СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Коррекционной работы с педагогами, направленная на профилактику синдрома профессионального выгорания педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа Коррекционной работы с педагогами направленная на профилактику синдрома профессионального выгорания педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Программа Коррекционной работы с педагогами, направленная на профилактику синдрома профессионального выгорания педагогов.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение

«Детский сад №4 «Теремок» с. Ново-Троицкое

















Программа

Коррекционной работы с педагогами направленная на профилактику синдрома профессионального выгорания педагогов.

















Составитель: Сафрошина Диана Андреевна



Введение.

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.

Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.

Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться.

Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к ученикам, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины.

Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Цель: создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Задачи программы:

- формировать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе;

- обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

- развивать коммуникативные навыки педагогов;

- воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим, умение действовать внимательно по отношению к окружающим;

- тренировать умение педагогов слушать и точно передавать послания;

- развивать у педагогов способность к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;

- формировать у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи.

Ожидаемые результаты внедрения программы:

  • Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

  • Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

  • Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.

  • Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Программа состоит из 8 занятий. Продолжительность занятий 8 часов. Структура каждого занятия определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия), основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).

Диагностические материалы:

Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» (модификация методики В.В. Бойко).

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Инструкция: «На листе бумаги выписать в столбик числа от 1 до 84. На вопросы ответы только «Да» и «Нет» (без раздумий)».

Примите во внимание что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеется в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Текст опросника.

1. Недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен результатами своей выбранной профессии не меньше, чем в начале пути.

3. Я ошибся в выборе профессии

4. Меня беспокоит то, что я стал менее продуктивно, некачественно медленнее работать.

5. Теплота взаимодействия с партнерами зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что- то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (или почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом, не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы «ставлю экран», защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Ключ к методике: Код +1(2) означает: 2балла за ответ «да» на 1 вопрос.


Анализ итогов теста

Напряжение

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),

3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Резистенция

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Истощение

1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Показатели выраженности каждого симптома в структуре фаз эмоционального «выгорания»:

9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 и более — сложившийся.

Показатели сформированности фаз развития стресса:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

•37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

•61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Бланк для ответов.


























































































Ключ.

1.1+2

1.2-3

1.3+10

1.4+2

2.1+5

2.2+10

2.3+2

2.4+5

3.1+3

3.2+2











3.3+5

3.4+3

1.1+3

1.2+2

1.3+5

1.4+4

2.1-3

2.2-3

2.3+10

2.4+5











3.1+2

3.2+3

3.3+3

3.4+2

1.1+2

1,2+2

1.3+2

1.4+5

2.1+10

2.2+3











2.3-2

2.4+2

3.1+5

3.2-2

3.3+3

3.4+5

1.1-3

1.2-10

1.3+2

1.4+5











2.1+2

2.2+5

2.3+5

2.4-2

3.1-5

3.2+3

3.3+3

3.4+3

1.1+10

1.2-5











1.3+5

1.4+10

2.1+2

2.2+2

2.3+3

2.4+3

3.1+3

3.2+5

3.3+5

3.4+2











1.1+5

1.2+5

1.3+1

1.4+2

2.1+3

2.2+2

2.3+3

2.4+3

3.1-10

3.2+5











3.3+2

3.4+10

1.1-5

1.2+3

1.3-5

1.4+3

2.1+5

2.2-5

2.3-5

2.4+10











3.1+2

3.2+10

3.3+10

3.4+5








Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).

Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.

1.

Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.

да

нет

2.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

да

нет

3.

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

да

нет

4.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).

да

нет

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.

да

нет

6.

Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

да

нет

7.

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

да

нет

8.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

да

нет

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.

да

нет

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

да

нет


За каждый ответ «да» начислите 1 балл. Результаты:

0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

Диагностика субъективного контроля Дж. Роттера

Данная экспериментально-психическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля (УСК)над разнообразными жизненными ситуациями.

Инструкция: «Прочитайте предложение ниже утверждение. Ответьте «да» (+) или «нет» (-) в зависимости от того, согласны ли вы с данным утверждением, свойственно ли вам то, о чем говорится в утверждении».

Текст опросника.

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

  2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

  3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, То ничего не поделаешь.

  4. Люди оказываются одинокими из-за того, то сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

  7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

  10. Мои отметки в школе, в институте часто зависят от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.

  11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.

  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

  14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.

  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

  16. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.

  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

  18. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.

  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.

  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.

  27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

  28. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.

  29. То, что со мною случается, — это дело моих собственных рук.

