| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение | «Средняя школа №4 п. Ключи» | |
|
Утверждено
школьным ППк
Протокол от №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«Математические ступеньки»
для обучающихся 2 класса с ЗПР (вариант 7.2)
Составитель:
Павлова Н.А.
учитель-дефектолог
2022/ 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на исправление различных типичных недостатков, на повышение уровня общего развития обучающихся с ЗПР; восполнение пробелов в знаниях, умениях и навыках ребенка по предмету «Математика», которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с ЗПР и имеет обучающую, образовательную и социальную направленность. Программа отражает содержание обучения по предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Реализуется на протяжении второго класса и позволяет стимулировать интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевая разнообразные трудности обучения и коммуникации (повышать адекватность оценки собственных возможностей, ликвидации пробелов знаний (ЛПЗ) обучающихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка).
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1598.
АООП НОО обучающихся ЗПР (вариант 7.2) МБОУ «СШ №4 п. Ключи», утвержденной приказом школы № 155/1-0 от 21.08.2017 г
Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы I – IV. Подготовительный класс. С. Г. Шевченко М.: Школьная Пресса, 2018 г.
Цель изучения курса является восполнение пробелов базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения для детей с ЗПР во 2 классе ( в 7.1 и в.7.2).За этот период перед учителем- дефектологом стоят следующие задачи :
научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий сложения и вычитания;
сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и вычитания) – научить устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
– научить группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– научить классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– научить читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час — минута, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
– научить распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– научить выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– научить использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач, находить длину отрезка, периметр прямоугольника и квадрата;
– научить устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– научить решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
– воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также переносу полученных знаний.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее
значение учебного предмета
Учебный курс «Математические ступеньки» является одним из основных в системе корректировки учебного материала. Умение производить арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний, умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать значительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение необходимым учебным содержанием вызывает трудности по разным причинам. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций, сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У обучающихся совершенствуется способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, памяток, отражающих ход решения задачи и т.п. В ходе занятий обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Обучающиеся, 4 обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
Организация коррекционно – развивающих занятий.
Коррекционная работа представляет собой систему коррекционного воздействия на устную и письменную речь ребенка с ЗПР в динамике образовательного процесса. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ЗПР осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. На основе диагностики и полученных результатов, а так же исходя из особенностей ребенка выделяется приоритетное направление или направления, которые служат основой для построения коррекционной работы.
Сроки | Содержание коррекционной работы |
1сентября – 30 мая | Групповые и индивидуальные занятия по расписанию. |
Во время коррекционно-развивающих занятий учитель-дефектолог
формирует желаемые навыки и умения;
ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактику нарастания негативных тенденций;
уточняет для себя содержание коррекционных занятий;
корректирует запланированное содержание занятий в соответствии с возможностями обучающихся.
Место коррекционных занятий по курсу «Математические ступеньки »
Содержание индивидуальных коррекционно–развивающих занятий по курсу «Математические ступеньки» для 2 класса (вариант 7.2 ) соответствует разделам авторской рабочей программы «Математика» Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. учебно-методического комплекта предметной линии УМК «Школа России». 1 – 4 классы. Москва.: Просвещение, 2021)
Рабочая программа для детей с ЗПР рассчитывается , корректируется в рабочем порядке. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия носят без отметочный характер. Качество усвоения материала занятий осуществляется на основе педагогической диагностики в начале, середине и конце учебного года .
Планируемые результаты
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры. Желательны следующие результаты коррекционной работы:
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Числа и величины
Выпускник научится:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа
– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Арифметические действия
Выпускник научится:
– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Пространственные отношения Геометрические фигуры
Выпускник научится:
– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Выпускник научится:
– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). Работа с информацией
Выпускник научится:
– читать несложные готовые таблицы;
– заполнять несложные готовые таблицы;
– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Содержание учебного предмета
В соответствии с выделенными в АООП направлениями изучение учебного курса «Математические ступеньки» во 2 классе включает следующие разделы:
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до ста. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме). Алгоритмы письменного сложения, вычитания.
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины
Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Математические ступеньки» (34 часа)
№ | темы | часы |
1 | Первичная диагностика | 1 |
2 | Числа и величины | 5 |
3 | Арифметические действия | 8 |
4 | Работа с текстовыми задачами | 11 |
5 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | 2 |
6 | Геометрические величины | 3 |
7 | Работа с информацией | 3 |
6 | Итоговая диагностика | 1 |
| Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование групповых занятий
«Математические ступеньки» 2 класс
№ п/п | тема | план | факт | примечание |
1 | Первичная диагностика | 02.09 | | |
2 | Нумерация чисел в пределах 20. Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение. | 09 .09 | | |
3 | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 16 .09 | | |
4 | Единица длины . Соотношения между единицами измерения однородных величин | 23.09 | | |
5 | Единицы длины (мм, см, дм, м). Сравнение. | 30.09 | | |
6 | Сравнение величин. Преобразование. | 07.10 | | |
7 | Решение простых задач на нахождение суммы и остатка при помощи рисунка. | 14 .10 | | |
8 | Анализ задачи на разностное действие | 21.10 | | |
9 | Применение переместительного и сочетательного свойства сложения | 28 .10 | | |
10 | Решение составных задач | 11 .11 | | |
11 | Преобразование простых задач в составные | 18.11 | | |
12 | Знакомство с обратными задачами | 25.11 | | |
13 | Решение обратных задач | 02.12 | | |
14 | Систематизация умений и навыков в преобразовании обратных задач | 09.12 | | |
15 | Сложение чисел в пределах 100 | 16.12 | | |
16 | Вычитание чисел в пределах 100 | 23.12 | | |
17 | Алгоритм сложения | 13.01 | | |
18 | Алгоритм вычитания | 20.01 | | |
19 | Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Запись сложения и вычитания в столбик. | 27.01 | | |
20 | Проверка сложения и вычитания. | 03.02 | | |
21 | Сложение и вычитание чисел. Запись сложения и вычитания в столбик. | 10.02 | | |
22 | Систематизация и отработка вычислительных навыков | 17.02 | | |
23 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 03.03 | | |
24 | Решение геометрических задач на нахождение периметра | 10.03 | | |
25 | Распознавание и изображение геометрических фигур. | 17..03 | | |
26 | Умножение как сложение одинаковых слагаемых. | 24 .03 | | |
27 | Задачи, раскрывающие конкретный смысл действия умножения. | 07.04 | | |
28 | Переместительное свойство умножения. | 14.04 | | |
29 | Знакомство с делением на уровне предметных действий. | 21.04 | | |
30 | Связь между компонентами и результатом умножения | 28.04 | | |
31 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | 05.05 | | |
32 | Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации | 12.05 | | |
33 | Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной | 19.05 | | |
34 | Итоговая диагностика | 26.05 | | |