СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Графовичок" для детей с ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал готовит руку ребёнка к дальнейшему обучению в школе  и  разработан в соответствии с лексическими темами. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Графовичок" для детей с ОНР»

ПРОГРАММА КРУЖКА «Графовичок


Данная программа представляет собой кружковую коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 2-3 уровня.

Программа ориентирована исключительно на каждого ребёнка с учётом его личностных особенностей и возможностей, особенности речевого и общего развития.

Структура и формирование дополнительного образования в рамках кружка «Графовичок»

  • продолжительность занятий кружка - 1год

  • периодичность занятий - 1 раз в неделю;

  • Количество детей в группе – 12 человек.

Длительность одного занятия – 20 - 25 минут.

  • Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

  • Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.

Программа включает разделы:

  • пояснительная записка,

  • цель и задачи, кружковой работы

  • предполагаемые результаты,

  • перспективный тематический план кружка «Формирование графомоторных навыков у детей с ОНР»

  • список используемой литературы

Пояснительная записка

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Письмо требует от детей непрерывного напряженного контроля. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего

обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Авторы, изучающие проблему готовности ребѐнка к письму, выделяют такие важные компоненты готовности к письму как:

  • зрительно-двигательную координацию,

  • зрительное восприятие,

  • слуховую память,

  • слухо- моторную координацию,

  • развитие мелкой моторики рук.

Согласно данным психологов и нейрофизиологов:

- у большинства детей тонкие движения пальцев рук, графические навыки письма развиты недостаточно для обучения письму в школе, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.

- Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие. Поэтому необходима систематическая специально-организованная деятельность, включающая игры, упражнения и задания, направленные на развитие мелкой моторики руки ребенка.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе.

Письмо имеет сложнейшую психологическую структуру и включает механизмы артикуляционного и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений: способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т.д..

ПсихофизиологН.А.Бернштейн отмечает, что акт письма в сформированном виде включает:

  • общий тонический тон пишущей руки и всей рабочей позы,

  • ритмично-монотонную вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев;

  • осуществление округлости движения и его временного (ритмического) узора;

  • исполнение графической стороны письма (контуров и букв-графем);

  • момент прилаживания к пространству, движение пером вдоль действительных или воображаемых строк и т.д.


Другие авторы указывают в своих исследованиях на ритмичность, как важную характеристику процесса письма. Предлагая использовать в процессе подготовки руки к письму ритм стихов, поговорок, музыки, они отмечают, что письмо, стихи и музыка тесно взаимосвязаны между собой и имеют общую характеристику, как ритмичность.

Письмо как «ритмический процесс предполагает выполнение особых

ритмичных движений, обеспечивающих красоту, равномерность, одинаковую высоту и ширину графических знаков, предусматривает изображение знаков различной конфигурации неотрывным и плавным движением руки».

Совершенно очевидно, что при поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты многие из выше перечисленных компонентов письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

Рассмотрим особенности некоторых психических процессов, отвечающих за успешность овладения навыком письма.

- двигательный навык, включает:

  • развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению

  • произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;

  • развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости:

  • линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;

  • сформированность зрительно-двигательных образов и представлений.

  • развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

- графический навык предполагает:

  • умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т.д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т.д.), выполняя их с

  • разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

  • легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

  • устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;


Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму.

Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности .

Л.А. Венгер утверждает, что готовность ребенка к школе определяется степенью развития зрительно-моторной координации, то есть насколько рука умеет слышать глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме.

Помимо этого, он должен уметь внимательно рассмотреть предмет

или картинку, выделить детали. К пяти годам, как правило, эти умения уже сформированы.


Необходимо обратить внимание не только на отдельные движения руки или глаза, но и на их координацию между собой .

Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Еще одним важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода..

К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов должны быть уверенные, однако, остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.

Зрительно-пространственное различение предметов обеспечивается полем зрения, остротой зрения, глазомером. Целостность поля зрения, его относительная широта и разносторонность составляют необходимые условия освоения чтения и письма.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрослого человека.