  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.

  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.

  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.

  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

  39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

  44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Бланк для ответов














































Обработка результатов теста-опросника субъективного контроля (УСК):

Этап 1.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам. Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце   «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.

1.       Шкала Ио

+ 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44

— 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

2. Шкала Ид

+ 12, 15, 27, 32, 36, 37

— 1, 5, 6, 14, 26, 43

3. Шкала Ин

+2, 4, 20, 31, 42, 44

— 7, 24, 33, 36, 40, 41

4. Шкала Ис

+ 2, 16, 20, 32, 37

— 7, 14, 26, 28, 41

5. Шкала Ип

+ 19, 22, 25, 31, 42

-: 1, 9, 10, 24, 30

6. Шкала Им

+ 4, 27

— 6, 38

7. Шкала Из

+ 13, 34

—3, 23

Этап 2.

Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Этап 3. Построение «профиля УСК» по семи шкалам. Отложите свои семь результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Ио  __1__________________5,5____________________10__

Ид  __1__________________5,5____________________10__

Ин  __1__________________5,5____________________10__

Ип  __1__________________5,5____________________10__

Ис  __1__________________5,5____________________10__

Им  __1__________________5,5____________________10__

Из  __1__________________5,5____________________10__

Таблица для перевода «сырых» балов в стены

Ио

Ид

Ин

Ип

от

до

=

от

до

=

от

до

=

от

до

=

-132

-13

1

-36

-10

1

-36

-7

1

-30

-11

1

-13

-2

2

-10

-6

2

-7

-3

2

-11

-7

2

-2

10

3

-6

-2

3

-3

1

3

-7

-4

3

10

22

4

-2

2

4

1

5

4

-4

0

4

22

33

5

2

6

5

5

8

5

0

4

5

33

45

6

6

10

6

8

12

6

4

7

6

45

57

7

10

15

7

12

16

7

7

11

7

57

69

8

15

19

8

16

20

8

11

14

8

69

80

9

19

23

9

20

24

9

14

18

9

80

132

10

23

36

10

24

36

10

18

30

10

 

Ис

Им

Из

от

до

=

от

до

=

от

до

=

-30

-4

1

-12

-6

1

-12

-3

1

-4

0

2

-6

-4

2

-3

-1

2

0

4

3

-4

-2

3

-1

1

3

4

8

4

-2

0

4

1

3

4

8

12

5

0

2

5

3

4

5

12

16

6

2

5

6

4

5

6

16

20

7

5

7

7

5

7

7

20

24

8

7

9

8

7

9

8

24

28

9

9

11

9

9

11

9

28

30

10

11

12

10

11

12

10


Обработка результатов теста-опросника субъективного контроля (УСК):

Этап 1.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам. Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.

1. Шкала Ио

+ 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44

— 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

2. Шкала Ид

+ 12, 15, 27, 32, 36, 37

— 1, 5, 6, 14, 26, 43

3. Шкала Ин

+2, 4, 20, 31, 42, 44

— 7, 24, 33, 36, 40, 41

4. Шкала Ис

+ 2, 16, 20, 32, 37

— 7, 14, 26, 28, 41

5. Шкала Ип

+ 19, 22, 25, 31, 42

-: 1, 9, 10, 24, 30

6. Шкала Им

+ 4, 27

— 6, 38

7. Шкала Из

+ 13, 34

—3, 23

Этап 2.

Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Этап 3. Построение «профиля УСК» по семи шкалам. Отложите свои семь результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Ио  __1__________________5,5____________________10__

