; деятельностный принцип, определяющий ведущий вид

деятельности, стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка; принцип развития и коррекции высших психических функций

(ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.


Структура коррекционно-развивающих занятий:


Вводная часть (создание у обучающегося положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.


Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.

Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).

При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.


Критериями эффективности служат следующие показатели:

снижение уровня школьной тревожности; повышение коммуникативной компетентности;

степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение обучающегося на занятиях: активность, заинтересованность в положительных результатах уроков;

результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся обучающимся, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли школьник с этими заданиями самостоятельно;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающегося на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние обучающегося.

Форма оценивания знаний – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

На занятиях по курсу «Психокоррекционные занятия» происходит коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности. Совершенствование движений. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Обучение реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с задержкой психического развития.



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Основными направлениями психокоррекционной работы являются:

  1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

  1. психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

  • развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

  • развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

  • определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика.

  1. мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования;

  2. анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

  • сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

  • психолого-педагогический эксперимент,

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

  • беседы с учащимися, учителями и родителями,

  • изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

  • оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

  1. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает:

  • составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

  • формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

  • разработку оптимальных для развития обучающихся с легкой степенью умственной отсталости групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

  • организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

  • социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

  • В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

  • занятия индивидуальные и групповые,

  • игры, упражнения, этюды

  • психокоррекционные методики,

  • кизенеологические упражнения.

  1. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает:

  • психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;

  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

  1. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания учащихся с легкой степенью умственной отсталости, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др. Информационно-просветительская работа включает:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

  • оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Программа «Уроки психологического здоровья» входит в часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, а именно в коррекционно-развивающую область. Продолжительность реализации программы: 5 лет. Общее количество часов в год по каждому классу: 34. На основании учебного календарного графика данное число может корректироваться. Количество занятий в неделю: 1. Продолжительность занятия: 40 минут. Категория обучающихся: обучающиеся с умственно отсталостью 5 – 9 классов




    1. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане данный курс является элементом коррекционной подготовки. Количество занятий в 5-5 классах - 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально.

В программе учтены индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка.

Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются индивидуальные и (или) групповые занятия. Наполняемость групп

— 2-3 человека. Продолжительность индивидуального занятия – 20 минут, группового занятия – 40 минут.

Диагностика (обследование) проводится с 01 сентября по 15 сентября, с 01 января по 15 января и 15 мая по 30 мая.

Коррекционно - развивающий период - с 15 сентября по 15 мая.


Описание места коррекционного курса в учебном плане

Программа «Уроки психологического здоровья» входит в часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, а именно в коррекционно-развивающую область. Продолжительность

реализации программы: 5 лет. Общее количество часов в год по каждому классу: 34. На основании учебного календарного графика данное число может корректироваться. Количество занятий в неделю: 1. Продолжительность занятия: 40 минут. Категория обучающихся: обучающиеся с умственно отсталостью 5 – 9 классов



Класс

Количество часов в


Количество

Всего часов

за


Неделю

учебных

недель

учебный

год

5 класс

1

34

34

6 класс

1

34

34

7 класс

1

34

34

8 класс

2

34

34

9 класс

2

34

34




    1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА



Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование саморегуляции, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Важно развитие и формирование психологических новообразований среднего школьного возраста. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно - деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования.

«В условиях модернизации системы образования, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах» Компетентностный подход требует значительного интеллектуального развития: основ логического мышления, абстрактного мышления, саморефлексии, определение своей собственной позиции, самооценки, гибкости и критичности мышления и др…

Таким образом, современному обществу необходима развивающая педагогика – как система интеллектуального и психического развития, формирующая в личности ученика устойчивые структуры творческого стиля

мышления. При этом изменяются принципы педагогической деятельности, изменяется позиция педагога и позиция учащихся.

Структура занятий и формы занятий разнообразны: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя, в зависимости от реальных возможностей учащихся.

Организуя деятельность учащихся на интеллектуальных занятиях необходимо опираться на принцип реализации деятельностного подхода в обучении, то есть продумывать структуру занятия так, чтобы все учащиеся были вовлечены в деятельность, и каждый ребенок в процессе был услышан, поощрен, замечен учителем. Этого можно добиться широко используя групповые методы и коллективную мыслительную деятельность.

