СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА «Крепыш» по оздоровлению и здоровьесбережению в младшей группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Забота о здоровье ребѐнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Крепыш» по оздоровлению и здоровьесбережению в младшей группе.»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Мальцевский детский сад.











ПРОГРАММА

«Крепыш» по оздоровлению и здоровьесбережению в младшей группе.











Воспитатель Зернова О.Г.



















Пояснительная записка «Забота о здоровье ребѐнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

1 В. А. Сухомлинский По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчѐтливо наблюдаются тенденции к ухудшению 2.Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья

3.Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми

4.Создание здоровьесберегающей среды в группе 5.Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма 6.Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания 7.Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья 8.Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов Ожидаемые результаты: улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния

; благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года)

; оптимальное функционирование организма;

 формирование необходимости заботиться о своем здоровье,

 желания и стремления вести здоровый образ жизни; сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек

; повышение адаптивности к неблагоприятным факторам

 внешней среды. Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

• улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

• благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;

• оптимальное функционирование организма;

• формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;

• сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;

• повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды Термины и понятия Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его. Виды здоровьесберегающих технологий: технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

; технологии валеологического просвещения родителей

; здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ

; обеспечение социально-психологического благополучия ребенка; физкультурно-оздоровительные технологии;

 медико-профилактические технологии

. Режим двигательной активности детей в течение года Виды двигательной активности 2 мл. группа

1. Организованные хороводные игры, п.и., упражнения со спортивным инвентарем, игрушками, трудовые процессы 15-30 мин 2. Самостоятельная деятельность детей: игровая, двигательная и т.п. 1 час

3. Утренняя гимнастика 5 мин

4. Физкультурное занятие 15 мин 5. Музыкальное занятие 2 раз в неделю по 15 мин

6. Физкультминутки 1-3 мин 3р в день

7. Организованная деятельность на прогулке: п.и., медленный бег, упражнения со спортивным инвентарем, на спортивном оборудовании, игры со снегом, песком, водой, спорт. игры и т.д. 15-30 мин

8.Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спортивном оборудовании, со спортинвентарем, творческие игры 1 час

9. Упражнения после дневного сна 5 мин

10.Организованная двигательная деятельность детей после полдника: хороводные игры, п.и., упражнения со спортинвентарем и др. 1 час

11.Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, творческие игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с двигательными и строительыми игрушками и др. 1 час

12.Спортивные развлечения 1р в неделю

13.Спортивный праздник 2р в год 14.Неделя здоровья 2р в год Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе Гимнастические упражнения для детей 3-4 лет совершенствуют функции сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию центральной нервной системы. 1.Утренняя гимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3. Гимнастика для глаз

. 4. Пальчиковая гимнастика

5. Игровой массаж и самомассаж

. 6. Гимнастика после сна

7. Динамические паузы и физминутки

8. Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

Система закаливания детей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.). Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур. Требования к проведению закаливания: 1) учет индивидуальных особенностей ребенка; 2) положительные реакции ребенка на закаливание; 3) непрерывность закаливания; 4) наблюдение медперсонала за ответными реакциями , постоянные консультации с педиатром; 5) согласие родителей. Закаливание ВОЗДУХ СОЛНЦЕ ВОДА. Закаливающие мероприятия (2 младшая группа) Характер действия Метод Методика Противопоказания ВОЗДУХ Прогулка На свежем воздухе, в одежде по сезону _ ВОЗДУХ Сон в проветренном помещении Учитывать физическое и соматическое состояние детей Температура воздуха в спальне ниже 14 градусов ВОЗДУХ Воздушные контрастные ванны Использование разницы температур(под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате);во время прогулок(в теплое время года-в майках и трусах) Температура воздуха ниже нормы, наличие противопоказаний ВОЗДУХ Хождение босиком После «тихого часа», по массажным дорожкам как профилактика плоскостопия Температура воздуха ниже нормы, наличие мед.отвода ВОДА Полоскание рта Перед дневным сном кипяченой водой комнатной температуры _ ВОДА Умывание, мытье рук Постепенно снижать температуру воды до 14 градусов, после процедуры обтирание полотенцем до разогревания кожи Наличие мед.отвода СОЛНЦЕ Солнечные ванны На прогулке -утром и во второй половине дня Хронические заболевания, температура свыше 30 градусов В.А. Сухомлинский считал: «Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым, -значит дать ему всю полноту жизненных радостей»3 . Здоровьесберегающая среда. Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм. Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя: 1) Уголок двигательной активности детей (уголок по физо) В этом уголке размещаются следующие пособия: - скакалки, - мячи, - обручи, - массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно), - пластмассовые гантели и гантели изготовленные из подручного материала, - массажные шарики, - ленточки, - лесенка для лазания и перешагивания, - дуга для подлезания, - тренажер для формирования равновесия, - ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки, - мишень на стене в виде матрешки для попадания мячиком в цель, - кольцеброс, - кегли для сбивания мячиком, - тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания), - пособия для развития глазомера (на стене). Также в группе имеются пособия: - для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы», - комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике, - цветные мягкие модули для прыгания, лазания, игр (например, нравится детям модуль «Гусеница»). В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т.д. Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов. Культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов: 1) осознанного отношения к здоровью и жизни человека; 2) знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; 3) компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи. Воспитание культурно-гигиенических навыков Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов. После каждого приема пищи мы с детьми полоскаем рот кипяченой водой комнатной температуры. Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни. Комплексно-тематический план по валеологическому воспитанию детей во 2 младшей группе

Сентябрь 1.Тема: «Это – Я и мои друзья». О.Ц.: Дать представления о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги) 2.Тема: « Мишка Топтыжка знакомится с ребятами». О.Ц.:Формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласовано в игре; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, проявлению интереса к взрослым, их действиям; развивать интерес у детей друг к другу, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним 3. Игротерапия.Знакомство друг с другом. Объединение детей в группы.