Ид  __1__________________5,5____________________10__

Ин  __1__________________5,5____________________10__

Ип  __1__________________5,5____________________10__

Ис  __1__________________5,5____________________10__

Им  __1__________________5,5____________________10__

Из  __1__________________5,5____________________10__





Таблица для перевода «сырых» балов в стены

Ио

Ид

Ин

Ип

от

до

=

от

до

=

от

до

=

от

до

=

-132

-13

1

-36

-10

1

-36

-7

1

-30

-11

1

-13

-2

2

-10

-6

2

-7

-3

2

-11

-7

2

-2

10

3

-6

-2

3

-3

1

3

-7

-4

3

10

22

4

-2

2

4

1

5

4

-4

0

4

22

33

5

2

6

5

5

8

5

0

4

5

33

45

6

6

10

6

8

12

6

4

7

6

45

57

7

10

15

7

12

16

7

7

11

7

57

69

8

15

19

8

16

20

8

11

14

8

69

80

9

19

23

9

20

24

9

14

18

9

80

132

10

23

36

10

24

36

10

18

30

10


Ис

Им

Из

от

до

=

от

до

=

от

до

=

-30

-4

1

-12

-6

1

-12

-3

1

-4

0

2

-6

-4

2

-3

-1

2

0

4

3

-4

-2

3

-1

1

3

4

8

4

-2

0

4

1

3

4

8

12

5

0

2

5

3

4

5

12

16

6

2

5

6

4

5

6

16

20

7

5

7

7

5

7

7

20

24

8

7

9

8

7

9

8

24

28

9

9

11

9

9

11

9

28

30

10

11

12

10

11

12

10

Анализ результатов. Проанализируйте количественно и качественно ваши показатели УСК по семи шкалам, сравнивая свои результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (более 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе  контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (менее 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показа­тель по этой шкале соответствует высокому уровню субъектив­ного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответ­ственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями к значимым для них событиям их жиз­ни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действии других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными со­бытиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами доби­лись всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкие показатели по шка­ле Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои ус­пехи и достижения обстоятельствам —- везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интериальности в области неудач (Ин). Высо­кие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в области семейных отноше­ний (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает партне­ров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что чело­век считает свои действия важным фактором организации соб­ственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важ­ное значение внешним обстоятельствам — руководству, товари­щам по работе, везению — невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели. Показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими показателями Из считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего врачей.

Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с дру­гими характеристиками личности, измеренными при помощи личностного опросника Кэттелла. Человек с низким субъективным контролем (склонный считать свои успехи и неудачи следствием обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор -С), склонен «к неформальному поведению (фактор -G), малообщителен (фактор + Q,), у него плохой самоконтроль (фактор -Q^) и высокая напря­женность (фактор + Q„). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фак­тор + С), упорством, решительностью (+ G), общительностью (фактор -Су, высоким самоконтролем (фактор + Q,) и сдержанностью (фактор -q ().

Интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией-интроверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуатив­ными характеристиками субъективного контроля.

Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор + С), самоконтроля (фактор -Q,), социальной экстраверсией (факторы + А; -Су, чем субъективный контроль над нега­тивными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными (фактор -М), чем люди с сильным кон­тролем в этой области, что нехарактерно для субъективного конт­роля над позитивными событиями.

Структура тренинговой программы

Тренинговая программа состоит из трех взаимосвязанных блоков

1-й блок: организационный

Он включает знакомство членов группы, сплочение, формирование благоприятного психологического микроклимата.

2-й блок: организационный

Включает в себя переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа и рефлексии; осознание стереотипов поведения; расширение репертуара поведенческих стратегий; осознание и принятие своих чувств, работу с негативными чувствами; целеполагание, определение приоритетных жизненных ценностей и целей.

3-й блок: организационный

Осознание своих личностных ресурсов

Содержание блоков тренинговой программы

Этап

Задачи

Кол- во часов

Организационный блок

Знакомство, сплочении.

Ключевые вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Что я о себе думаю и говорю»

Формирование благоприятного психологического микроклимата. Выявление ожиданий участников. Корректировка запроса, перевод из пассивной позиции слушающего и воспринимающего на позицию активного участника тренинга. Фокусировка внимания на собственной личности, на своих представлениях о самом себе. Оптимизация отношения к себе

4

Формирующий блок

Я в зеркале группы

Ключевой вопрос: «Я действительно такой»

Создание условий и ситуации для обеспечения возможности наиболее ярко и отчетливо увидеть себя в зеркале собственных представлений и самооценок и в зеркале мнений других людей-участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям. Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа

4

Осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий. Ключевые вопросы: «Как я действую?», «Как еще я могу действовать?»

Фокусировка внимания на своих привычных способах поведения. Осознание собственных поведенческих стереотипов. Формирование духа исследования, готовности экспериментировать, находить новые способы поведения

4

Осознание своих чувств. Принятие своих чувств. Работа с негативными чувствами. Ключевой опрос: «Что я чувствую?»

Фокусировка внимания на своих чувствах. Обучение эффективным способам снятия внутреннего напряжения, приема саморегуляции

6

Целеполагание. Ключевые вопросы: «Куда я иду?», «Что я хочу-могу-буду?»