Для достижения наилучшего эффекта при организации и проведении занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Использование доступного и знакомого для учащихся предметного материала, для того чтобы при отработке основных приемов мыслительной деятельности не возникало препятствия в виде непонимания содержания научных понятий.

  • Проведение занятий на уровне повышенного интереса, что позволяет сделать учащихся активными участниками интеллектуального тренинга, создать положительный эмоциональный фон занятий. С этой целью широкое использование игровых методик.

  • Рефлексия выполняемых интеллектуально-познавательных действий. Осознание учащимися характера и основных этапов выполняемых действий, позволит учащимся переносить сформированные интеллектуальные умения на иное содержания и успешно применять в учебной деятельности.

Оптимальное использование индивидуальных и коллективных методов при поиске и обсуждении решений задач. Это в значительной мере способствует формированию коммуникативной культуры, а также обеспечивает взаимообмен различными подходами к выполнению заданий. Кроме того, общение при работе в группах является ведущим мотивом учащихся 5-7 классов.

Развивающее обучение сместило образовательные акценты с изучения учениками учебного материала по предметам на их учебную деятельность, ориентированную на интеллектуальное развитие учащихся, формирование у них основ логического и творческого мышления.

Стержневой идеей концепции развивающего обучения является опережающее развитие мышления. Вместе с тем знания являются важным источником развития. По словам П.П. Блонского «Пустая голова не рассуждает, чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем больше она способна рассуждать». Знания преобразуются мышлением, то есть являются средством развития мышления.

Таким образом, при организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений : умений

проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать ее, планировать эксперимент, проводить наблюдения и др. ( Разумовский В. Г. ) .

Очень важным для реализации идей развивающего обучения является умение определить развивающий аспект каждого урока и конкретизация развивающих целей.

Развивающий аспект включает:

  1. Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами. Речевое развитие один из основных показателей интеллектуального и общего развития учащихся.

  2. Развитие мышления: формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выделять главное, установление причинно-следственных связей; формирование умений доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия и т. д…

  3. Развитие психических познавательных процессов: воображения, внимания, памяти.

  4. Развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентации в пространстве и во времени, точности и тонкости различения тени, формы, цвета, звуков.

  5. Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением координировать свои двигательные действия, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.





    1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального (основного) общего образования. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО ООО, поэтому планируемые результаты формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (далее УУД):

  • личностные;

  • регулятивные;

  • коммуникативные;

  • познавательные.

Данная психокоррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты программы включают овладение обучающимися с умственной отсталостью социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений подростков в различных средах.

Результаты курса:

  1. наличие умения сотрудничать с окружающими людьми (поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, уважительное отношение к иному мнению, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, осуществление самоконтроля в процессе деятельности и т.п.);

  2. наличие навыков саморегуляции;

  3. наличие адекватных представлений о собственных возможностях;

  4. наличие осознания способов достижения поставленных жизненных целей, своего места в мире.

Метапредметные результаты.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости:

  • распознавать и выражать свои эмоции;

  • управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;

  • элементам логического рассуждения;

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;

  • сравнивать предметы, понятия;

  • уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

  • самостоятельно выполнить задания;

  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

  • работать в группе (при групповых формах работы).




    1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Коррекционно – развивающая программа состоит из 3 разделов:



Приёмы:

  • беседы с учащимися, учителями и родителями,

  • изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

  • оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).



Методы:

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

  • сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

  • психолого-педагогический эксперимент,

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности.


Содержание I этапа

  1. Диагностика Лесенка В.Г. Щур. Тест Люшера. Рисунок «Дом. Дерево. Человек».

  2. Моё отражение Кто такие подростки? Я – подросток. Портрет положительного подростка. Портрет отрицательного подростка. Мой портрет в лучах солнца. Зеркало. Автопортрет.

  3. Техники снятия внутреннего напряжения Дыхательные упражнения: «Дыхание животом», «Прячем шарик». Упражнения на снятие мышечного напряжения: «Тряпичная кукла», «Хулахуп», «Палуба»,

«Булькание».

  1. Эмпатия в действии. Что такое эмпатия? Зачем мне нужна эмпатия? Развиваем эмпатию. Эмпатия в действии.

