Пояснительная записка
Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Развитие личности ребёнка во многом зависит от психологической атмосферы в учебном заведении. В течение 11 лет ребёнок не просто получает базовые знания, но и накапливает, развивает и модифицирует навыки социального взаимодействия не только в своей возрастной группе. Задача школы во многом состоит в расширении эмоционального потенциала подростка, социализации его в современном мире, расширении его кругозора и возможностей, но всё это не возможно без создания доверительной атмосфере в коллективе. Кино – это прекрасный инструмент для формирования у подростков богатой эмоциональной сферы, развитие его творческого потенциала, а неформальная и доверительная атмосфера способствует развитию навыков социализации.
«Кино — не только самое важное, но и самое массовое из искусств». Роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем . Актуальность предлагаемогокурса заключается в том, что работа школьного киноклуба позволит выстроить целостную систему организации образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически значимое содержание, эффективность мультимедийной формы, возможности организовать «диалог поколений» . Быстрое развитие ИКТ и средств мультимедиа, как и массовое оснащение школ компьютерной техникой, создают благоприятную среду для практического воплощения идеи школьного киноклуба.
История кино рассматривается в контексте освоения учащимися предметов « МХК» и «Литература». Представляется важным для формирования духовного мира учащихся ознакомление со всеми ведущими видами искусства, составляющими целостную художественную картину мира. В этом ключе курс «История кино» направлен на ознакомление с основными этапами становления и развития искусства кино, освоение киноязыка как особого языка искусства, созданного на основе синтеза разных видов искусств при помощи специальных технологий, что выделяет кино в системе искусств. В курсе рассматриваются процессы становления мирового кино Особое внимание уделяется закономерностям развития языка кино, этапам формирования видов и жанров. Представляется важным формирование представлений о взаимодействии разных видов искусств в XX веке, о развитии выразительных возможностях языка кино, выражающих идейно-эстетические идеи эпохи.
Актуальность настоящей образовательной программы заключается в том, что её применение позволит выстроить целостную систему организации образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически значимое содержание, эффективность мультимедийной формы, возможности организовать «диалог поколений» и творческую самореализацию учащихся.Дискуссионный киноклуб позволяет детям затрагивать те темы, которые волнуют их сегодня, которые актуальны в современном обществе, видеть различные пути развития событий. Для детей это возможность пообщаться в неформальной обстановке, продемонстрировать свою точку зрения, стать услышанными, построить или достроить предполагаемую модель своего будущего.
С психологической же точки зрения основная цель программы «Дискуссионный киноклуб»- это развитие творческого, личностного и интеллектуального потенциала учащихся.
Цели курса:
• формирование духовного мира школьника, его нравственности, активной гражданской позиции, социальной мобильности, коммуникативных способностей и эстетической восприимчивости в сфере киноискусства, так и в период профессионального самоопределения выпускника, знакомство учащихся с кинематографом, его жанрами, наследием в области зарубежного и отечественного кино, особенностями работы в данной сфере с целью предпрофилизации.
•формирование у учащихся интереса к кинематографу как части мировой художественной культуре и как сфере жизни.
• знакомство с историей кино и направлениями в кино 20-21 века
Процесс реализации этой цели позволяет решить самые разнообразные задачи:
Обучающие:
1.Обучение способности правильно идентифицировать эмоциональный фон окружающих
2.Обучение воспринимать не только готовый продукт эстетической деятельности, но и развить его творческие способности;
3.Создать сплоченный, дружный, увлеченный большой коллектив ;
4.Сформировать умение решать конфликтные ситуации в повседневной жизни;
5.Обучение детей работать в группе, коллективе;
6.Обучение детей стойко воспринимать критику, неудачи;
7.Обучение детей дискутировать в режиме взаимоуважения;
Воспитательные:
1.Воспитание инициативной творческой личности;
2.Воспитание толерантности в детском коллективе;
3.Воспитание культуру общения;
Развивающие:
1.Развить коммуникативность и навыки межвозрастного общения;
2.Развить навыки поиска, анализа и обработки информации;
3.Развить творческую и социальную активность школьников;
4.Привить навыки самоорганизации;
5.Сформировать опыт социального взаимодействия.