Рефлексия базовых ценностей личности. Осознание своих реальных желаемых качеств. Сопоставление «Я-идеального» и «Я-реального». Визуализация цели. Планирования действий

4

Рефлексивно-оценочный блок

Осознание своих личностных ресурсов. Рефлексия изменений. Ключевой вопрос: «Что у меня есть, что бы достичь соей цели?»

Подведение итогов работы. Оптимизация отношения к себе. Осознание личностных ресурсов для реализации профессиональных и жизненных планов. Формирование мотивации на дальнейшую самостоятельную работу

4


Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, примечание

1. Ритуал приветствия

Сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями выбираются с учетом актуального состояния группы.

3. Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на актуализацию различных личностных ресурсов, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Большинство упражнений заканчиваются рефлексией, на которой участникам задаются вопросы о том, что было трудно и что легко в этом упражнении, какая может быть от него польза, что они поняли и почувствовали

4. Рефлексия занятий – оценка занятия

Две оценки6 эмоциональный (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (какой можно сделать вывод для себя; чему это занятие может научить)

5. Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветтвия


Занятие №1

Знакомство: Упражнение «Меня зовут»

Цель: Подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Материалы: Лист ватмана и разноцветные маркеры.

Ход упражнения: Группа располагается кругом. Первый участник пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, с именем связанное. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый следующий участник делает то же самое. После того как последний напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там на протяжении всего занятия.

Правила тренинга:

Тренер должен помнить, что групповой процесс подчинен определенным психологическим законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут устанавливаться свои особые правила, однако существует ряд базовых правил, которых необходимо придерживаться во время проведения тренинга.

Перечислим самые важные из них:

1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

6. «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

7. Не опаздывать! Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.

В случае, если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их.

Упражнение «Измерим друг друга»

Участники делятся на две команды. Объясняются правила: команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество братьев и сестёр стояли впереди, а обладатели наименьшего количества – позади. Когда команда решит, что стоит правильно, её участники должны встать руки по швам и крикнуть: «Сделано!». Прежде, чем педагог-психолог объявит новый критерий построения, надо дать оставшейся команде время построиться. Необходимо

Релаксационное упражнение «Уйти, чтобы остаться» (20 минут)

Педагог-психолог даёт следующую инструкцию: «Садитесь или ложитесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких выдоха. Вспомните момент, когда вы ощущали состояние полной удовлетворённости. Вспомните как вы тогда ощущали себя. Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха, представив своё дыхание как три огромных волны, на гребне которых вы находитесь и, которые уносят вас глубоко в ваш внутренний мир…..проверить правильность построения первой команды.


Ритуал прощания.

Педагоги садятся в круг и делятся своим мнением о проведённых упражнениях, а также чувствами и эмоциями, которые они испытали на занятии.

Занятие №2

Ритуал приветствия

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д.

Варианты приветсвия:

- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

- объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Упражнение «Витязь на распутье»

В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.

Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.

Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

Ритуал прощания

Участники берутся за руки. Каждый по очереди желает группе успешного дня, удачи и т.д.

Занятие №3

Упражнение «Для приветствия»

Цель: Развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу.

Вовремя этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления контактов и в завершение упражнения разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, а также продемонстрировать наиболее продуктивные способы приветствий.

Упражнение «Дерево жизни»

Педагог-психолог предлагает педагогам нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

• корень – цель и смысл вашей жизни;

• ствол – ваше представление о себе;

• ветви – качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания;

• плоды – качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания.

Обсуждение «деревьев жизни» с выявлением общих тенденций.

Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Упражнение эффективно, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Педагог-психолог должен постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Ритуал прощания

Каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.

Занятие №4

Ритуал приветствия

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или

"Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

На занятие отводится 10-15 минут.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Упражнение «Вавилонская башня»

Оборудование: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню.

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Игра «Остров»

Педагоги делятся на равные по количеству участников команды и представляют, что они попали на необитаемый остров, на котором есть все условия для жизни (животные, пресная вода, деревья), но с собой у них нет абсолютно ничего, кроме одежды в которой они находятся. Исследуя остров, они обнаружили в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы, но каждый можем взять себе лишь 10 предметов, при этом советоваться с другими участниками команды нельзя. Поделиться или обменяться предметами с другими участниками, потом тоже будет нельзя. Каждый участник на отдельном листке бумаги записывает десять предметов, которые он возьмет с собой. После выполнения всеми этой части упражнения, психолог говорит о том, что хоть у каждого участника и есть по 10 предметов, но ситуация такова, что всей группе можно унести из пещеры только 10 предметов. После этого группа совещается и составляет один обще-групповой список. (Обсуждение)

Ритуал прощания

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Спасибо, до свидания".