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие школьные трудности, как:

  • трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.

  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз;

  • пропуск, добавление, перестановка букв;

  • затруднение понимания прочитанного.

  • возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.

  • плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).

  • трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.


Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми по подготовке руки к письму.

При этом особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму:

  • сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять своими руками, умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на подготовку руки к письму, т.е. учить восприятию и письму печатных и письменных букв,

  • познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв.

Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет

достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.


Цель программы:

Формирование графических навыков у детей с ОНР, развитие ориентировки в пространстве и на плоскости:

подготовка ребенка к школьной жизни, к новой приоритетной деятельности-письму, развитие и коррекция, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.


Задачи:

1.Формирование навыков учебной деятельности.

2.Формирование зрительно-пространственного восприятия

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения,

мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

4. Воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.


Принципы работы при подготовке детей к обучению:

-учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

-системность и плановость;

-уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

-развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

-наглядность.


Содержание заданий опирается на программные требования:

1. Ознакомление с окружающим миром:

Расширение представлений о деятельности в школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

Расширение представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

Расширение и углубление представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней.

2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определѐнным звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

Совершенствовать умение составлять рассказы.

3. Развитие элементарных математических представлений:

Совершенствовать навыки счѐта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.

Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

Штриховка .

Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы, узоры, прямые и наклонные.

Рисование.

Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.


Структура программы

Данная программа состоит из трех разделов:

-пальчиковой гимнастики, которая разучивается и проговаривается с детьми;

-базовых упражнений в строке;

-упражнений повышенной сложности, направленных на умение анализировать и копировать заданную фигуру.


Режим занятий

Объем программы рассчитан на 35 занятий, проводятся как самостоятельное занятие или как часть занятия.

Формы проведения занятий стационарно, а также в игровой форме.


Прогнозируемые результаты

Развитие графомоторных навыков.

Развитие умения ориентироваться на листе бумаги, умения ориентироваться в строке.

Развитие внимания и зрительной памяти.

Развитие умственных способностей.

Развитие волевой готовности ребенка к школе.


В результате обучения по программе подготовительного курса ребѐнок должен уметь:

Правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.

Штриховать предметы вертикально и горизонтально.

Также при реализации программы:

Вырабатывается правильная осанка.

Развивается мелкая моторика руки.

Развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Обогащается словарный запас.

Развивается умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог.

Дети учатся умению адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Совершенствуют коммуникативные навыки.


Средства, необходимые для реализации программы:

-учебно-тематическое планирование;

-рабочие тетради и карандаши.

-наглядные пособия.






Для вырабатывания правильной посадки и осанки при письме целесообразно использовать установки типа

-Я вот так сижу на месте:

Ноги вместе, руки вместе,

Спину- прямо, не согну


Варианты упражнений



1. Ритмирование:


«Телеграфисты». Дети по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по струк­туре. Образцы ритмов:

№ 1 - III, III

№ 2 - III I, I III, II II

№ 3- II III, III, II

№ 4 - III III, II IIl, III, II



«Повтори ритм». Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2–2–3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами):

— ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» – правой рукой, «2» – левой рукой, «3» – одновременно двумя руками);

— ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

«Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Педагог отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры».


«Придумай ритм». Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь ребенок может либо повторять заданный ритм, либо придумать его и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда одни по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения.


«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя — ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами.

б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя в паре, ребенок после хлопка «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте — «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).

в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (ставятся друг на друга ребрами).


Перекрестные движения «Шаги в море». Медленная ходьба на месте под счет педагога (с 5-10 шагов с постепенным увеличением до 100): ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого. Модификация: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.


«Цыганочка». И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене нога поднимается вперед и вверх). Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правя нога отводится назад). Повторить весь цикл 3 раза.


«Здравствуйте, ушки!». По команде «ушки» дети дважды перекрестно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки (левая рука - на правое ушко и одновременно с этим правая рука – на левое; правая рука сверху, при повторном касании правая рука - снизу). По команде «Плечи» - дети дважды перекрестно, меняя «верхнюю» руку, захватывают руками именно плечи. 10-20 р. – чередуя команды «Ушки-Плечи-Колени-Локти». Усложнение: ведущий может намеренно «путать» детей их несоответствием.

