СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Я — пешеход и пассажир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Авторской программы « Я - пешеход и пассажир» Н.Ф.Виноградовой 2011 г;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.– М.: Просвещение, 2010 г.;
  • инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2014-2015 учебный год».

 

Общая характеристика программы.

     Программа кружка «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

      На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления  —  несформированность  элементарной  культуры  поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам, социальной жизни в современном технопространстве. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного кружка в начальной школе.

 

  Целью программы  является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно  вести  себя  в  условиях  дорожного  движения,  что  приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

 

Место кружка  в учебном плане.

 

Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний  курс.  Кроме  того,  обучение  может  быть  осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

 

Особенности содержания.

 

Программа построена с учетом следующих принципов:

— доступность   знаний,  их   расшифровка  и  конкретизация  с  учётом  особенностей познавательной  деятельности детей  6-10  лет; — личностно - ориентированная  направленность  курса  актуализация  знаний  и  умений, мотивированность  всех   предлагаемых учебных ситуаций  с точки зрения  реальных потребностей ребенка данного возраста; — линейно – концентрическое  расположение  учебного  материала,  которое  позволяет последовательно  формировать  представления  с опорой  на  уже имеющиеся, постепенно углубляя  и  усложняя их; — деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

      С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы. Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения  младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

     Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

 

  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

     В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» обучающийся приобретает   следующие   предметные умения:

—    выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

 —    находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; —    разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от  социальной  ситуации.

 

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

 — формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

 — формирование рефлексивных умений

— предвидение возможных  опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Я — пешеход и пассажир»»

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • Авторской программы « Я - пешеход и пассажир» Н.Ф.Виноградовой 2011 г;

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

  • Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.– М.: Просвещение, 2010 г.;

  • инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2014-2015 учебный год».


Общая характеристика программы.

Программа кружка «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам, социальной жизни в современном технопространстве. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного кружка в начальной школе.


Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.


Место кружка в учебном плане.


Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).


Особенности содержания.


Программа построена с учетом следующих принципов:

— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет; — личностно - ориентированная направленность курса актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста; — линейно – концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их; — деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы. Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» обучающийся приобретает следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; — разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от социальной ситуации.


Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений

— предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Ожидаемые результаты работы по программе:

Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.

Знать

Уметь

- правила дородного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правила пользования общественным транспортом

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках


- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице


Приёмы методы реализации программы:


Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка в социуме на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается при использовании ярких образных форм, наглядных примеров.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому для его убеждения достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание.

Пример действует на ребенка намного сильнее, чем слово. Поэтому важно окружить младших школьников положительными социальными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Поощрение. Это положительная оценка безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность.

Дидактические материалы для организации занятий:

- методическая и учебная литература по правилам безопасности на транспорте и проезжей части;

- электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении;

- электронные игры-тренажёры по ПДД;

- разработки сценариев детских праздников, игр, агитбригад по ПДД;

- разработки конкурсных программ, викторин, смотров знаний по ПДД.

Техническое обеспечение занятий:

- учебно-наглядные пособия;

- «городок безопасности» на территории школы;

- ТСО (магнитофон, компьютер, интерактивная доска,DVD-плеер и т.д.).

Формы контроля в рамках программы:

- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».

Формы проведения итогов реализации программы:

  • Выставки

  • Праздники.

  • Театрализованные представления.

  • Соревнования.

  • Конкурсы.


Способы контроля результативности

Запланированные в программе результаты

Форма контроля.

1. Основные части улицы и дороги.

2.Общие правила ориентации.

3.Дорожные знаки.

4.Правила перехода улиц и дорог.

5.Где и как можно кататься на велосипеде.

6.Светофоры.

Викторина

Собеседование

Настольные игры

Подвижные сюжетно-ролевые игры

Игра-тренировка

Содержание программы 3 класс ( 34 часа)


Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, не быстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением
движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик,
особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности, и не создаются помехи для других участников движения.


Универсальные учебные действия:


1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формам поведения; определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от
дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Тематическое планирование. 3 класс.

Тема 1. Будем осторожными

Беседа «Что такое опасность». Дидактическая игра «Что изменилось». Обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус».