  2. Я – часть класса. Совместная картинка. Мы – друзья? Путешествие в страну Общения. Оцени себя в общении. Девиз и герб моего класса. Комплименты!!! Тренировка «Я -высказываний». Меня оценивает одноклассник. Мой герб.

  3. Я могу. Мои умения. Хорошо – плохо. Учимся думать логично.


Содержание II этапа

  1. Диагностика Лесенка Дембо – Рубинштейн. Тест Люшера. Рисунок «Дом. Дерево.

  2. Человек». Я – знакомый незнакомец. Я и мои одноклассники. Я оцениваю себя. Меня оценивают родители. Меня оценивают одноклассники. Я – общительный или замкнутый? Как я поступлю? Я – часть класса.

  3. Техники снятия внутреннего напряжения. Упражнение «Сильные колени». Массаж стоп. Массаж лица. Растяжки.

  4. Решаем конфликты Коллективное рисование. Правила доброжелательного общения. Испорченный телефон. Конфликт. Причины конфликтов. Королевство разорванных связей. Решение коллизий.

  5. Поддержка в общении Как мы все похожи. Какие мы все разные! Шкала общительности. Робинзоны. Встреча цивилизаций. Девчонки + мальчишки= …

  6. Мой МИР Цвет моего настроения. Интервью. Мои интересы. О чем я мечтаю. Метафорический автопортрет. Я так бы раскрасил мир. Волшебный магазин. Здесь продают радость, ум…


Содержание III этапа

  1. Диагностика Лесенка Дембо – Рубинштейн. Рисунок «Дом. Дерево. Человек». Ценностные ориентации. М. Рокич.

  2. Я – знакомый незнакомец. Интервью. Меня оценивают одноклассники. Жизненный девиз. Д. Соколов

  3. «Сказка о милостивой судьбе». Я в мире эмоций Как справиться со злостью? Как простить обиду? Ах, чем я виноват? А что они обо мне подумают? Побеждаем все тревоги! Самоприказы.

  4. Продуктивное общение Мы – дружная команда. Как мы все похожие и разные! Я – высказывание. Встреча цивилизаций. Робинзоны. Девчонки + мальчишки=

  5. Лента жизни Я – дошкольник. Первые школьные шаги. Я – семиклассник. Я – девятиклассник. Скоро будет выпускной. Я и моя будущая семья.

  6. Ценности жизни. Хорошо – плохо. Игра «Обрыв». Я готов к испытаниям. Кумиры. Я говорю: НЕТ! Мужество быть. Цель моей жизни.


    1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование корректируется индивидуально на каждого обучающегося, в зависимости от нарушений.


Тематическое планирование 5 класс.



п/п

Тема

Характеристика

основных видов деятельности

Количе

ство

часов

1

Диагностич еское занятие..

  • Лесенка В.Г.

Щур.

  • Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен.

  • Рисунок «Дом. Дерево. Человек».

3

2

.

Мое имя.

  • Упражнения

«Моё Имя».

  • Чтение художественной литературы;

  • Тренинги, игры.

3

3

.

Мир эмоций.

  • Решение качественных задач;

  • Эмпирические эксперименты;

  • Групповые обсуждения;

  • Игры-

исследования (найди предмет, узнай предмет,

10



угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

  • Решение задач, загадок, ребусов


4

.

Техники снятия мышечного напряжения.

  • Дыхательные упражнения.

  • Парные упражнения.

  • Упражнения с бумагой.

  • Упражнения

«Лимон», «Штанга».

5

5

.

Я могу.

  • Просмотр фильмов;

  • Экспериментир ование;

  • Исследование;

  • Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

  • Объяснение наблюдаемых явлений;

  • Упражнения:

«И я…», «Цветик- семицветик», «Мое желание».

  • Дифференциров ание понятий хочу – надо;

  • Тренинговые занятия.

5

6

.

Я и люди вокруг меня.

  • Просмотр фильмов;

  • Экспериментир ование;

  • Исследование;

  • Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

  • Объяснение наблюдаемых явлений;

5



  • Упражнения:

«И я…», «Цветик- семицветик», «Мое желание».

  • Дифференциров ание понятий хочу – надо;

  • Тренинговые занятия.


7

.