Отличительной особенностью данной программы является, то что, ребёнок имеет возможность сформировать и высказать собственное мнение по любой, интересующей его теме и обсудить свои мысли и чувства с ровесниками.
Результаты изучения предмета
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
В результате реализации программы учащиеся смогут:
Правильно идентифицировать эмоциональный фон окружающих.
Создать сплоченный, дружный, увлеченный большой коллектив ;
Сформировать умение решать конфликтные ситуации в повседневной жизни;
Работать в группе, коллективе;
Более стойко воспринимать критику, неудачи;
Дискутировать в режиме взаимоуважения;
Быть более толерантны к окружающей действительности;
Формы занятия, предусмотренные программой:
1. свободная творческая дискуссия;
2. ролевые игры;
3. выполнение творческих заданий;
4. активные методы формирования системы общения.
Занятия в киноклубе рассчитаны на 68 учебных часов 10- 11 классах- 1 раз в неделю по 2 часа
Литература для педагогов:
Баженова Л.М. Азбука кино. / Программы дополнительного художественного образования детей. – М., «Просвещение», 2005 г.
Франко Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура. / Программы дополнительного художественного образования детей. – М., «Просвещение», 2005 г.
Коблик Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и подростков: Фильмотека. – М., «Генезис», 2006.
Баранов O.A. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: - М.: Просвещение, 1998.
Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. – 96 с.
Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия //Специалист. - 1993. - № 5
Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино. - М.: 1975.
Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989.
Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками. - М.: 1978.
Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. - М.:1998.
Литература для детей:
История зарубежного кино. 1945-2000. Учебник для вузов/Сост. и отв. ред. В. А.Утилов. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
История отечественного кино. Учебник для вузов/Отв. ред. Л. М.Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 528 с.
Кино. Энциклопедический словарь. Сов. энциклопедия. 1986.
Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И.Юткевич. М.: Сов. энциклопедия, 1986. 640 с.
Кудрявцев С. В. 500 фильмов. М.: СП ИКПА, 1991. 381 с.
Левшина И. С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. 254 с.
Рыбак Л. А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем. М.: Изд-во БПСК, 1980. 57 с.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Мультимедиа-проектор
Экран
Учебный класс
Основное содержание курса:
1.Вводное организационное занятие (4ч)
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями кучащимся. Правила ведения дискуссии. Кино как вид искусства. Исторические предпосылки кинематографа. Выразительные средства кинематографа.
2. История кинематографа
«Великий немой» как образ кино 10-х годов XX века. Становление языка кино на основе синтеза искусств. Кинематограф бр. Люмьер.
Опыты Ж. Мельеса. Рождение кино в России. Развитие кино в двух направлениях: как искусства и как технического достижения. Споры о том, чего в кино больше - искусства или производства. Немое кино как язык общемирового общения. Начало творческой биографии Ч.Чаплина. Фрагмент из фильма Ч. Чаплина «Малыш». Основные тенденции европейского кино 1920 – х годов. Место Голливуда в утверждении идеалов «американской мечты». Рождение советского кино. Неигровое кино 20-х годов. Значение отечественной документалистики 20-х годов для развития советского и мирового киноискусства. Творчество С.Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»(1926) - Новаторский характер драматургии и режиссуры фильма. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора). Особенности жанрового решения. Рождение звукового кино. Освоение звука в советском кино начала 30-х годов. История революции и современность в советском кино 30-х годов. Исторический фильм и экранизация литературной классики. Мировое кино эпохи тоталитаризма .Киноискусство в годы Второй мировой войны. Отечественное киноискусство в годы Великой Отечественной войны.
Киноискусство времён «холодной войны». Патриотическое кино: отечественный и мировой опыт. Агитационные и пропагандистские фильмы.
Современный мировой кинематограф: достижения и перспективы. Проблема современного российского кино. Взаимодействие телевизионных форматов и кинематографа.
3. Авторское кино
Развитие языка кино в 60-70-е годы XX века Творчество А. Тарковского, Г. Козинцева, М. Ромма и др. Общая характеристика кино Франции (Новая волна). Общая характеристика кино США 60 – 70- х гг. Основные этапы развития кино Японии. Творчество А.Куросавы. Национальные особенности и влияние западной культуры на творчество. Отход от злободневности и обращение к пути постижения тайны красоты и смерти.