«Ушко-носик». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное (левое) ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью наоборот» (другой вариант - одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот»).


2.Упражнения, повышающие энергетический потенциал:


Массаж и самомассаж:

- подушечек пальцев и рук, фаланг пальцев, потягивания растирание ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок - постукивания по ладони другой руки («мишка ходит»); (с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика - наждачная бумага);


- Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук;


«Мытье головы»

а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.

б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.


«Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы — по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

-ушей:


- «Ушки»: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» - на мочках -5 раз. Другой вариант: уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении – по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.


«Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

Аналогично:

правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо;

правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.


«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз, повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

После массажа век и области вокруг глаз 3–5 раз повернуть глазные яблоки влево, вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.


«Часики» - и.п.сидя; энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу/вперед, назад (можно добавить слова «тик-так», вначале делать осторожно; до 25 раз).


«Молоток 1» - расположить свои ладони перпендикулярно друг другу и производить резкие хлопки (5-10 хлопков); места соприкосновения - углубления между запястьем и нижней частью ладони; затем местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.


«Молоток 2» - руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулак; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.


3. Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия:


«Ладонь-кулак» - руки ладонями вниз лежат на столе, затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

«Солнышко и тучка»/ «Лягушка» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак («тучка»), другая лежит на плоскости стола (ладошка – «солнышко»). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Зеркальце и полочка» - ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально, большой палец отставлен в сторону; взгляд -в центр ладони («зеркальце»); ладонь левой руки горизонтальна, большой палец руки плотно прижат к ладони, средний палец приставлен к ребру девой ладони у основания мизинца («полочка»)


«Кулак-ребро-ладонь» - Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет сначала вместе с педагогом, затем по памяти. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе (можно помогать себе командами вслух или про себя: «кулак – ребро - ладонь»)


«Колечки» - Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу), потом в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе


«Лезгинка» - Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 - 8 смен позиций


«Змейки» - Предложите ребенку представить, что его пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном направлении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом – друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки)


«Паровозик» - правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение


«Рисующий слон» - сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку, затем повторить тоже другой рукой


«Сова» - с силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линия тела, поворачивая налево, направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить тоже для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча - вдох и т.д.

«Замок» - скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе; двигать пальцем, на который укажет ведущий; палец должен двигаться точно и четко.



«Ленивые восьмерки»/ «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза одной рукой, потом другой, затем двумя ускорении


«Рисуем в воздухе»/ «Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки


4.Упражнения для развития графомоторных навыков:


«Обводка, копирование рисунков» (Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков»): комплект «Волшебные обводилки» включает в себя 12 рисунков в формате А4 и 34 рисунка формата А3; листы располагаются вертикально или горизонтально; дети могут обводить и раскрашивать (заштриховать) рисунки одной рукой или двумя, стоя или сидя; упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у ребенка как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования одних и тех же рисунков-образцов, которые могут быть использованы для штриховки, раскрашивания, создания разного рода поделок.


«Продолжи узор»

«Рисование по клеточкам»

«Лабиринты»




Функциональные упражнения для развития концентрации внимания и двигательного контроля



«Руки – ноги» - и.п. стоя; прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:

1.Ноги вместе - руки врозь.

Ноги врозь - руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе.

Ноги врозь – руки врозь.

2.Ноги вправо – руки влево.

Ноги влево – руки вправо.

Ноги вправо – руки вправо.

Ноги влево - руки влево.

3.Левая рука вперед, правая рука назад + правая рука вперед, левая рука назад.

Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука назад + правая рука вперед, левая нога вперед.


«Буратино» - и.п. стоя.

Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.

Правая рука вверх + прыжок на правой ноге.

Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.


«Парад» - и.п.стоя. Марширование на счет «раз-два-три-четыре» с добавлением хлопков:

Раз (хлопок) – два - три - четыре.