Диагностич еское занятие.

  • Лесенка В.Г.

Щур.

  • Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен.

  • Рисунок «Дом. Дерево. Человек».

3

Итого:

34 часа






Тематическое планирование 6 класс.




п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Ко личество

ча

сов


1.

Диагностика

  • Лесенка В.Г. Щур.

  • Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен.

  • Рисунок «Дом. Дерево. Человек».

3


.

Мир эмоций

  • Игры «Чувства природы». «Вредное чувство – обида,

«Пожалей обиженного».

  • Просмотр фильмов;

  • Экспериментирование;

  • Исследование;

  • Моделирование из различных материалов;

6


.

Техники снятия внутреннего напряжения

  • Дыхательные упражнения.

  • Парные упражнения.

  • Упражнения с бумагой.

7



  • Упражнения «Лимон»,

«Штанга».



.

Мой портрет.

  • Прослушивание, чтение, повторение;

  • Работа с раздаточным материалом;

  • Цепочка образов;

  • Метод ассоциаций;

  • Решение задач, загадок, ребусов.

6


.

Я и люди вокруг меня

  • Просмотр фильмов;

  • Экспериментирование;

  • Исследование;

  • Моделирование из различных материалов;

  • Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

6


6.

Я могу

  • Просмотр и анализ фильмов;

  • Анализ литературных произведений;

  • Написание мини- рассказов;

  • Театральные постановки;

  • Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

  • Упражнения: «Границы моих желаний», «Психоочистители»,

«Ярмарка достоинств».

6

Итого:


34

часа


Тематическое планирование 7 класс.




п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Ко личество

час

ов


1.

Диагностика

  • Лесенка В.Г. Щур.

  • Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен.

3



  • Рисунок «Дом. Дерево. Человек».



.

Моё отражение

  • Игры

  • Просмотр фильмов;

  • Экспериментирование;

  • Исследование;

  • Драматизация.

6


.

Техники снятия внутреннего напряжения

  • Дыхательные упражнения.

  • Парные упражнения.

  • Упражнения с бумагой.

  • Упражнения «Лимон»,

«Штанга».

  • Игры: «Тряпичная кукла», «Хулахуп», «Палуба»,

«Булькание».

7


.

Эмпатия в действии

  • Прослушивание, чтение, повторение;

  • Работа с раздаточным материалом;

  • Цепочка образов;

  • Метод ассоциаций;

  • Решение задач, загадок, ребусов.

6


.

Я – часть

класса

  • Просмотр фильмов;

  • Экспериментирование;

  • Исследование;

  • Моделирование различных ситуаций;

  • Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

5


6.

Я могу

  • Просмотр и анализ фильмов;

  • Анализ литературных произведений;

  • Написание мини- рассказов;

  • Театральные постановки;

  • Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

7



  • Упражнения: «Границы моих желаний», «Психоочистители»,

«Ярмарка достоинств».


Итого:


34

часа


Тематическое планирование 8 класс.




п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Кол ичество

часо

в


1.

Диагностика

  • Лесенка Дембо – Рубинштейн

  • Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен.

  • Тест Люшера;

  • Рисунок «Дом. Дерево. Человек».

4


.

Я – знакомый незнакомец

  • Игры

  • Просмотр фильмов;

  • Экспериментирование;

  • Исследование;

  • Упражнения: «Я и мои одноклассники». «Я оцениваю себя»,

«Меня оценивают родители», «Меня оценивают одноклассники», «Я – общительный или замкнутый?»,

«Как я поступлю?», « Я – часть класса».

6


.

Техники снятия внутреннего напряжения

  • Дыхательные упражнения.

  • Парные упражнения.

  • Упражнения Упражнение «Сильные колени». Массаж стоп. Массаж лица. Растяжки.

6


.

Решаем конфликты

  • Прослушивание, чтение, повторение;

  • Работа с раздаточным материалом;

  • Коллективное рисование.

6



  • Правила доброжелательного общения.

  • Испорченный телефон.

  • Королевство разорванных связей.

  • Решение коллизий



.

Поддержка в общении

  • Исследование;

  • Как мы все похожи.

  • Какие мы все разные!

  • Шкала общительности.

  • Робинзоны.

  • Встреча цивилизаций.

  • Девчонки + мальчишки

= …

6


6.

