СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Краеведение 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь, изучающим историю Хабаровского края. 

Просмотр содержимого документа
«Программа Краеведение 5 класс»

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с. Сергеевка.







Образовательная программа

«Историческое краеведение»

для учащихся 5 класса





Автор-составитель: Гончарова И.Я.

учитель истории МКОУ СОШ

с.Сергеевка, Хабаровский район,

Хабаровский край

руководитель школьного музея.









2013г.

Пояснительная записка


« Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные , их служебные обязанности, обычаи, одежда; почему они поступали так, а не иначе» – Ю.М. Лотман.



Ребенку (подростку), как любому жителю, следует знать историю,

культурные тра­диции, географические особенности местности, в которой он живет, памятные места и даты; знать какие народности населяют данную местность и их особенности; своеобразие и перспек­тивы развития производства и культуры региона. Любовь к месту, где родился и живет ребенок, побуждает его проявлять уважение к местному укладу жизни. Только через привязанность к этому месту Отечество входит в душу человеку, начинает волновать его и побуждать к созида­тельной деятельности.

Негативные процессы последних лет, переоценка истории повлияли на становление у молодых людей неприязни, неуважения, пренебрежения гражданским долгом по отношению к Отечеству и даже враждебность к собственной истории.

Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.


Именно через систему дополнительного образования, возможно наиболее полно решать эти назревшие проблемы современного общества, а историческое краеведение в системе дополнительного образования поможет в решении многих назревших социально – экономических проблем российского современного общества.

Программа разработана для обеспечения краеведческого образования в школе.

Программа рассчитана на учащихся 5 класса в количестве 34 часов.

Цель программы — знакомство и приобщение детей к культуре и истории своей Родины, ее героическому прошлому и богатому наследию. Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей страны, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны и, как следствие, привитие любви к Родине, через любовь к своему краю, городу, селу, семье.

Возможности программы

Образовательные возможности: Тема имеет образовательные возможности, так как она содержит большой теоретический материал, в результате которого закла­дываются основы знаний по истории Дальнего Востока. Кроме того, по ходу изу­чения нового, появляется возможность по углублению и расширению знаний по истории родного края. При обучении данной темы открываются воспитательные возможности. Программа способствует формированию научного мировоззрения и является с другой стороны средством мотивации обучения истории и средством развития интереса к этому предмету. Организация обучения может способство­вать воспитанию активности в учебе, внимательности, аккуратности, самостоя­тельности в учебном процессе.

Развивающие возможности: Программа позволяет развивать: память, так как необходимо запомнить большой блок новых знаний; внимания, мышления, с по­мощью анализа исторических фактов, обобщения и конкретизации знаний; также возможно развивать историческое мышления. Вовлечение учащихся в специально организованную деятельность позволяет развивать у учащихся исторические спо­собности, что влечет за собой и развитие общих способностей.

Главная задача:

Научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки происходившим событиям;

- стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к древней истории края и к его изучению;

- способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний об истории края, освоению новых;

- создавать условия, при которых ребенок сможет применять и углублять знания, умения, оценки в активной самостоятельной деятельности;


Образовательным результатом программы будет:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;




5. Формы уроков.

Для реализации целей всей программы и целей каждого конкретного урока, предполагается использовать следующие формы уроков: практикумы, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок – галерея, уроки творческого мастерства, практические занятия., презентация, конкурс рисунков, поделок, игровые ситуации, использование тестов и викторин.

Мониторинг уровня овладения программой
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, города;
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
анкетирование родителей и учащихся.
Программа может быть рекомендована к использованию учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования.



















Используемая литература при составлении программы


1. В.Н. АшурковВ.Н. Историческое краеведение,

Хабаровск 1989г.

2.Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока России в новое и новейшее время, Хабаровск 2000г.


3. Н.А. Ивенкова Н.А.,.СилинаИ.П., Древняя история Дальнего Востока, Издательство «Риотип» Хабаровск 1998г.


4. Окладников А.П. Лики древнего Амура, Москва «Просвещение» 1980г.


5. СысоевВ. Путешествие по музею "

Хабаровское книжное издательство 1998 г.


6. Шевченко В.С. составитель,Дальневосточные путешествия Хабаровск 1987г.


7.«Очерки истории родного края.» от. редактор: Иконникова Т.Я.

Хабаровск 1993г.


8. Шоссоннэ В. составитель «Перекрестки континентов. Культуры коренных народов Дальнего Востока и Аляски» Каталог выставки.

Российский институт культурного и природного наследия, г.Москва.

















Календарно тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов.

Дата

Основные вопросы темы

Основные понятия

1

Введение. Места, где ты живешь, удивительны и интересны.

1

Значение памятников дальневосточной истории

Археология, исторический памятник, краеведение.

2

Древнекаменный век в Приамурье и Приморье.

2

Появление первых людей в Приамурье.

Палеолит.

Стоянки древних амурцев.

Палеолит, присваивающее хозяйство. Орудия труда.

3.

Приморье и Приамурье в период мезолита

1

Отступление ледника. Изменения в жизни людей

Мезолит, кочевой образ жизни.

4.

Приморье и Приамурье в эпоху неолита. Переход к оседлому образу жизни амурских племен.

3

Неолитические поселения, жилища. Домашние промыслы.

Неолитические поселения, промыслы.

5

Роль рыболовства и охоты в развитии хозяйства жителей Дальнего Востока в период неолита.

2

Занятия древних амурцев

Рыболовная страда, «рыбьекожие», охотничий промысел.

5

Искусство неолитических племен в Приамурье. Картинные галереи неолита

3

Наскальные изображения и их местонахождение.

Петроглифы, личины, писаницы.

6

Скульптура. Особенности дальневосточной керамики в период неолита.

3

Скульптура.

Керамика.

Связь неолитического искусства с искусством современных малых народов ДВ

Кондонская Нефертити, керамика, орнамент, «амурская плетенка»

7

Переход племен Дальнего Востока от каменного века к эпохе металла.

Бронзовый век на Дальнем Востоке.

2

Первый металл и его роль в жизни человека.

Бронза, литейная форма

8

Появление железа в Приамурье и Приморье

2

Памятники раннего железного века.

Урильская культура.

Польцевская культура.

Роль железа в развитии хозяйства амурских племен.

Урильская культура. Польцевская культура.





9

Повторительно-обобщающее занятие

1

Хозяйство жителей в период бронзового века.

Роль железа в развитии хозяйства.

Перерастание домашних промыслов в ремесленные.

Искусство амурских племен в древности.

Вся терминология тем.

10

Практическое занятие. В гостях у древних амурцев

3

Краеведческая викторина. Кроссворд.


11

Экскурсия в Сикачи-Алян

5

Обследование стоянки древних амурцев.


12

Экскурсия в Археологический музей г.Хабаровска.

6

Знакомство с экспонатами музея.



ВСЕГО

34ч






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!