СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка декоративно прикладного творчества "Фитилёк"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка декоративно прикладного творчества "Фитилёк"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт. Приисковый




Принята на заседании

методического (педагогического) совета

от "__" ______________ 20__ г.

Протокол № ___________________

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ пгт. Приисковый

___________ /Крапивная О.Н./

"__" ______________ 20__ г.









Адаптированная рабочая программа

Кружка «Фителёк»

Возраст обучающихся: 10 - 13 лет

Срок реализации: 1 год









Cоставитель: Дубинина Ольга Константиновна

Учитель технологии









Приисковый 2024


Программа кружка декоративно- прикладного искусства "Фителёк" 

Видеть красоту предметов декоративно -  прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно?

    В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

 

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены  на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими  идеями:

  • Возрождения утраченной в период технократии духовности.

  • Формирования  у учащихся целостной картины мира.

  •  Развития общей способности к творчеству.

  • Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит учащегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование  у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные в школе на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

        Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание учащихся;

  • воспитывать в учащихся любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.


Структура программы

Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

 Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работы учащихся с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.


В программу включены следующие разделы:

  • Работа с природными материалами

  • Работа с бумагой

  • Папье маше

  • Работа с тканью и нитью, вышивка гладью, французский узелок.

  • Выжигание по дереву

  • Роспись

  • Творческий проект




Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  • Исторический аспект

  • Связь с современностью

  • Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  • Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану:

  • эскиз

  • воплощение в материале

  • выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на годичное обучение. Кружок обучения комплектуется из учащихся 5,6 класса. Оптимальное количество учащихся в группе для успешного освоения программы  - 10 человек.

Режим работы кружка – 2 часа в неделю.

Характеристика  ожидаемых результатов.

В результате обучения  в кружке в течение   уч-ся  должны получить 

 знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при обработке различных материалов;

  •  о месте  и роли  декоративно- прикладного  искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно- прикладного искусства(  роспись, резьба и.т.п.);

  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;

  • о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства:

  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных  промыслов;

  • о способах  аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага ), сочетание аппликации с вышивкой;

  • о проектной деятельности.  

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • вышивать гладью, вышивать в технике французский узелок;

  • основные узоры выжигания.

В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства  учащиеся  должны получить

знания:

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;

  •  расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

  • об объемном конструировании из бумаги (оригами,  папье-маше),  о работе с гофрокартоном;

  • о росписи и ее отличительных особенностях;

  •  о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего интерьера.

умения:

  • трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;

  • решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);

  • свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;

  • лепить разными способами;

  • привлекать к работе над орнаментом;

  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям

  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;




Содержание Программы

        Год обучения (64 часа)

Вводное занятие


Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».


Работа с природными материалами


Природные материалы. Какие бывают. Их применение.

Смешанные техники. Гербарий. Способы сушки листьев и цветов.


Работа с бумагой.


Исследование  свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.

Знакомство с техникой оригами.

Выполнение аппликации.

Знакомство с понятием 3d. Изготовление объемной открытки. Выполнение поделки из объемных цветов.

Работа с гофрированной бумагой. Выполнение объемных цветов из гофрированной бумаги.


Папье маше.


Знакомство с техникой папье маше. Разные техники замешивания массы папье маше.

Объемные поделки в технике папье маше. Выполнение муляжей овощей.

Выполнение поделки « сказочный домик»

Выполнение поделки «киндер сюрприз»


Работа с тканью и нитью, вышивка гладью, французский узелок.


Знакомство с вышивкой . Приемы вышивки.

Выполнение узора вышивания гладью. Выполнение узора вышивкой французский узелок.

Выполнение вышивки в смешанной технике.

Изготовление мягкой игрушки.


Выжигание по дереву.


Техника безопасности при работе с электровыжигателем.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Техника перенесения рисунка на заготовку. Основные приемы выжигания.

Основные узоры выжигания.

Смешанная техника выжигания и росписи панно.


Роспись

Основные сведения о тканях  (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.

Декор одежды. Способы декорирования.

Основные композиции в декоративно - прикладном искусстве.