Тема 2. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

Рассказ «Что такое ДТП».Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».

Темы 3-6. Виды транспорта

Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте. Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей о профессиях на транспорте.

Темы 7- 8. Какие бывают дороги

Видеофильм: Дороги бывают разные». Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал». Составление памятки «Намотай себе на ус». Словесная игра «Угадай по описанию».

Тема 9. Дорожное движение

Видеофильм: «В какую сторону едет транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др. Словесная игра «Кто я?». Рассказ от имени …водителя, пассажира, пешехода, а также объектов движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).

Тема 10. Перекрёсток и автомагистраль

Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (за общим столом). Игра «Найдём ошибки».

Темы 11-13. Дорожные знаки

Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Выбрать любой знак и рассказать о нём. Учащиеся дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ. Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.). Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».

Тема 14. Регулировщик

Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика».

Темы 15-19. Правила для пешеходов

Составление памятки для пешехода и велосипедиста: «Правила знаем — бед избегаем!». Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика».

Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа. Оценка выполненных тестовых заданий.

Тема 20. Населённый пункт

Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Игра «Спрашиваем - отвечай».

Тема 21. Движение на загородной дороге

Составление памятки для пешехода и велосипедиста, которые двигаются по загородному шоссе.

Тема 22. Внимание! Железнодорожный переезд!

Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. «Поспешишь — людей насмешишь»- ситуации. Дорожные знаки на РЖД.

Тема 23. Движение в трудных условиях

Просмотр рисунков с разными явлениями природы и оценивание особенностей движения. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе.? Изменяется ли видимость? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».

Тема 24. Жилая зона

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».

Темы 25-26. Мы ориентируемся на местности

Экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков ДД. Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.

Тема 27-28. Труд водителя

Рассказы: «Моя профессия — водитель». Анализ и обсуждение опасных ситуаций.

Тема 29. Что такое тормозной путь

Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».

Тема 30-31. Световые сигналы автомобиля

Практическая работа: определить направление движения автомобиля.

Тема 32. Случай на дороге

Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»

Тема 33. В метро

Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».

Тема 34. Проверим себя

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.


Календарно-тематическое планирование. 3 класс.


п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Сроки проведения




По плану

По факту

1

Будь осторожным. О безопасном поведении на дорогах.

1

06.09


2

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

1

13.09


3

Виды транспорта. О транспорте.

4

20.09


4

Виды транспорта.


27.09


5

Виды транспорта. Спецтранспорт.


04.10


6

Виды транспорта. Пассажирский транспорт.


11.10


7

Дорога и ее части. Дорога в городе. Дорога за городом.

1

18.10


8

Какие бывают дороги.

1

25.10


9

Дорожное движение.

1

01.11


10

Перекресток. Автомагистраль.

1

08.11


11

Дорожные знаки.

3

15.11


12

Дорожные знаки.


22.11


13

Дорожные знаки.


29.11


14

Регулировщик. Сигналы регулировщика.

1

06.12


15

Правила для пешеходов

5

13.12


16

Правила для пешеходов


20.12


17

Правила для пешеходов


27.12


18

Правила для пешеходов


10.01


19

Правила для пешеходов


17.01


20

Населённый пункт.

1

24.01


21

Движение на загородной дороге.

1

31.01


22

Внимание! Железнодорожный переезд.

1

07.02


23

Движение в трудных условиях

1

14.02


24

Жилая зона

1

21.02


25

Мы ориентируемся на местности. Класс идет на экскурсию

1

28.02


26

Мы ориентируемся на местности.

1

07.03


27

Труд водителя

2

14.03


28

Труд водителя


21.03


29

Что такое тормозной путь

1

28.03


30

Световые сигналы автомобиля

1

04.04


31

Случай на дороге

1

11.04


32

В метро

1

18.04


33

Проверим себя

2

25.04


34

Проверим себя


16.05



Всего:

34




Список литературы:


1. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ)/авт. Кол. Под рук. С.В.Барканова, О.А.Никоновой.-М., 2001

2. Аксонов,И.Я.Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы/ И.Я. Аксонов.- М.: Наука, 1985

3. Ковалько,В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улцу: 1-4 классы/В.И Ковалько.- М.: ВАКО,2004. – (Мастерская, учителя)

4. Правила дорожного движения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!