СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа краткосрочного курса по выбору "Тестопластика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа краткосрочного курса по выбору "Тестопластика" разработана для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа краткосрочного курса по выбору "Тестопластика"»

Программа курса по выбору

«Тестопластика»

Егорова Альбина Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №65 с углубленным

изучением английского языка» г. Перми.


1. Общие сведения

  • Направление работы, в рамках которого реализуется программа профильное и профессиональное самоопределение учащихся.

  • Категория учащихся, для которой предназначена данная программа группа учащихся 1 - 4 классов смешанного состава до 25 человек.

  • Количество часов 8, из них:

  • аудиторная работа – 2 часа;

  • практическая работа – 4 часа;

  • самостоятельная работа – 2 часа.

  • Наличие программы в УП школы/в плане внеурочной деятельности – программа реализуется в рамках вариативной части УП школы по выбору учащихся.

  • Организационные условия реализации программы:

  • время проведения: в течение года 8 раз в четверть

  • режим проведения: 1 раз в неделю ( 8 недель)

  • место реализации программы – МАОУ «СОШ № 65» г. Перми


Цель программы:  раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

  • Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • 1.​ знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

  • 2.​ учить соблюдать правила техники безопасности;

  • 3.​ учить стремится к поиску, самостоятельности;

  • 4.​ учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  • 1.​ развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

  • 2.​ развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

  • 3.​ формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

  • 4.​ формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

Воспитательные:

  • 1.​ воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

  • 2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

  • 3. Воспитывать умение организовать свое ра​бочее место, убирать за собой.



2. Ожидаемые результаты реализации программы

Результат

Критерии и показатели результативности программы


УУД

  1. Умение




















  1. Проявление креативных способностей.





















  1. Проявление умения рефлексировать результат совершенного выбора.

Учащийся может

- научиться основным технологическим приёмам работы с соленым тестом (замес теста, изготовление поделки по образцу и самостоятельно, познакомиться с приемами сушки, составлять композицию, аккуратно оформлять работу, пользоваться первоначальными знаниями о цветовом сочетании);

-применять по назначению инструменты и приспособления для лепки;

- соблюдать правила техники безопасности в процессе работы с оборудованием;

- развивать творческие способности.


Учащийся может создать

  • панно из разных материалов с использованием техники «Тестопластика»;


  • делать зарисовку, эскиз, планировать свою работу, выполнять действия по заданному алгоритму, удерживая учебную задачу;

- работать с соблюдением правил техники безопасности с колюще-режущими инструментами;

-выполнять разные виды лепки, понимать значение изделий в современном интерьере;

-выполнять самостоятельно работы по изготовлению игрушек, магнитов, сувениров из соленого теста.


Учащийся может

самостоятельно оценить свою и чужую работу по заданным критериям. Сам создать критерии для оценивания.

-Социально-предметные

-освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи

-развитие визуального- образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.

-формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой, с одного искусства на другое;

-формировать умение накапливать знания и развивать представления о декоративно-прикладном творчестве


-Коммуникативные

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


- Личностные

-учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов искусства;

-воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности.

-развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки в характере сделанных ошибок.

 - совместно с педагогом и другими ребятами давать оценку своей деятельности на занятии;

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств
массовой информации.


 Познавательные УУД:

- ориентироваться в специальной литературе;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, схемах, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;

-проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.



3. Объекты оценивания и критерии их оценки

(критерии оценки деятельности учащихся)



Результат КСК - настенное панно «Корзиночка с грибами».


Требования к объекту оценивания: тесто создается в классе за 15 минут из компонентов, подготовленных заранее (мука, соль, вода, клей ПВА). Приветствуется наличие своих ингредиентов для создания авторской поделки, материала для оформления (ткань «рогожка», рамочка для фото, пластмассовые божьи коровки, ленточка и др.)


Критерии оценки изделия

Показатели

Плотность

теста

  • Мягкое, в меру упругое, плотное - 1б.

  • Вязкое, жидкое – 0б.

  • Твердое, густое – 0б.

Аккуратность деталей, соблюдение пропорций

поделки

  • Неаккуратные детали, несоблюдение пропорций–1б.

  • Аккуратные (ровные) детали, соблюдение пропорций –2б.


