СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Финансовая грамотность" для учащихся 7-х классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

КУрс финансовой грамотности по УМК Липсица адаптирован для учащихся 7-го класса. Апробирована в 2021-22 учебном годах.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Финансовая грамотность" для учащихся 7-х классов»

Рассмотрено

Руководитель МО

__________/ ___________________/

Протокол от ____________. № ____


Согласовано

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани

__________/__________________/

«________» сентября 20____ г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани

__________/ А.Г. Урманчеева /

Приказ от _________№ _______








Рабочая программа курса «Финансовая грамотность»

для учащихся 7М класа

МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани

на 2021-2022 уч. год


Учитель истории и обществознания: Тумакаева Зухра Наилевна




Принято на заседании

Педагогического совета

МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер»

Приволжского района г.Казани

Протокол от «___» ______.20___г. № ___



Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе.

Место курса в образовательной системе:

• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» общеинтеллектуального направления разработана на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897.

3. Авторская программа Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.).

4. Учебный план МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани на 2021-2022 учебный год.


Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Задачи: усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;


Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет;

• экономические отношения семьи и государства;

• человек и финансовые организации;

• собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги»,

«Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

• задачи с элементарными денежными расчётами;

• кейсы по экономике семьи;

• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;

• построение графиков и диаграмм;

• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.


Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.


Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Формы организации внеурочной деятельности:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсия.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

Виды и методы контроля знаний

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении; 

• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать сумму доходов и расходов семьи, выполнении разных арифметических операций ); 

• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. 

Учет освоения программы курса внеурочной деятельности не предусматривает выставление оценки. Система оценивания результатов освоения курса « Финансовой грамотности» основана на критериальном оценивании и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

1. Знание, понимание основных принципов финансовой жизни семьи; понимание и правильное использование финансовых терминов.

2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

7. Творческий подход.

УМК

  • Липсиц, Вигдорчик: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Материалы для учащихся. Автор: Липсиц Игорь Владимирович, Вигдорчик Елена АлександровнаИздательство: Вита-Пресс, 2021 г.

  • Вигдорчик, Липсиц, Корлюгова: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Методические рекомендации для учителя. Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А., Бахарева Л. М. Издательство: Вита-Пресс, 2020 г.

  • Вигдорчик, Липсиц, Корлюгова: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Материалы для родителей. Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А., Бахарева Л. М. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г

  • Корлюгова, Липсиц, Вигдорчик: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Контрольно-измерительные материалы. Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А., Бахарева Л. М.. Издательство: Вита-Пресс, 2021 г

  • Вигдорчик, Липсиц, Корлюгова: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Учебная программа. Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А., Бахарева Л. М.Издательство: Вита-Пресс, 202


Тематическое планирование

№ п\п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение в курс «Финансовая грамотность»

1

2

Доходы и расходы семьи

11

3

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

4

4

Семья и государство: как они взаимодействуют

2

5

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

10

6

Повторение

2



Календарно - тематическое планирование


№ п\п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

1

Введение

1

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

Интерактивная беседа


2-3

Деньги

2

Валюта и обмен валюты в современном мире Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Познавательная беседа с элементами викторины.


4-6

Доходы семьи

3

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты..

Практикум. Составление семейного бюджета. Ролевая игра.


7-10

Расходы семьи

4

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками

Практикум. Решение задач. Защита мини-проекта «Рационально ли мы используем семейные денежные средства


11-12

Семейный бюджет

2

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Решение практических и проблемных ситуаций Составление финансового плана, мини-проект.


13-14

Страхование

2

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Сюжетно-ролевая игра Кроссворд .


15-16

Кредит

2

Кредит и проценты по кредиту. Риски. Ипотечные займы. Сравнение потребительского и ипотечного кредита. Формы сбережений. Последствия превышения расходов над доходами

Проектная работа по теме «Рационально ли мы используем семейные денежные средства?»


17

Налоги

2

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц . Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Ролевая игра. Решение экономических задач.


18

Социальные пособия

2

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Государство выплачивает пенсии, стипендии,

Практикум. Эссе «Почему государство

платит пособия?»


19-20

Как спасти деньги от инфляции

2

Как спасти деньги от инфляции. способы накопления. Понятие недвижимость. Ценные бумаги.

Мини-исследование. Ролевая игра


21-22

Банковские услуги

2

Банковские услуги. Банковские карты и их виды Мошенничество. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Составление личного финансового плана. Публичное выступление с отчетом.


23-24

Собственный бизнес

2

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Расчет бизнеса. Домашний калькулятор. какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Тестирование. Эссе «Бизнесмен- человек, который…»


25-26

Валюта в современном мире

2

Валюта и обмен валюты в современном мире

Урок-игра. Виртуальное путешествие


27-28

Личный финансовый план

2

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Ролевая игра. Составление финансового плана, мини-проект


28-30

Содержание финансовой грамотности

2

Итоговый урок. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

Подведение итогов курса «Финансовая грамотность»

Игра "Поле чудес"







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!