Поиски новых принципов кинематографической интерпретации духовного наследия прошлого. Философско-нравственная проблематика и особенности жанрово-стилевого и композиционного раскрытия темы в фильме «Андрей Рублев».
4. Жанровое кино.
Коммерческое кино. Становление ведущих жанров Голливудского кинематографа: вестерн, криминальный фильм, комедия, драма. Фильмы в жанре «нуар». Эволюция отечественной комедии. Кинофантастика: популярная и научная. Попытка кинематографистов заглянуть в будущее: творчество С. Кубрика, Дж. Кэмерона, Р. Скотта. Жанр ужасов: рождение и развитие.
5. Независимое кино.
Развлекательный характер и творческое отражение общественных пороков. Появление и развитие независимого кино в России и зарубежом. Эксплуатационное кино 70 – х. Независимая кинодокументалистика.
6. Гуманистическое направление киноискусства.
Ценность подлинных отношений между людьми, терпимость друг к другу и их отражение в кино. Проблемы взросления. Подростковые проблемы. Проблема неполных семей. Брак, как социальный институт. Ценность взаимопонимания между родителями и ребёнком. Ответственность за свой выбор.
7. Развитие анимационного кино
История появления мультипликации. Творчество У. Диснея. Мультипликация в годы Второй мировой войны. Советская анимация. Наследие студии «Союзмультфильм». Японское анимационное кино. Творчество Х. Миадзаки. Анимационное кино 3D. Современное мировое и отечественное анимационное кино.
8. Обобщающее занятие.
Тема | Кол-во часов |
1.Введение. | 2 |
2. Великий немой» как образ кино 10-х годов XX века. Становление языка кино на основе синтеза искусств. Кинематограф бр. Люмьер. Опыты Ж. Мельеса. Рождение кино в России | 2 |
3. Развитие кино в двух направлениях: как искусства и как технического достижения. Споры о том, чего в кино больше - искусства или производства. | 2 |
4. Немое кино как язык общемирового общения. Начало творческой биографии Ч.Чаплина. Основные тенденции европейского кино 1920 – х годов. Место Голливуда в утверждении идеалов «американской мечты». | 2 |
5. Рождение советского кино. Неигровое кино 20-х годов. Значение отечественной документалистики 20-х годов для развития советского и мирового киноискусства. | 2 |
6. Творчество С.Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»(1926) - Новаторский характер драматургии и режиссуры фильма. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора). | 2 |
7. Рождение звукового кино. Освоение звука в советском кино начала 30-х годов. История революции и современность в советском кино 30-х годов. | 2 |
8. Исторический фильм и экранизация литературной классики | 2 |
9. Мировое кино эпохи тоталитаризма | 2 |
10-11. Киноискусство в годы Второй мировой войны. | 4 |
12-13. Отечественное киноискусство в годы Великой Отечественной войны. | 4 |
14 -15. Киноискусство времён «холодной войны». Патриотическое кино: отечественный и мировой опыт. Агитационные и пропагандистские фильмы | 4 |
16. Современный мировой кинематограф: достижения и перспективы. Проблема современного российского кино. | 2 |
17. Взаимодействие телевизионных форматов и кинематографа. | 2 |
18. Авторское кино в СССР. «Новая волна» французского кино. Кино США 60 – 70 – х гг. | 2 |
19. Основные этапы развития кино Японии. Творчество А.Куросавы | 2 |
20. Отражение духовного наследия прошлого в х/ф «Андрей Рублёв» | 2 |
21. Коммерческое кино. Ведущие жанры | 2 |
22. Эволюция отечественной комедии. | 2 |
23. Кинофантастика. Жанр ужасов: рождение и развитие. | 2 |
24. Независимое игровое кино. | 2 |
25. Независимая кинодокументалистика. | 2 |
26-27. Ценность подлинных отношений между людьми, терпимость друг к другу и их отражение в кино | 4 |
28-29. Проблемы взросления, семьи и брака в кинематографе. | 4 |
30. История появления мультипликации. | 2 |
31. Советская анимация. | 2 |
32. Японское анимационное кино. Анимационное кино 3D. | 2 |
33.Современное мировое и отечественное анимационное кино. | 2 |
34. Обобщающее занятие | 2 |