Программа коррекционной работы, как структурный компонент АООП
Программа коррекционной работы
( далее Программа)
обязательный структурный компонент содержательного раздела АООП
на правлена на
создание системы комплексной помощи детям в освоении АООП, преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся.
Программа обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Сроки реализации АООП
Программа коррекционной работы предусмотрена на всех этапах реализации АООП.
Программа содержит:
1) цель, задачи, принципы, направления, этапы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального образования;
2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих коррекции недостатков и освоению обучающимися основной образовательной программы начального образования;
3) систему комплексной поддержки обучающихся с ОВЗ, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы образования;
4) механизм взаимодействия , предусматривающий общую целевую и единую направленность коррекционной работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей-дефектологов, воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, медицинских работников образовательного учреждения, других учреждений и структур города;
5) корректировку коррекционных мероприятий, п ланируемые результаты .
Цель Программы начального образования создание системы коррекционно-развивающих мероприятий по формированию основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Цель Программы создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Основные задачи Программы :
- Выявление особых образовательных потребностей обучающихся , обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
- Формирование основ предметных знаний и умений, коррекция недостатков психофизического развития обучающихся;
- Оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы Программы
- Принцип приоритетности интересов
- Принцип системности
- Принцип непрерывности
- Принцип вариативности
- Принцип единства психолого-педагогических и
медицинских средств
- Принцип сотрудничества с семьей
Специфика организации коррекционной работы
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия ...);
- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Этапы реализации Программы
I этап – сбор информации и планирования коррекционной работы (сентябрь)
Цель: планирование коррекционной работы на основе анализа оценки уровня и динамики развития обучающихся, специфики их особых образовательных потребностей.
II этап – промежуточная диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды ( январь)
Цель: определить характер динамики развития учащихся и причины трудностей в усвоении образовательной программы.
III этап – регулятивно – корректировочной деятельности ( май)
Цель: определение дальнейших образовательных маршрутов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов коррекционной работы на основе оценки динамики развития учащихся.
Диагностическое
Коррекционно-развивающее
Направления
коррекционной работы
Консультативное
Информационно-
просветительское
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
Урочные мероприятия
Внеурочные
Мероприятия
Внешкольные
Мероприятия
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
Урочные мероприятия
Внеурочные мероприятия
Внешкольные мероприятия
Диагности-ческая направле-нность
- Наблюдение и педагогическая характеристика основного учителя
- Оценка зоны ближайшего развития обучающегося
Коррекцион-ная
направле-нность
- Использование развивающих программ, спецкурсов
- Стимуляция активной деятельности самого учащегося
- Обследования специалистами школы (педагог-психолог, учитель-логопед, (учитель-дефектолог), социальный педагог, медработник)
- Медицинское обследование
- Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, ПМПк)
- Организация коррекционных занятий, индивидуально ориентированных занятий;
- Занятия со специалистами
- Соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноценное питание
- Логоритмика, занятия ЛФК
- Соблюдение режима дня
- Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную
- Общее развитие обучающегося ( кругозора, речи, эмоций и т.д.)
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
Урочные мероприятия
Внеурочные мероприятия
Внешкольные мероприятия
Профилак-тическая направлен-ность
- Систематические валеопаузы, минуты отдыха
- Смена режима труда и отдыха
- Сообщение важных объективных сведений об окружающем мире,
- Предупреждение негативных тенденций развития личности
деятельности на
эмоциональную и
двигательную и т.п.
- Социализация и интеграция в общество обучающегося
- Стимуляция общения обучающегося
- Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересу
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся
- Контакты со сверстниками,
педагогами, специалистами
школы
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
Урочные мероприятия
Внеурочные мероприятия
Внешкольные мероприятия
- Использование учителем элементов коррекционных технологий, специальных программ, проблемных форм обучения, элементов коррекционно-развивающего обучения
Развивающая
направленность
Ответственные за индивидуально ориентированные
мероприятия
- Организация часов общения, групповых и индивидуальных коррекционных занятий
- Занятия с педагогом- психологом, социальным педагогом
- Соблюдение режима
дня
- Посещение учреждений культуры и искусства
- Выезды на природу, путешествия
- Чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам, по образу жизни) людьми,
- Посещение спортивных
- Учитель
- Педагог-психолог
- Социальный педагог
- Медицинские работники
- Педагог-библиотекарь
- Специалист ЛФК
секций, кружков и т.п.
- Родители, семья
- Педагог-психолог
- Социальный педагог
- Медицинские работники
- Педагоги дополнительного образования
Структура медико-психолого-педагогического сопровождения Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем.
Система комплексной поддержки обучающихся
Учитель
Учитель-
логопед
Социальный
педагог
РЕБЕНОК
Педагог-
психолог
Медицинское сопровождение
Воспитатель
Взаимодействует с педагогами и специалистами школы
Проводит обследование
и диагностику речевых
нарушений
Ведет просветительскую работу
Осуществляет
коррекционную работу
Учитель-
логопед
Консультирует родителей, педагогов
Определяет динамику
Обучают и воспитывают
Обеспечивают коррекционную
работу при обучении
и воспитании
Выявляют проблемы
обучения и воспитания
Изучают индивидуальные
особенности ребенка
Поддерживают постоянную
связь с родителями
Учитель
Воспитатель
Создают благоприятную микросреду
и положительный
эмоционально-психологический
климат в классе (группе).