Эскиз композиции.

Виды тканей, виды техники росписи.

Выполнение "Панно по растительным мотивам"

Значение орнамента.Орнамент в одежде. Выполнение зарисовки орнаментов.

Техника при работы с белизной.

Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного  искусства в жизни древнего общества.  


Творческий проект.


Выполнение творческой итоговой работы






Учебно-тематический план

Год обучения (64 часа)


Тема

Общее

кол-во часов

1

Техника безопасности. Обустройство рабочего места

1

2

Вводный урок. Знакомство с программой.

1


Раздел 1. Работа с природными материалами

10

3

Беседа " Природа в жизни и искусстве

1

4

Применение природных материалов в творчестве

1

5

Выполнение поделки "Осенние фантазии"

1

6

Выполнение поделки "Осенние фантазии"

1

7

Гербарий. Знакомство с разной техникой сушки листьев и цветов

1

8

Сбор и подготовка материалов

1

9

Выполнение аппликации из сухих листьев и цветов

1

10

Выполнение аппликации из сухих листьев и цветов

1

11

Выполнение поделки "Олень" в смешанной технике

1

12

Выполнение поделки "Олень" в смешанной технике

1


Раздел 2. Работа с бумагой

10

13

Что такое оригами? Понятие "базовые формы"

1

14

Аппликация в технике оригами

1

15

Выполнение поделки "Сказочный цветок"

1

16

Выполнение поделки "Сказочный цветок"

1

17

Знакомство с понятием 3d (основной вид выпуклой аппликации)

1

18

Изготовление 3d открытки

1

19

Работа с гофрированной бумагой

1

20

Выполнение поделки "Бумажный букет"

1

21

Выполнение поделки "Бумажный букет"

1

22

Выполнение поделки "Бумажный букет"

1


Раздел 3. Папье маше

10

23

Знакомство с техникой папье маше

1

24

Техники замешивания массы для папье маше

1

25

Выполнение поделки "Котик"

1

26

Выполнение поделки "Котик"

1

27

Выполнение поделки "Овощи"

1

28

Выполнение поделки "Овощи"

1

29

Выполнение поделки "сказочный домик"

1

30

Выполнение поделки "сказочный домик"

1

31

Выполнение поделки "киндер сюрприз"

1

32

Выполнение поделки "киндер сюрприз"

1


Раздел 4. Работа с тканью и нитью, вышивка гладью, французский узелок.

10

33

Знакомство с вышивкой. Приемы вышивки

1

34

Выполнение узора вышивания гладью

1

35

Выполнение узора вышивкой французский узелок

1

36

Выполнение вышивки в смешанной технике

1

37

Выполнение вышивки в смешанной технике

1

38

Мягкая игрушка. Выкройка деталей

1

39

Сшивание частей игрушки

1

40

Сшивание частей игрушки

1

41

Сшивание частей игрушки

1

42

завершение сборки и декорирование мягкой игрушки

1


Раздел 5. Выжигание по дереву

10

43

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с электровыжигателем

1

44

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию

1

45

Техника перенесения рисунка на заготовку

1

46

Основные приемы выжигания

1

47

Техника выжигания. Точечное выжигание

1

48

основные узоры выжигания: сетка, рогожка, елочка, легкие волны

1

49

Выжигание по контурам

1

50

Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок

1

51

Выполнение итоговой работы

1

52

Окончательная обработка готового изделия

1


Раздел 6. Роспись

9

53

Декор одежды. Какие способы вы знаете

1

54

Основы композиции в декоративно - прикладном искусстве

1

55

Составление эскиза композиции

1

56

Виды тканей, используемые при росписи

1

57

Виды техники росписи

1

58

Значение орнамента. Орнамент в одежде

1

59

Выполнение зарисовки орнаментов

1

60

Выполнение "Панно по растительным мотивам"

1

61

Техника при работы с белизной.

1


Творческий проект


3

62-63

Выполнение итоговой работы

2

64

Подведение итогов

1


ИТОГО:

64













































Список литературы.



1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.

2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.

4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.

5.  Интернет-ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!