Просмотр содержимого документа
«Программа краеведческого кружка.»
Программа краеведческого кружка "По малой родине моей"
Программа рассчитана на учащихся 14-16 лет, срок реализации 2 года.
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательному Ставропольскому краю и всему Северному Кавказу.
Данная программа - авторская программа Шульгиной Светланы Васильевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 14-16 лет. Программа реализуется в течение двух лет по одному академическому часу в неделю, в течение девяти месяцев в году. Итого 35часов в год и 70 часов за два года.
Цели программы:
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего Ставропольского края Северного Кавказа, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем регионе.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе Краснокумском, городе Георгиевске, Ставропольском крае и Северного Кавказа.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения.
Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий: экскурсии; экспедиции; работа в архивах; конференции; уроки; работа с документами; исследовательская деятельность.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в городской краеведческий музей;
пешие и автобусные экскурсии по селу, городу и краю;
сбор материалов;
оформление материалов экскурсий;
участие в различных краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты: Программа “По малой родине моей” проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итоги за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в различных конкурсах, обогащение знаниями об истории и культуре народов Ставропольского края и народов Северного Кавказа. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы “По малой Родине моей”.
Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
Участие в районных краеведческих конкурсах.
Участие в российских конкурсах: «Моя малая Родина», туристско-краеведческом движении «Отечество» и др.
Тематическое планирование занятий
ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ” Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле. |
№ | Тема занятий | Содержание | Кол-во часов |
1 | Краеведение- наука о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | 2 |
2 | Красотою славится наша земля. | Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. | 3 |
3 | Ставрополье мое родное. | Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. | 4 |
4 | Наша жемчужина. | Легенды и предания нартского эпоса. Памятники природы. Красная книга Ставрополья. | 4 |
5 | Топонимика нашего региона. | Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Ставропольского края. | 3 |
6 | Реки Ставрополья. | Современное состояние рек. Экология. | 2 |
7 | Наш дом родной. | Экскурсии по городу и селу Краснокумскому. | 5 |
8 | Откуда пошёл мой род. | Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. | 2 |
9 | Ставрополье в литературе, живописи, музыке. | Знакомство с литературными произведениями, произведениями художников, композиторов. | 3 |
10 | Я и мое родное Ставрополье.. | Мой край через 10 лет. Создаем проекты населенных пунктов Ставрополья. | 3 |
11 | От чистого истока | Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. | 2 |
12 | Подводим итоги работы кружка за год. | Творческие отчёты. Участие в работе научного общества учащихся «Эврика» | 2 |
| Итого | | 35 час. |
ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ” Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны. |
1 | С чего всё начиналось. | Наш край в древности. Археологические памятники на территории региона. | 3 |
2 | Здесь пыль веков. | Экскурсия в районный краеведческий музей. | 2 |
3 | О чём рассказали книги. | Экскурсия в сельскую библиотеку. Работа с краеведческой литературой. | 2 |
4 | Первые казачьи поселения. | История появления на карте первых казачьих станиц.. Знакомство с бытом и традициями терских казаков. Работа с архивным материалом. | 5 |
5 | Вся власть Советам! | Георгиевск и село Краснокумское в годы Октябрьской революции и Гражданской войны.. | 3 |
6 | У каждого своя судьба. | Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х. | 3 |
7 | Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. | Ставрополье в годы Великой Отечественной войны. Работа с архивными источниками. | 5 |
9 | Я не участвую в войне, война участвует во мне. | Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Военная доблесть наших земляков. | 6 |
10 | О чём рассказали фотографии из семейного альбома. | Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах | 2 |
11 | История моей страны в названиях улиц. | Названия улиц нашего города и села Краснокумского. История в названиях улиц. | 3 |
12 | Подводим итоги работы кружка. | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. | 1 |
| Итого | | 35 час |