Занятие №5

Ритуал приветствия

Ведущий:

– Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение «За что мы любим»

Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять письменно. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует вам. Укажите пять качеств, которые особенно нравятся вам в этом человеке. Итак, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам особенно в нем нравятся. Начали! Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы все попробуем определить человека, к которому она относится. Пожалуйста, кто начинает? Можем начать слева направо. Пожалуйста, начали! Ну, сейчас можно подвести итог. Ведущий, пожалуйста, определите, кого из присутствующих мы узнали быстрее всего, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей. Ведущий, вам слово. Спасибо, на этом игра закончена.

Упражнение «Метафора»

Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга. Пожалуйста. Сейчас задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена все это напоминает? К примеру, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда... Итак, пожалуйста, поделитесь своими творческими идеями по этому поводу. Спасибо. Есть ли еще желающие увидеть себя со стороны? Ведущий, руководите. Пожалуйста. Давайте обменяемся впечатлениями. Ведущий, руководите. Спасибо, на этом игра закончена.

Ритуал прощания

Пусть каждый участник начнет фразу, которая заканчивается так: "... и поэтому сегодня я стал чуточку сильнее".

Занятие №6

Ритуал приветствия «Комплимент»

Педагоги образуют круг. Педагог-психолог поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Сосед благодарит и поворачиваясь дальше делает комплимент следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока комплименты не будут сказаны всем педагогам.

Упражнение «Марионетка»

Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией "наркоман-наркотик", так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.

Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода". Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыкрать маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.

После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах "марионетки", так и на чувствах "кукловодов", управлявших ее движениями.

Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.

Упражнение «Рисование вдвоем»

На двоих участников 1 лист бумаги и один карандаш.

Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи».

Вопросы для рефлексии:

- Является ли картина совместным произведением?

- Учитывались ли желания, понимали ли вы друг друга?

- Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто – ведушим?

- Была ли «борьба за власть»

- Комфортно ли было ведомому, ведущему?

- Какую позицию вы чаще всего занимаете в жизни?

Ритуал прощания

Участники уходят по очереди. Пусть каждый из них попрощается с остальными каким-нибудь оригинальным способом, который до этого никто не использовал: скажет что-нибудь особенное, пошлет воздушный поцелуй, сделает книксен и т.д.

Занятие №7

Ритуал приветствия

Каждый из участников должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и. др. Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке— по мере готовности или путем передачи мяча.

Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

Игра «Остров»

Педагоги делятся на равные по количеству участников команды и представляют, что они попали на необитаемый остров, на котором есть все условия для жизни (животные, пресная вода, деревья), но с собой у них нет абсолютно ничего, кроме одежды в которой они находятся. Исследуя остров, они обнаружили в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы, но каждый можем взять себе лишь 10 предметов, при этом советоваться с другими участниками команды нельзя. Поделиться или обменяться предметами с другими участниками, потом тоже будет нельзя. Каждый участник на отдельном листке бумаги записывает десять предметов, которые он возьмет с собой. После выполнения всеми этой части упражнения, психолог говорит о том, что хоть у каждого участника и есть по 10 предметов, но ситуация такова, что всей группе можно унести из пещеры только 10 предметов. После этого группа совещается и составляет один обще-групповой список. (Обсуждение)

Упражнение «Ремейк»

Участники делятся на три группы, теперь каждая из них – это отдельная киностудия, и сотрудники должны «снять» фильм по мотивам сказки «Красная шапочка».

Первая группа – это американская киностудия, поставившая фильм ужасов. Вторая – французская, она представляет мелодраму, нежную романтическую историю. Третья киностудия – итальянская, предлагающая детективный вариант «Красной шапочки». Каждая группа готовит свой «фильм» (на демонстрацию которого будет отведено 3-5 минут), согласно теме постановки. (Обсуждение)

Упражнение «Подарок»

Педагог-психолог произносит: «Давайте подумаем, что вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Психолог подводит итоги всех занятий: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?.. (обсуждение)

Ритуал прощания.

Уходящий должен обойти всех, включая ведущего, пожать руку каждому и посмотреть в глаза. Пусть он сделает это молча, но со значением.