Октябрь 1.Тема: «Водичка, водичка». О.Ц.: Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчѐсываться, пользоваться носовым платком 2. Умоем куклу Дидактическая игра О.Ц.:Перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания 3.Тема: «Утром, чистя зубы, помни про себя, что зубная щѐтка только для тебя… » Чтение художественной литературы О.Ц.:Закреплять знания детей о предметах личной гигиены

Ноябрь 1.Тема:« В гостях у доктора Айболита»Экскурсия в медицинский кабинет. О.Ц.: Познакомить с профессиями врача, медсестры; показать как врач заботится о детях; расширить игровой опыт детей; воспитывать уважение к труду взрослых 2. Игра – инсценировка «Оля и Айболит» О.Ц.: Выделять и называть части тела, предметы одежды куклы, учить соотносить со словом игровые действия с куклой 3. Кукольный театр «Мишка заболел» О.Ц.: Закрепить полученные знания о работе мед.персонала; вызвать чувства сострадания к больному; воспитывать заботливое отношение к близким

Декабрь 1. «Оденем куклу Таню на прогулку» Дидактическая игра О.Ц.:Познакомить с сезонными видами одежды и еѐ назначением по сезонам; развивать потребность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; закрепить название предметов одежды 2. «Как Маша с Ваней в гости собирались» Кукольный театр. О.Ц.:Закрепить ранее полученные знание (навыки последовательного надевания верхней одежды на куклу) ; доставить детям радость 3. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Цикл прогулок О.Ц.:Рассказать детям о пользе прогулок, о необходимости правильно одеваться на прогулку. Связать понятие о времени года с разнообразием сезонной одежды людей

Январь 1. «Баю, баюшки, баю…» С\Р игра. О.Ц.: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть еѐ одеялом) ; научить ласково обращаться с куклой 2. «Кукла Маша проснулась» Дидактическая игра О.Ц.:Учить одевать на куклу одежду – девочку, соблюдая последовательность с небольшой помощью взрослых; закрепить названия одежды 3.Тема: «Сонные сказки» Чтение художественной литературы. Чтение сказок, стихов, потешек на тему «Здоровый сон». О.Ц.:Учить детей спокойно и тихо ложиться в кровать, не мешая другим детям. Формировать правила культуры поведения во время режимных процессов

Февраль Витамины 1. « О пользе витаминов» Беседа Рассматривание наглядного пособия. О.Ц.:Дать детям понятие о витаминах, а также о продуктах полезных для здоровья. 2.«Где живут витамины» Дидактическая игра О.Ц.:Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее на занятиях и в беседах 3. «Витаминки для Иринки». Комплексное занятие – игра О.Ц.:Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее

Март 1. «Как Катя готовит обед» Дидактическая игра. Беседа. О.Ц.: Учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать) ; обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и др.) ; отражать в речи правила поведения (перед приготовлением еды – помыть руки, помыть продукты и др.) 2. «Фрукты или овощи» Дидактическая игра. Беседа. О.Ц.: Учить различать фрукты и овощи по внешнему виду и по месту произрастания. Закрепить знания детей о полезных продуктах. 3. «Пейте, дети, молоко будете здоровы» Рассказ воспитателя. О.Ц.:Рассказать детям о пользе молочных продуктов 4. «Что надо кушать, чтобы быть здоровым?» Обобщающая беседа.О.Ц.: Обобщить знания детей о полезных продуктах

Апрель Спорт – наш друг. 1. «Как стать сильным здоровым? » Беседа О.Ц.:Уделить особое внимание подготовке к утренней гимнастике и физкультурным занятиям, рассказать детям о необходимости заниматься спортом 3. «Зачем надо заниматься спортом? » Кукольный театр О.Ц.:Посредствам кукольного театра продолжать рассказывать детям о пользе спортивных занятий. Воспитывать интерес к спорту 3. «Утренняя гимнастика» Беседа. О.Ц.: Рассказать детям о пользе зарядки.

Май 1. «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять… » Беседы. О.Ц.: Создание интереса к прогулкам, использование игровых приемов, мотивация деятельности детей на прогулке 2. «Что такое хорошо, что такое плохо… » Кукольный театр О.Ц.:Посредством кукольного театра рассказать детям о правилах поведения на прогулке (не находиться долго на солнце, не забывать надевать головной убор и др.) 4. «Сильные, умелые ловкие и смелые» Физкультурный праздник О.Ц.:Создание хорошего настроения. Вызвать интерес к спортивному мероприятию. Воспитывать желание вести активный образ жизни.

Список используемой литературы 1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно оздоровительной работы с дошкольниками, 2006 2. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, 2007 3. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении (практическое пособие), 2006 4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников, 2005 5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение, 2007 6. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников, 2006 7. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «остров здоровья», 2009 8. Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, 2009 9. Полтавцева Н. В. , Гордова Н. А. физическая культура в дошкольном детстве, 2006 10. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду, 2009 11. Чеменева А. А. . Горбунова Л. В. , Кривдина Г. В. Методическое обеспечение инновационного процесса физкультурного образования дошкольников, 2008




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!