Взаимодействуют со специалистами школы
Проводит обследование
и диагностику эмоционально-волевых, личностных, когнитивных нарушений
Взаимодействует с педагогами и специалистами школы
Ведет консультативную, просветительскую работу
Определяет динамику
Педагог-
психолог
Проводит групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
Консультирует родителей, педагогов
Проводит изучение
социальной среды ребенка
Взаимодействует с внешними организациями
Выявляет учащихся, склонных
к правонарушениям
и проводит работу по
предотвращению правонарушений
Работа с классным
руководителем,
воспитателем и родителями
Социальный
педагог
Проводит индивидуальные
и групповые беседы с учащимися
Занимается профориентацией
Обследование и диагностика состояния здоровья
Ежедневный контроль
за психическим
и соматическим
состоянием детей
Коррекционная работа
по различным нарушениям
осанки
Взаимодействие с врачом
поликлиники
Медицина
Просветительская работа
по здоровому образу жизни
Обеспечение повседневного
санитарно-гигиенического режима
Консультации родителей, педагогов
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
22
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающихся;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития учащихся;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития обучающихся коррекционных методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- составление индивидуальных программ сопровождения обучающихся каждым специалистом ППМС службы.
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- - коррекцию и развитие высших психических функций;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающихся в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- - развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- - социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных, обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- размещение на сайте школы в рубриках специалистов методических материалов для педагогов и информации для родителей по вопросам взаимодействия при обучении и воспитании учащихся;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся.
Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно – развивающаяся область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Коррекционно-развивающая область для глухих обучающихся
1.1
1.2
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
1.3
- " Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия)
- "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия)
- "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия)
- "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).
1.3
- "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия)
- "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия)
- "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия)
- "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия)
- "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия).
- "Развитие слухового восприятия и обучение произношению" (индивидуальные занятия)
- "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия)
- "Коррекционно-развивающие занятия" (индивидуальные занятия).
Коррекционно-развивающая область для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
2.1.
2.2.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
2.3.
- "Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи" (фронтальные занятия)
- "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия)
- "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
- "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия)
- "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия)
- "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия), "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия)
- "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционно-развивающая область для слепых обучающихся
3.1.
3.2.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
3.3.
- Ритмика
- Адаптивная физическая культура (АФК)
- "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия";
- "Социально-бытовая ориентировка";
- "Пространственная ориентировка";
- "Развитие осязания и мелкой моторики";
- "Развитие коммуникативной деятельности".
3.4.
Курсы коррекционно-развивающей области проводятся в форме фронтальных занятий, которые могут быть дополнены индивидуальными.
- "Ритмика";
- "Адаптивная физическая культура (АФК)";
- "Сенсорное развитие";
- "Социально-бытовая ориентировка";
- "Пространственная ориентировка".
- "Ритмика";
- "Сенсорное развитие";
- "Двигательное развитие";
- "Предметно-практические действия";
- "Социально-коммуникативное развитие";
- "Основы пространственной ориентировки";
- "Социально-бытовая ориентировка".
Курсы коррекционно-развивающей области проводятся в форме фронтальных занятий, которые могут быть дополнены индивидуальными.
Коррекционно-развивающая область для слабовидящих обучающихся
4.1.
4.2.
- Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
4.3.
- "Ритмика";
- "Адаптивная физическая культура (АФК)";
- "Развитие зрительного восприятия";
- "Социально-бытовая ориентировка";
- "Пространственная ориентировка";
- "Развитие коммуникативной деятельности".
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
- "Ритмика";
- "Адаптивная физическая культура (АФК)";
- "Социально-бытовая и пространственная ориентировка".
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционно-развивающая область для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
5.1.
5.2.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
- "Произношение",
- "Логопедическая ритмика"
- "Развитие речи".
В структуру коррекционно-развивающей области наряду с коррекционными курсами включается индивидуальная и (или) подгрупповая логопедическая работа, основные задачи которой определяются уровнем речевого развития, характером и механизмом речевой патологии обучающихся с ТНР.
Коррекционно-развивающая область для обучающихся с НОДА
6.1.
6.2.
- Коррекционный курс "Речевая практика" или другой предмет из компонента Организации.
- Коррекционный курс "Основы коммуникации" или другой предмет из компонента Организации.
- Коррекционный курс "Психомоторика и развитие деятельности".
- Коррекционный курс "Двигательная коррекция".
6.3.
6.4.
- Коррекционный курс "Речевая практика" или другой предмет из компонента Организации.
- Коррекционный курс "Основы коммуникации" или другой предмет из компонента Организации.
- Коррекционный курс "Психомоторика и развитие деятельности".
- Коррекционный курс "Двигательная коррекция".
Коррекционно-развивающая область для обучающихся с ЗПР
7.1.
7.2.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся.
- "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия),
- "Ритмика" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся.
Коррекционно-развивающая область для обучающихся с РАС
8.1.
8.2.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
8.3.
- "Формирование коммуникативного поведения" (фронтальные и индивидуальные занятия),
- "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия),
- "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).
8.4.
Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
- "Формирование коммуникативного поведения" (фронтальные и индивидуальные занятия),
- "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия),
- "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия),
- "Развитие познавательной деятельности" (индивидуальные занятия).
- "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальные и индивидуальные занятия),
- "Сенсорное развитие" (индивидуальные занятия),
- "Двигательное развитие" (фронтальные занятия),
- "Предметно-практические действия" (индивидуальные занятия),
- "Коррекционно-развивающие занятия" (индивидуальные занятия).
Планируемые результаты коррекционной работы
- своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении; раннее определение специфики их особых образовательных потребностей;
- успешная адаптация обучающихся к условиям образовательной среды школы; расширение адаптивных возможностей личности обучающего;
- овладение элементарными навыками коммуникации и социального взаимодействия, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- увеличение доли обучающихся качественно освоивших АООП
- разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся (в т.ч. СИПР);
- повышение психолого-социально-педагогической грамотности родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями психического и (или) физического развития.
Спасибо за внимание!