Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Сергеевка.
Образовательная программа
«Историческое краеведение»
для учащихся 5 класса
Автор-составитель: Гончарова И.Я.
учитель истории МКОУ СОШ
с.Сергеевка, Хабаровский район,
Хабаровский край
руководитель школьного музея.
2013г.
Пояснительная записка
« Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные , их служебные обязанности, обычаи, одежда; почему они поступали так, а не иначе» – Ю.М. Лотман.
Ребенку (подростку), как любому жителю, следует знать историю,
культурные традиции, географические особенности местности, в которой он живет, памятные места и даты; знать какие народности населяют данную местность и их особенности; своеобразие и перспективы развития производства и культуры региона. Любовь к месту, где родился и живет ребенок, побуждает его проявлять уважение к местному укладу жизни. Только через привязанность к этому месту Отечество входит в душу человеку, начинает волновать его и побуждать к созидательной деятельности.
Негативные процессы последних лет, переоценка истории повлияли на становление у молодых людей неприязни, неуважения, пренебрежения гражданским долгом по отношению к Отечеству и даже враждебность к собственной истории.
Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.
Именно через систему дополнительного образования, возможно наиболее полно решать эти назревшие проблемы современного общества, а историческое краеведение в системе дополнительного образования поможет в решении многих назревших социально – экономических проблем российского современного общества.
Программа разработана для обеспечения краеведческого образования в школе.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса в количестве 34 часов.
Цель программы — знакомство и приобщение детей к культуре и истории своей Родины, ее героическому прошлому и богатому наследию. Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей страны, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны и, как следствие, привитие любви к Родине, через любовь к своему краю, городу, селу, семье.
Возможности программы
Образовательные возможности: Тема имеет образовательные возможности, так как она содержит большой теоретический материал, в результате которого закладываются основы знаний по истории Дальнего Востока. Кроме того, по ходу изучения нового, появляется возможность по углублению и расширению знаний по истории родного края. При обучении данной темы открываются воспитательные возможности. Программа способствует формированию научного мировоззрения и является с другой стороны средством мотивации обучения истории и средством развития интереса к этому предмету. Организация обучения может способствовать воспитанию активности в учебе, внимательности, аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.
Развивающие возможности: Программа позволяет развивать: память, так как необходимо запомнить большой блок новых знаний; внимания, мышления, с помощью анализа исторических фактов, обобщения и конкретизации знаний; также возможно развивать историческое мышления. Вовлечение учащихся в специально организованную деятельность позволяет развивать у учащихся исторические способности, что влечет за собой и развитие общих способностей.
Главная задача: Научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки происходившим событиям;
- стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к древней истории края и к его изучению;
- способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний об истории края, освоению новых;
- создавать условия, при которых ребенок сможет применять и углублять знания, умения, оценки в активной самостоятельной деятельности;
Образовательным результатом программы будет:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
5. Формы уроков.
Для реализации целей всей программы и целей каждого конкретного урока, предполагается использовать следующие формы уроков: практикумы, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок – галерея, уроки творческого мастерства, практические занятия., презентация, конкурс рисунков, поделок, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Мониторинг уровня овладения программой
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, города;
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
анкетирование родителей и учащихся.
Программа может быть рекомендована к использованию учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования.
Используемая литература при составлении программы
1. В.Н. АшурковВ.Н. Историческое краеведение,
Хабаровск 1989г.
2.Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока России в новое и новейшее время, Хабаровск 2000г.
3. Н.А. Ивенкова Н.А.,.СилинаИ.П., Древняя история Дальнего Востока, Издательство «Риотип» Хабаровск 1998г.
4. Окладников А.П. Лики древнего Амура, Москва «Просвещение» 1980г.
5. СысоевВ. Путешествие по музею "
Хабаровское книжное издательство 1998 г.
6. Шевченко В.С. составитель,Дальневосточные путешествия Хабаровск 1987г.
7.«Очерки истории родного края.» от. редактор: Иконникова Т.Я.
Хабаровск 1993г.
8. Шоссоннэ В. составитель «Перекрестки континентов. Культуры коренных народов Дальнего Востока и Аляски» Каталог выставки.
Российский институт культурного и природного наследия, г.Москва.
Календарно тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов. Дата | Основные вопросы темы | Основные понятия |
1 | Введение. Места, где ты живешь, удивительны и интересны. | 1 | Значение памятников дальневосточной истории | Археология, исторический памятник, краеведение. |
2 | Древнекаменный век в Приамурье и Приморье. | 2 | Появление первых людей в Приамурье. Палеолит. Стоянки древних амурцев. | Палеолит, присваивающее хозяйство. Орудия труда. |
3. | Приморье и Приамурье в период мезолита | 1 | Отступление ледника. Изменения в жизни людей | Мезолит, кочевой образ жизни. |
4. | Приморье и Приамурье в эпоху неолита. Переход к оседлому образу жизни амурских племен. | 3 | Неолитические поселения, жилища. Домашние промыслы. | Неолитические поселения, промыслы. |
5 | Роль рыболовства и охоты в развитии хозяйства жителей Дальнего Востока в период неолита. | 2 | Занятия древних амурцев | Рыболовная страда, «рыбьекожие», охотничий промысел. |
5 | Искусство неолитических племен в Приамурье. Картинные галереи неолита | 3 | Наскальные изображения и их местонахождение. | Петроглифы, личины, писаницы. |
6 | Скульптура. Особенности дальневосточной керамики в период неолита. | 3 | Скульптура. Керамика. Связь неолитического искусства с искусством современных малых народов ДВ | Кондонская Нефертити, керамика, орнамент, «амурская плетенка» |
7 | Переход племен Дальнего Востока от каменного века к эпохе металла. Бронзовый век на Дальнем Востоке. | 2 | Первый металл и его роль в жизни человека. | Бронза, литейная форма |
8 | Появление железа в Приамурье и Приморье | 2 | Памятники раннего железного века. Урильская культура. Польцевская культура. Роль железа в развитии хозяйства амурских племен. | Урильская культура. Польцевская культура. |
9 | Повторительно-обобщающее занятие | 1 | Хозяйство жителей в период бронзового века. Роль железа в развитии хозяйства. Перерастание домашних промыслов в ремесленные. Искусство амурских племен в древности. | Вся терминология тем. |
10 | Практическое занятие. В гостях у древних амурцев | 3 | Краеведческая викторина. Кроссворд. | |
11 | Экскурсия в Сикачи-Алян | 5 | Обследование стоянки древних амурцев. | |
12 | Экскурсия в Археологический музей г.Хабаровска. | 6 | Знакомство с экспонатами музея. | |
| ВСЕГО | 34ч | | |