Композиция

  • Отсутствует– 0б.

  • Содержится композиционная направленность – 1 б.

  • Композиция выдержана в едином стилевом направлении – 3б.

Оформление работы в цвете

  • Цвета тусклые – 0б

  • Цветовая гамма яркая, но не соблюден единый цветовой фон (неаккуратность, подтеки) - 1б

  • Цвета яркие, цвет ровный (аккуратное нанесение красок) – 3б.

Креативный дизайн

  • Репродуцированный– 1б.

  • Собственный дизайн – 3б.


Описание замысла программы

Продукты, являющиеся результатом ручного творчества, начинают приобретать все большую ценность в России. Овладение конкретным ремесленным умением способствует повышению самооценки личности учащегося.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Программа «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской «Тестопластики» даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

  • Синхронизирует работу обеих рук;

  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Данный курс позволяет ученику, с одной стороны, обрести базовые умения в области тестопластики, с другой – на практике ощутить межпредметные связи (химия, физика, изо, технология). Курс носит прикладную направленность, позволяет развивать метапредметные умения.









План реализации программы (ПРИМЕР)

Название раздела

Часы

Содержание деятельности педагога и учащихся

1

Знакомство

с основами работы с тестом.

1

Беседа по истории возникновения поделок из солёного теста (показ презентации). Знакомство с ингредиентами и добавками, рецептурой и технологией приготовления теста, сушкой, поделками из теста. Просмотр и разбор презентации по технологии изготовления солёного теста на примере мультфильма «Фиксики». Практикум по созданию поделки «Грибочек». Совместная оценка созданной поделки по 1-3 критериям оценивания.

2

Мастер-класс учителя.

1

Наблюдение за деятельностью (показ, знакомство с технологическими приемами, задумка собственного замысла. Оценивание полученного продукта согласно критериям.


3

Практическая работа

по созданию поделки из соленого теста

№1.


1

Создание теста по рецептуре из ингредиентов : мука, вода, клей ПВА, соль. Совместная оценка созданного теста по критериям оценивания.

4

Практическая работа по созданию поделки из солёного теста №2


1

Изготовление поделки из солёного теста. Самостоятельная оценка качества продукта согласно критериям.

Сушка работы.

4

Практическая работа по созданию поделки из солёного теста №3


2

Изготовление поделки из солёного теста (создание композиции - панно, приклеивание деталей, выполнение поделки в цвете гуашью).

Самостоятельная оценка качества продукта согласно критериям.

5

Творческая практика

1,5

Создание поделки по собственному замыслу и экспертная оценка поделки учителем, другими учащимися.

6

Рефлексия

0,5

Представление собственного продукта.

Выставка работ.




Материалы для реализации программы

  1. Научно – педагогические основы разработки и реализации общеобразовательных программ в системе дополнитеньного образования детей. М., 2006г.

  2. Багатеева А. И. «Чудесные поделки из теста».

  3. Коньшева К. П. «Лепка в начальных классах».

  4. Глинкин В. А. «История декоративно-прикладного искусства».

  5. Анри де Моран «История декоративно-прикладного искусства (с древнейших времён и до наших дней)» М., 2000г.

  6. Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.

  7. Журнал «Школа» №1, №2 2004г.

  8. Гусанова Н. А. «Первые шаги в мире искусства». М., 2005г.

  9. Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2006г.

  10. Б. Казагранда «Поделки из солёного теста». АРТ-РОДНИК , 2005г.

  11. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».



Необходимое ресурсное обеспечение реализации программы

  • презентация «История игрушки из соленого теста»;

  • видеоролик «Фиксики»;

  • видеоролик «Мастер – класс по изготовлению соленого теста»;

  • видеоролик «Мастер – класс по тестопластике «Корзиночка с грибами»;

  • готовые поделки из соленого теста, из глины, из пластилина;

  • основные компоненты для тестопластики (соленое тесто,

стеки, доски, кисти, краска гуашь, шаблоны);

  • необходимая посуда;

  • подкладочный материал;

  • тряпочки;

  • ткань «рогожка»;

  • рамочка для фото;

  • пластмассовые божьи коровки;

  • ленточка и др. материалы для собственного дизайна.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!