Раз -два (хлопок) – три – четыре.

Раз – два -три (хлопок) – четыре.

Раз -два -три – четыре (хлопок).


«Море волнуется» - детям предлагается инстенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы:

Море волнуется - раз.

Море волнуется - два.

Море волнуется - три.

Морская фигура - замри.















М-ц

тема

Содержание работы

Сентябрь

Сад-огород. Буква А.

- Ориентировка на листе. Упражнение «Футбол»

- Упр. «Найди букву»- раскрашивание треугольников.

- Пальчиковая гимнастика «У Зиночки в корзиночке»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.


октябрь

Вода. Буква У.


- Ориентировка на листе. Упражнение «Футбол»

- Упр. «Найди букву»- раскрашивание треугольников.

- Пальчиковая гимнастика

«Речка»

К речке быстрой мы спустились, Дети идут к центру круга.

Наклонились и умылись. Наклоняются, иммитируют руками.

Раз, два, три, четыре – На каждую строчку 4 движения

ладонями к лицу.

Вот как славно освежились. Идут по кругу, взявшись за руки.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс, Показывают «брасс»,

Одной, другой — это кроль. «кроль», двигаясь по кругу.

Все как один плывѐм, Идут по кругу друг за другом,

как дельфин. делая руками «брасс» или «кроль».

Вышли на берег крутой

И отправились домой. Идут лицом от центра круга.


Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)

Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!


Графическое упр. «Волны»




Человек. Буква И.

- Отстукивание ритма 1-2 разными руками

- Упр. «Найди букву»- раскрашивание треугольников.

- Пальчиковая гимнастика см. Лопухину


Золотая осень. Буква П

- Отстукивание ритма 1-3 разными руками

- Брейн-джим – перекрёстные движения

- Упр. «Найди букву»- раскрашивание треугольников.

- Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый Загибать по одному пальчику

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку Спокойно уложить ладони на стол

Дом, мебель. Буква О.

- Отстукивание ритма 2-3 разными руками

- Брейн-джим – перекрёстные движения

- Упр. «Найди букву»- раскрашивание треугольников.

- Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с

Много мебели в квартире. большого, на обеих руках.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку. Сжимают и разжимают кулачки.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали, Загибают пальчики, начиная с большого.

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и стучат

кулачками

Много мебели в квартире.

.

ноябрь

Посуда. Буква Т.

- Отстукивание ритма 3-2 разными руками

- Брейн-джим – перекрёстные движения

- Упр. «Найди букву»- раскрашивание треугольников.

- Пальчиковая гимнастика «Чайничек с крышечкой» -

ребенок пропевает песенку, сопровождая ее жестами:

Чайничек! (вертикальные движения ребрами ладоней)

На чайничке – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком).

На крышечке - шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке – дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идет с дырочки,

Д ырочка в шишечке,

Шишечка на крышечке,

Крышечка на чайничке.


Графическое упражнение


Продукты питания. Ы








Одежда. Буква М.








Обувь, головные уборы

Буква К.

«Наша обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серѐжки,

Да ещѐ ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти

валенки

Для малышки Галеньки.

Попеременные хлопки ладонями

и удары кулачками по столу.

На каждое название обуви

загибают по одному пальчику,

начиная с большого.

Дикие животные, детёныши. Буква Х.

«Повтори ритм».

Пальчиковая

Под большою сосной (обе ладони у основания соединить вверх и пальцы

растопырить)

Сидит зайка косой (пальцами сделать мордочку с ушками

Под другою сосной

Сидит зайка второй (аналогично с другой рукой)

Зайки серые сидят

И ушами шевелят.


декабрь

Дом. животные, детёныши. Буква Н.

«Повтори ритм».

Брейн-джим

Упр. для пальцев «Поросята»


Два пухлых поросёнка (два больших пальца, опущенные

Купаются в пруду. Вниз, вращаются)

Два ловких поросёнка (два указательн. Пальца «перескакивают

играют в чехарду. Друг через друга)

Два сильных и высоких (Два ср. пальца поднимаются и

играют в баскетбол. Опускаются несколько раз)

Два самых быстроногих (Два безымянных пальца токают мяч)

бегут гонять в футбол.