Занятие №8

Упражнение «Узнай по голосу»

Это упражнение, так же как и предыдущее, хорошо проводить на второй день тренинга. Оно дает участникам возможность быстро включиться в тренинговую работу и получит дополнительную информацию друг о друге. Но предлагать его группе можно только тогда, когда тренер уверен, что все запомнили имена друг друга. Смысл этого упражнения теряется в том случае, если участники тренинга давно знакомы друг с другом. В многочисленных группах желательно разбивать участников на две команды.


Один участник отходит от всех остальных на некоторое расстояние и поворачивается к ним спиной. Участники в произвольном порядке задают добровольцу любые интересующие их вопросы, на которые тот должен ответить, но перед этим назвав имя участника, задавшего вопрос. То есть задача ведущего игрока — по голосу определить того, кто говорил, и ответить на его вопрос. Это сложнее сделать, если доброволец не знает, где кто находится, и не может ориентироваться по направлению звука.

Игра «Остров»

Педагоги делятся на равные по количеству участников команды и представляют, что они попали на необитаемый остров, на котором есть все условия для жизни (животные, пресная вода, деревья), но с собой у них нет абсолютно ничего, кроме одежды в которой они находятся. Исследуя остров, они обнаружили в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы, но каждый можем взять себе лишь 10 предметов, при этом советоваться с другими участниками команды нельзя. Поделиться или обменяться предметами с другими участниками, потом тоже будет нельзя. Каждый участник на отдельном листке бумаги записывает десять предметов, которые он возьмет с собой. После выполнения всеми этой части упражнения, психолог говорит о том, что хоть у каждого участника и есть по 10 предметов, но ситуация такова, что всей группе можно унести из пещеры только 10 предметов. После этого группа совещается и составляет один обще-групповой список. (Обсуждение)

Упражнение «Ремейк»

Участники делятся на три группы, теперь каждая из них – это отдельная киностудия, и сотрудники должны «снять» фильм по мотивам сказки «Красная шапочка».

Первая группа – это американская киностудия, поставившая фильм ужасов. Вторая – французская, она представляет мелодраму, нежную романтическую историю. Третья киностудия – итальянская, предлагающая детективный вариант «Красной шапочки». Каждая группа готовит свой «фильм» (на демонстрацию которого будет отведено 3-5 минут), согласно теме постановки. (Обсуждение)

Упражнение «Подарок»

Педагог-психолог произносит: «Давайте подумаем, что вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Психолог подводит итоги всех занятий: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?.. (Обсуждение)

Ритуал прощания

– Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии. Эта церемония поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: "Спасибо за приятное занятие!" Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: "Спасибо за приятное занятие!" Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Занятие №9

Упражнении «Никто не знает что я...»

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;

«Я очень рад тому, что я...»;

«Я готов горы свернуть, потому что...»;

«Мы все сегодня будем...».

Упражнение прощальное письмо

Инструкция «Напишите прощальное письмо своему страху (обиде, злости или другому чувству) Это может быть гневное или достаточно дружелюбное письмо. Поблагодарите его за заботу о вас (опишите в чем она выражается) и скажите, что вы теперь не нуждаетесь в таком количестве страха, а силы вам нужны для другого. На негативные чувства тратится много энергии, поэтому подумайте, куда вы ее хотите направить»

Упражнение «Музей разбитых воспоминаний»

Инструкция: «Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы из прячем, бережем, накапливаем. А в конце предьявляем их, усиливая, как нам кажется, свою позицию. Попробуем освободится от своих обид. Представите, что вы попали в музей, но это не обычный музей. Это музей ваших обид. Здесь собраны разные экспонаты: вещи и фотографии, напоминающее вам о прошлых обидах. Пройдитесь по музею. Может, что то пора убрать в сундук, который стоит в хранилище музея… Пора возвращаться. Закройте музей. Вы можете вернуться суда, когда захотите».

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что… Мы с тобой отличаемся тем, что…»

Участники выстраиваются в 2 круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники верхнего круга говорят партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» По команде ведущего участники внешнего круга передвигаются, меняя партнера.

Ритуал прощания.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Спасибо, до свидания".























Литература

  1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1991.

  2. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – М., 2003.

  3. Вачков, И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб.: Речь, 2004.

  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. – М.: Ось-89,2003.

  5. Водопьянова Е.Н. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005.

  6. Грегор, О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им / Грегор. О. – СПб., 1994.

  7. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой. – СПб., 1997.

  8. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2002.

  9. Митина, Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М Митина – М., 2003.

  10. Рогинская, Т.И Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. – 2002.

  11. Рычкова, В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: методические рекомендации / В.В Рычкова. – Чита: ЧИПКРО, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!