Мой МИР

  • Написание мини- рассказов;

  • Цвет моего настроения.

  • Интервью.

  • «Мои интересы».

  • «О чем я мечтаю».

  • «Метафорический автопортрет».

  • « Я так бы раскрасил

мир».

  • «Волшебный магазин. Здесь продают радость, ум…»

  • Театральные постановки;

  • Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

6

Итого:


34

часа



Тематическое планирование 9 класс.



п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Кол ичество

часо

в


1.

Диагностика

  • Лесенка Дембо – Рубинштейн.

  • Тест тревожности Р. Тэммла. М. Дорки, В. Амен.

5



  • Рисунок «Дом. Дерево. Человек».



.

Я – знакомый незнакомец.

  • Игры

  • Меня оценивают одноклассники

  • Интервью.

  • Жизненный девиз.

  • Просмотр фильмов;

  • Драматизация.

  • «Сказка о милостивой судьбе».

5


.

Я в мире эмоций

  • Дыхательные упражнения.

  • Как справиться со злостью?

  • Как простить обиду?

  • Ах, чем я виноват?

  • А что они обо мне подумают?

  • Самоприказы

5


.

Продуктивное общение

  • Прослушивание, чтение, повторение;

  • Работа с раздаточным материалом;

  • Цепочка образов;

  • Метод ассоциаций;

  • Решение задач, загадок, ребусов.

6


.

Лента жизни

  • Просмотр фильмов;

  • Экспериментирование;

  • Исследования: Я – дошкольник. Первые школьные шаги. Я – семиклассник. Я – девятиклассник. Скоро будет выпускной. Я и моя будущая семья.

  • Моделирование различных ситуаций;

  • Решение различных

видов задач (текстовых и качественных задач);

6


6.

Ценности

жизни

  • Просмотр и анализ фильмов;

7



  • Анализ литературных произведений;

  • Написание мини- рассказов;

  • Театральные постановки;

  • Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

  • Упражнения: «Границы моих желаний», «Психоочистители»,

«Ярмарка достоинств».


Итого:


34

часа





    1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Документация:


  • Должностные инструкции педагога-психолога.

  • Нормативные правовые документы, регулирующие деятельность педагога-психолога как педагогического работника.

  • График работы.

  • Список обучающихся.

  • Журнал учета посещаемости обучающимися занятий.

  • Расписание индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий.

  • Индивидуальные карты обучающихся.

  • Годовой план консультативно – методической работы.

  • Годовой отчёт.

  • Аналитический отчёт.

  • Список учебно- методической литературы.

  • Тетрадь взаимодействия педагога-психолога с родителями МАОУ СОШ №57.

  • Журнал взаимодействия педагога-психолога с учителями и специалистами МОАУ СОШ №57

  • Рабочие коррекционно-развивающие программы.

  • Диагностический материал для обследования обучающихся


Технические средства обучения и оборудование кабинета

  • Ноутбук

  • Принтер.

  • Доска с магнитами.

  • Стенд для размещения творческих работ обучающихся.

  • Стол учительский.


Учебно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса:

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.; Просвещение, 1984. - 288 с.

  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - СПб.: Петербургский центр творческой педагогики "Аничков Мост", 2015. - 196 с.

  3. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально- ритмическом развитии детей 4-8 лет. - М.: Гном-Пресс, 1998. - 32 с.

  4. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: уч.- мет. пособие. В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 104 с.

  5. Лифиц И.В. Ритмика: уч. пособие. - М.: Издательский центр

«Академия», 1999. -223 с.

  1. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. - М.: Советский композитор, 1991. - 112 с.

  2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика; уч. пособие / Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.

  3. Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка, движение и воспитание. - М.: КАРО; СПб, 2011. - 77с.

  4. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. - М.: Дрофа, 1998. - 104 с.


Игровой материал Пазлы.

  • Лото.

  • Мозаика.

  • Дидактические и настольные игры.

  • Игры для развития мелкой моторики


Информационное обеспечение

  • http://inpsycho.ru/

  • http://www.voi.ru/

  • https://www.youtube.com/playlist?list=PLFcIPtidEFwzUYOgLa664H mla5t1DKozr

  • https://psyjournals.ru/topic/pedpsy/index.shtml










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!