Два маленьких, весёлых (два мизинца скачут)

Танцуют и поют.

Потом все поросята (Все «шагают» по столу)

о бедать в дом идут.


Графическое упр.




Зимующие птицы. Буква С

Упражнение «Ладошки» - разучивание с отхлопыванием ритма




ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.


Скоро белые метели. (машут кистями рук)

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели, (руки перекрестить, зацепить большими пальцами. Крылья

свободно машут).

У летели журавли.


Графическое упр. «Горки»



Зима. Зимние развлечения. Буква З

ПАЛЬЧИКОВАЯ:

1, 2, 3, 4, 5 (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек»)

С горки мы потом катались, (ведут указ. пальцем правой руки по ладони левой )

А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (движение «ложкой» и руки под щёку.)


Г рафическое упр.








Новый год. Буква Э


Упражнение «Ладошки» - с отхлопыванием ритма 2-1-2-1

Пальчиковая гимнастика «Подарки»

Мы на ѐлке веселились, (Дети «танцуют» средним и

И плясали и резвились. указательным пальцами обеих рук.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнѐс.

Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же — вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках

Орешки рядом с ними, пальчики, начиная с большого

Груша, яблоко, Ритмичные хлопки в ладоши.

Один — золотистый мандарин. Ритмичные удары кулачками.



Г рафическое упражнение




январь

2-я неделя

«Буква потерялась» -

«Посчитай буквы»

Упражнение «Ладошки» - разучивание с перекрёстными движениями

«Цыганочка». И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене нога поднимается вперед и вверх). Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правя нога отводится назад). Повторить весь цикл 3 раза.

Самомассаж пальцев и кистей рук

Я – весёлый человечек, (Сжимают кулак, затем разгибают указательный и средний пальцы и «шагают» ими по столу)

Я гуляю и пою.

Я – весёлый человечек,

Очень я играть люблю.

Разотру ладошки сильно, (растирают ладони)

Каждый пальчик покручу, (охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою (потирают ладони)

Пальчик к пальчику сложу, (складывают пальцы в замок)

Н а замочек их закрою

И тепло поберегу.


Написание буквы Б

Прописи






«Зоопарк»

Звук и буква В

Упражнение

«Кнопка мозга», «Ладошки» - разучивание с перекрёстными движениями

Предложения с предлогом В

Н аписание буквы В на листах

Работа в тетради (чтение, ребусы)

Прописи



«Профессии

Звук и буква Д

Упражнение

«Кнопка мозга», «Ладошки» -

«Передложение рассыпалось»


«Мой город».

Упражнение

«Кнопка мозга», «Ладошки» -

«Собери предложение»

Диктант по клеточкам

Ребусы по последним буквам.


«Россия»


Упражнение

«Кнопка мозга», «Ладошки» -

Диктант по клеточкам


«Защитники Отечества»

Упражнение

«Кнопка мозга», «Ладошки» -

Диктант по клеточкам


«Моя семья»

Упражнение

«Кнопка мозга», «Ладошки» -

Диктант по клеточкам


«Ранняя весна»

Упражнение

«Кнопка мозга», «Ладошки» -

Диктант слогов (та, дя, мя, па, са, за, на, зя, мА, ся, пя

Се, пе, мэ, нэ, дэ, те, ге, ке, ме,)

П рописи






Перелётные птицы


Упражнение

«Кнопка мозга», «Перекрёстные движения» -

Диктант слогов (та, дя, мя, па, са, за, на, зя, мА, ся, пя

Се, пе, мэ, нэ, дэ, те, ге, ке, ме,)

Прописи









Транспорт

Упражнение

«Кнопка мозга», «Перекрёстные движения ладошками» -

Чтение слоговые таблицы с буквой Ё

Д иктант: мода, мёд, лодка, лёд, пол, пёс.

Штриховка (в рабочих тетрадях)

Прописи







Космос











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!