Рассмотрено Руководитель МО __________/ ___________________/ Протокол от ____________. № ____ | Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани __________/__________________/ «________» сентября 20____ г. | Утверждаю Директор МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани __________/ А.Г. Урманчеева / Приказ от _________№ _______ |
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность»
для учащихся 7М класа
МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани
на 2021-2022 уч. год
Учитель истории и обществознания: Тумакаева Зухра Наилевна
Принято на заседании
Педагогического совета
МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер»
Приволжского района г.Казани
Протокол от «___» ______.20___г. № ___
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе.
Место курса в образовательной системе:
• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» общеинтеллектуального направления разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897.
3. Авторская программа Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.).
4. Учебный план МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани на 2021-2022 учебный год.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Задачи: усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги»,
«Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Формы организации внеурочной деятельности:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсия.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
Виды и методы контроля знаний
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать сумму доходов и расходов семьи, выполнении разных арифметических операций );
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.
Учет освоения программы курса внеурочной деятельности не предусматривает выставление оценки. Система оценивания результатов освоения курса « Финансовой грамотности» основана на критериальном оценивании и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
1. Знание, понимание основных принципов финансовой жизни семьи; понимание и правильное использование финансовых терминов.
2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
7. Творческий подход.
УМК
Липсиц, Вигдорчик: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Материалы для учащихся. Автор: Липсиц Игорь Владимирович, Вигдорчик Елена АлександровнаИздательство: Вита-Пресс, 2021 г.
Вигдорчик, Липсиц, Корлюгова: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Методические рекомендации для учителя. Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А., Бахарева Л. М. Издательство: Вита-Пресс, 2020 г.
Вигдорчик, Липсиц, Корлюгова: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Материалы для родителей. Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А., Бахарева Л. М. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г
Корлюгова, Липсиц, Вигдорчик: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Контрольно-измерительные материалы. Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А., Бахарева Л. М.. Издательство: Вита-Пресс, 2021 г
Вигдорчик, Липсиц, Корлюгова: Финансовая грамотность. 5-7 классы. Учебная программа. Редактор: Антонов В. В., Чамаева Т. А., Бахарева Л. М.Издательство: Вита-Пресс, 202
Тематическое планирование
№ п\п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение в курс «Финансовая грамотность» | 1 |
2 | Доходы и расходы семьи | 11 |
3 | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 4 |
4 | Семья и государство: как они взаимодействуют | 2 |
5 | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 10 |
6 | Повторение | 2 |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
1 | Введение | 1 | Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет. | Интерактивная беседа | |
2-3 | Деньги | 2 | Валюта и обмен валюты в современном мире Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. | Познавательная беседа с элементами викторины. | |
4-6 | Доходы семьи | 3 | Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты.. | Практикум. Составление семейного бюджета. Ролевая игра. | |
7-10 | Расходы семьи | 4 | Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками | Практикум. Решение задач. Защита мини-проекта «Рационально ли мы используем семейные денежные средства | |
11-12 | Семейный бюджет | 2 | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов. | Решение практических и проблемных ситуаций Составление финансового плана, мини-проект. | |
13-14 | Страхование | 2 | Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. | Сюжетно-ролевая игра Кроссворд . | |
15-16 | Кредит | 2 | Кредит и проценты по кредиту. Риски. Ипотечные займы. Сравнение потребительского и ипотечного кредита. Формы сбережений. Последствия превышения расходов над доходами | Проектная работа по теме «Рационально ли мы используем семейные денежные средства?» | |
17 | Налоги | 2 | Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц . Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. | Ролевая игра. Решение экономических задач. | |
18 | Социальные пособия | 2 | Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Государство выплачивает пенсии, стипендии, | Практикум. Эссе «Почему государство платит пособия?» | |
19-20 | Как спасти деньги от инфляции | 2 | Как спасти деньги от инфляции. способы накопления. Понятие недвижимость. Ценные бумаги. | Мини-исследование. Ролевая игра | |
21-22 | Банковские услуги | 2 | Банковские услуги. Банковские карты и их виды Мошенничество. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам. | Составление личного финансового плана. Публичное выступление с отчетом. | |
23-24 | Собственный бизнес | 2 | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Расчет бизнеса. Домашний калькулятор. какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России. | Тестирование. Эссе «Бизнесмен- человек, который…» | |
25-26 | Валюта в современном мире | 2 | Валюта и обмен валюты в современном мире | Урок-игра. Виртуальное путешествие | |
27-28 | Личный финансовый план | 2 | Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. | Ролевая игра. Составление финансового плана, мини-проект | |
28-30 | Содержание финансовой грамотности | 2 | Итоговый урок. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность» | Подведение итогов курса «Финансовая грамотность» Игра "Поле чудес" | |